Трудовые ресурсы торгового предприятия и оценка эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 00:54, курсовая работа

Описание

Цель написания данной курсовой работы – анализ трудовых ресурсов и кадров на исследуемом предприятии и эффективность их использования.
Для достижения поставленной цели, необходимо рассмотреть ряд задач:
- рассмотреть социально-экономическую сущность труда в коммерческом предприятии;
- охарактеризовать трудовые ресурсы коммерческого предприятия: понятие, состав, виды и их классификация;
- оценить эффективность использования трудовых ресурсов и кадров в коммерческом предприятии;
- представить краткую организационно-экономическую характеристику коммерческого предприятия;
- проанализировать динамику и состав трудовых ресурсов коммерческого предприятия;

Работа состоит из  1 файл

!Курсовая!Экономика!.doc

— 355.00 Кб (Скачать документ)

2. В торговле велики  затраты живого труда. Это обусловлено  функциями торговли, т.е. удовлетворение  индивидуальных потребностей населения  в предметах потребления осуществляется  посредством индивидуального обслуживания, как правило, не первого продавца. В этой связи возникает проблема рациональной организации труда и увеличение его эффективности на основе внедрения новейших технологий.

3. На эффективность  использования труда в торговле  большое влияние оказывает неравномерность покупательских потоков (по часам, дням, неделям и так далее), поэтому актуальным является применение рациональных графиков выхода на работу с использованием режима неполного рабочего дня, неполной рабочей недели и т.д. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Показатели эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

 

Эффективность труда  измеряется соотношением затрат и результатов  труда. Более производительный труд способен в единицу времени производить большее количество продукции, лучшего качества, с меньшими затратами ресурсов. В условиях рынка действует объективный экономический закон неуклонного роста производительности труда, поскольку рост производительности труда способствует увеличению результатов хозяйствования и повышению конкурентоспособности предприятия.

Основным показателем  эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда. Производительность труда отражает степень плодотворности (эффективности) конкретного труда работников.

Эффективность труда  как комплексная и неоднородная категория характеризуется системой показателей. В торговле к ним  относятся:

- производительность  труда;

- уровень затрат труда  на единицу оборота розничной  торговли (число штатных единиц на 1 тыс. или на 1 млн. р. оборота розничной торговли);

- прибыль на одного  работника;

- уровень расходов на оплату  труда в обороте розничной  торговли;

- высокое качество торгового  обслуживания.

Решающую роль в повышении эффективности  труда в торговле играет производительность труда.

Измерение производительности труда  на отдельных предприятиях, в особенности  торговых, является еще нерешенной до конца проблемой. Традиционно  показатель производительности в торговле определяется как отношение оборота розничной торговли к среднесписочной численности работников:

,             (5)

где ПТ — производительность труда торговых работников рассчитанная на основе оборота розничной торговли;

ОРТ -  оборот  розничной торговли;

Чсп - среднесписочная численность торговых работников.

Главное требование, которое предъявляется  к развитию данного показателя, —  это более быстрый рост производительности труда в сравнении с ростом средней заработной платы.

Если рост оплаты труда будет  превышать рост его производительности, увеличится расход зарплаты на единицу оборота розничной торговли, и на эту же величину уменьшится сумма прибыли получаемой предприятием. Реализация товаров станет менее рентабельной, а, может быть, и убыточной.

Если относительно высокий показатель оборота розничной торговли на одного работника или его рост являются следствием неудовлетворительной обеспеченности торговой сетью, не укомплектованности продавцами и низкой культуры торговли, то это не свидетельствует о росте эффективности труда работников.

Таким образом, основным показателем  экономической эффективности труда  является его производительность, а  с социальной стороны эффективности  труда — развитие прогрессивных  форм продажи товаров, развитие услуг, оказываемых населению, и другие показатели, характеризующие качество торгового обслуживания.

Эффективность труда работников торговли в целом может быть определена по формуле

   (6)

где Эт - эффективность использования  живого труда;

ПТ - производительность труда торговых работников, рассчитанная по одному из предлагаемых выше показателей;

К - обобщающий показатель качества торгового  обслуживания.

Производительность труда предполагает использование различным норм выработки. Производительность труда широко применяется на производстве, где производительность труда определяется в нормо-часах.

Трудоемкость определяет отношение  затрат труда к результатам труда.

Рентабельность использования  трудовых ресурсов показывает, насколько  эффективна деятельность работников на торговом предприятии.

Также для измерения производительности труда используют выработку труда. Выработка труда – это количество продукции, произведенной в единицу  рабочего времени или приходящейся на одного среднесписочного работника  в год (квартал, месяц):

, (7)

где q – количество выполненной работы в единицах измерения;

Чсп – среднесписочная  численность работников за период.

Факторы повышения производительности труда можно классифицировать по трем направлениям:

  1. факторы, создающие условия для роста производительности труда: уровень развития науки, повышения квалификации работников, укрепление трудовой дисциплины, сокращение текучести кадров и др.)
  2. факторы, способствующие росту производительности труда: материальное и моральное стимулирование, совершенствование оплаты труда, внедрение научно и технически обоснованных норм труда, внедрение прогрессивной технологии и др.
  3. факторы, определяющие уровень производительности труда на предприятии: улучшение качества труда, ликвидация простоев, устранение брака, совершенствование управления и организации труда и др.

Но, тем не менее, наиболее важными факторами оказывающими влияние на производительность труда  является оборот розничной торговли и численность торговых работников.

Таким образом, производительность труда торговых работников определяется целым рядом технических, технологических, организационных, экономических и социальных факторов и в свою очередь оказывает большое влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности. При этом существуют множество показателей позволяющих всесторонне оценить производительность труда работников торгового предприятия.

Подводя итоги данной главы, можно сделать вывод о  том, что оценка труда необходима для улучшения значений показателей  по кадрам, оценка состава и структуры  персонала необходима для выявления  сильных и слабых сторон кадров предприятия.

 

Глава 2. Анализ состояния трудовых ресурсов предприятий

 

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО ТД "Красногорский"

 

Розничная сеть магазинов «Красногорский»: ИП Гузаиров Р.Р., ИП Гузаиров Р.З., ИП Владимиров А.В. и собственно ООО ТД «Красногорский». На данный момент сеть насчитывает 14 розничных магазинов, различающихся по площади и ассортименту.

Головной офис предприятия представляет помимо административного здания, где  расположены: торговый отдел, бухгалтерия, отдел маркетинга, юридический отдел, дирекция; ещё и складской комплекс общей площадью около 5000 кв.м., оборудованных погрузочной техникой, холодильными камерами, стеллажным оборудованием, весовым оборудованием. Торговая база предприятия находится в непосредственной близости к железнодорожным путям.

2003-2004 гг. и ранее все товары  привозились из Москвы и Санкт-Петербурга, исключение составляли товары  местного производства такие  как, масложировая и молочная  продукция (Кирово-Чепецкий молочный  комбинат, Кировский молокозавод, Вожгальский молочный комбинат, Кировский маргариновый завод), хлебобулочные изделия (Хлебозавод №5, Булочно-кондитерский комбинат) и ряд ассортиментных позиций от более малых местных производителей и оптовых продавцов. Соответственно весь процесс товародвижения шёл с основного складского комплекса силами диспетчерской службы и собственного автопарка. Лишь в начале 2005 г. объёмов закупки стало хватать для заключения договоров на более выгодных условиях, а оптовый рынок города стал наполняться официальными дилерами предприятий-производителей работающих на федеральном уровне.

На данный момент большинство ассортиментных позиций товаров поступают в  розничную точку продаж путём  централизованного завоза, хотя некоторые, например, сезонные товары иногда завозятся с собственного складского комплекса.

Магазин «Красногорский» располагается  на первом этаже жилого десятиэтажного здания по адресу г. Киров, ул. Профсоюзная, 4. Данный тип расположения характеризует типичную и предпочтительную модель магазина сети ТД «Красногорский».

Режим работы магазина: 8.00 – 21.00 без  перерыва и без выходных.

Развитие материально-технической  базы торговли сети ТД  «Красногорский»  осуществляется на основе рационального  размещения вновь вводимых предприятий  и реконструкции уже имеющихся площадей.

В пределах организационно-правовой структуры магазина осуществляют деятельность: ИП Гузаиров Р.Р.(основная масса продовольственных  и непродовольственных товаров), ИП Гузаиров Р.З. (сигаретный киоск, расположенный  во входной зоне магазина), ООО ТД «Красногорский» (вино-водочная продукция, винный отдел в торговом зале).

Магазины «Красногорский» осуществляет розничную и оптовую торговлю; лицензированную продажу согласно действующему законодательству; предоставление коммерческо-посреднических услуг; другие виды деятельности, не запрещенные законодательством.

Внешняя среда представляет собой  достаточно тесный рынок, учитывая население  г. Кирова – 600 тыс. и Кировской области  в целом – 1.4 млн., из местных и  федеральных продуктовых ритейлеров. На данный момент основными игроками на этом рынке являются:

Система Глобус – федеральная сеть, насчитывающая более 20 магазинов  в своей сети, магазины отличаются высоким, в рамках рынка Кирова, уровнем  торгового оборудования, большой  площадью, широтой ассортимента и т.д. Дело в том, что Глобус, как федеральный игрок, имеет более высокий финансовый потенциал.

Продуктовая лавка – местная  сеть, начинавшая деятельность почти  одновременно с ТД «Красногорский», сейчас находится в некоторой  стагнации, т.к. часть магазинов сети закрылись, а часть, хоть и функционируют, но не развиваются.

Магнит – федеральная сеть, открылась  два года назад сразу очень  большим количеством небольших  магазинов, можно судить о том, что  в Кировской области сеть работает на представленность, т.к. крупных магазинов они не открывают.

Х5 -  федеральная сеть. Очень агрессивно зашли на рынок сразу купив одну из местных сетей (Вятский Торговый Дом), на площадях которой открыли более 10 магазинов своей подсети Пятёрочка.

Также на рынке функционирует множество более мелких несетевых магазинов, отличающихся низкими технологическими показателями и низкой проходимостью.

Рынок становится теснее, конкуренция  растёт, борьба за покупателя, опять  же учитывая низкий уровень дохода населения по России, ужесточается.

 


 


 



 

 

 

 

 

      


 

 


 


  


 

 


 


 

 

Схема организационной  структуры раскрывает особенности  функционирования и управления предприятия. Таким образом, на предприятии используется линейно-функциональная структура организации.

 

Анализ показателей  торгово-финансовой деятельности магазина «Красногорский» г. Киров, ул. Профсоюзная, 4 за 2010-2011 гг. Один из 15 магазинов сети был выбран как объект исследования, т.к. является одним из крупнейших магазинов сети ООО ТД «Красногорский». Таблица 1 – Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО ТД «Красногорский».

 

 

Показатели

Ед. изм.

2010 год

2011 год

Откло-нение (+;-)

Отчетный год в % к  прошлому году

А

Б

1

2

3

4

1.Выручка от продажи  товаров

тыс. руб.

145590

148961

3371

102,3

2. Торговая площадь

м2

300

300

-

-

3. Оборот розничной  торговли* на 1 м2 торговой площади

тыс. руб./м2

485,3

496,5

11,2

102,3

4. Среднесписочная численность  работников, всего

чел.

35

34

-1

97,1

- в т.ч. работников  торгово-оперативного персонала

чел.

23

23

-

-

- производительность  труда одного работника торгово-оперативного  персонала

тыс. руб./ чел.

6330

6476

146

102,3

6. Фонд заработной  платы 

– сумма

тыс. руб.

5529,6

5488,2

41,4

99,25

– уровень

%

3,8

3,7

-0,1

97,3

7. Среднегодовая заработная  плата одного работника

тыс. руб.

157,9

162,3

4,4

102,7

8. Себестоимость проданных  товаров, работ, услуг

тыс. руб.

127798

131177

3379

102,6

9. Валовая прибыль–  сумма

тыс. руб.

17792

17784

-8

99,9

– уровень

%

12,22

11,93

-0,29

97,6

10. Издержки обращения

–сумма

тыс. руб.

15681

14862 

-819

94,7

– уровень

%

10,77

9,97

-0,8

92,5

11. Прибыль (убыток) от продаж

– сумма

тыс. руб.

2111

2922

811

138,4

– рентабельность продаж

%

1,44

1,96

0,52

136

           

12. Проценты к получению

тыс. руб.

-

-

-

-

13. Проценты к уплате

тыс. руб.

-

-

-

-

14. Доходы от участия  в других организациях

тыс. руб.

-

-

-

 

15. Прочие доходы

тыс.руб.

-

-

-

         -

16. Прочие расходы

тыс. руб.

1881

2697

816

143,3

17. Прибыль (убыток) до  налогообложения– сумма

тыс. руб.

2250

2300

50

102,2

– рентабельность предприятия

%

1,55

1,54

-0,01

99,3

18. Отложенные налоговые  активы

тыс. руб.

-

-

-

19. Отложенные налоговые  обязательства

тыс. руб.

-

-

-

 

20. Текущий налог на  прибыль

тыс. руб.

450

550

100

122,2

21. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

тыс. руб.

1750

1800

50

102,8

- рентабельность конечной  деятельности

%

1,20

1,21

0,01

100,8

Информация о работе Трудовые ресурсы торгового предприятия и оценка эффективности их использования