Туристический бизнес в современной мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в изучении роли и места туристического бизнеса в современной мировой экономике на примере нашей страны.
Для достижения данной цели автором курсовой работы выделены следующие первостепенные задачи:
- изучить теоретические источники по теме курсовой работы;
- ознакомиться с понятием и функциями туристического бизнеса;
- определить воздействие туризма на мировую экономику;
- определить туристский потенциал и место туризма в экономике РФ;
- изучить основные направления государственного регулирования туризма в России;
- дать оценку состоянию российского туристического бизнеса на сегодняшний день;
- определить позитивные и негативные моменты, а также перспективы и пути развития российского рынка туристических услуг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Особенности и факторы развития международного туризма……5
1.1. Понятие и функции туристического бизнеса……………………………....5
1.2. Воздействие туризма на мировую экономику……………………………...9
1.3. Создание международных туристических организаций и их деятельность…………………………………………………………………………..15
ГЛАВА 2. Развитие туристического бизнеса в России………………………..18
1.
2.
2.1. Туристский потенциал России……………………………………………..18
2.2. Место туризма в экономике Российской Федерации……………………..21
2.3. Основные направления государственного регулирования туристического бизнеса в России……………………………………………………………..26
2.4. Перспективы и пути развития российского рынка туристских услуг.......29
Заключение…………………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………………….………39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.Туристический бизнес в современной России.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский институт гостеприимства»

 

 

Факультет менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Мировая экономика»

 

на тему:

«Туристический бизнес в современной мировой экономике»

 

 

Студентки 4 курса

заочной формы обучения

группы № 426-и

Корепина О.Н.

№ зачетной книжки: 86/2008

Руководитель: Селезнев В.Д.

 

 

Сдана на проверку

(дата, подпись)

Проверена

(дата, подпись)

Оценка по результатам защиты

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Санкт-Петербург
2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Особенности и факторы развития международного  туризма……5

1.1. Понятие и функции туристического бизнеса……………………………....5

1.2. Воздействие туризма на мировую экономику……………………………...9

1.3. Создание международных туристических организаций и их деятельность…………………………………………………………………………..15

ГЛАВА 2. Развитие туристического бизнеса в России………………………..18

1.       

2.       

2.1. Туристский потенциал России……………………………………………..18

2.2. Место туризма в экономике Российской Федерации……………………..21

2.3. Основные направления государственного регулирования туристического бизнеса в России……………………………………………………………..26

2.4. Перспективы и пути развития российского рынка туристских услуг.......29

Заключение…………………………………………………………………………..37

Список литературы………………………………………………………….………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа. Туристический бизнес приносит доход в бюджет страны, а также очень многим физическим и юридическим лицам, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.

Актуальность избранной автором темы курсовой работы состоит в том, что туристический бизнес является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики.  Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.  На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. 

По данным Всемирной туристской организации в сфере туризма занято свыше 250 млн. человек. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития. И в этой связи изучение развития туристического бизнеса как в России, так во всем мире является одной из актуальных проблем.

Цель курсовой работы заключается в изучении роли и места туристического бизнеса в современной мировой экономике на примере нашей страны.

Для достижения данной цели автором курсовой работы выделены следующие первостепенные задачи:

-           изучить теоретические источники по теме курсовой работы;

-           ознакомиться с понятием и функциями туристического бизнеса;

-           определить воздействие туризма на мировую экономику;

-           определить туристский потенциал и место туризма в экономике РФ;

-           изучить основные направления государственного регулирования туризма в России;

-           дать оценку состоянию российского туристического бизнеса на сегодняшний день;

-           определить позитивные и негативные моменты, а также перспективы и пути развития российского рынка туристических услуг.

Для того чтобы показать наилучшим образом, какое место туристический бизнес занимает в мировой экономике, необходимо произвести анализ туристской индустрии в небольшом масштабе, т.е. дать характеристику туристской индустрии на примере нашей страны.

Объектом исследования выступает область международного туристического бизнеса, на которую направлено внимание исследователя.

Предметом исследования является туристический бизнес в Российской Федерации и ее регионах.

Основными научными методами, используемыми в работе, являются метод обобщения, описания, анализа, объяснения, систематизации и классификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности и факторы развития международного туризма

1.1.  Понятие и функции туристического бизнеса

Существует очень много классификаций туризма. Они различаются  самим пониманием этого феномена, принципами построения, прикладными задачами классификации и пр. Главным является деление  туризма на международный и внутренний.

              Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями  за пределы страны постоянного жительства. Пересечение государственной границы для них связано с определенными формальностями: оформление заграничных паспортов и виз, прохождение таможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятся государством для того, чтобы предотвратить незаконную миграцию, международный терроризм, торговлю наркотиков и т.д. и обеспечить порядок въезда в страну и выезда из нее.

              Международный туризм – это система путешествий, осуществляющаяся на базе межгосударственных договоров с учетом действующих норм и местных обычаев.[1]

              Какие же функции выполняет туризм? Их несколько. Прежде всего это функции социального характера. Здесь можно выделить несколько аспектов:

1.      туризм представляет собой вид отдыха. Он способствует восстановлению сил и трудоспособности человека и, соответственно, психофизиологических  ресурсов общества;

2.      туризм способствует рациональному использованию свободного времени людей;

3.      важную роль туризм выполняет в деле трудовой занятости и повышения жизненного уровня местного населения;

4.      туризм обогащает социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств и народов.[2]

В целом о социальном характере туризма можно сказать, что главной его социальной функцией следует считать воспроизводящую. Суть в том, чтобы обновлять силы и внутренние ресурсы человека, затраченные как в ходе трудовой деятельности, так и при выполнении повседневных бытовых обязанностей. Отдых при этом носит активный характер, включает разнообразные виды развлечений, которые помогают изменить род деятельности, окружающую обстановку, познакомиться с другими людьми, новой культурой, традициями, обычаями, узнать неизвестные природные особенности и явления.

Ритмы современной жизни большинства индустриально развитых государств сопровождаются увеличением массива производства, урбанизацией, нередко ухудшением экологической обстановки, изоляцией горожан от природы, поступлением широкого объема информации. Указанные факторы способствуют тому: в человеке накапливается усталость, имеющая как физический, так и психологический характер, что в свою очередь приводит к увеличению конфликтных ситуаций в быту и на производстве, способствует ухудшению здоровья, снижает трудовую и жизненную активность.

Преодолению этих негативных последствий и помогает туризм, являющийся эффективной формой практически полного, всестороннего обновления, так как человеку предоставляется возможность  временно покинуть место постоянного жительства, трудовой деятельности, изменить для себя окружающую его привычную обстановку и образ жизни.[3]

Хорошо развитая туристическая служба позволяет решить такую важную задачу, как занятость местного населения. Следует особо отметить, что туризм выступает как одна из самых трудозатратных отраслей, в ряде случаев не подлежащих механизации и автоматизации. Развитие туристической службы, инфраструктуры привлекает трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов.

Принося сравнительно быструю окупаемость и высокую прибыль, туризм решает еще одну проблему социального плана – способствует повышению жизненного уровня местного населения, что выражается непосредственно и косвенно. Под этим подразумеваются следующие аспекты:[4]

1.      приток денежных средств в туристический регион во время сезона;

2.      увеличение прибыли туристических организаций;

3.      повышение оплаты труда служащих;

4.      увеличение занятости местных жителей.

Косвенное влияние туризма на уровень жизни местного населения сказывается в создании и развитии инфраструктуры, сервисной службы в туристических регионах (путей сообщения, линий связи, пунктов бытовых услуг, магазинов, спортивных центров, кафе, ресторанов, разнообразных аттракционов и т.д.). Местное население так же, как и туристы, пользуется всеми этими объектами.

Говоря об экологической безопасности туризма, необходимо отметить, что туризм, как правило, не истощает экологию, не нарушает природное равновесие. Используя в своей деятельности природные объекты, автодороги, памятники культуры, истории, архитектуры, туристская отрасль заинтересована в том, чтобы они находились в порядке, а в случае необходимости своевременно восстанавливались и реставрировались. Удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерба окружающей среде и в особенности природным ресурсам, которые являются одним из основных факторов привлечения туристов.

Помимо функций социального характера, туризм имеет большое значение в решении экономических проблем общества. Туризм влияет на экономику в следующих аспектах:[5]

1)     является источником дохода для местного населения туристских  центров;

2)     стимулирует развитие отраслей, связанных с выпуском предметов народного потребления, так как приток туристов повышает спрос на многие виды товаров, благодаря чему развивается производство;

3)     способствует развитию познавательного и развлекательного бизнеса, со стороны местных властей большое внимание «ресурсам гостеприимства, сохранению культурного наследия (памятников, музеев, архитектурных ансамблей);

4)     приносит прибыль  и способствует развитию транспортных предприятий и организаций;

5)     стимулирует развитие служб связи;

6)     обуславливает рост спроса на изделия местной промышленности, сувениры, довольно часто реализация такой продукции служит хорошей рекламой для туристского центра;

7)     способствует притоку больших денежных сумм в иностранной валюте.[6]

Информация о работе Туристический бизнес в современной мировой экономике