Туристический бизнес в современной мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в изучении роли и места туристического бизнеса в современной мировой экономике на примере нашей страны.
Для достижения данной цели автором курсовой работы выделены следующие первостепенные задачи:
- изучить теоретические источники по теме курсовой работы;
- ознакомиться с понятием и функциями туристического бизнеса;
- определить воздействие туризма на мировую экономику;
- определить туристский потенциал и место туризма в экономике РФ;
- изучить основные направления государственного регулирования туризма в России;
- дать оценку состоянию российского туристического бизнеса на сегодняшний день;
- определить позитивные и негативные моменты, а также перспективы и пути развития российского рынка туристических услуг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Особенности и факторы развития международного туризма……5
1.1. Понятие и функции туристического бизнеса……………………………....5
1.2. Воздействие туризма на мировую экономику……………………………...9
1.3. Создание международных туристических организаций и их деятельность…………………………………………………………………………..15
ГЛАВА 2. Развитие туристического бизнеса в России………………………..18
1.
2.
2.1. Туристский потенциал России……………………………………………..18
2.2. Место туризма в экономике Российской Федерации……………………..21
2.3. Основные направления государственного регулирования туристического бизнеса в России……………………………………………………………..26
2.4. Перспективы и пути развития российского рынка туристских услуг.......29
Заключение…………………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………………….………39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.Туристический бизнес в современной России.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

В ряде стран разрабатываются государственные программы стимулирования въездного туризма, предусматривающие льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований и развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров и так далее. Но не везде туризм развит. Многие страны еще пытаются достичь соответствующего уровня, в частности Россия.

Сегодняшнее состояние российской туристической отрасли можно опреде-

лить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний туристический бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с государством.

Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Известно, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около девяти человек. Тем не менее, туризм - один из немногих развивающихся видов отечественного бизнеса.

Туристический бизнес является самой динамично развивающейся отраслью мировой экономики. Современные тенденции в развитии туризма свидетельствуют о возрастании его влияния как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран. Мировая практика свидетельствует, что туристский бизнес по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче и переработки нефти.

Подводя итог, можно отметить, что развитие туризма играет важную роль в решении не только финансовых, но и социальных проблем. Для нашей страны (и всех стран в том числе) это означает создание новых рабочих мест, поддержание высокого уровня жизни населения, создание предпосылок для улучшения платежного баланса страны. Развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

2.3.         Основные направления государственного регулирования     туристического бизнеса в России

В соответствии с ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (24.11.96 г. №132-ФЗ) основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

        обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

        охрана окружающей природной среды;

        создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

        развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

        создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

        содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

        защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

        лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

        установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;

        прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

        создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

        налогового и таможенного регулирования;

        предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;

        содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

        развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

        содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

        обеспечения картографической продукцией; иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.

Государство, как впервые записано в ФЗ "Об основах туристской деятельности", признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.[22]

Специфика туристского бизнеса заключается в комплектации турпродукта из различных сервисов: транспорта, питания, размещения, консульских служб и т.п. Отсюда большое количество правовых и нормативных документов, регулирующих туристскую деятельность. Например, административным законодательством регламентируется вопрос получения въездных виз, валютным законодательством - форма расчетов, таможенным - порядок пропуска через границу декларируемых товаров. Имеются нормативные акты Госстандарта РФ о сертификации туристских услуг, акты государственных антимонопольных органов о применении к туристским услугам законодательства в сфере прав потребителей и т.д.

Перечень основных документов нормативно-правовой базы туризма представлен ниже:

      ГК РФ;

      ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" от 24.11.96г. №132-ФЗ;

      Закон "О защите прав потребителей" в редакции ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О защите прав потребителей" и кодекс РСФСР "Об административных правонарушениях" от 09.01.96г. №2-ФЗ;

      Законы "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" в редакции ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг" от 19.06.95г. №89-ФЗ;

      Постановление Правительства РФ "О лицензировании международной туристической деятельности" от 12.12.95г. №1222;

      Постановление Правительства РФ "Правила предоставления гостиничных услуг в РФ" от 25.06.97г. №490;

      Постановление Госстандарта России от 14.10.94г. №18 "Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц". [23]

Таким образом, основными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. Следует также отметить, что без непосредственного вмешательства государства туристический бизнес не сможет правильно и в нужном направлении развиваться. Государственная поддержка – обязательное условие стабильности развития и конкурентоспособности по отношению к другим странам туристской индустрии.

 

2.4.         Перспективы и пути развития российского рынка туристских услуг.

Туризм - это не только долгожданный отдых и новые впечатления, но и мощная индустрия развлечений. Туристический бизнес является очень доходным и очень многогранным бизнесом, важным сегментом мировой экономики. Его деятельность охватывает ряд отраслей производства и почти весь спектр сервисных услуг, существующих на мировом рынке в настоящее время.

Многие государства формируют основу национального бюджета за счёт доходов от туристической деятельности национального рынка туристических услуг. Какие широчайшие возможности предоставляет современный туристический бизнес всем желающим отдыхать и путешествовать. Весь мир лежит у ног тех, кто готов выложить несколько тысяч долларов за яркие впечатления, лечебные процедуры или новые приключения.

Но профессионалы и аналитики от туристического бизнеса ясно понимают, что то, что представлено в настоящее время на рынке этих специализированных услуг, является только началом развития настоящего туризма, туризма нового тысячелетия. Ведь, по сути дела, какие-то десятилетия прошли с тех пор, как туристический бизнес начал по-настоящему объединяться и принимать удобные и взаимовыгодные формы международных отношений. И только в последнее десятилетие туризм стал по-настоящему доступным, по-настоящему межнациональным и межконтинентальным бизнесом. Теперь наступило время глобализации туризма. Пришло время концентрации туристических структур и доходов.

На сегодняшний день важно включить в экономику России совершенно новый рыночный сегмент, который бы, прежде всего, позволил и дал реальную, возможность вовлечь в активную коммерческую деятельность огромные людские резервы российских регионов. Таким мощным, понятным и долгожданным сегментом в российской экономике может стать только интенсивное развитие российского регионального туристического бизнеса, т.е. внутреннего или национального рынка российских туристических услуг.

Развитие этого сектора экономики в настоящее время и в данных  экономических и социальных условиях позволит повысить эффективность госрасходов в ряде экономических и социальных программ многократно, позволит конкретизировать,  оптимизировать и существенно сократить расходы по многим статьям социальной поддержки населения в условиях жесткого экономического кризиса.[24] 

В настоящее время деловое сообщество в сфере туристического бизнеса находится в том положении, когда никто ещё ясно не понимает тех глубинных процессов в сфере туристического бизнеса, которые несут в себе необходимость трансформации сложившихся условий на мировом рынке туристических услуг. Никто, пока ещё, не имеет возможности определённо сказать, какие направления в развитии туристического бизнеса будут наиболее перспективны ближайшее время и потому их следует развивать и в них следует инвестировать соответствующие ресурсы сегодня. А какие тенденции в развитии туристического бизнеса ожидают нас в будущем? Какие проекты следует разрабатывать в расчёте на те направления в развитии рынка туристических услуг, которые будут востребованы через несколько лет и в следующем десятилетии, в силу уже проступающих на рынке туристических услуг коммерческих обстоятельств? Никто, пока, ничего ещё толком не знает, что готовит нам день грядущий.

Многие опытные участники рынка туроператоров не понимают ещё ясно и определённо складывающихся на рынке услуг тенденций и перспектив в развитии туризма, а подавляющее большинство операторов даже и не догадываются о том, что жизнь уже начинает менять правила игры на мировом рынке туристического бизнеса. Впрочем, подавляющее большинство участников рынка туристических услуг будет гибко и своевременно приспосабливаться к быстро меняющимся условиям деятельности, особо не задумываясь о перспективах и тенденциях его развития.

Глобальные тенденции в развитии мирового туристического бизнеса сформировались в последнее десятилетие, а особенно в последние годы таким

образом, что ряд далёких от тёплых морей и песчаных пляжей регионов мира получили, наконец, возможность развивать национальные рынки туристических услуг и эти рынки имеют шансы быть даже очень востребованными. Это не только такие виды современного туризма, которые, например, исторически сформированы в Швейцарии, Австрии и Франции. В настоящее время появляются гораздо более широкие возможности, которые в полной мере могут быть использованы в настоящее время и в России.

Наступило то долгожданное время, когда все составляющие политического и экономического развития нашего государства, уровень национального самосознания, а также уровень развития и концентрации национального капитала в стране позволяет приступить к форсированному развитию национального туристического бизнеса и формированию российского рынка туристических услуг.

Российский рынок туристических услуг является в настоящий момент самым перспективным рынком в мире, поскольку он огромен, поскольку он не был полностью сформирован во всём многообразии его перспектив в эпоху исторического материализма, а тот его сегмент, который был раскручен советской властью, сейчас находится в стадии полураспада. Поэтому мы располагаем совершенно уникальной возможностью отстроить огромный российский рынок туристических услуг в соответствии с самыми современными тенденциями развития мирового туристического рынка и во всём многообразии его территориальных и региональных возможностей.

Возможности российского туристического рынка просто уникальны. По предварительной оценке российский рынок туристических услуг в течение десяти лет интенсивного, целенаправленного и продуманного развития может выйти на годовые обороты до ста миллиардов долларов. И это не пустые фантазии - это реальные возможности нашего огромного по протяжённости и своим внутренним возможностям государства.

Вообще же, если рассматривать российский рынок туристических услуг с точки зрения всего многообразия его региональных возможностей, то представляется просто поразительная картина того, какими удивительными возможностями мы располагаем на протяжённой территории Российской Федерации. Мы имеем возможность провести заинтригованного туриста от тёплых пляжей южных морей до бескрайних просторов заснеженной тундры Крайнего Севера, от древнейших памятников истории нашей цивилизации до фантастически богатой флоры и фауны Дальнего Востока.

Информация о работе Туристический бизнес в современной мировой экономике