Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:41, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении роли и места туристического бизнеса в современной мировой экономике на примере нашей страны.
Для достижения данной цели автором курсовой работы выделены следующие первостепенные задачи:
- изучить теоретические источники по теме курсовой работы;
- ознакомиться с понятием и функциями туристического бизнеса;
- определить воздействие туризма на мировую экономику;
- определить туристский потенциал и место туризма в экономике РФ;
- изучить основные направления государственного регулирования туризма в России;
- дать оценку состоянию российского туристического бизнеса на сегодняшний день;
- определить позитивные и негативные моменты, а также перспективы и пути развития российского рынка туристических услуг.
Введение………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Особенности и факторы развития международного туризма……5
1.1. Понятие и функции туристического бизнеса……………………………....5
1.2. Воздействие туризма на мировую экономику……………………………...9
1.3. Создание международных туристических организаций и их деятельность…………………………………………………………………………..15
ГЛАВА 2. Развитие туристического бизнеса в России………………………..18
1.
2.
2.1. Туристский потенциал России……………………………………………..18
2.2. Место туризма в экономике Российской Федерации……………………..21
2.3. Основные направления государственного регулирования туристического бизнеса в России……………………………………………………………..26
2.4. Перспективы и пути развития российского рынка туристских услуг.......29
Заключение…………………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………………….………39
И если это всё несметное богатство наших национальных возможностей мы сумеем расчетливо и прагматично упаковать в европейского уровня сервиса коммерческие проекты, то в течение нескольких лет Россию заполонят не миллионы, а десятки миллионов восторженных туристов, привнося на российский туристический рынок десятки миллиардов долларов национального дохода.
Российские регионы располагают в настоящее время самыми перспективными возможностями для организации самого современного в Европе рынка туристических услуг, поскольку за пределами Золотого кольца простираются девственные просторы необъятных территорий с несметными богатствами национальной флоры и фауны, великим множеством климатических и часовых поясов, и озверелым стремлением местного населения к развитию собственного бизнеса и обогащению.
Совершенно уникальные инвестиционные возможности открываются перед туристическим бизнесом третьего тысячелетия в российских регионах. Дешёвая земля, дешёвая рабочая сила, дешёвые строительные материалы и очень высокий, и из года в год растущий спрос на новые впечатления и высокого уровня сервис.
Пожалуй, самые удивительные возможности современные тенденции развития мирового туристического бизнеса предоставляют тем российским регионам, которые, с точки зрения современного туризма, вообще никакими достопримечательностями не располагают: ни памятниками истории и архитектуры, ни богатыми заповедниками, ни природными красотами. К таким регионам, например, относятся Липецкая, Воронежская и Белгородская области. По сравнению с которыми Вологодская, Ростовская область и Ставропольский край являются просто божьим даром, не говоря уже об Алтае, Карелии или Дальнем Востоке.
А Камчатскую область, вообще, можно в считанные годы превратить в самую настоящую туристическую Мекку Дальнего Востока. Она располагает просто поразительными внутренними возможностями для того, чтобы круглый год быть просто забитой туристическими потоками со всего света. Если грамотно построить туристический бизнес Камчатки, то вся добываемая в прибрежных водах рыба будет перерабатываться и реализовываться исключительно на местном рынке. Морские деликатесы Камчатки просто удивительны и все они будут с жадностью поглощаться региональным туристическим рынком. Внутренние возможности для развития современного туристического бизнеса на Дальнем Востоке столь велики, что по сравнению с ними и Япония, и Китай будут выглядеть скоро просто далёкой провинцией.
Естественно, что без гибкого государственного регулирования современный рынок туристических услуг в российских регионах будет строить довольно трудно. Однако события последних лет в нашей стране вселяют небезосновательный оптимизм. Бурно развивающийся российский капитализм с успехом преодолевает все бюрократические препоны, какими бы незыблемыми они не казали на первый взгляд.
Современные тенденции в развитии мирового рынка туристических услуг до настоящего времени особо не касались внутреннего российского туристического бизнеса. Многие продвинутые представители региональных деловых элит интуитивно чувствовали, что российский региональный туризм тоже имеет большое будущее, но вот как и с чего начать строительство местного туристического бизнеса никто не знал. Теперь наступило то золотое время, когда вопросы о том, что, где и как строить в том или ином российском регионе уже не стоят!
Не стоят вопросы о том, как лучше поделить рынок туристических услуг, какие сегменты туристического рынка наиболее перспективны сегодня, а какие будет наиболее выгодно осваивать завтра. Не стоят вопросы о том, какие туристические комплексы отвечают требованиям новой эры и как сформировать туристическую привлекательность российских регионов, не имеющих известных исторических и археологических памятников. Не стоят вопросы и о том, что, как и где нужно строить в российских регионах в первую очередь, чтобы сразу привлечь массовый российский и западный туризм, какой концепции следует придерживаться при реконструкции современного туризма в России в расчёте на максимальные дивиденды. Какой путь для возрождения былой славы Золотого кольца России необходимо избрать?
Теперь вопрос стоит только о том, кто первый и где, в каком регионе, воспользуется в полной мере новыми историческими возможностями и начнёт выстраивать колоссально выгодные рыночные отношения на местном рынке туристических услуг, кто первым начнёт снимать сливки в самом доходном и самом перспективном бизнесе современности.
И самым главным в этих многообещающих возможностях становится самое рачительное и самое выгодное использование тех стартовых возможностей, которыми в настоящее время в равной степени имеют возможность воспользоваться все российские региональные деловые элиты. Потому что, располагая определёнными финансовыми возможностями, можно построить всё что угодно и где угодно, но вот только один большой бизнес окупается в течение года-двух, а другие из года в год приносят только одни убытки. И примеров тому мы видели за последнее десятилетие великое множество. Информированность в вопросах развития рыночных отношений открывает невообразимые возможности, которые могут принести фантастические обороты и баснословные доходы.
Наступает удивительное время небывалых преобразований и неограниченных возможностей для предприимчивых людей. Перед молодым и энергичным российским капиталом открывается блестящая перспектива организации нового и огромного рынка - рынка туристических услуг. Доходность этого рынка сродни игорному бизнесу. Объём годовых оборотов этого рынка сопоставим с нефтяным бизнесом.[25] Но несравненным преимуществом этого рынка является тот факт, что его ресурсы почти неистощимы, а сами услуги едва ли не бессмертны.
Но этот благоприятный период будет длиться не столь долго, как хотелось бы. Он жёстко лимитирован во времени исторически благоприятными обстоятельствами. И если этим шансом не воспользуется Россия, то придёт время других народов и других государств. Ничто не вечно под луной и это время придёт в любом случае, но дело в том, что им достанется - жалкие остатки с российского стола, или полная яств на выбор скатерть-самобранка?
Это касается и исторического шанса укрепления российской государственности и уровня национального благополучия. Нефтегазовый прорыв на мировом рынке является лишь надводной частью той удачи, которая позволила России лишь временно залатать зияющие экономические и политические раны на теле нашего государства и нашей государственности как таковой. Необходимы и другие срочные меры экономического характера, которые позволили бы России внутренне окрепнуть и стать экономически мощным, самодостаточным государством, с огромным производственным и научным потенциалом. Это, прежде всего малый и средний бизнес, о котором так много говориться в последние годы.
Туризм для России вообще и российских регионов в особенности может стать тем счастливым случаем и той уникальной возможностью, который позволит возникнуть из небытия, окрепнуть и успешно развиваться стабильному, высокодоходному и устойчивому малому и среднему бизнесу. Рынок туристических услуг удивительно многолик и огромен. Он позволит самой энергичной, предприимчивой и амбициозной части населения нашей страны найти своё дело, своё призвание, свою судьбу в этом беспощадном мире современного капитализма.
Итак, в завершение хочется повторить только одно и самое главное - в настоящее время Россия имеет шанс и все необходимые составляющие для развития мощного национального рынка туристических услуг. И он будет с восторгом востребован и внутренним, и зарубежным туристическими сообществами, если будет развиваться в строгом соответствии с мировыми тенденциями и высоким уровнем сервисного обслуживания. Эта мечта вполне может быть осуществлена. И приступать к формированию, строительству и развитию российского регионального рынка туристических услуг можно уже завтра. Самое главное в данной
ситуации для успешного развития российского регионального туристического бизнеса - опираться только на объективные оценки состояния, перспектив и возможностей того или иного российского региона.
Таким образом, туристический бизнес в нашей стране может стать одним из серьезных источников доходов и залогом экономического процветания и повышения уровня жизни населения, но при условии, что государство создаст для этого самые благоприятные условия.
И если говорить о перспективах сохранения и развития туризма в России в целом, то государству следует заботиться не о туризме и туристическом бизнесе вообще, а только о его въездной и внутренней части, так как въездной туризм неразрывно связан с внутренним, у них одни и те же инфраструктура, материально-техническая база, сервис и прочее.
Государство должно осуществить комплекс мер, направленных на привлечение в Россию потока иностранных граждан (прежде всего из развитых стран), которые могут оставить здесь большие суммы денег, а также разработать ряд мер по социальному туризму и сделать ставку на привлекательность и развитость локальной инфраструктуры и сферы услуг для граждан России.
Тема, касающаяся развития российского регионального туристического бизнеса, более чем актуальна сегодня, потому что она открывает собой новый рынок сервисных услуг, производственных возможностей, стимулирует сельскохозяйственное производство, позволяет, наконец, получать регионам огромные бюджетные поступления, решать проблемы с занятостью населения и т.д.
Заключение
Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.
В настоящее время создание благоприятных условий для развития международного туризма выдвигается как одна из главных целей для нормального функционирования туристического дела. Мировой опыт свидетельствует о том, что международный туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами.
В современных условиях становится очевидным осознание цели создания в РФ современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах. В связи с этим необходимо проведение работ по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма, осуществление комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма, активизации строительства новых объектов, развертывание широкомасштабной рекламной компании по продвижению отечественного туристического продукта на мировой рынок туристических услуг.
Без активной государственной поддержки развития туризма невозможно обеспечить приток иностранной валюты и увеличить налоговые поступления в федеральный бюджет в этой сфере деятельности. В этих условиях приоритетными мероприятиями является разработка необходимых нормативных правовых актов и реализация комплекса мер по развитию въездного и внутреннего туризма.
В настоящее время туризм становится важной, динамично развивающейся отраслью, вклад которой в экономику будет постоянно расти, в силу своего воздействия на развитие многих других отраслей хозяйства, создание дополнительных рабочих мест при низких стартовых издержках, возможности значительного пополнения бюджета, в том числе за счет притока иностранной валюты. Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию (основой этого является огромный потенциал уникальных исторических и природных ресурсов, многокультурности, этнонационального состава).
По мнению автора, для успешного ведения дел необходимо не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать, кому они необходимы, почему, для каких целей. Для этого поводятся маркетинговые исследования.
Как удалось рассмотреть в работе, вместе с тем, в настоящее время в туризме существует много проблем, создающих для его развития определенные трудности. Без решения этих проблем переоценка истинной значимости туристского сектора для экономики региона, а также страны в целом, осознание того, что он представляет собой реальную точку экономического роста и потому является сферой государственного интереса, который должен воплощаться в реальную туристическую политику, информационную поддержку, и создание условий для привлечения инвестиций в государственный и частный сектор всей инфраструктуры туризма.
Следовательно, для того, чтобы решить все возникшие вопросы по мнению автора, необходимо государственное регулирование туристического бизнеса и взаимодействие участников туристического рынка, а именно укрепление законодательно-правовой базы туристского комплекса, а также укрепление взаимодействия органов государственного управления туризмом с непосредственными производителями туристских услуг через привлечение к решению проблем развития туризма туристские ассоциации, учебные заведения и другие структуры, действующие на туристском рынке.
Необходимо отметить, что разработка и осуществление программ развития туризма должна осуществляться с учетом единых концептуальных подходов к развитию туристского комплекса конкретного города или района с последующей интеграцией через создание комплексных маршрутов в областные, а также межрегиональные и, возможно, федеральную программы для развития туризма.
Несомненно, что в регионах Центральной России имеются все предпосылки для того, чтобы международный туризм в самые короткие сроки стал одним из приоритетных направлений экономики, обеспечив рост бюджетных доходов, создание новых рабочих мест, развитие целого ряда смежных областей производства и сферы обслуживания.
Информация о работе Туристический бизнес в современной мировой экономике