Учет коммерческого риска в принятии решений на ОАО «БелАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание

Объект исследования – определение коммерческого риска в принятии решений.
Предмет изучения – применение экспертного метода в принятии решений.
Цель работы: изучение коммерческого риска, показателей риска, методы его оценки и снижения, определение рационального варианта проекта с минимальным риском.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
1. Коммерческий риск: источники, показатели риска, методы
его оценки………………………………………………………………………….6
1.1. Сущность, роль и место рисков в планировании на предприятии….6
1.2. Источники риска, факторы, обуславливающие риск, виды потерь, классификация рисков……………………………………………………………..8
1.3. Показатели риска. Методы его оценки, методы снижения риска и связь неопределенности и риска………………………………………………….11
2. Учет коммерческих рисков в деятельности предприятия……….........16
2.1. Управление рисками и методы их оценки…………………………….16
2.2. Сущность анализа экономических рисков……………………………17
2.3. Учет рисков при инвестициях…………………………………………20
3. Учет коммерческого риска в принятии решений на ОАО «БелАЗ»…..22
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия……..22
3.2. Оценка и выбор решений в условиях риска…………………………..25
Заключение…………………………………………………………..………29
Список использованных источников…...........

Работа состоит из  1 файл

Коммер риск .doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)


содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….4

1. Коммерческий риск: источники, показатели риска, методы

его оценки………………………………………………………………………….6

1.1. Сущность, роль и место рисков в планировании на предприятии….6

1.2. Источники риска, факторы, обуславливающие риск, виды потерь, классификация рисков……………………………………………………………..8

1.3. Показатели риска. Методы его оценки, методы снижения риска и связь неопределенности и риска………………………………………………….11

2. Учет коммерческих рисков в деятельности предприятия……….........16

2.1. Управление рисками и методы их оценки…………………………….16

2.2. Сущность анализа экономических рисков……………………………17

2.3. Учет рисков при инвестициях…………………………………………20

3. Учет коммерческого риска в принятии решений на ОАО «БелАЗ»…..22

3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия……..22

3.2. Оценка и выбор решений в условиях риска…………………………..25

Заключение…………………………………………………………..………29

     Список использованных источников…........................................................31

    Приложения………………………………………………………………….32                                                                     


РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 32 с., 4 рис., 3табл., 17 источник, 2 прил.

 

КОММЕРЧЕСКИЙ РИСК, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЗАКУРКУ, ОПТИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ, СТРАХОВАНИЕ,   КОРРЕЛЯЦИЯ, ПЕРЕМЕННАЯ, ФАКТОР

 

Объект исследования  –  определение коммерческого риска в принятии решений.

Предмет изучения – применение экспертного метода в принятии решений.

Цель работы: изучение коммерческого риска, показателей риска, методы его оценки и снижения, определение рационального варианта проекта с минимальным риском.  

Методы исследования: метод потенциалов, экспертный метод, линейного программирования.

Исследования и разработки:  определение рационального варианта проекта с минимальным риском.

Область возможного практического применения: применение выявленных зависимостей в  маркетинговой деятельности.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

___________________

(подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В связи с развитием рыночных отношений хозяйственную деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

Подобная обстановка несколько необычна и непривычна для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому предстоит пройти тернистый путь, прежде чем он превратится в подлинного предпринимателя.

В условиях командно-административной экономики все мы привыкли к тому, что экономическая обстановка формируется “сверху” в приказном порядке в виде набора правил и норм. Планы, программы, постановления, инструкции, государственные цены, фонды, лимиты, наряды, тарифы формировали ту экономическую систему координат и хозяйственную среду, в которой вынуждены были действовать предприятия и люди.

Конечно, жесткая система централизованных установок и предписаний сковывала инициативу, подавляла интерес и творческое начало. Но она вносила явную или по крайней мере кажущуюся четкость, обеспечивала навязанный “порядок”. Хотя и не с полной уверенностью, но можно было предвидеть объемы производства, поставок, продаж, цены и соответственно прибыль, доходы. Словом, действовать в заданных условиях.

Рынок есть прежде всего экономическая свобода. Над предприятием могут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения. Государственное регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления хозяйственной деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным образом.

Следовательно, хотим мы того или не хотим, но, осваивая предпринимательство, нам придется иметь дело с неопределенностью и повышенным риском. Задача подлинного предпринимателя, хозяйственника нового типа состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым результатом, дело без риска.

При таком подходе в рыночной экономике можно вообще оказаться вне дела и без дела. Надо не избегать неизбежного риска, а уметь чувствовать риск, оценивать его степень и не переходить за допустимые пределы.

Из сказанного следует первое правило поведения предпринимателя: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня.

К сожалению, в нашей экономической науке и практике хозяйствования, по существу, отсутствуют общепризнанные теоретические положения о хозяйственном риске. Крайне слабо разработаны методы оценки риска применительно к тем или иным производственным ситуациям и видам деятельности, отсутствуют распространенные практические рекомендации о путях и способах уменьшения и предотвращения риска.

Отметим, что теория коммерческого риска лишь частично сложилась и в странах со сформировавшейся рыночной экономикой. Но там имеется огромный опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый наглядно видимыми примерами процветания и краха, подъема и банкротства в зависимости от умелого и неумелого поведения, а частично и везения в реальной обстановке риска.

Значит, в рыночной среде сама жизнь, процессы производства, распределения, обмена, потребления продукции учат правилам поведения при наличии неопределенности и риска, поощряют за их знание и сурово наказывают за незнание.

Основная цель курсовой работы выяснить истоки и причины коммерческого риска и формы его проявления для того, чтобы далее уяснить методы оценки риска и способы его предотвращения.

Методологической базой для написания курсовой работы послужили следующие методы научных исследований: логический, абстрактный, сравнительный, монографический.                                       

 


1 Коммерческий  риск: Источники, показатели риска, методы его оценки

 

 

1.1 Сущность, роль и место рисков в планировании на предприятии

 

 

Реализация стратегии предприятия всегда связана с определенным риском. Это касается как стратегии расширения масштабов хозяйственной деятельности, так и ее сокращения. Риск в стратегическом планировании принято называть хозяйственным или коммерческим. В планировании стратегии предприятия очень важно знать факторы, источники, формы проявления и методы оценки хозяйственного риска, что является условием его предотвращения.

Однако сначала сформулируем и уточним терминологическую базу теории хозяйственного риска. Это необходимо вследствие того, что используемые в быту в даже в бизнесе и менеджменте понятия, относящиеся к рисковому предпринимательству, весьма часто расплывчаты и нечетки.

Прежде всего определим исходное, базисное понятие “риск”, имея в виду, что это угроза, опасность возникновения ущерба в самом широком смысле слова. Под хозяйственным (коммерческим) будем понимать риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными, и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов [2 с.121].

В рассматриваемых видах деятельности приходится иметь дела с использованием и обращением материальных, трудовых, финансовых, информационных (интеллектуальных) ресурсов, так что риск связан с угрозой полной или частичной потери этих ресурсов.

В итоге коммерческий риск характеризуется как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.

Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, программой его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

Подчеркнем еще раз: при установлении коммерческого риска надо различать понятия “расход”, “убытки”, “потери”. Любая предпринимательская деятельность неизбежно связана с расходами, тогда как убытки имеют место при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах и представляют дополнительные расходы сверх намеченных.

Сказанное выше характеризует категорию “риск” с качественной стороны, но создает основу для перевода понятия “коммерческий риск” в количественное. Действительно, если риск - это опасность потери ресурсов или дохода, то существует его количественная мера, определяемая абсолютным или относительным уровнем потерь.

В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении, если только ущерб поддается такому измерению.

В рыночной экономике риск является неотъемлемым атрибутом хозяйствования. С ним постоянно имеет дело любой предприни­матель, любое предприятие. Государство не несет ответственнос­ти за обязательства предприятий и объединений. Ответственность за принимаемые ими плановые и иные решения ложится на субъ­екта хозяйствования, сказывается на финансовых результатах его деятельности. Поэтому фактор риска служит сильным стимулом и ограничением при принятии плановых решений.

Неопределенность ситуации в рыночной экономике приводит к тому, что избежать риска невозможно. Однако из этого вовсе не следует, что при планировании хозяйственной деятельности следует искать такие решения, в которых заранее известен результат. Ведь они, как правило, неэффективны. Необходимо научиться предви­деть риск, оценивать его размеры, выигрыш, связанный с ним, планировать мероприятия по его предотвращению и не переходить до­пустимые пределы.

Следует отметить, что в отечественной экономике методы пла­нирования и оценки риска проработаны явно недостаточно. Отсут­ствуют практические рекомендации по его оценке и предотвраще­нию при решении различных плановых задач. Первой в цепи сложных проблем оценки и планирования риска стоит проблема его идентификации. Риск представляет собой сложную экономи­ко-управленческую категорию, при определении которой имеет место множество противоречивых характеристик. Наиболее рас­пространенной характеристикой риска является угроза или опас­ность возникновения ущерба, потерь ресурсов при ведении хозяй­ственной деятельности. В этом отношении под риском понимается мера ожидаемой неудачи в той или иной деятельности, опасность наступления неблагоприятных последствий, изменений во внеш­ней среде, которые могут вызвать потери ресурсов, убыток, а так­же опасность, от которой следует застраховаться.

Риск также может рассматриваться, как вероятность ошибки или успеха при выборе стратегических альтернатив, как образ дей­ствий в неопределенной обстановке, а также как один из критериев предпочтений при формировании плановых решений. Таким обра­зом, под коммерческим риском следует понимать угрозу, опас­ность возникновения ущерба в любых видах деятельности, связан­ных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических программ.

В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предпринимателя, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль) от предпринимательства [3 с.202].

Применительно к предприятию в качестве базы для определения относительной величины риска целесообразно брать стоимость основных фондов и оборотных средств предприятия или намеченные суммарные затраты на данный вид предпринимательской деятельности, имея в виду как текущие затраты, так и капиталовложения, или расчетный доход (прибыль).

Выбор той или иной базы не имеет принципиального значения, но следует предпочесть показатель, определяемый с высокой степенью достоверности.

В дальнейшем базовые показатели, используемые для сравнения, будем называть расчетными, или ожидаемыми, показателями прибыли, затрат, выручки. Значения этих показателей, как уже известно, определяются при разработке бизнес-плана, в процессе технико-экономического обоснования предпринимательского проекта, сделки.

Соответственно потерями будем считать снижение прибыли, дохода в сравнении с ожидаемыми величинами. Предпринимательские потери - это в первую очередь случайное снижение предпринимательской прибыли.

Именно величина таких потерь и характеризует степень риска. Значит, анализ риска связан прежде всего с изучением потерь [6 с.98].

 

1.2 Источники риска, факторы, обуславливающие риск, виды потерь, классификация рисков

 

 

Как уже, отмечалось, планирование и реализация стратегии происходят в условиях неопределенности, порождаемой изменчи­востью внешней среды предприятия. Следовательно, в момент со­ставления плана нет ясности и уверенности в том, что выбранная стратегическая альтернатива приведет к успеху, получению ожи­даемого конечного результата. Здесь всегда присутствует опас­ность неудачи, непредвиденных потерь.

Информация о работе Учет коммерческого риска в принятии решений на ОАО «БелАЗ»