Учет коммерческого риска в принятии решений на ОАО «БелАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание

Объект исследования – определение коммерческого риска в принятии решений.
Предмет изучения – применение экспертного метода в принятии решений.
Цель работы: изучение коммерческого риска, показателей риска, методы его оценки и снижения, определение рационального варианта проекта с минимальным риском.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
1. Коммерческий риск: источники, показатели риска, методы
его оценки………………………………………………………………………….6
1.1. Сущность, роль и место рисков в планировании на предприятии….6
1.2. Источники риска, факторы, обуславливающие риск, виды потерь, классификация рисков……………………………………………………………..8
1.3. Показатели риска. Методы его оценки, методы снижения риска и связь неопределенности и риска………………………………………………….11
2. Учет коммерческих рисков в деятельности предприятия……….........16
2.1. Управление рисками и методы их оценки…………………………….16
2.2. Сущность анализа экономических рисков……………………………17
2.3. Учет рисков при инвестициях…………………………………………20
3. Учет коммерческого риска в принятии решений на ОАО «БелАЗ»…..22
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия……..22
3.2. Оценка и выбор решений в условиях риска…………………………..25
Заключение…………………………………………………………..………29
Список использованных источников…...........

Работа состоит из  1 файл

Коммер риск .doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)

Первая точка (ΔПР=0 и В=Вр) определяет вероятность нулевых потерь прибыли. В соответствии с принятыми допущениями вероятность нулевых потерь максимальна, хотя, конечно, меньше единицы.

Вторая точка (ΔПР=ПРр и В=Вд) характеризуется величиной возможных потерь, равной ожидаемой прибыли, т. е. полной потерей прибыли, вероятность которой равна. Точки 1 и 2 являются граничными, определяющими положение зоны допустимого риска. Третья точка (ΔПР=ВР и В=Вкр) соответствует величине потерь, равных расчетной выручке ВР. Вероятность таких потерь равна Вкр. Точки 2 и 3 определяют границы зоны критического риска.

Четвертая точка (ΔПР=ИС и В=Вкт) характеризуется потерями, равными имущественному (ИС) состоянию предпринимателя, вероятность которых равна Вкт. Между точками 3 и 4 находится зона катастрофического риска. Потери, превышающие имущественное состояние предпринимателя, не рассматриваются, так как их невозможно взыскать [12 с.59].

Методы снижения риска

Хозяйственная практика выработала систему мер, направлен­ных на уменьшение риска до минимально возможного уровня, ко­торые могут иметь самую различную форму и содержание. Наибо­лее часто при этом применяются следующие группы методов: технические, правовые, организационно-экономические.

Технические методы основаны на внедрении различных тех­нических средств, например систем противопожарного контроля, банковских электронных расчетов, охранной сигнализации и т.п.

К группе правовых методов относятся страхование, залог, не­устойка (штраф, пеня), поручительство (гарантия), задаток.

Организационно-экономические методы включают комплекс распорядительных мер, направленных на предотвращение потерь от риска в случае наступления неблагоприятных обстоятельств, а также на их компенсацию в случае возникновения потерь. Они, как прави­ло, реализуются с помощью различных управленческих регламентов. Сюда можно отнести, например, запрет на курение в огнеопасных местах, систему поглощения риска, то есть признание ущерба в слу­чае невозможности использования иных способов минимизации рис­ка или в случае малой вероятности опасного события и т.п.

Рассмотрим наиболее распространенные методы снижения риска в стратегическом планировании.

1. Страхование.

Страхование представляет собой систему возмещения убыт­ков страховщиками при наступлении страховых случаев из специ­альных страховых фондов, формируемых за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователями.

Страхование может осуществляться в двух формах: обяза­тельного и добровольного страхования. Страховым возмещени­ем называется сумма денежных средств, выплачиваемых в счет возмещения ущерба при наступлении страхового случая. Страхо­вым случаем признается событие, с наступлением которого свя­зывается выплата страхового возмещения. В случае использова­ния данного метода (компенсации потерь) риск носит название страхового риска.

Перестрахование — это страхование, в соответствии с которым страховщик передает часть ответственности по рискам другим страховщикам, называемым в этом случае перестраховщиками. Цель та­кой операции состоит в создании устойчивого и сбалансированного «страхового портфеля» для обеспечения стабильной и рентабельной работы страховых организаций.

Сострахование — метод выравнивания и распределения круп­ных рисков между несколькими страховщиками. При этом каж­дый из них заключает со страхователем отдельный договор. Одна­ко может выделяться «лидирующий» страховщик, который берет на себя функции организатора страхования.

2. Поручительство.

3. Залог.

Данный метод снижения риска относится к способам обеспе­чения исполнения обязательств, при котором кредитор (залогодер­жатель) имеет право в случае невыполнения должником (залогода­телем) обеспеченного залогом обязательства получить удовлетво­рение своего требования из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами.

4. Распределение риска.

Чаще всего этот способ снижения риска применяется в случае разработки и реализации проекта несколькими исполнителями (инвесторами, проектировщиками, строителями, заказчиком).

5. Резервирование средств.

Создание резервов ресурсов на покрытие непредвиденных рас­ходов позволяет компенсировать риск, возникающий в процессе ре­ализации планов предприятия, и тем самым ликвидировать различ­ные «сбои» в работе [9].

 


2 Анализ рисков в деятельности предприятия

 

 

2.1 Управление рисками и методы их оценки

 

 

Управление рисками означает предотвращение появления того или иного вида риска, определение его стоимости, проведение предупредительных мероприятий, позволяющих избежать или уменьшить потери. Под ценой риска понимаются фактические убытки для предприятия, затраты по их уменьшению и возмещению.

Рассмотрим теперь следующие методы оценки риска.

1. Статистический способ состоит в том, что изучается статистика потерь, имевших место в аналогичных видах предпринимательской деятельности, устанавливается частота появления определенных уровней потерь.

Если статистический массив достаточно представителен, то частоту возникновения данного уровня потерь можно в первом приближении приравнять к вероятности их возникновения и на этой основе построить кривую вероятностей потерь, которая и есть искомая кривая риска.

Отметим одно важное обстоятельство. Определяя частоту возникновения некоторого уровня потерь путем деления числа соответствующих случаев на их общее число, следует включать в общее число случаев и те предпринимательские сделки, в которых потерь не было, а был выигрыш, т. е. превышение расчетной прибыли. Иначе показатели вероятностей потерь и угрозы риска окажутся завышенными.

2. Экспертный способ, известный под названием метода экспертных оценок, применительно к предпринимательскому риску может быть реализован путем обработки мнений опытных предпринимателей или специалистов.

Наиболее желательно, чтобы эксперты дали свои оценки вероятностей возникновения определенных уровней потерь, по которым затем можно было бы найти средние значения экспертных оценок и с их помощью построить кривую распределения вероятностей.

Можно даже ограничиться получением экспертных оценок вероятностей возникновения определенного уровня потерь в четырех характерных точках. Иными словами, надо установить экспертным образом показатели наиболее возможных допустимых, критических и катастрофических потерь, имея в виду как их уровни, так и вероятности [11 с.121].

По этим четырем характерным точкам несложно воспроизвести ориентировочно всю кривую распределения вероятностей потерь. Конечно, при небольшом массиве экспертных оценок график частот недостаточно представителен, а кривую вероятностей, исходя из такого графика, можно построить лишь сугубо приближенным образом. Но все же определенное представление о риске и характеризующих его показателях будет, а это уже намного больше, чем не знать ничего.

3. Расчетно-аналитический способ построения кривой распределения вероятностей потерь и оценки на этой основе показателей предпринимательского риска базируется на теоретических представлениях. К сожалению, как уже отмечалось, прикладная теория риска хорошо разработана только применительно к страховому и игровому риску [13 с.85].

 

2.2 Сущность анализа экономических рисков

 

 

В процессе анализа рисков главное — выявление цены потерь или тяжести их последствий. При этом предприятие должно ответить на вопрос о возможной их сумме. Разумеется, большие или маленькие потери определяются масштабами коммерческих операций и их ожидаемыми результатами. Мерой в данном вопросе выступает отношение возможных потерь к свободным активам, которое можно назвать ценой риска.

При анализе экономических рисков еле следует учитывать, что в каж­дый данный момент может произойти больше одного случая возмож­ных потерь. Поэтому фирма должна быть готова к возникновению неза­висимых, но одновременных случаев возможных потерь.

При возникновении рисковых потерь, даже если все риски застрахованы, они могут остаться не покрытыми полностью за счет страховых выплат [10 с.56].

Потери в производственной сфере:

1. Снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие уменьшения производительности труда, простоя оборудования или недоиспользования производственных мощностей, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака ведет к недополучению запланированной выручки. Вероятные потери ΔD в этом случае в стоимостном выражении определяются по формуле

ΔD =ΔОхЦ,

где ΔО - вероятное суммарное уменьшение объема выпуска продукции;

Ц - цена реализации единицы объема продукции.

2. Снижение цен, по которым намечается реализовать продукцию, в связи с недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса, ценовой инфляцией приводит к вероятным потерям, определяемым по формуле

ΔD =ΔЦхО,

где ΔЦ - вероятное уменьшение цены единицы объема продукции;

О - общий объем намеченной к выпуску и реализации продукции.

Рисунок 4 – Схема возможной реакции фирмы на экономические риски[2]

 

3. Повышенные материальные затраты, обусловленные перерасходом материалов, сырья, топлива, энергии, ведут к потерям, определяемым зависимостью

ΔD=ΔM1xЦ1+ΔМ2хЦ2+... ,

где ΔM - вероятный перерасход материального ресурса;

Ц - цена единицы ресурса.

4. Другие повышенные издержки, которые могут быть вследствие высоких транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов.

5. Перерасход намеченной величины фонда оплаты труда вследствие превышения расчетной численности либо вследствие выплаты более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным работникам.

6. Уплата повышенных отчислений и налогов, если в процессе осуществления бизнес-плана ставки отчислений и налогов изменятся в неблагоприятную для предпринимателя сторону.

7. Не следует упускать из виду и возможности потерь в виде штрафов, естественной убыли, а также обусловленных стихийными бедствиями, хотя учесть такие потери расчетным образом не представляется возможным [11 с.202].

Потери в коммерческом предпринимательстве:

1. Неблагоприятное изменение (повышение) закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта и не блокированное условиями договора о закупке приводит к вероятным потерям (ΔD), определяемым по формуле

ΔD=ОхΔЦ,

где О- объем закупок товара е физическом измерении;

ΔЦ - вероятное повышение закупочной цены.

2. Непредвиденное снижение объема закупки в сравнении с намеченным вызывает уменьшение объема реализации, т.е. масштаба всей операции. Потеря прибыли (дохода) исчисляется как произведение снижения объема закупки на величину прибыли (дохода), приходящейся на единицу объема реализации товара.

Следует учитывать, что уменьшение объема закупки и реализации может сопровождаться снижением расходов, ибо, кроме так называемых условно-постоянных расходов, существуют затраты, пропорциональные объему операции.

3. Потери товара в процессе обращения (транспортировки, хранения) или потери качества, потребительской ценности товара, приводящие к снижению его стоимости. Уровень такого ущерба устанавливается как произведение количества утерянного товара на закупочную цену или произведение испорченного количества товара на снижение отпускной цены.

Рассмотрим следующие способы анализа:

Финансово-статистический анализ документов позволяет систематически получать представление о том, какие из возможных по­терь, указанных в листе активов, фактически может понести фирма в обозримом периоде. Анализ балансового отчета фирмы, отчета о при­былях и убытках и прочих бухгалтерских счетов и документов поз­воляет определить всю наличную собственность фирмы, ее обязатель­ства и долги. Дополняя эти характеристики прогнозом финансового положения фирмы и плановым бюджетом, можно с большой долей достоверности прогнозировать потенциальные экономические риски, степень вероятности их проявления и цену каждого из них. В соот­ветствии с финансово-статистическим способом анализа каждый бух­галтерский счет должен быть досконально изучен, чтобы выявить из­менения, произошедшие в собственности фирмы, или четко опреде­лить результаты финансовых, операции,

Анализ текущих операций — системная процедура выявления возможных потерь, с которыми может столкнуться фирма. Он прово­дится путем построения как обобщенных, так и детальных схем, отра­жающих все операции деятельности фирмы начиная со снабжения предприятия сырьем, материалами, топливом, энергией и кончая до­ставкой готовой продукции потребителю.

Анализ делового окружения фирмы — еще один из способов выявления экономических рисков фирмы, управления ими и определения цены потенциальных потерь. Анализ внешнего окружения фирмы чрезвычайно важен. Так, профессор Джон О'Коннелл в своих работах рекомендует для выяснения возможности и степени риска выделять и исследовать следующие четыре сегмента внешнего окружения фирмы: потребители — поставщики — конкуренты — регуляторы. При рассмотрении каждого из них необходимо тщательно проанализировать взаимоотношения фирмы с перечисленными сегментами внешнего окружения, выяснить степень их однородности и стабильность.

Информация о работе Учет коммерческого риска в принятии решений на ОАО «БелАЗ»