Учет коммерческого риска в принятии решений на ОАО «БелАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание

Объект исследования – определение коммерческого риска в принятии решений.
Предмет изучения – применение экспертного метода в принятии решений.
Цель работы: изучение коммерческого риска, показателей риска, методы его оценки и снижения, определение рационального варианта проекта с минимальным риском.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
1. Коммерческий риск: источники, показатели риска, методы
его оценки………………………………………………………………………….6
1.1. Сущность, роль и место рисков в планировании на предприятии….6
1.2. Источники риска, факторы, обуславливающие риск, виды потерь, классификация рисков……………………………………………………………..8
1.3. Показатели риска. Методы его оценки, методы снижения риска и связь неопределенности и риска………………………………………………….11
2. Учет коммерческих рисков в деятельности предприятия……….........16
2.1. Управление рисками и методы их оценки…………………………….16
2.2. Сущность анализа экономических рисков……………………………17
2.3. Учет рисков при инвестициях…………………………………………20
3. Учет коммерческого риска в принятии решений на ОАО «БелАЗ»…..22
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия……..22
3.2. Оценка и выбор решений в условиях риска…………………………..25
Заключение…………………………………………………………..………29
Список использованных источников…...........

Работа состоит из  1 файл

Коммер риск .doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)

Анализ экономических рисков — процесс длительный и непрерывный, включающий последовательное применение всех способов оценки рисков. Результаты, полученные при использовании предложенных выше способов их оценки, дают возможность выявлять все группы экономических рисков, представляющих угрозу деятельности фирмы. Комплексная система способов оценки рисков позволяет заполнить те пробелы, которые наверняка возникают при использовании только одного из них, и значительно повышает качество прогнозных оценок и управления рисками на фирмах [7 с.189].

 

2.3 Учет рисков при инвестициях

 

 

Под инвестиционным риском подразумевается вероятность неблагоприятного исхода. Различные инвестиционные проекты имеют свою степень риска.

Основными факторами, повышающими предпринимательский риск, являются непостоянство и неопределенность объема продаж и издержек производства, их условно-переменной части и доходов от внереализационной деятельности к разности объема выручки и условно-переменной части текущих издержек на этом шаге. Под «безубыточным» понимается объем продаж, при котором чистая прибыль равна нулю. При его определении принимается, что на данном шаге расчетов:

- объем производства равен объему продаж;

-   объем выручки изменяется пропорционально объему про­даж;

-   доходы и расходы от внереализационной деятельности не зависят от объема продаж;

-   полные текущие издержки производства могут быть разде­лены на условно-постоянные и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства.

Если проектом предусматривается выпуск нескольких видов продукции, то все входящие в расчет величины принимаются по проекту в целом.

В случаях, когда по проекту и его экономическому окружению имеется в динамике детально проработанная информация о вероятности тех или иных изменений, рекомендуется использо­вать метод вариации параметров проекта. Его основная цель — проверить реализуемость и оценить эффективность проекта в зависимости от изменения следующих показателей: инвестиций (или их отдельных составляющих), объема производства, издер­жек производства и сбыта, процента за кредит, прогноза общего индекса инфляции, индексов цен и внутренней инфляции (или иной характеристики изменения покупательной способности) иностранной валюты, задержки платежей, длительности расчетного периода (момента прекращения реализации проекта) и других показателей, предусмотренных в задании на разработку проектной документации [11 с.306].

В практике могут иметь место составные инвестицион­ные проекты, когда существует комбинированный риск. Если предприятие присоединяет проект, в котором ожида­емые потоки денежных средств должны быть тесно взаи­моувязаны с движением существующих активов, то общий риск фирмы увеличится больше, чем если бы она присое­динила проект с низкой степенью корелляции с существу­ющими активами. Комбинирование проектов с целью умень­шения риска называется диверсификацией. Это позволяет уменьшить отклонения прибыли от ее математического ожидания [8 с.56].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Учет коммерческого риска в принятии решений на ОАО «БелАЗ»

 

3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

 

Республиканское унитарное производственное республиканское предприятие «Белорусский автомобильный завод» входит в производственное объединение «БелАЗ» и является головным предприятием объединения. Собственником имущества предприятия является Республика Беларусь, а органом управления им – Министерство промышленности Республики Беларусь. Предприятие является государственной организацией, имеет статус юридического лица и обособленное имущество, действует на хозяйственном расчете. Белорусский автомобильный завод создан с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение максимальной прибыли, удовлетворения материальных и социальных потребностей коллектива предприятия и интересов Республики Беларусь, насыщения рынка автомобильной продукцией.

Предметом деятельности предприятия является:

– производство и реализация автомобильной и автоприцепной техники, карьерной техники, комплектующих изделий, деталей, запасных частей, технологического оборудования, непродовольственных товаров народного потребления, продукции сельскохозяйственного производства, а также другой продукции, выполнение гарантийного и сервисного обслуживания произведенной продукции;

– оказание автосервисных, авторемонтных, автотранспортных, бытовых услуг юридическим и физическим лицам;

– оказание услуг в технической подготовке кадров;

– осуществление коммерческо-посреднической, маркетинговой, торговой, внешнеэкономической деятельности, а также любых других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь и отвечающих целям, предусмотренным уставом предприятия.

ОАО «Белорусский автомобильный завод» является единственным предприятием в странах СНГ, выпускающим большегрузные карьерные автосамосвалы грузоподъемностью от 22 до 320 тонн, широко используемых на предприятиях металлургической, угольной, горнодобывающей и строительной отраслях промышленности. Помимо карьерных самосвалов, учитывая требования рынка, ОАО «Белорусский автомобильный завод» разработаны и выпускаются машины для обслуживания горнотехнических работ, гамма техники для подземных работ, различные транспортные средства специального назначения, а также товары народного потребления.     Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.

На основную выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень и качество.

Научно-исследовательский сектор завода объединяет 4 конструкторско-технологических подразделения, экспериментальный цех, ряд центральных заводских лабораторий. Свыше 500 специалистов завода, среди которых 1 доктор и 9 кандидатов наук, непосредственно участвуют в проведении исследований, самостоятельно решают ряд научно-технических проблем.

Завод тесно сотрудничает и с большой наукой. Специалисты завода поддерживают связи с 50 научными организациями РБ и стран СНГ. Наибольший объем научных исследований на хоздоговорной основе выполняется с институтами Академии наук Беларуси и Белорусским Национальным техническим университетом.

Среднесписочная численность работающих на заводе на 01.01.2012 г. составляет 9479 чел., в том числе производственные рабочие – 3468 чел., вспомогательные – 4558 чел. Завод располагает квалифицированным составом руководителей, специалистов и рабочих. Белорусский автомобильный завод, являясь государственным предприятием, самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Осуществление функций управления подразделениями производится в соответствии с положениями о самостоятельных структурных подразделениях завода, положениями о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, процедурами управления, инструкциями. Структура управления заводом совершенствуется по мере изменения рыночных условий путем создания новых и реорганизации (реструктуризации) существующих подразделений. Это вызвано необходимостью создания организационно-технических условий для эффективного воздействия на экономическую, финансовую, производственную, социальную, научно-исследовательскую деятельность завода в зависимости от конъюнктуры рынка. Анализ текущего финансового состояния Белорусского автомобильного завода проводился по данным бухгалтерской отчетности предприятия (балансов и приложений к нему) за 2009-2011 гг. (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Динамика показателей финансово-экономической деятельности ОАО «БелАЗ» за 2009-2011 гг., млн. рублей

 

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение 2011 г. (+,-)

Темп роста %

2011г.

2009г.

2010г.

2009г.

2010.

Товарная продукция в сопоставимых ценах на начало года

1256120

1575200

1758920

+502800

+183720

125,4

111,7

Продолжение таблицы 2.1.

Реализованная продукция

985623

1124489

1237554

+251931

+113065

125,6

110,1

Себестоимость реализованной продукции

796150

912586

1021568

+225418

+108982

128,3

111,9

Управленческие расходы

46520

49757

68511

+21991

+18754

147,3

137,7

Расходы на реализацию

12100

14352

14466

+2366

+114

119,6

100,8

Прибыль от реализации продукции

130853

147794

133009

+2156

-14785

101,6

90

Чистая прибыль

62530

86729

69721

+7191

-17008

111,5

80,4

Среднегодовая стоимость основных фондов

415620

443715

498857

+83237

+55142

120

112,4

Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств

249372

288415

334234

+84862

+45819

134

115,9

Рентабельность реализованной продукции %

6,3

7,7

5,6

-0,7

-2,1

88,9

72,7

Рентабельность всего капитала %

15

19,5

14

-1

-5,5

93,3

71,8

Фондоотдача с 1 рубля основных фондов %

3,02

3,6

3,5

+0,48

-0,1

115,9

97,2

Численность промышленно производственного. Персонала  %

10980

11250

11479

+499

+229

104,5

102

Среднегодовая выработка ТП на одного рабочего %

114,4

140

153,2

+38,8

+13,2

133,9

109,4

Примечание – Источник Приложение Б

 

Темп роста товарной продукции составил 125,4 % в 2011 г. по отношению к 2010 г. и 111,7% по отношению к 2009 г.

Себестоимость реализованной продукции в динамике за 3 года так же увеличилась в 2009 году она составила 796 150 млн. руб., в 2010 г. – 912 586 млн. руб., в 2011 г. – 1 021 568 млн. руб. Темп роста  в 2011 г. по сравнению с 2009 г. составил 28,3%, по сравнению с 2010 г. себестоимость реализованной продукции выросла на 11,9%.

Анализируя показатели рентабельности реализованной продукции можно сделать вывод о том, что на предприятии рентабельность за период 2009-2011 гг. снижалась. И в 2011 г. по сравнению с 2010 г. этот показатель снизился на 2,1 процентных пунктов.

Для расчета показателя фондоотдачи основные фонды необходимо учитывать по балансовой стоимости. По сравнению с 2010 г. в 2011 г. фондоотдача с 1 рубля основных фондов снизилась 0,01.

Из таблицы видно, что среднегодовая выработка товарной продукции на одного работающего увеличилась на 13,2 млн. руб./чел. В том числе за счет роста объема товарной продукции выработка увеличилась на 1,65 млн. руб./ чел., а за счет роста численности промышленно- производственного персонала увеличилась на 11,55млн. руб./ чел.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом финансовое положение завода можно охарактеризовать как удовлетворительное. Предприятие своевременно производит расчеты с поставщиками, выплачивается заработной платы, производятся расчеты за энергоносители и текущие платежи в бюджет.

Основное направление сбытовой политики Белорусского автомобильного завода – это реализация продукции на экспорт (табл. 2.2.).

 

Таблица 2.2. Отгрузка автотехники ОАО «БелАЗ» по рынкам сбыта в 2011 г.

 

Рынки сбыта

Автосамосвалы

Доля в общей реализации, %

Экскаваторы

Доля в общей реализации, %

Прицепы

Доля в общей еализации %

Беларусь

1006

5,94

243

5,85

92

17,16

Экспорт, всего:

15944

94,06

3911

94,15

445

82,84

ВСЕГО:

16948

100,0

4153

100,0

536

100,00

Информация о работе Учет коммерческого риска в принятии решений на ОАО «БелАЗ»