Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:50, курсовая работа
Объект исследования – определение коммерческого риска в принятии решений.
Предмет изучения – применение экспертного метода в принятии решений.
Цель работы: изучение коммерческого риска, показателей риска, методы его оценки и снижения, определение рационального варианта проекта с минимальным риском.
Введение…………………………………………………………………….4
1. Коммерческий риск: источники, показатели риска, методы
его оценки………………………………………………………………………….6
1.1. Сущность, роль и место рисков в планировании на предприятии….6
1.2. Источники риска, факторы, обуславливающие риск, виды потерь, классификация рисков……………………………………………………………..8
1.3. Показатели риска. Методы его оценки, методы снижения риска и связь неопределенности и риска………………………………………………….11
2. Учет коммерческих рисков в деятельности предприятия……….........16
2.1. Управление рисками и методы их оценки…………………………….16
2.2. Сущность анализа экономических рисков……………………………17
2.3. Учет рисков при инвестициях…………………………………………20
3. Учет коммерческого риска в принятии решений на ОАО «БелАЗ»…..22
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия……..22
3.2. Оценка и выбор решений в условиях риска…………………………..25
Заключение…………………………………………………………..………29
Список использованных источников…...........
Анализ экономических рисков — процесс длительный и непрерывный, включающий последовательное применение всех способов оценки рисков. Результаты, полученные при использовании предложенных выше способов их оценки, дают возможность выявлять все группы экономических рисков, представляющих угрозу деятельности фирмы. Комплексная система способов оценки рисков позволяет заполнить те пробелы, которые наверняка возникают при использовании только одного из них, и значительно повышает качество прогнозных оценок и управления рисками на фирмах [7 с.189].
2.3 Учет рисков при инвестициях
Под инвестиционным риском подразумевается вероятность неблагоприятного исхода. Различные инвестиционные проекты имеют свою степень риска.
Основными факторами, повышающими предпринимательский риск, являются непостоянство и неопределенность объема продаж и издержек производства, их условно-переменной части и доходов от внереализационной деятельности к разности объема выручки и условно-переменной части текущих издержек на этом шаге. Под «безубыточным» понимается объем продаж, при котором чистая прибыль равна нулю. При его определении принимается, что на данном шаге расчетов:
- объем производства равен объему продаж;
- объем выручки изменяется пропорционально объему продаж;
- доходы и расходы от внереализационной деятельности не зависят от объема продаж;
- полные текущие издержки производства могут быть разделены на условно-постоянные и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства.
Если проектом предусматривается выпуск нескольких видов продукции, то все входящие в расчет величины принимаются по проекту в целом.
В случаях, когда по проекту и его экономическому окружению имеется в динамике детально проработанная информация о вероятности тех или иных изменений, рекомендуется использовать метод вариации параметров проекта. Его основная цель — проверить реализуемость и оценить эффективность проекта в зависимости от изменения следующих показателей: инвестиций (или их отдельных составляющих), объема производства, издержек производства и сбыта, процента за кредит, прогноза общего индекса инфляции, индексов цен и внутренней инфляции (или иной характеристики изменения покупательной способности) иностранной валюты, задержки платежей, длительности расчетного периода (момента прекращения реализации проекта) и других показателей, предусмотренных в задании на разработку проектной документации [11 с.306].
В практике могут иметь место составные инвестиционные проекты, когда существует комбинированный риск. Если предприятие присоединяет проект, в котором ожидаемые потоки денежных средств должны быть тесно взаимоувязаны с движением существующих активов, то общий риск фирмы увеличится больше, чем если бы она присоединила проект с низкой степенью корелляции с существующими активами. Комбинирование проектов с целью уменьшения риска называется диверсификацией. Это позволяет уменьшить отклонения прибыли от ее математического ожидания [8 с.56].
3 Учет коммерческого риска в принятии решений на ОАО «БелАЗ»
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Наименование показателя | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Отклонение 2011 г. (+,-) | Темп роста % 2011г. | ||
2009г. | 2010г. | 2009г. | 2010. | ||||
Товарная продукция в сопоставимых ценах на начало года | 1256120 | 1575200 | 1758920 | +502800 | +183720 | 125,4 | 111,7 |
Продолжение таблицы 2.1.
Реализованная продукция | 985623 | 1124489 | 1237554 | +251931 | +113065 | 125,6 | 110,1 | ||
Себестоимость реализованной продукции | 796150 | 912586 | 1021568 | +225418 | +108982 | 128,3 | 111,9 | ||
Управленческие расходы | 46520 | 49757 | 68511 | +21991 | +18754 | 147,3 | 137,7 | ||
Расходы на реализацию | 12100 | 14352 | 14466 | +2366 | +114 | 119,6 | 100,8 | ||
Прибыль от реализации продукции | 130853 | 147794 | 133009 | +2156 | -14785 | 101,6 | 90 | ||
Чистая прибыль | 62530 | 86729 | 69721 | +7191 | -17008 | 111,5 | 80,4 | ||
Среднегодовая стоимость основных фондов | 415620 | 443715 | 498857 | +83237 | +55142 | 120 | 112,4 | ||
Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств | 249372 | 288415 | 334234 | +84862 | +45819 | 134 | 115,9 | ||
Рентабельность реализованной продукции % | 6,3 | 7,7 | 5,6 | -0,7 | -2,1 | 88,9 | 72,7 | ||
Рентабельность всего капитала % | 15 | 19,5 | 14 | -1 | -5,5 | 93,3 | 71,8 | ||
Фондоотдача с 1 рубля основных фондов % | 3,02 | 3,6 | 3,5 | +0,48 | -0,1 | 115,9 | 97,2 | ||
Численность промышленно производственного. Персонала % | 10980 | 11250 | 11479 | +499 | +229 | 104,5 | 102 | ||
Среднегодовая выработка ТП на одного рабочего % | 114,4 | 140 | 153,2 | +38,8 | +13,2 | 133,9 | 109,4 |
Примечание – Источник Приложение Б
Темп роста товарной продукции составил 125,4 % в 2011 г. по отношению к 2010 г. и 111,7% по отношению к 2009 г.
Себестоимость реализованной продукции в динамике за 3 года так же увеличилась в 2009 году она составила 796 150 млн. руб., в 2010 г. – 912 586 млн. руб., в 2011 г. – 1 021 568 млн. руб. Темп роста в 2011 г. по сравнению с 2009 г. составил 28,3%, по сравнению с 2010 г. себестоимость реализованной продукции выросла на 11,9%.
Анализируя показатели рентабельности реализованной продукции можно сделать вывод о том, что на предприятии рентабельность за период 2009-2011 гг. снижалась. И в 2011 г. по сравнению с 2010 г. этот показатель снизился на 2,1 процентных пунктов.
Для расчета показателя фондоотдачи основные фонды необходимо учитывать по балансовой стоимости. По сравнению с 2010 г. в 2011 г. фондоотдача с 1 рубля основных фондов снизилась 0,01.
Из таблицы видно, что среднегодовая выработка товарной продукции на одного работающего увеличилась на 13,2 млн. руб./чел. В том числе за счет роста объема товарной продукции выработка увеличилась на 1,65 млн. руб./ чел., а за счет роста численности промышленно- производственного персонала увеличилась на 11,55млн. руб./ чел.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом финансовое положение завода можно охарактеризовать как удовлетворительное. Предприятие своевременно производит расчеты с поставщиками, выплачивается заработной платы, производятся расчеты за энергоносители и текущие платежи в бюджет.
Основное направление сбытовой политики Белорусского автомобильного завода – это реализация продукции на экспорт (табл. 2.2.).
Таблица 2.2. Отгрузка автотехники ОАО «БелАЗ» по рынкам сбыта в 2011 г.
Рынки сбыта | Автосамосвалы | Доля в общей реализации, % | Экскаваторы | Доля в общей реализации, % | Прицепы | Доля в общей еализации % |
Беларусь | 1006 | 5,94 | 243 | 5,85 | 92 | 17,16 |
Экспорт, всего: | 15944 | 94,06 | 3911 | 94,15 | 445 | 82,84 |
ВСЕГО: | 16948 | 100,0 | 4153 | 100,0 | 536 | 100,00 |
Информация о работе Учет коммерческого риска в принятии решений на ОАО «БелАЗ»