Управление экономикой региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:39, контрольная работа

Описание

Вопрос № 2. Понятие и классификация регионов.
Вопрос № 12. Система и понятие местного самоуправления в Российской Федерации.
Вопрос № 23. Региональные факторы инвестиционных процессов в региональной экономике. Механизмы привлечения инвесторов в регион.
Вопрос № 33. Управление процессами деятельности монополий на региональном рынке.

Работа состоит из  1 файл

Управление экономикой региона.doc

— 405.00 Кб (Скачать документ)
  • Южный.
  • Уральский.
  • Восточный.
  • Центральный.

Южный пояс состоит из регионов Северного Кавказа, в большинстве  из них произошел резкий очень сильный спад производства, были крупные общественно-политические конфликты. Этот пояс заключает в себе 7 регионов, где продолжает увеличиваться безработица. В 12 регионах продолжает падать уровень жизни населения и ухудшается общее финансовое положение. В уральский пояс входят 4 субъекта с высоким спадом производства, а 5 субъектов находятся в таком положении из-за техногенного фактора. Восточный пояс включает в себя кризисные регионы Южной Сибири и Дальнего Востока (Алтайский край, Республика Тыва, Читинская и Амурская области). В центральном поясе выделяются 17 субъектов с неблагоприятной экологической обстановкой, 19 – с высоким депопуляционным уровнем, 7 субъектов относятся к кризисным по уровню бедности населения, 19 субъектов находятся в сложной финансовой ситуации. Отдельно выделяется зона Крайнего Севера, для которой характерны экологические катастрофы и потеря контактов с остальными регионами.

Вне рамок этой типологии  выделяются приграничные регионы. Это понятие подразумевает, что относящаяся к нему территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются военная, фильтрующая и контактная. Сейчас рассматриваются 3 уровня приграничной территории:

  • Макроуровень. К нему относятся все субъекты федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. Из 88 субъектов 51 имеют этот выход. Выделяются «старые» и «новые» приграничные регионы. Количество «старых» регионов 22, «новых» - 26, 3 региона – Калининградская, Ленинградская области и Республика Алтай – имеют и старые, и новые приграничные участки.
  • Мезоуровень. К нему относятся административные районы в составе приграничных субъектов, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей.
  • Микроуровень. К данному уровню относится приграничная полоса, включающая отдельные населенные пункты, которые непосредственно выходят на государственную границу.

Выделяют еще уровни морских приграничных пространств, которые охватывают внутренние территориальные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф. Также отдельно выделяется зона Севера, охватывающая 70% территории страны, но имеющая лишь 8% населения от общего числа. К этой экономико-

географической зоне относятся 28 субъектов Российской Федерации. Регионы, относящиеся к этой зоне, имеют далеко не одинаковое экономико-социальное положение. Большинство из них (90%) обладают богатыми запасами природных ресурсов, 80% этих регионов достаточно устойчиво развиваются, имеют очень высокий уровень жизни населения и заработной платы. В некоторых регионах достаточно тяжелая ситуация, но они депрессивны не целиком, а отдельные их территории. Главными общими чертами экономики и жизни на Севере являются неблагоприятный климат, распространение вечной мерзлоты, высокие транспортные издержки, удаленность от культурных центров страны и очень высокая себестоимость производимой продукции. Эти негативные факторы достаточно существенны и они порой серьезно осложняют промышленное и социальное освоение этих территорий. В этой зоне выделяют несколько подтипов:

  • Территории, насыщенные энергоресурсами.
  • Территории, богатые другими полезными ископаемыми.
  • Территории, богатые естественными ресурсами.
  • Малоосвоенные в промышленном смысле территории.

 

Непосредственно с регионом связано  и другое понятие - «территориальная организация общества». В широком  смысле слова это понятие охватывает все вопросы, касающиеся: территориального разделения труда; размещения производительных сил; региональных различий в производственных отношениях; расселения людей; взаимоотношений общества и окружающей среды; региональной социально-экономической политики; места региона в международном и общегосударственном разделении труда.

Можно выделить и такое понятие, как «региональное разделение труда» - специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими.

Кроме вышеуказанной классификации  необходимо так же иметь представление и о следующих терминах:

Промышленный  узел - группа предприятий различных отраслей, сосредоточенных в одном месте, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспомогательные объекты и сооружения.

Агломерация - территориально-хозяйственное сочетание, которое возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации; отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения; оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории; показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) - значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.

Межотраслевой территориальный комплекс - интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.

Экономические зоны - группы укрупненных районов, выделяемые по ряду признаков (территориальному, природно-сырьевому, географическому и т.д.)

 

 

 

 

 

Вопрос № 12. Система и понятие местного самоуправления в Российской Федерации.

 

В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ  - местное самоуправление в  Российской Федерации - форма осуществления  народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление, таким образом, - понятие многогранное. Это:

    • Одна из основ конституционного строя;
    • Форма народовластия, уровень публичной власти, организационно обособленный от органов государственной власти;
    • Форма самоорганизации граждан по месту их жительства.

Осуществляется местное самоуправление в городах, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Высшей целью местного самоуправления в Российской Федерации является объединение людей для организации самостоятельного решения вопросов своей жизнедеятельности, управления землей и другими объектами муниципальной собственности. Через местное самоуправление реализуются большинство прав и свобод человека и гражданина. Местное самоуправление призвано активно участвовать в укреплении российской государственности, формировании начал гражданского общества. Потенциал и смысл местного самоуправления в особенности связаны с тем значением, которое придает данному понятию второе слово - "самоуправление". Оно, самоуправление, должно оживлять территории и самих граждан, поскольку предполагает их вовлечение в решение дел, непосредственно связанных с организацией территориального управления, развитием институтов демократии, личным благополучием и интересами граждан. Все это призвано воспитывать в каждом гражданине общественного деятеля, небезразличного к делам и заботам местного самоуправления.

Эффективность работы органов местного самоуправления зависит от следующих факторов:

    • Выбранной структуры управления местными делами;
    • Профессионализма и человеческих качеств служащих и выборных лиц;
    • Профессионализма глав администраций, их умения организовывать труд служащих, степени владения ими методиками управления персоналом служащих, владения методиками развития территорий, развития демократии;
    • Достаточного финансирования для выполнения своих функций;
    • Разумного разделения труда среди служащих;
    • Ответственности служащих перед населением;
    • Качества федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении;
    • Качества муниципальных правовых актов - решений по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятых населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления;
    • Правовой культурой населения и служащих;
    • Развитости форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления: местного референдума, муниципальных выборов, отзыва депутатов, схода граждан, публичных слушаний, собрания, конференций, опроса граждан;
    • Активности населения, осуществляющего местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, в том числе правотворческой инициативы, и т.п.

Без ущерба для  более общих законодательных  положений местные органы власти должны иметь возможность сами определять свои внутренние административные структуры  с тем, чтобы они отвечали местным  потребностям и обеспечивали эффективное управление.

Условия работы служащих органов местного самоуправления должны быть такими, чтобы  можно было обеспечивать подбор высококвалифицированных  кадров, основанный на принципах учета  опыта и компетентности; для этого  необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, вознаграждения и продвижения по службе.

Правовые основы местного самоуправления.

Местное самоуправление является одной  из основ конституционного строя  Российской Федерации, признается и  гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

    • Европейская хартия местного самоуправления
    • Конституция Российской Федерации,
    • Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
    • Федеральные конституционные законы,
    • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
    • Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
    • Уставы муниципальных образований,
    • Решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
    • Иные муниципальные правовые акты.

Компетенционные основы местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения. Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

Информация о работе Управление экономикой региона