Управление экономикой региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:39, контрольная работа

Описание

Вопрос № 2. Понятие и классификация регионов.
Вопрос № 12. Система и понятие местного самоуправления в Российской Федерации.
Вопрос № 23. Региональные факторы инвестиционных процессов в региональной экономике. Механизмы привлечения инвесторов в регион.
Вопрос № 33. Управление процессами деятельности монополий на региональном рынке.

Работа состоит из  1 файл

Управление экономикой региона.doc

— 405.00 Кб (Скачать документ)

Формы осуществления местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного осуществления  населением местного самоуправления:

    • Местный референдум
    • Муниципальные выборы
    • Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
    • Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
    • сход граждан
    • другие формы

Формы участия населения в осуществлении  местного самоуправления:

    • Правотворческая инициатива граждан
    • Территориальное общественное самоуправление
    • Публичные слушания
    • Собрание граждан
    • Конференция граждан (собрание делегатов)
    • Опрос граждан
    • Обращения граждан в органы местного самоуправления
    • Наказы избирателей
    • Другие формы

Территориальные основы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования. В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

    • Муниципальный район - несколько городских и/или сельских поселений
    • Сельское поселение - один или несколько сельских населенных пунктов
    • Городское поселение - один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
    • Городской округ - городское поселение, не входящее в состав муниципального района
    • Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Границы и статус муниципальных  образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной  реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Организационные основы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

    • Представительный орган муниципального образования
    • Глава муниципального образования
    • Местная администрация
    • Контрольный орган муниципального образования
    • Иные органы местного самоуправления

В соответствии с федеральным законом  существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

    • Представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
    • Представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
    • Представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений. В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

Экономические основы местного самоуправления.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной  собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

    • Средства самообложения граждан
    • Доходы от местных налогов и сборов
    • Доходы от региональных налогов и сборов
    • Доходы от федеральных налогов и сборов
    • Безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
    • Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
    • Часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
    • Штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
    • Добровольные пожертвования
    • Субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
    • Иные законные поступления.

Закон устанавливает возможность  выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

Межмуниципальное сотрудничество своей основной целью имеет взаимодействие и сотрудничество муниципальных  образований с тем, чтобы повысить эффективность осуществления местного самоуправления. Кроме того, межмуниципальное сотрудничество укрепляет связи между муниципальными образованиями различных уровней и регионов страны. Тем самым не только по Конституции РФ и законодательству, но и посредством межмуниципального сотрудничества местное самоуправление из локальных параметров перерастает в общегосударственную систему организации публичной власти на местном уровне, реализации интересов населения, осуществления и содействия осуществлению политических, народнохозяйственных и социально-культурных задач. В Федеральный закон 2003 г. включена специальная гл. 9 о межмуниципальном сотрудничестве. Закон предписывает обязательное создание совета муниципальных образований в каждом субъекте РФ. Надо полагать, такой совет призван обобщать и распространять передовой опыт муниципальной деятельности, а также содействовать отдельным муниципальным образованиям в лучшем достижении их задач и решении вопросов местного значения. Однако совет муниципальных образований субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность. Советы муниципальных образований субъектов РФ могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований (ст. 67 Закона).

Представительные органы муниципальных  образований для совместного  решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ  в форме закрытых акционерных  обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Указанные органы могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Таким образом, Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрел широкую палитру возможностей для объединения усилий муниципальных образований, их населения, органов местного самоуправления в масштабах субъекта РФ, всей Российской Федерации. Нормы Закона должны содействовать рождению общегосударственной системы местного самоуправления, построенной на единстве конституционных и законодательных основ местного самоуправления и богатстве региональных инициатив в его осуществлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 23. Региональные факторы инвестиционных процессов в региональной экономике. Механизмы привлечения инвесторов в регион.

 

Инвестиционный процесс региона как объект управления представляет собой интегрированную совокупность инвестиционных процессов отдельных предприятий и организаций региона, которые, трансформируясь,  образуют инвестиционные процессы более высокого уровня – муниципального образования. Объединение инвестиционных процессов предприятий и организаций региона возможно не только по территориальному, но и отраслевому признаку путем формирования инвестиционных процессов отраслей и кластеров, что весьма актуально в современных условиях в связи с возможностью достижения синергетического эффекта взаимодействия хозяйствующих субъектов и их стратегического партнерства, в силу которого инвестиционный процесс региона приобретает свойства и характеристики, не сводимые к простой сумме свойств инвестиционных процессов отдельных предприятий региона, что важно для изучения его особенности с точки зрения управления. Подобное объединение весьма актуально для макрорегинов, к которым относятся федеральные округа Российской Федерации, а также для многих российских регионов, располагающихся на больших площадях и обладающих существенной дифференциацией природноклиматических условий. Особенностью инвестиционного процесса региона, с точки зрения управления, является также его динамизм, который проявляется в постоянном движении, состоящем из следующих превращений: инвестиционные ресурсы → вложения инвестиционных ресурсов → доход от инвестиционной деятельности. Именно совокупность этих превращений представляет собой суть инвестиционного процесса, в котором можно выделить этап накопления инвестиционных ресурсов и их размещение (реализация инвестиционных и инновационных проектов и программ). Понятие этапов регионального инвестиционного процесса достаточно условно, т.к. инвестиционный процесс в регионе, по сути, непрерывен и бесконечен в том смысле, что отсутствует принципиальная возможность указания на «начало» и «окончание» процесса. Тем не менее, для исследования его трансформации допустить такую условность можно. В соответствии с выявленными особенностями исследовать инвестиционный процесс в регионе как объект управления следует как минимум по двум направлениям:

 

 

 

 

1. Территориальное:

  • Инвестиционный процесс предприятий и организаций региона;
  • Инвестиционный процесс муниципальных образований;
  • Инвестиционный процесс региона.

2. По этапам:

  • Накопление инвестиционных ресурсов;
  • Размещение инвестиционных ресурсов.

Информация о работе Управление экономикой региона