Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:39, контрольная работа
Вопрос № 2. Понятие и классификация регионов.
Вопрос № 12. Система и понятие местного самоуправления в Российской Федерации.
Вопрос № 23. Региональные факторы инвестиционных процессов в региональной экономике. Механизмы привлечения инвесторов в регион.
Вопрос № 33. Управление процессами деятельности монополий на региональном рынке.
Исследование поуровневой и поэтапной трансформации инвестиционного процесса необходимо для избегания обязательно возникающей при агрегировании потери определенной части существенной для решения управленческих задач информации о системе. Инвестиционный процесс региона, имея внутреннюю структуру, осуществляется в единстве и взаимосвязи с другими элементами инвестиционной подсистемы (инвестиционная политика, потенциал и климат), являясь для них определяющим. Так, инвестиционный потенциал, представляя собой ресурсное обеспечение инвестиционного процесса, используется в ходе его реализации и должен быть эффективно задействован для достижения целей региона. Инвестиционный климат региона, складывающийся под воздействием экономических, политических, социальных, инновационных и других условий, формирует среду осуществления инвестиционных процессов в регионе, определяет степень риска инвестиций, оказывает прямое влияние на инвестиционную активность в регионе.
Диапазон оценки уровня благоприятности
инвестиционного климата
Общие критерии оценки благоприятности инвестиционного климата приведены в табл. 1.
Таблица 1 - Критерии оценки инвестиционного климата
Наименование фактора |
Описание фактора |
Объективные |
|
Природно-климатические условия |
Богатые природные ресурсы |
Географическое положение |
Наличие границ с развитыми регионами и иностранными государствами, наличие морского и речного сообщения с иностранными государствами |
Состояние окружающей среды |
Постоянно поддерживается на благоприятном уровне |
Субъективные |
|
Научный потенциал |
Высококвалифицированные научные кадры |
Экономический потенциал |
Высокий уровень развития рыночных отношений, диверсифицированность экономической среды, наличие экономики независимых финансового рынка и рынка инвестиционных услуг, приемлемые ставки экспортных и импортных пошлин, положительная политика в области валютного курса |
Законодательная и нормативная база |
Стабильный правовой
режим, жесткое регулирование |
Инвестиционная политика как совокупность мер регулирования оказывает непосредственное воздействие на инвестиционный процесс, определяя перечень мероприятий, осуществляемых региональными органами власти для аргументированного обоснования объёмов и пропорций инвестиций, а также для создания благоприятного инвестиционного климата. Таким образом, инвестиционный процесс, потенциал, риск и инвестиционный климат представляют связанные друг с другом явления и должны рассматриваться в единстве как элементы инвестиционной подсистемы региона. Как объект управления инвестиционный процесс должен быть также рассмотрен во взаимосвязи с другими элементами системы более высокого уровня региональной системой, которая в современных теориях исследуется как многофункциональная и многоаспектная система» с сильной взаимосвязанностью основных элементов.
Выделяются следующие основные элементы региональной системы:
– географическая подсистема во многом определяет инвестиционный потенциал региона, обеспеченность и территориальное размещение природных ресурсов как условий реализации инвестиционных проектов;
– производственная подсистема выступает в роли объекта инвестиционной деятельности как совокупность предприятий – реципиентов инвестиций и реализуемых ими инвестиционных проектов. Состояние материальных ресурсов предприятий представляет собой базис производства, в которое осуществляются инвестиции;
– социальная подсистема выступает источником квалифицированной рабочей силы, количество, состав и уровень подготовки которой во многом определяют стоимость трудовых ресурсов, отсутствие или наличие необходимости их привлечения извне и возможность реализации на территории региона крупномасштабных и наукоемких инвестиционных проектов;
– финансовая подсистема обеспечивает инвестиционный процесс необходимыми финансовыми ресурсами, привлекая сбережения населения и направляя их в производственный сектор. В состав финансовой подсистемы помимо банковского сектора также входят лизинговые, страховые и инвестиционные компании, которые, образуя инвестиционную инфраструктуру, определяют наличие условий для ведения инвестиционной деятельности.
– информационная подсистема включает систему сбора, аккумулирования, обработки, обеспечения защиты и доступа информации о состоянии и динамике социально-экономического развития региона. Информационные системы и современные коммуникационные технологии используются участниками инвестиционных процессов для принятия управленческих решений и осуществления эффективных коммуникаций;
– политическая подсистема воздействует на инвестиционные процессы в регионе путем создания условий для осуществления инвестиционной деятельности, формирования у инвесторов уверенности в стабильности экономической политики в регионе;
– управляющая подсистема включает законодательную и исполнительную власть региона, которые осуществляют функцию регулирования всеми элементами региональной системы. Состав и формы взаимосвязи элементов региональной системы, с которыми взаимодействует инвестиционная подсистема, определяют ее вход и выход.
На входе в инвестиционную систему региона поступают:
Полученный на выходе результат функционирования инвестиционной подсистемы определяет развитие региона в целом и приводит к разрешению существующих социально-экономических проблем:
Взаимодействие инвестиционного процесса с элементами региональной системы, его состав и структура представлены на рис. 1.
Особенность инвестиционного процесса такова, что цели предприятий и организаций в инвестиционной сфере в определенной мере способствуют достижению целей верхних уровней, хотя и не всегда совпадают с ними. При этом в целях более высокого уровня могут присутствовать как наследованные от более низких уровней цели, так и появившиеся на текущем уровне. Анализ структуры и процесса формирования целей инвестиционного процесса позволяет выявить и оценить взаимосвязь и взаимообусловленность целей инвестиционного процесса на разных уровнях и необходим органам власти региона при принятии решений о выборе форм, методов, средств и объектов управляющих воздействий.
Таким образом, инвестиционный процесса в регионе как объект управления представляет собой сложное явление, многоэлементную систему, состоящую из отдельных составляющих, вносящих свой вклад, в том числе и с точки зрения возникновения особенностей при управлении. При этом каждая составляющая, в свою очередь, имеет собственную внутреннюю структуру и логику функционирования. Поэтому система управления инвестиционным процессом региона, хотя и строится по принципам, характерным для управления любыми экономическими объектами, должна обладать на всех этапах и во всех структурах более или менее существенными особенностями, детерминируемыми сложной природой объекта управления.
Осуществление инвестиционного процесса является важнейшим условием достижения экономического роста. Связь между накоплением и характером экономического развития очевидна, однако накопление эффективно только при наличии спроса на инвестиции, который является производным от потребительского спроса. Уровень потребительского спроса и сбережений населения в большей степени регулируется методами федеральной социально-экономической политики; региональные органы власти должны стимулировать инвестиционную активность предприятий. Основными направлениями государственного регулирования расширенного воспроизводства должны быть: непосредственное участие государства в финансировании и кредитовании инвестиций в экономику; стимулирование (преимущественно косвенными экономическими методами) притока частных инвестиций в различные отрасли хозяйства. Необходимо определение приоритетных направлений вложений, способствующих преодолению экспортно-сырьевой направленности экономики, расширению производства конкурентоспособной по международным меркам продукции. Основными направлениями государственного регулирования расширенного воспроизводства должны быть: непосредственное участие государства в финансировании и кредитовании инвестиций в экономику; стимулирование (преимущественно косвенными экономическими методами) притока частных инвестиций в различные отрасли хозяйства. Необходимо определение приоритетных направлений вложений, способствующих преодолению экспортно-сырьевой направленности экономики, расширению производства конкурентоспособной по международным меркам продукции. Государство стимулирует инвестиционную активность хозяйствующих субъектов методами налоговой, финансовой, денежно-кредитной, ценовой, амортизационной, антимонопольной политики, изменяя порядок и условия пользования землей и природными ресурсами и т.п. В распоряжении региональных и муниципальных уровней власти находится ограниченное количество методов налоговой, финансовой, ценовой политики (рис.2).
Региональная налоговая
частного сектора экономики минимально, и ограничивается в основном субсидированием процентной ставки по инвестиционным кредитам, выдаваемым на конкурсной основе, а также государственными и муниципальными заказами.
Инвестиционную и
оформляются соответствующим участием государства в этих капиталах и имуществе.
Для повышения инвестиционной привлекательности предприятий необходимо создание правовых основ инвестиционной деятельности в регионе, добиваться открытости информации об их деятельности, недопущение случаев инициирования банкротства предприятий в целях передела собственности. Деловая этика, являющаяся неотъемлемым
атрибутом рыночных отношений, должна стать нормой для российского менеджмента. Одним из основных элементов региональной инвестиционной политики является создание правовых основ инвестиционной деятельности. Для стимулирования экономического роста государство должно способствовать подготовке научных кадров, распространению научной информации, созданию инфраструктуры коммерческой реализации научных достижений. Как показывает опыт научных исследований западных стран, объемы и приоритеты научных исследований в частном секторе определяются задачами поддержания конкурентоспособности, и лишь в небольшой степени зависят от установок государственных ведомств; доля государственного заказа в целом и в большинстве отраслей не является решающей. Причем значительная доля научных исследований сконцентрирована в небольшом числе крупных корпораций. Бюджетное финансирование НИОКР осуществляется по специальным научно-техническим программам. Средства по этим программам предоставляются конкретным исполнителям на конкурсной основе. Поддержка науки в развитых странах осуществляется прямо или косвенно. К прямым формам относятся целевое бюджетное финансирование исследований в вузах; отдельных научных проектов на конкурсной основе в форме гранта с условием опубликования результатов исследования. Важной формой является государственный заказ на НИОКР. Государственный заказ на НИОКР часто бывает первой фазой контракта, гарантирующего