Управление экономикой региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:39, контрольная работа

Описание

Вопрос № 2. Понятие и классификация регионов.
Вопрос № 12. Система и понятие местного самоуправления в Российской Федерации.
Вопрос № 23. Региональные факторы инвестиционных процессов в региональной экономике. Механизмы привлечения инвесторов в регион.
Вопрос № 33. Управление процессами деятельности монополий на региональном рынке.

Работа состоит из  1 файл

Управление экономикой региона.doc

— 405.00 Кб (Скачать документ)

государственные закупки наукоемкой продукции фирмы. К косвенной  форме поддержки относятся налоговые скидки на увеличение исследовательских расходов, ускоренная амортизация оборудования, используемого для проведения НИОКР, предоставление государственных гарантий по кредитам венчурным фирмам. Однако этого недостаточно: регионы должны иметь свои программы инновационной деятельности. Эти программы должны предусматривать стимулирование подготовки научных кадров, распространение научной информации, создание инфраструктуры коммерческой реализации научных достижений, а также государственные заказы на научные исследования для приоритетных

отраслей и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 33. Управление процессами деятельности монополий на региональном рынке.

 

Монополия - это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя  или продавца продукции. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской  фирме или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т.е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще.[12]

Регулирование деятельности естественных монополий составляет неотъемлемую часть антимонопольной политики государств с развитой рыночной экономикой. Созданная в период становления рыночной экономики система антимонопольного регулирования в России включает механизмы регулирования деятельности субъектов естественной монополии, однако эти механизмы в настоящее время несовершенны и должны быть подвергнуты существенной доработке.

Практически неконтролируемый и часто  необоснованный рост цен на товары и услуги естественных монополий является одним из важнейших факторов экономического ущерба, вызываемого монополизмом в современном российском обществе. [13]

Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий - это предусмотренные законодательством способы установления и применения обязательных условий хозяйственной деятельности субъектов естественной монополии и характеристик их продукции. В зависимости от воздействия на предмет можно выделить два основных метода регулирования: ценовой и неценовой. Ценовой метод регулирования предполагает установление фиксированной цены или предельного уровня цен. Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. [12]

Антимонопольное законодательство РФ включает в себя законы:

  • "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта1991 г.,
  • "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г.,
  • "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г.,
  • "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г.,
  • "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г.,
  • "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.,
  • "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.,
  • "О рекламе" от 18 июля 1996 г.,
  • "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.
  • Федеральный Закон Российской Федерации "О защите конкуренции" от 27.07.2006г. №135-ФЗ. (Общие положения закона приведены в Приложении №1)

Особенно остро стоит проблема регулирования естественных монополий на региональном уровне. Региональные естественные монополии как правило связаны с такими отраслями, как энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, водоснабжение, транспорт, связь, которые составляют основу жизнеобеспечения населения и инфраструктуры экономики регионов. Вместе с тем. именно механизмы регулирования естественных монополий на региональном уровне в наименьшей степени проработаны и закреплены в законодательстве и нормативных актах. Неразрешенность этой проблемы негативно сказывается как на возможностях привлечения инвестиций и экономического роста, так и на социальной обстановке в регионах. В соответствии с Конституцией и гражданским законодательством России ограничение прав юридических и физических лиц возможно только путем принятия законодательных актов федерального уровня. Однако и в этом случае устанавливаемые ограничения (такие, как лицензирование, сертификация, квотирование производства и экспортно-импортных операций и т.п.) не должны противоречить конституционному принципу поддержки конкуренции и свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Следовательно, устанавливаемые ограничения не должны носить дискриминирующего характера, ограничивать конкуренцию на федеральных и региональных товарных рынках.

В настоящее время прослеживается негативная тенденция усиления административного  регулирования экономических процессов  в регионах. Значительное количество дел по нарушению антимонопольного законодательства возбуждалось в последнее время против местных органов власти. Они были связаны с установлением различного рода административных барьеров. К их числу можно отнести барьеры входа на местные, локальные товарные рынки для иногородних хозяйствующих субъектов, способных успешно конкурировать с местными товаропроизводителями, введение для иногородних предприятий повышенных ставок местных налогов, повышенных размеров оплаты лицензий, усложнение порядка лицензирования видов деятельности, усложнение порядка регистрации предприятий, создание препятствий в отведении земельных участков, приоритетное распределение любых видов ограниченных ресурсов и т.п. Следует учитывать и тот факт, что административные барьеры могут возникнуть вследствие сложившихся неформальных отношений между соответствующими органами государственной власти и наиболее крупными хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке. Это позволяет им лоббировать свои интересы и добиваться решений, направленных против потенциальных конкурентов (в том числе, в вопросах государственной помощи и государственных заказов). Одним из серьезных административных барьеров является создание необоснованных препятствий при лицензировании деятельности хозяйствующих субъектов, в основном, посредством расширения состава различных справок и заключений, предъявляемых при получении разрешительных документов. Основными проблемами по выявлению и пресечению данных нарушений являются:

    • Нежелание соискателей лицензий и лицензиатов оформлять в письменном виде жалобы на действия лицензирующих органов, ввиду возможного применения лицензирующими органами дискриминационных мер по отношению к ним;
    • Отсутствие положений о лицензировании отдельных видов деятельности, например, по розничной продаже алкогольной продукции;
    • Недостаточно четкое определение полномочий лицензирующих органов; видов деятельности, подлежащих лицензированию лицензирующими органами в составе субъекта Федерации;
    • Отсутствие регламентации порядка выдачи лицензий и их копий в случаях осуществления деятельности на нескольких территориально обособленных объектах и другие.

Для снятия административных барьеров территориальные антимонопольные  органы используют методы не только пресечения, но и предупреждения. [13]

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты:

     1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО   САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ (действующая редакция)

Литература:

  1. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. – М., 2004.
  2. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие  для вузов.-  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 239 с.
  3. Россейкина Е. Л. Региональная экономика и управление: Часть I. Воронеж, ВГУ, 2002.
  4. Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б  и др. - Региональная экономика: Учебник для вузов; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 472 с.
  5. Алехин Э.В. - Региональная экономика и управление: Учеб. Пособие, Пенза, 2007.
  6. Авакьян С. А. Муниципальное право России: учебник - Проспект, 2009 г
  7. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы. – М., 2006.
  8. Фролова И. Г. Системная идентификация особенностей и структуры инвестиционного потенциала региона как объекта управления – Региональная экономика: теория и практика. 2008. №36.
  9. Бочаров В. В. Инвестиции: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2008.
  10. Ложникова А.В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике. – М.: МЗ-Пресс, 2001. – 176 с.
  11. Серебряков С. Инвестиции в России. Практика. Проблемы. Перспективы. // Финансы и кредит. – 2001. – № 11. – С. 13 – 21.
  12. . Окрепилова И.Г. Монополии и антимонопольное регулирование в России.     СПб.; Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  13. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. 1998
  14. Данные с сайта http://ru.wikipedia.org

Информация о работе Управление экономикой региона