государственные закупки наукоемкой
продукции фирмы. К косвенной
форме поддержки относятся налоговые
скидки на увеличение исследовательских
расходов, ускоренная амортизация оборудования,
используемого для проведения НИОКР, предоставление
государственных гарантий по кредитам
венчурным фирмам. Однако этого недостаточно:
регионы должны иметь свои программы инновационной
деятельности. Эти программы должны предусматривать
стимулирование подготовки научных кадров,
распространение научной информации,
создание инфраструктуры коммерческой
реализации научных достижений, а также
государственные заказы на научные исследования
для приоритетных
отраслей и т.д.
Вопрос № 33. Управление процессами
деятельности монополий на региональном
рынке.
Монополия - это абсолютное преобладание
в экономике единоличного производителя
или продавца продукции. Такое преобладание
обеспечивает предпринимательской
фирме или иным субъектам хозяйствования,
добившимся монополии, т.е. монополистам,
исключительное право распоряжения ресурсами,
возможность давления на конкурентов,
потребителей и общество в целом, возможность
получения сверхприбылей и устойчивого
получения прибылей вообще.[12]
Регулирование деятельности естественных
монополий составляет неотъемлемую
часть антимонопольной политики государств
с развитой рыночной экономикой. Созданная
в период становления рыночной экономики
система антимонопольного регулирования
в России включает механизмы регулирования
деятельности субъектов естественной
монополии, однако эти механизмы в настоящее
время несовершенны и должны быть подвергнуты
существенной доработке.
Практически неконтролируемый и часто
необоснованный рост цен на товары
и услуги естественных монополий является
одним из важнейших факторов экономического
ущерба, вызываемого монополизмом в современном
российском обществе. [13]
Методы регулирования деятельности
субъектов естественных монополий - это
предусмотренные законодательством способы
установления и применения обязательных
условий хозяйственной деятельности субъектов
естественной монополии и характеристик
их продукции. В зависимости от воздействия
на предмет можно выделить два основных
метода регулирования: ценовой и неценовой.
Ценовой метод регулирования предполагает
установление фиксированной цены или
предельного уровня цен. Антимонопольное
законодательство - комплекс правовых
актов в странах с рыночной экономикой,
направленных на поддержание конкурентной
среды, противодействие монополизму и
недобросовестной конкуренции. [12]
Антимонопольное законодательство
РФ включает в себя законы:
- "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных
рынках" от 22 марта1991 г.,
- "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации" от 3 июля 1991 г.,
- "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г.,
- "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г.,
- "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г.,
- "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.,
- "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.,
- "О рекламе" от 18 июля 1996 г.,
- "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также нормативно-правовые
акты Президента РФ и правительства.
- Федеральный Закон Российской Федерации "О защите конкуренции" от 27.07.2006г. №135-ФЗ. (Общие положения закона приведены
в Приложении №1)
Особенно остро стоит проблема
регулирования естественных монополий
на региональном уровне. Региональные
естественные монополии как правило связаны
с такими отраслями, как энергетика, жилищно-коммунальное
хозяйство, водоснабжение, транспорт,
связь, которые составляют основу жизнеобеспечения
населения и инфраструктуры экономики
регионов. Вместе с тем. именно механизмы
регулирования естественных монополий
на региональном уровне в наименьшей степени
проработаны и закреплены в законодательстве
и нормативных актах. Неразрешенность
этой проблемы негативно сказывается
как на возможностях привлечения инвестиций
и экономического роста, так и на социальной
обстановке в регионах. В соответствии
с Конституцией и гражданским законодательством
России ограничение прав юридических
и физических лиц возможно только путем
принятия законодательных актов федерального
уровня. Однако и в этом случае устанавливаемые
ограничения (такие, как лицензирование,
сертификация, квотирование производства
и экспортно-импортных операций и т.п.)
не должны противоречить конституционному
принципу поддержки конкуренции и свободного
использования своих способностей и имущества
для предпринимательской деятельности.
Следовательно, устанавливаемые ограничения
не должны носить дискриминирующего характера,
ограничивать конкуренцию на федеральных
и региональных товарных рынках.
В настоящее время прослеживается
негативная тенденция усиления административного
регулирования экономических процессов
в регионах. Значительное количество
дел по нарушению антимонопольного законодательства
возбуждалось в последнее время против
местных органов власти. Они были связаны
с установлением различного рода административных
барьеров. К их числу можно отнести барьеры
входа на местные, локальные товарные
рынки для иногородних хозяйствующих
субъектов, способных успешно конкурировать
с местными товаропроизводителями, введение
для иногородних предприятий повышенных
ставок местных налогов, повышенных размеров
оплаты лицензий, усложнение порядка лицензирования
видов деятельности, усложнение порядка
регистрации предприятий, создание препятствий
в отведении земельных участков, приоритетное
распределение любых видов ограниченных
ресурсов и т.п. Следует учитывать и тот
факт, что административные барьеры могут
возникнуть вследствие сложившихся неформальных
отношений между соответствующими органами
государственной власти и наиболее крупными
хозяйствующими субъектами, действующими
на данном товарном рынке. Это позволяет
им лоббировать свои интересы и добиваться
решений, направленных против потенциальных
конкурентов (в том числе, в вопросах государственной
помощи и государственных заказов). Одним
из серьезных административных барьеров
является создание необоснованных препятствий
при лицензировании деятельности хозяйствующих
субъектов, в основном, посредством расширения
состава различных справок и заключений,
предъявляемых при получении разрешительных
документов. Основными проблемами по выявлению
и пресечению данных нарушений являются:
- Нежелание соискателей лицензий
и лицензиатов оформлять в письменном
виде жалобы на действия лицензирующих
органов, ввиду возможного применения
лицензирующими органами дискриминационных
мер по отношению к ним;
- Отсутствие положений о лицензировании
отдельных видов деятельности, например,
по розничной продаже алкогольной продукции;
- Недостаточно четкое определение
полномочий лицензирующих органов; видов
деятельности, подлежащих лицензированию
лицензирующими органами в составе субъекта
Федерации;
- Отсутствие регламентации порядка
выдачи лицензий и их копий в случаях осуществления
деятельности на нескольких территориально
обособленных объектах и другие.
Для снятия административных барьеров
территориальные антимонопольные
органы используют методы не только пресечения,
но и предупреждения. [13]
Список использованной
литературы:
Нормативно-правовые акты:
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(Закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ (действующая
редакция)
Литература:
- Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. – М., 2004.
- Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление:
Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2002. - 239 с.
- Россейкина Е. Л. Региональная экономика и управление:
Часть I. Воронеж, ВГУ, 2002.
- Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б и др. - Региональная экономика: Учебник
для вузов; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001.
- 472 с.
- Алехин Э.В. - Региональная экономика и управление:
Учеб. Пособие, Пенза, 2007.
- Авакьян С. А. Муниципальное право России: учебник
- Проспект, 2009 г
- Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы. – М., 2006.
- Фролова И. Г. Системная идентификация особенностей и структуры инвестиционного потенциала региона как объекта управления
– Региональная экономика: теория и практика.
2008. №36.
- Бочаров В. В. Инвестиции: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2008.
- Ложникова А.В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике. – М.: МЗ-Пресс, 2001. – 176 с.
- Серебряков С. Инвестиции в России. Практика. Проблемы. Перспективы. // Финансы и кредит. – 2001. – № 11. – С. 13 – 21.
- . Окрепилова И.Г. Монополии и антимонопольное
регулирование в России. СПб.;
Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
- Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та.
Сер.6., Экономика. 1998
- Данные с сайта http://ru.wikipedia.org