Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 17:26, курсовая работа
В настоящей работе рассматривается проблема эффективного управления человеческими ресурсами в условиях отечественной модели социально-экономического менеджмента.
Введение 2
Глава 1. Деятельность организации: понятие и цели 3
Система управления персоналом организации 4
1.2. Методы управления персоналом организации 7
1.3 Преобразования системы управления персоналом организации: 11
сущность и методы 11
Глава 2. Способы повышения эффективности управления персоналом 14
2.1. Система оценки персонала в организации 15
2.2. Аттестация персонала 17
Глава 3. Оценка экономической эффективности проектов 21
совершенствования управления персоналом 21
Приложение 1 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Деятельность организации: понятие и цели 3
Система управления персоналом организации 4
1.2. Методы управления персоналом организации 7
1.3 Преобразования системы управления персоналом организации: 11
сущность и методы 11
Глава 2. Способы повышения эффективности управления персоналом 14
2.1. Система оценки персонала в организации 15
2.2. Аттестация персонала 17
Глава 3. Оценка экономической эффективности проектов 21
совершенствования управления персоналом 21
Приложение 1 25
Заключение 26
Список
использованной литературы 28
В настоящее время кадровое планирование стало во многих отечественных и зарубежных организациях интегрирующей составной частью предпринимательского планирования.
До
60-х годов в развитых странах
в вопросах управления персоналом ориентировались
лишь на текущие потребности
В
70-80-е годы в практике управления
стал применяться систематический
анализ перспективных потребностей
организаций и фирм в отдельных
категориях персонала. Сегодня все
большее число компаний выделяют
как самостоятельный вид
Происходящие
изменения, связанные с необратимостью
экономических реформ и движением
к здоровой конкуренции, заставляют
организации уделять
В
настоящей работе рассматривается
проблема эффективного управления человеческими
ресурсами в условиях отечественной
модели социально-экономического менеджмента.
Глава 1.
Деятельность организации:
понятие и цели
Организация
-- это всегда прежде всего организация
людей, а не вещей. Однажды возникнув, организация
приобретает ту или иную степень самостоятельности,
позволяющую ей вступать в определенные
отношения со своими создателями. Организация,
в свою очередь, применяет возможности
объединяемых ею людей для собственного
укрепления и развития. Поэтому она ожидает
от своих участников наличия определенного
опыта, знаний, ква-лификации, разделения
своих целей и ценностей, активного участия
в делах, исполнительности, ответственности,
дисциплины, подчинения установившимся
нормам поведения. В идеале взаимоотношения
между человеком и организацией должны
быть сбалансированы. Но баланс может
нарушаться в результате злоупотреблений
с той и с другой стороны. Организация
представляет собой единство функций
и структуры.
Структура
организации, то есть упорядоченная
совокупность ее взаимосвязанных частей,
существует в трех формах:
1.
Техническая структура - жесткая
структура - представлена совокупностью
материальных объектов и
2.
Социальная структура - образуется
совокупностью ее участников
и связей между ними. Сюда включают,
формальны и неформальные
3. Социотехническая структура - это совокупность рабочих мест, объединяющая работников пространственно и технологически. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры.
С точки зрения существующих теорий, организации бывают бюрократические и диалектические (кооперативные). Господствующей организационной структурой является бюрократическая организация. Она отличается от других тем, что индивидуума наделяют правом осуществлять полномочия. В процессе своей эволюции бюрократическая организация прошла путь от состояния, когда она формировала индивидуума, до обратной зависимости, то есть состояния, когда индивидуум принимает участие в формировании организации.
В качестве компонентов системы управления персоналом выступают:
Субъекты управления персоналом;
Цели управления;
Задачи управления;
Средства
управления (методы и технологии)
Характеристики системы управления персоналом в организации определяются рядом внешних и внутренних факторов. В качестве внешних факторов выступают:
Особенности управленческой, производственной и трудовой культуры региона. Эти особенности в целом определяют уровень готовности восприятия управления персоналом как важного и самостоятельного направления. К сожалению, именно культурные особенности выступают в качестве базовых ограничений при введении новых подходов к управлению;
Особенности социально-экономического положения основных групп населения. Эти особенности определяют уровень запроса работников в адрес работодателей и его специфику. Именно характер социально- экономических условий задает базовый вектор, направляющий дея-тельность системы управления персоналом.
Особенности
ситуации. Речь идет прежде всего о непредвиденных
обстоятельствах, которые изменяют роль
организации и значимость ее деятельности
в актуальных форс-мажорных условиях (стихийное
бедствие, политический кризис и т.д.)
В качестве внутренних факторов, определяющих систему управления персоналом, выступают следующие:
Характер собственника организации (форма собственности);
Вид (направление) деятельности организации;
Размер организации и ее территориальная раздробленность;
Характер
организационной культуры.
Совокупность
внешних и внутренних факторов влияет
на такие характеристики системы
управления персоналом как разнообразие
субъектов управления, цели и задачи
их деятельности, методы и технологии,
с помощью которых
Созданию системы и координации работы, составляющих организации служит подразделение (отдел) управления персоналом в современной организации. Он имеет собственную иерархию должностей, которая является составной частью общеорганизационной иерархии. Такой отдел является функциональным подразделением, и его сотрудники напрямую не участвуют в основной деятельности организации. Вместе с тем, степень эффективности их работы в большой мере зависит от степени взаимодействия с линейными подразделениями. В практической деятельности линейные службы несут прямую ответственность за достижение целей организации и поэтому наделены полномочиями принимать решения, касающиеся распределения и эффективного использования имеющихся трудовых ресурсов. Функциональные подразделения призваны при помощи экспертных советов помогать линейным руководителям повышать эффективность принимаемых решений. Поэтому наиболее оптимальной моделью взаимодействия линейных подразделений и отдела управления персоналом является та, при которой линейные руководители делегируют этому отделу право принятия решений по широкому спектру вопросов управления персоналом
Для успешного выполнения своих должностных обязанностей работники отдела, наряду с другими качествами, должны обладать следующими базовыми характеристиками:
знанием сферы деятельности организации;
профессиональными знаниями и навыками в области управления персоналом;
способностью к обучению и развитию;
способностью быть лидером.
Эффективность системы управления персоналом организации — это система показателей, отражающих соотношение затрат и результатов, применительно к интересам его участников. Она выражается в достижении максимального эффекта при минимальных затратах трудовых ресурсов и измеряется как отношение результата к затратам живого труда во всех сферах деятельности организации
Поведение организации должно быть эффективным. Эффективность определяется как оптимальное соотношение производительности труда, удовлетворенности работников, конкурентоспособности организации и развития. Соответственно грамотно проработанная система управления напрямую влияет на возможность этой организации существовать на рынке продолжительный период времени. Именно поэтому работники отдела управления персоналом должны уметь сформулировать поставленные цели организации и найти способы их достижения и реализации.
1.2. Методы управления персоналом организации
Все технологии управления персоналом
можно разделить на несколько классов
на основании нескольких признаков.
Во-первых, все технологии разделяются по признаку цели. Данную классификацию предлагает Т.Ю.Базаров. По этому признаку технологии управления персоналом делятся на:
Технологии формирования персонала;
Технологии поддержания работоспособности персонала;
Технологии
обеспечения инновационного процесса.
Во-вторых, технологии управления персоналом различаются по признаку причины их появления:
Технологии плановых мероприятий;
Технологии
экстренных мер.
В-третьих, технологии управления персоналом можно разделить в соответствии с масштабом их применения:
Технологии управления персоналом организации в целом;
Технологии управления отдельными персонал-группами;
Технологии
управления отдельными сотрудниками.
В-четвертых, технологии управления персоналом могут быть разделены в соответствии с признаком определенности:
Апробированные технологии;
Экспериментальные
технологии.
Для организации особо важно, кто является автором технологий. По происхождению все технологии можно разделить на:
Традиционные,
повсеместно используемые в практике
деятельности кадровых служб (например,
технологии кадрового учета). Данные
технологии частично имеют законодательное
закрепление, частично являются результатом
профессионального