Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 17:26, курсовая работа
В настоящей работе рассматривается проблема эффективного управления человеческими ресурсами в условиях отечественной модели социально-экономического менеджмента.
Введение 2
Глава 1. Деятельность организации: понятие и цели 3
Система управления персоналом организации 4
1.2. Методы управления персоналом организации 7
1.3 Преобразования системы управления персоналом организации: 11
сущность и методы 11
Глава 2. Способы повышения эффективности управления персоналом 14
2.1. Система оценки персонала в организации 15
2.2. Аттестация персонала 17
Глава 3. Оценка экономической эффективности проектов 21
совершенствования управления персоналом 21
Приложение 1 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Естественно, что сотрудники организации неодинаково выполняют свои производственные обязанности — в любой организации есть свои лидеры, аутсайдеры и середняки. Однако, чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему регулярной оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций. Такая система повышает эффективность управления персоналом организации через:
— положительное воздействие на мотивацию сотрудников. Обратная связь благотворно сказывается на мотивации. Работников, позволяет им скорректировать свое поведение на рабочем месте и добиться повышения производительности;
— планирование профессионального обучения. Оценка персонала дает возможность определить недостатки в квалификационном уровне каждого сотрудника и предусмотреть меры по их исправлению;
— планирование профессионального развития и карьеры. Оценка сотрудников выявляет их слабые и сильные профессиональные качества, что позволяет подготовить индивидуальные планы развития и эффективно спланировать карьеру;
— принятие решений о вознаграждении, продвижении, увольнении.
Регулярная
и систематическая оценка сотрудников
предоставляет руководству
Названные выше преимущества, получаемые организацией, использующей систему оценки персонала, реализуются наиболее полно при объективности оценки, открытости ее критериев, соблюдении строгой конфиденциальности результатов, активном участии сотрудника. Соблюдение этих принципов достигается за счет:
— универсальности системы оценки. Отдел персонала разрабатывает единую систему оценки для всей организации и обеспечивает единообразное понимание и применение этой системы во всех подразделениях;
— установления стандартов и норм оценки. Для этого организации необходимо определить, что определяет успех при работе в данной должности, т.е. выделить критические факторы. Для этого используется метод анализа рабочих мест, состоящий в тщательном исследовании выполняемых занимающим определенную должность работником функций и выделении из их числа наиболее важных с точки зрения достижения стоящих перед ним целей;
— выбора методов оценки. Чтобы эффективно оценить работу сотрудника, необходимо иметь легкие в использовании, надежные и точно характеризующие критические факторы оценки. В качестве оценок могут использоваться как количественные показатели (время, производительность, издержки и т.п.), так и качественные характеристики, даваемые осуществляющим оценку человеком — “хорошо”, “плохо”, “выше среднего” и т.п. Естественно, что количественные оценки предпочтительнее как с точки зрения их точности, так и объективности в отношении оцениваемого сотрудника. Однако в реальной жизни не всегда существует возможность использовать количественные оценки для многих должностей, поэтому организации часто вынуждены пользоваться субъективными оценками.
Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, однако наиболее распространенной является, безусловно, система периодической аттестации персонала.
2.2. Аттестация персонала
Аттестация
кадров – важная составная часть
управления персоналом. Это одна из
наиболее эффективных форм оценки кадров.
Обязательной аттестации подлежат работники
в предусмотренных отдельными законами,
например Федеральным законом от
31.07.95 № 119-ФЗ “Об основах государственной
службы Российской Федерации”, случаях.
Добровольная аттестация проводится по
усмотрению (решению) администрации
с целью оптимизации управления
персоналом, а значит, для повышения
работоспособности и
Аттестация
позволяет:
– определить соответствие работника занимаемой должности;
– использовать каждого работника в соответствии с полученной специальностью и квалификацией;
– выявить перспективы применения потенциальных способностей и возможностей работника;
– определить необходимость подготовки или переподготовки работника;
– обеспечить возможности передвижения кадров, освобождения работника от должности, а также перевода на более или менее квалифицированную работу.
Основой для аттестации работников служит комплексная оценка их деятельности, включая профессиональные, деловые, духовно-нравственные и личные качества работника, а также результаты его труда, на основе системы соответствующих показателей, характеризующих степень достижения работником конкретных целей, его соответствия (несоответствия) занимаемой должности.
В центре аттестационного процесса находится аттестационное собеседование — встреча руководителя с аттестуемым сотрудником, в ходе которой происходит обсуждение результатов работы сотрудника за истекший период, дается оценка этой работы как руководителем, так и самим сотрудником, утверждается план работы сотрудника на перспективу. Аттестационное собеседование играет очень важную роль в аттестационном процессе, поэтому оно требует тщательной подготовки как от сотрудника, так и от руководителя. Многие компании специально обучают своих сотрудников тому, как проводить аттестационное собеседование. Как показывают исследования, успех собеседования зависит на 80 % от проводящего его руководителя и на 20 % от аттестуемого сотрудника.
Главными
элементами подготовка руководителя являются:
взвешенная и основанная на объективных
фактах оценка выполнения сотрудником
своих функций, осуществленная с
учетом должностной инструкции и
индивидуального плана
Подготовка к собеседованию аттестуемого сотрудника заключается в оценке собственной работы за истекший период (с использованием методов оценки, предусмотренных аттестационной процедурой), составлении плана работы на следующий период, а также списка вопросов, которые он хотел бы задать своему руководителю.
Наиболее старым и самым распространенным методом аттестации является метод стандартных оценок. Руководитель заполняет специальную форму, (Приложение 1) оценивая отдельные аспекты работы сотрудника в течение аттестационного периода по стандартной шкале оценок.
Данный метод отличается простотой, малыми издержками и общедоступностью. Чтобы аттестовать сотрудника с помощью метода стандартных оценок, руководителю не требуется ни специальной подготовки, ни значительных затрат времени или других ресурсов. Использование данного метода обеспечивает также единообразие аттестации всех сотрудников.
Однако метод стандартных оценок страдает рядом серьезных недостатков. Во-первых, аттестацию проводит один человек — руководитель, что предполагает высокую степень субъективной и односторонней оценки. Во-вторых, стандартная шкала не учитывает особенностей профессиональной деятельности каждого отдельного работника, что может повлиять на качество оценки.
Чтобы
преодолеть эти недостатки, некоторые
организации усовершенствовали
метод стандартных оценок следующим
образом: форма оценки (несколько
расширенная и углубленная) заполняется
не самим руководителем, а специалистом
по управлению человеческими ресурсами,
который предварительно проводит детальное
собеседование с руководителем,
обсуждая работу аттестуемого сотрудника
за прошедший период. При использовании
этого метода аттестации повышается
степень объективности оценки за
счет использования
В то же время и при данном методе на удается полностью преодолеть субъективизм оценок. Одновременно, такой метод является и более дорогостоящим.
Другая довольно распространенная разновидность методов оценки аттестуемых сотрудников — сравнительные методы. При их использовании руководитель сравнивает одного сотрудника своего подразделения с другими. При ранжировании руководитель “выстраивает” своих сотрудников в сравнительную цепочку — от лучшего к худшему. По результатам работы за аттестационный период. Сравнительные методы являются очень простым способом аттестации сотрудников. Их легко применять и легко понимать. Однако, эти методы слишком односторонни и приблизительны для того, чтобы сделанные с их помощью оценки применялись для целей развития персонала и т.п.
Рассмотренные
выше методы аттестации являются традиционными
для большинства современных
организаций. Они довольно эффективны
в крупных иерархических
Нетрадиционные методы аттестации начали распространяться достаточно недавно — 15-20 лет назад, поэтому их до сих пор часто называют экспериментальными к их числу принадлежат метод “360о аттестация”, психологические методы аттестации.
Окончательный
выбор методов оценки персонала
для каждой конкретной организации
является уникальной задачей, решить которую
может только руководство самой
организации (возможно, с помощью
профессиональных консультантов).
Глава 3. Оценка экономической эффективности проектов
совершенствования управления персоналом
Разработка
и внедрение организационных
проектов совершенствования системы
управления персоналом требует определенных
инвестиций и затрат. Все затраты
на совершенствование системы
Единовременные затраты на совершенствование управления включают такие составляющие:
Ку = Ку1 + Ку2 + Ку3 + Ку4, (1)
где Ку1 — предпроизводственные затраты;
Ку2 — капитальные вложения в управление, связанные с внедрением мероприятий;
Ку3 — сопутствующие капитальные вложения в производство, вызванные осуществлением мероприятий;
Ку4 — сопутствующие капитальные вложения при использовании продукции, произведенной после осуществления мероприятий.
Предпроизводственные затраты (Ку1) состоят из затрат на научно-исследовательские работы, разработку и внедрение мероприятий по совершенствованию управления персоналом. Размер этих затрат определяется по сметной стоимости работ, если они выполняются по договору сторонними организациями. Если работы организация выполняет силами своих работников, то затраты следует определять по формуле:
(2)
где Зi — месячный оклад i-го работника, занятого разработкой оргпроекта, руб.;