Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание

В данной работе целью является определение эффективной организационной структуры управления предприятием. При этом структуру автор рассматривает как способ распределения полномочий и обязанностей и то, каким образом передаются полномочия и ответственность в рамках организации.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Формирование организационной структуры управления предприятим
2. Принципы, функции управления предприятием
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

управление.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

"ООО Светлогорская  Орбита"

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Организация и управление предприятием

Тема

Формирование организационной  структуры управления предприятим

Фамилия студента

Герасимчук

Имя студента

Светлана

Отчество студента

Юрьевна

№ контракта

29100090201145


 

Содержание

 

        Основные данные  о работе

        Содержание

        Введение

        Основная часть

            1. Формирование организационной  структуры управления предприятим

            2. Принципы, функции управления предприятием

        Заключение

        Глоссарий

        Список использованных  источников

        Приложения

Введение

 

Любая организационная система  подразделяется на две подсистемы: материально обеспечивающая подсистема, занимающаяся переработкой поступающих в её распоряжение ресурсов в товары и услуги и подсистема управления, в задачу которой входит руководство, контроль за деятельностью организационной системой. Последнюю называют – управляющая система, которая имеет свою структуру, обеспечивающую условия для рационального разделения труда и взаимной кооперации. В рамках данной структуры работники-менеджеры имеют свои задачи, зоны ответственности. При этом, они вступают в отношения руководства-подчинения, контроля, сотрудничества. Эти структуры отражают и обеспечивают разделение труда в рамках которого осуществляется процесс управления предприятием.

 В то время, как задача  претворения в жизнь разработанной  и принятой к исполнению стратегии  стоит перед всеми подразделениями предприятия, действующему как единое целое, менеджменту предприятия предстоит тщательно продумать организационный аспект управления – как правильно и эффективно скоординировать работу всех элементов сложного механизма бизнеса.

 Предмет исследования – организационная структура управления филиалом.

 Проблема предприятия – отсутствие  роста прибыли.

 В данной работе целью  является определение эффективной  организационной структуры управления  предприятием. При этом структуру  автор рассматривает как способ распределения полномочий и обязанностей и то, каким образом передаются полномочия и ответственность в рамках организации.

 На основе цели исследования  в работе ставятся следующие  задачи:

-изучение и анализ мировой  и отечественной практики проектирования и совершенствования организационной структуры управления предприятием;

-проведение анализ хозяйственной  деятельности предприятия;

-рассмотрение и анализ существующей  организационной структуры управления  предприятием;

-выдвижение предложений по совершенствованию организационной структуры.

 В широком смысле задача  менеджера состоит в том, чтобы  выбрать структуру, которая лучше  всего отвечает целям и задачам  организации, а так же воздействующим  на неё внутренним и внешним  факторам. «Наилучшая» структура – та, которая позволяет эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия сотрудников и удовлетворять потребности клиентов и достигать целей организации.

 Научно обоснованное формирование организационных структур управления предприятием - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

 Без развития методов проектирования  структур управления затруднено  дальнейшее совершенствование управления  и повышение эффективности производства, так как:

 во-первых, в новых условиях  в целом ряде случаев нельзя  оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;

 во-вторых, в сферу хозяйственного  управления невозможно переносить  закономерности управления техническими  системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменен работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления (АСУ) - работой исключительно важной, но не единственной в развитии управления на всех уровнях. Сама же работа по созданию АСУ нередко ведется в отрыве от улучшения структуры управления, недостаточно связана с организационными факторами;

 в-третьих, создание структуры  должно опираться не только  на опыт, аналогию, привычные схемы  и, наконец, интуицию, но и на научные методы организационного проектирования.

Актуальность темы. В современных  условиях развития рыночных тенденций  в России, обусловленных качественно  новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности как одной из важнейших ее составляющих. Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.

Основная часть

1 Формирование организационной структуры управления предприятим

 

Организационная структура управления предприятием - это упорядоченная  совокупность органов, управляющих его деятельностью и находящихся в определённой взаимосвязи и соподчинённости. На неё влияние оказывает отраслевая принадлежность предприятия, как автомобильный, тракторный завод, мебельная фабрика и так далее, его объём и номенклатура производства, применяемые технологические процессы и уровень их механизации, специализации и комбинирования и другие факторы.

Звено производства представляют структурные  подразделения управляемой системы - предприятие, цех, участок.

Ступень производства образуют ряд звеньев, которые находятся на определённом уровне промышленного производства.

Первая ступень управления предприятия - организованная из группы рабочих  бригада, вторая - совокупность бригад, мастерских участков, третья - цехи. Каждая управляемая система выступает как подсистема более сложного порядка системы, они всё самостоятельны, имеют перед собой одну задачу и не дублируют друг друга.

В организационной структуре управления предприятием находит своё отражение  минимально необходимое количество ступеней и звеньев управления, взаимосвязанных между собой.Если структура построена правильно то она экономичная и создаёт предпосылки для оперативности управления, взаимосогласованной работы всех структурных подразделений предприятия.

На предприятиях организационная структура формируется исходя из состава, содержания и трудоёмкости выполнения общих и специальных функций управления. Объективный характер её построения определяется первичностью функции и вторичностью органа управления - образование и выделение функции предшествует формированию органа или звена управления. При этом не следует отождествлять функцию управления с функцией подразделения предприятия с функцией подразделения предприятия. В зависимости от трудоёмкости функции её могут выполнять несколько подразделений или одно подразделение вести работы по нескольким функциям.

Аппарат управления создаётся для  управленческой  деятельности на предприятиях, который подразделяется на линейный - директор, начальник цеха, мастер, и функциональный - остальные работника аппарата.

Структуру управления образуют линейные и функциональные службы предприятия.

Схема организационной структуры  аппарата управления предприятием имеет  пирамидальную форму - содержит несколько  уровней управления в порядке  подчинённости. Иерархическое строение характерно как для линейного управления так и для функционального.

Иерархическое построение аппарата управления предприятием в порядке подчинённости, как и его структурных подразделений, взаимосвязано с объёмами управления, централизацией и децентрализацией соответствующих функций.

Например: сосредоточением организационных  и распорядительных функций на высших уровнях управления, а исполнительных - на низших.

За установление объёмов управления высказывались многие экономисты, но эта задача оказалась трудноразрешимой. При определении колличества подчинённых возникает необходимость учитывать сложность, характер выполняемых операций, субъективные возможности руководителя, его способности сотрудничать с коллективом, желание делегировать полномочия для выполнения определённых задач.

В случае необоснованного увеличения управленческого персонала теряется личный контакт между руководителем  и подчинённым, возрастает вероятность  формирования отдельных групп с  неофициальными лидерами, ослабляется  контроль за выполнением порученных заданий, что оказывает отрицательное влияние на моральное состояние работников и результаты их труда. При необоснованном сокращении числа подчинённых на одного руководителя возникают излишние уровни управления, возрастают затраты на содержание аппарата, увеличивается время на принятие управленческих решений, возрастает необходимость усиления контрольных функций за исполнением, что может не только увеличить затраты, но и снизить инициативу и творческую активность работников.

Степень централизации и децентрализации  управления зависит от распределения  полномочий.

Централизация характеризуется отсутствием  пересдачи полномочий или их сравнительно малым объёмом. Преимущества - чёткое распределение обязанностей, исключение параллелизма в работе, лучший контроль за деятельностью предприятия, эффективное использование кадров и другое. Недостатки - снижение гибкости и оперативности аппарата управления; рост бюрократизма, увеличение объёмов документации, накопление нерешённых вопросов; задержка в принятии решений на уровне исполнителей, а сами решения принимаются теми, кто недостаточно осведомлён о реальной ситуации на производстве.

Децентрализация управления предприятием является главной целью делегирования  полномочий. Её необходимость появляется когда объёмы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу определённых функций нижестоящим руководителям. Здесь передаваться могут полномочия, а старшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действие своих подчинённых.

Факторы которые влияют на уровень  децентрализации:

- объём затрат на управление,

- размеры предприятия,

- наличие руководителя, его профессионализм  и стиль работы,

- влияние внешней среды.

Для эффективной работы предприятия  важно определить функциональные обязанности и полномочия каждого работника, который должен понимать что от него ожидают, какими полномочиями он обладает, его взаимоотношения с другими служащими, что достигается с помощью схемы организации, дополненной должностными инструкциями и распределением обязанностей.

В должностной инструкции содержатся положения:

- наименование должности и отдел,

- описание выполняемых функций,

- обязанности и права,

- взаимоотношения с руководством, коллегами и подчинёнными,

- должность непосредственного  руководителя,

- ограничения в полномочиях.

Пример ограничений в полномочиях: возможность действовать по своему усмотрению, определение финансовых и других ресурсов.

Децентрализованное управление позволяет  находить оптимальные решения на всех уровнях управления, уменьшает объём информации, которая перерабатывается на верхних уровнях. Недостаток - трудности в координации, регулировании и контроль процесса управления.

Элементы организационной структуры  управления: состав функций управления, численность работников по каждой из них, профессионально-квалифицированный состав работников аппарата управления и самостоятельных подразделений, количество уровней управления и распределение работников между ими, централизация управления и информационные взаимосвязи.

Линейная структура управления предполагает прямое воздействие на процесс управления со стороны линейного руководителя, сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Здесь каждое производственное звено возглавляет руководитель. Он осуществляет все функции и полномочия по управлению и подчиняется руководителю вышестоящего звена.

Линейная структура управления исключает двойное подчинение, имеет  чёткость и простоту взаимоотношений, отличается оперативностью разработки и реализации управленческих решений, отсутствием параллелизма в работе, более надёжным контролем, повышает ответственность руководителя за результаты работы. Недостатки: значительный объём информации, передаваемой от одного уровня к другому, высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам работы подчинённых звеньев, ограничения использования квалифицированных специалистов, снижение инициативы работников нижележащих уровней управления. Эта структура применима при небольших объёмах производства, где задача по управлению менее сложна, или в системах управления производственными участками, отделами и небольшими цехами.

Возросшие объёмы и сложность производства вызвали использование функциональной структуры управления. Основа - дифференциация управленческого труда по отдельным функциям, каждая из которых выполняется специалистом, их группой или отделом. Руководители функциональных служб специализируются в определённых областях деятельности, отвечают за осуществление соответствующих функций и непосредственно дают распоряжения производственным подразделениям по вопросам, касающимся их компетенции.

Информация о работе Управление предприятием