Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа
В данной работе целью является определение эффективной организационной структуры управления предприятием. При этом структуру автор рассматривает как способ распределения полномочий и обязанностей и то, каким образом передаются полномочия и ответственность в рамках организации.
Введение
Основная часть
1. Формирование организационной структуры управления предприятим
2. Принципы, функции управления предприятием
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Функции управления:
- общие;
- конкретные;
- специальные.
Общие функции управления - это прогнозирование и планирование деятельности управляемого объекта, организация работы, координация и регулирование, активизация и стимулирование, контроль, учёт и анализ - элементы управленческого цикла, характеризующиеся регулярным видом деятельности органов управления предприятием и определяющие специализацию управленческого труда. Характерны для любого объекта управления.
Прогнозирование и планирование заключается
в выработке целей
Определение методов и средств достижения поставленной цели состоит организация работы. Её выражение состоит что нужно предпринять, для достижения намеченного, определения порядка, методов и средств.
Координация и регулирование предусматривает установление согласованных действий между всеми участниками намеченных мероприятий, устранение в процессе производства и управления различного рода диспропорций и отклонений.
Функция активизации и стимулирования связана с выбором систем стимулирования деятельности работников, для творческого решения постановленных задач и действовали максимально эффективно.
Контроль позволяет оценивать результаты деятельности, способствует поддержанию дисциплины, предупреждению и устранению допущенных ошибок и нарушений, принятию конкретных решений по улучшению работы, укреплению единоначалия и сохранности собственности.
Учёт обеспечивает необходимой
информацией о состоянии
Анализ комплексно изучает состояние
и развитие деятельности и его
подразделений во взаимосвязи с
техническим уровнем
Конкретные функции управления различаются по признакам воздействия:
- на все сферы деятельности предприятия
Например: технико-экономическое
- на отдельные стадии
Специальные функции представляют собой подфункции конкретных функций и направлены на достижение одной или нескольких целей предприятия.
Пример: повышение эффективности и сбалансированности использования ресурсов, организация разработки норм и нормативов.
Дифференция функций приводит к сужению участка управленческой деятельности и конкретизации объекта управления.
Предприятием допускается
Нормативным документом, способствующим рациональному разделению труда в сфере управления, является квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Его используют за основу при разработке должностных инструкций, составлении положений о структурных подразделениях, подборе и расстановке кадров, их аттестации.
Директор руководит всей деятельностью предприятия, организует производственно - хозяйственную деятельность подчинённого предприятия на основе использования научных методов управления, исследования внешних и внутренних условий рынка, обеспечивает взаимодействие производственных единиц, служб, цехов и других, направляет их деятельность на достижение высоких темпов развития и совершенствования производства, максимальную мобилизацию имеющихся резервов, гарантирует правильное применение принципа социальной справедливости, рациональное сочетание экономических и административных методов управления, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, предоставляется право по согласованию с профсоюзной организацией устанавливать формы оплаты труда, определяет показатели и условия премирования, разрабатывает и утверждает структуру и штаты предприятия, решает все вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных производственно - хозяйственных функций другим должностным лицам - заместителям, руководителям производственных единиц.
Первым заместителем директора является главный инженер, который решает вопросы технического развития и специализации, научных исследований, осуществляет контроль за соблюдением проектной и технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, производственной санитарии и противопожарным мероприятием, требований технадзора, определение технической политики, перспектив различия предприятия, его реконструкции и технического переоснащения, обеспечения рационального использования основных производственных фондов, руководит деятельностью технических служб предприятия, контролирует результаты их работы.
У директора могут быть заместители, ведающие группой определённых функций управления или различными видами производства, а заместитель по общим вопросам занимается комплектованием и подготовкой кадров, административно - хозяйственными и жилищно - коммунальными вопросами, культурно - бытовыми и детскими учреждениями. Они действуют от имени предприятия, совершают хозяйственные операции и заключают договора, несут полную ответственность за вверенный им участок работы. На небольших по объёму производства предприятиях их функции могут быть совмещены с функциями начальников соответствующих отделов.
Функциональные подразделения в аппарате управления предприятием организуют при определённых объёмах работ и видах производства.
Производственно - технический отдел разрабатывает и внедряет прогрессивные технологические процессы, передовые формы организации производства и труда, оформляет необходимую техническую документацию.
Отдел главного механика обеспечивает
постоянное содержание в рабочем
состоянии машин и
Главный механик организует разработку планов технического обслуживания и ремонта оборудования, утверждает эти планы и контролирует их выполнение, организует работы по учёту наличия и движения оборудования, составлению и оформлению технической документации, своевременный и качественный ремонт оборудования, работу по повышению его надёжности, технический надзор за его состоянием и использованием.
Планово - экономический отдел
Отдел труда и заработной платы занимается разработкой мероприятий по НОТ, повышению производительности труда, анализирует их выполнение, контролирует правильность применения тарифных ставок, коэффициентов и разрядов, участвует в социологических исследованиях. Отдел организовывает работы по нормированию труда, внедрению технически обоснованных нормативов по труду, обеспечивает контроль за расходованием зарплаты.
Отдел кадров осуществляет подбор, оформление приёма, перемещения увольнения работников, ведёт учёт и составляет отчётность по кадрам, принимает меры по трудоустройству высвобождаемых работников.
Отдел материально - технического снабжения
и сбыта совместно с
Менеджеры - это должностные лица предприятия, которые занимаются анализом маркетинговой ситуации, претворением в жизнь намеченных планов и осуществляют контрольные функции.
Жилищно - коммунальный отдел занимается состоянием и эксплуатацией жилищного фонда, культурно бытовых зданий, детских учреждений, контор и общежитий, составляет сметы на их текущее содержание и капитальный ремонт, организует их выполнение.
Отдел капитального строительства организует и контролирует все капитальные работы, оформляет всю технико - экономическую документацию по капитальному строительству и организует выполнение его объёмов.
Бухгалтерия ведёт бухгалтерский
учёт, осуществляет контроль за расходованием
средств и соблюдением
Начальник возглавляет подразделение
предприятий, обладает необходимой
самостоятельностью, планирует работу
подчинённых подразделений, распоряжается
материальными и денежными
Старший механик руководит ремонтной службой цеха, обеспечивает техническое состояние действующего парка оборудования, организует его техническое обслуживание и ремонт, составляет заявки и спецификации на запасные части, материалы, инструмент, контролирует правильность их расхода.
Мастер является полноправным руководителем и непосредственным организатором производства на своём участке и возглавляет производственный участок, оказывает активное влияние на результаты производственной деятельности, формирование у рабочих нового отношения к труду и собственности, недостаткам и нарушениям, мастер сам подвергается влиянию рабочих, проходит богатую школу опыта и воспитания.
Успех современных организационных структур все в большей мере зависит от внешних, чрезвычайно быстро меняющихся условий их функционирования. К числу этих условий можно отнести интенсивную конкуренцию, приобретающую глобальный характер, быстрое технологическое развитие, ужесточение требований к интеллекту и потенциалу управленческих кадров, рост их автономии и ответственности.
Не требует доказательств тот
факт, что каждая организация представляет
собой весьма сложную в техническом
и экономическом плане
Организационные структуры управления – как раз тот связующий элемент, который позволяет всем разрозненным подразделениям осуществлять свою работу согласованно, в едином ключе поставленной перед организацией задачи. Совершенно логично, что каждому предприятию, занимающемуся конкретным видом деятельности необходима определенная организационная структура, которая отвечала бы именно таким требованиям, какие предъявляются к этому предприятию в его специфических условиях.
Разработка и введение новых
структур управления стало характерной
чертой последнего десятилетия. В ходе
этих экспериментов нередко
Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой.