Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:16, контрольная работа
Актуальность темы крайне высока, так как в современных рыночных условиях руководство организации напрямую влияет на достижение генеральных целей организации, в том числе: достижение максимальной прибыли;
способность к конкурентной борьбе;
обеспечение социального благополучия ее работников.
Предметом изучения курсовой работы является СПК «Ленин Сюрес» Игринского района
ВВЕДЕНИЕ
Успешность деятельности организации во многом зависит от управленческого персонала.
Успехи многих современных организаций в значительной степени определяются слаженностью и согласованностью взаимодействующих в них людей. Эффективность руководства при этом зависит от руководителя, точнее - от практикуемого им стиля. Стиль управления связан с приемами, с помощью которых руководитель побуждает сотрудников к выполнению возложенных на них обязанностей. Тем самым принятый стиль может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечить эффективную управленческую деятельность, а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определенные нормы взаимоотношений и поведения. Для эффективного управления необходимо, чтобы стиль управления соответствовал особенностям трудового коллектива, уровню его развития, т.е. создавал бесконфликтную обстановку.
Обычно руководитель в коллективе - ключевая фигура. Руководитель является ведущим и организующим звеном в социальных системах управления. От того, как он ведёт себя с людьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчинённых зависит очень многое.
Руководитель — это лицо, наделенное правом принятия решений и выступающее единоначальником в пределах данных ему полномочий.
Цель
влияния руководителя на сотрудников
— побуждение их к определенному
служебному поведению, которое соответствовало
бы как требованиям организации,
так и собственным
Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации.
Актуальность темы крайне высока, так как в современных рыночных условиях руководство организации напрямую влияет на достижение генеральных целей организации, в том числе: достижение максимальной прибыли;
способность к конкурентной борьбе;
обеспечение социального благополучия ее работников.
Предметом изучения курсовой работы является СПК «Ленин Сюрес» Игринского района Удмуртской Республики. Объектом исследования избрана тема руководитель как социальный лидер в коллективе на примере СПК «Ленин Сюрес».
Целью данной курсовой работы является изучение руководителя как социального лидера в коллективе на примере СПК «Ленин Сюрес».
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
- Изучить сущность, значение и функции руководителя как социального лидера в коллективе;
- рассмотреть типы руководителей;
- изучить качества руководителя организации.
Для достижения
поставленной цели использовались общенаучные
методы исследования труды отечественных
и зарубежных ученых-экономистов, законодательные,
нормативные и инструктивные документы,
а также личные исследования автора. В
процессе выполнения работы были использованы
следующие общенаучные методы: монографический,
статистический, экспериментальный, расчетно-конструктивный,
экономико-математический и др.
1.
1.1. Сущность,
значение и функции руководителя как социального
лидера в коллективе.
Руководитель считается лицо, направляющее координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках установленных полномочий выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы по словам Веснина [Веснин 2001]
Выполняя свои обязанности, руководитель выступает в определенной социальной роли, характер которой с развитием общества меняется. Руководитель несет ответственность за создание морального климата внутри организации.
[Герчекова]
говорит, что поскольку
Каждый руководитель в определенной мере должен быть и психологом, ибо правильный стиль руководства, благоприятная обстановка на работе, культура управленческого труда способствуют повышению качества и результативности труда, оказывают решающее влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение руководители, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют развитию творческой инициативы работников и в итоге дают не меньший производственный эффект, чем механизация и автоматизация труда. Повседневная практика учит, что руководители, сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе.
Наиболее ценен руководитель такой организации, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Он влияет на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации. Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, при этом они выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.
Должность
формально создает для
Существует два типа лидеров: инструментальный-в деловых отношениях и экспрессивный- в межличностных (обычно наиболее уважаемый человек), который обычно сглаживает конфликты, напряжение, что повышает эффективность работы.
В группе лидер может выполнять роли координатора, контролера, плановика, политика, устанавливающего цели. . В большинстве случаев лидер - также источник ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение, поскольку в коллективе общее мышление обычно ближе к образу мысли руководства, чем рядовых членов.
Поскольку лидер отражает интересы коллектива, он является своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого из его членов не противоречили общим интересам не подрывали единство группы.
Степень делегирования полномочий, используемые типы власти, забота о человеческих отношениях и о выполнении задачи отражают стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Автократичный лидер в управлении авторитарен, обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и навязывает ее. Автократ как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений.
Демократический лидер предпочитает механизмы влияния, которые основываются на потребностях высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократический руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.
В обязанности руководителя-лидера входит также формирование у сотрудников адекватной профессиональной мотивации. Очевидно, что даже самое совершенное планирование руководителем работы группы не дает эффекта, если люди не захотят качественно выполнять свою работу. Руководитель должен уметь определить потребности своих подчиненных и создать условия, которые позволят удовлетворить эти потребности при хорошей работе.
Таким
образом, сущность деятельности руководителя
состоит в организаторской работе. Это
особый вид творческой деятельности
причем по мере роста должности требования
к творчеству увеличиваются. Творческая
сторона в труде руководителя развивается
также и под воздействием научно технического
прогресса.
Однако
руководитель не только организует, но
и направляет работу
сотрудников, способствует их развитию,
а при необходимости оказывает
влияние на поведение, в том числе и
внеслужебное. Поэтому он должен быть
достаточно хорошо подготовлен не только
профессионально, но и педагогически.
По мнению Дж. Адера, руководители осуществляют восемь практических функций: постановку заданий, планирование инструктаж, контроль, оценку, мотивацию, организацию, демонстрацию личного примера. Для обеспечения эффективной работы руководитель должен в максимальной степени согласовывать интересы индивидов, групп и решение управленческих задач, так чтобы они не противоречили друг другу, иначе он не справится со своими обязанностями. Особенность положения руководителя состоит в следующем:
1)
он сосредотачивает функции
2)имеет
ограниченные и с каждым
3) как правило, исключен из окружения и первичного коллектива;
4) является
воплощением справедливости, поэтому
выполняет
для подчиненных функции арбитра;
5) все его поведение постоянно оценивается подчиненными.
Переверзев [] считает, что между руководителями и подчиненными должны формироваться, с одной стороны, этические обязанности, а с другой- черты, присущие хорошим подчиненным.
Этические обязанности руководителей:
1.
Руководители должны быть
2.Руководители несут ответственность за перспективы возглавляемой ими организации.
3.Руководители
должны постоянно
4.
Руководители ответственны за
формирование слаженно
5.
Руководители отвечают за
Руководитель должен оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который не просто ведет к принятию данной идеи, а к действию, работе, необходимой для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективным, руководитель должен развивать и применять власть.
Руководитель так же обладает властью. Власть - это способность того или иного лица влиять на окружающих с целью подчинить их своей воле. Руководителю она позволяет направлять действия подчиненных в русло интересов организации, побуждать более эффективно работать, предотвращать возникающие конфликты.
Умение руководителя распоряжаться властью предполагает изучение ее источников, политической структуры организации, взаимосвязи групп и отдельных субъектов, их интересов, мнений и ролей, которые они играют, а также понимания стратегии и тактики, с помощью которых приобретается и удерживается власть.