Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:29, курсовая работа
В литературе понятия “качество жизни” и “уровень жизни” нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.
Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматривается как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.
ВВЕДЕНИЕ
1 УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК ОСНОВА БЛАГОСОТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Категория «уровень жизни»
1.2 Качество жизни и его оценка
2 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Динамика, структура расходов и доходов населения РБ
2.2 Социальная составляющая уровня и качества жизни
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Бедность как социально-экономическое явление присуща любому обществу и представляет собой многогранную проблему. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение масштабов бедности.
Проблема борьбы с бедностью и нищетой была названа на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной выполнению решений «Встречи на высшем уровне в интересах социального развития» (Копенгаген, 1995 г.), и Декларации тысячелетия ООН (Нью-Йорк, 2000) одной из восьми стратегических целей развития мирового сообщества. Борьба с бедностью – крупнейшая стратегическая задача социальной политики государства. Это не только внутренний долг, но и международная обязанность всех стран, в том числе и Беларуси.
Приоритетной задачей преодоления бедности является создание условий для активного формирования и накопления человеческого капитала, усиления мотивации труда; недопущение неоправданной дифференциации доходов. Средний слой населения в долгосрочной перспективе в процентном отношении должен вытеснить слой бедных и при правильном государственном регулировании составить 70–75% от всего населения страны. Для сокращения бедности и повышения эффективности труда потребуются глубокие преобразования в социальной и экономической сферах [7].
Уровень жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.
Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и, следовательно, увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.
При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Должен быть усилен контроль за использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства. Нужно надеяться, что политика в области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов и др. социально незащищенных слоев населения.
1. Абакумова Ц.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учеб. пособие. Новосибирск: ИГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999.
2. Бондарь Н.Н. Социальная политика в РБ / Учеб. пособие для вузов. – Мн.
3. Вушуева Л.И. Статистика уровня жизни населения.
4. Вестник БГЭУ- 2001, №1.
5. Курс экономики: Учебник / под ред. В.Л. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 1997. 606 с.
6. Куркин В.М., Корж Г.Г. Методы оценки интегрального показателя уровня жизни населения. Мн.: НИЭИ Минэкономики Респ. Беларусь, 1996 г.
7. Модель устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 г.
8. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.]; под. ред. д-ра экон. Наук, пров. В.Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751 с.
9. Потапова И.О. Уровень жизни населения: содержание, формы и факторы роста. Мн.: ООО «Мисана». 2001 г.
10. Программы социально-экономического развития РБ в 2006-2010 гг.
11. Расходы и доходы населения в РБ за 2005г., Мн., 2005- 67с.
12. Социальная политика Беларуси в начале 21 века: Сб. с69 научных трудов. – Мн.: НИЭИ Мин-ва экономики Респ. Беларусь, 2005. – 280 с.
13. Социальная политика доходов и заработной платы, В.И. Левашов / Мн.: 2002 г., 363 с.
14. Социальная политика, уровень и качество жизни: Слов. С. 69; Социальная политика: Толков, слов. С. 177; Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзбсрга. С. 601
15. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997 г.
16. Экономическая теория: Учеб. Пособие . И.В. Новикова, Г.А. Примачёнок, В.А. Воробьёв и др.; Под ред. И.В. Новиковой. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 543 с.
17. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2006
18. http://qol.ur.ru/index.html
19. http://www.belstat.gov.by/
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рис. 1. Структура денежных доходов и расходов населения (в процентах к итогу)
Примечание. Источник: [17]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рис. 2. Денежные доходы и расходы населения (миллиардов рублей)
Примечание. Источник: [17]
1)
С учётом деноминации (уменьшение в 1000 раз).
3