Уровень и качество жизни, их показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание

В литературе понятия “качество жизни” и “уровень жизни” нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.
Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматривается как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК ОСНОВА БЛАГОСОТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Категория «уровень жизни»
1.2 Качество жизни и его оценка
2 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Динамика, структура расходов и доходов населения РБ
2.2 Социальная составляющая уровня и качества жизни
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Уровень и качество жизни, их показатели.doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)

Во всем комплексе потребностей населения, характеризу­ющих его уровень жизни, значительное место занимает по­требность в жилье. За период 1990—2003 гг. средняя обеспе­ченность населения жильем возросла на 25 % и составляет 22,3 м2 на одного человека по сравнению с 17,9 м2 в 1990 г. Повышаются благоустроенность жилья и комфорт быта. За 1995—2003 гг. в 1,7 раза увеличилось количество телефон­ных линий на 100 000 человек, в 221 раз — количество мо­бильных телефонов и более чем в 5 тысяч раз — число поль­зователей сетью Интернет [2, с.109].

 

 

2.2 Социальная составляющая уровня и качества жизни

 

 

Одним из важнейших показателей,  характеризующих уровень жизни, является качество здоровья населения. С со­жалением приходится констатировать, что здоровье белорус­ской нации ухудшается: начиная с 1993 г. впервые за пос­ледние 50 лет в Беларуси отмечено уменьшение абсолютной численности населения, которое было вызвано снижением рождаемости и ростом смертности. Уровень рождаемости уже давно не обеспечивает даже простого возобновления по­колений,  а население страны сократилось более чем на 340 тыс. человек и составляет на 01.01.2005 г. 9849,1 тыс. Наблюдается неуклонный рост заболеваемости. Только за 1990—2001 гг. она возросла почти на 1/3, а количество онкологических заболеваний, болезней системы кровообра­щения, нервной системы — более чем в 1,5 раза, психичес­ких расстройств — почти вдвое. Высокая заболеваемость имеет много негативных последствий: ограничение жизнеде­ятельности, снижение социальной активности и пр. Здо­ровье населения, таким образом, является комплексной про­блемой, затрагивающей все аспекты человеческой деятель­ности — производство, образование, культуру, — а, следова­тельно, всеобъемлющей с точки зрения, как государства, так и отдельного человека.

Интегральной оценкой здоровья населения служит пока­затель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении. В Беларуси наблюдается устойчивая тенден­ция снижения данного показателя с 71,1 года в 1990 г. до 68,5 — в 2005-м. Улучшение положения в данной сфере свя­зано со многими факторами. Поскольку демографические процессы характеризуются высокой инертностью, необхо­дим достаточно длительный период времени, чтобы негатив­ные тенденции были преодолены, а процессы восстановле­ния здоровья нации приняли устойчивый и необратимый ха­рактер.

В 1998 г. в Республике Беларусь была принята Концеп­ция развития здравоохранения, в соответствии с которой приоритетным направлением является развитие первичной медико-санитарной помощи через территориальные програм­мы медицинского обслуживания населения. Их реализация связана с необходимостью увеличения государственных рас­ходов на эти цели. Между тем доля расходов консолидиро­ванного бюджета на здравоохранение в расчете на душу насе­ления за последние 4 года несколько уменьшилась и состави­ла в 2005 г. 4,7 %. И если, но количеству врачей на 100 тыс. населения мы находимся на одном из первых мест в мире, то по расходам на здравоохранение — на одном из последних. Так, в США на 100 тыс. населения приходится 276 врачей, или в 1,7 раза меньше, чем в Беларуси, тогда как расходы на здравоохранение — в 11,6 раз больше. Ин­вестирование данной отрасли позволит повысить оснащен­ность отечественного здравоохранения, что будет способство­вать более полному и качественному удовлетворению потреб­ностей населения в данном виде услуг и через определенный временной лаг окажет существенное влияние на качество здо­ровья населения. Непременным условием решения этой зада­чи является переориентация отечественной системы здравоох­ранения на принципы медицинского страхования, что позво­лит устранить диспропорции в распределении ресурсов (по видам медицинской помощи, по территории, в разрезе города и села) и преодолеть затратный принцип функционирования. Удовлетворение потребностей населения в образовании является важнейшей составляющей уровня и качества жиз­ни населения. Система образования в республике развивает­ся довольно стабильно: уровень грамотности взрослого насе­ления составляет 99,6 %. Вазовое, общее среднее и профессиональное образование имеет 98 % занятого населения. По данным переписи населения 1999 г., 37,7 % мужчин и 41,7 % женщин в возрасте 25 лет и старше имели закончен­ное образование третьей ступени. В 2004 г. в республике функ­ционировало 137 лицеев с численностью учащихся 99,5 тыс. человек, а всеми видами дифференцированного обучения ох­вачено более 38 % школьников (в старших классах — каж­дый второй). Число изучающих два иностранных языка и бо­лее за 1992—2002 гг. увеличилось на 120 %. Численность студентов на 10 тыс. населения составила 324 человека. Во многом благодаря развитию образовательного потенциала Беларусь продолжает удерживать лидирующие позиции сре­ди стран СНГ и входит в группу государств с высоким уров­нем развития человеческого потенциала.

Вместе с тем переход ведущих стран к так называемой «новой экономике» требует дальнейшего совершенствова­ния системы образования Беларуси по линии дошкольное об­разование — общеобразовательная школа — вуз.

Развитие системы дошкольного образования предполага­ет формирование условий для охвата дошкольным обучени­ем детей с 5-летнего возраста на основе создания новых ти­пов дошкольных учреждений: детсад — начальная школа; детсад — школа; цент развития ребенка.

С 2002/03 учебного года начался переход базовой школы на 10-летний срок обучения, который планируется завер­шить к 2008 г. К 2010 г. завершится переход к 12-летнему полному среднему образованию. Этот процесс соответствует планируемому к 2008—2010 гг. переходу европейской выс­шей школы к четырехлетнему высшему образованию, осу­ществляемому на базе 12—13-летней школы. Составными ступенями образовательного процесса в высшей школе стано­вятся бакалавриат и магистратура, предусмотрено развитие контрактной формы подготовки специалистов и кредитова­ние обучения. Проведение образовательной реформы сдержи­вается недостаточностью бюджетного финансирования, сос­тавляющего 7 % ВВП вместо 10 % по закону об образовании.

Уровень и качество жизни населения обусловлены сте­пенью удовлетворения потребностей в сфере культуры.

Анализ данной составляющей показывает, что, несмотря на некоторое снижение интереса к культурной жизни в сере дине 90-х гг. XX в., у населения страны он в целом сохранил­ся. Представление о культурных интересах белорусов дают ответы жителей столицы Беларуси на вопрос о том, какие из форм культурной деятельности вызывают у них интерес. Количество профессиональных театров воз­росло на треть, отчетливо проявляется тенденция к заполняемости театральных залов. Вместе с тем стоит отметить, что возможности удовлетворения такого рода потребностей зна­чительно ниже у жителей сел и небольших городов — как по причинам удаленности от центров театрального искусства, так и в силу недостаточности финансовых ресурсов театров, ограничивающей их гастрольную деятельность.

За последние годы наблюдается снижение общего коли­чества киноустановок и посадочных мест, а также числа по­сещений кинотеатров — в расчете на одного жителя респуб­лики приходится всего 1,1 посещения в год.

Сложившееся положение, однако, нельзя рассматривать как уменьшение потенциальной возможности доступа бело­русов к произведениям киноискусства, поскольку сокраще­ние киносети восполняется использованием других видов эк­ранных технологий: открытием видеозалов, видеосалонов и организацией работы передвижных видеопроекционных ус­тановок, а также развитием локальных сетей кабельного те­левидения.

Качество жизни, культурный потенциал определяются во многом работой библиотек. На современном этапе меня­ются традиционные библиотечные технологии, внедряются инновационные формы обслуживания читателей: 70 % пуб­личных библиотек работают в автоматизированном режиме, создаются общедоступные Интернет-классы.

Вместе с тем в республике наметилась устойчивая тенден­ция сокращения, как количества библиотек, так и числа вы­даваемых книг и журналов в среднем на 1 читателя.

Личные библиотеки, рост тиражей и разнообразие изда­ваемой художественной и публицистической литературы в определенной степени нивелируют данную негативную тен­денцию, однако представляется, что пользование массовыми библиотеками создает больше предпосылок для развития и полного удовлетворения соответствующих потребностей в связи с возможностями получения квалифицированной ре­комендации библиотекаря, более широким выбором литера­туры по различным отраслям знаний [2, с.112].

В целом расходы консолидированного бюджета на соци­ально-культурные мероприятия в 2005 г. составили 14 % ВВП, что на 3,7 % больше, чем в 1990 г.

Исследования ученых показывают, что роль культуры и искусства в жизни белорусского общества многогранна. На первом месте стоит психотерапевтическая функция: при­общение к искусству способствует снижению стрессовой наг­рузки и помогает получить положительный эмоциональный заряд. На втором месте — рекреационная функция, т.е. реа­лизация возможности полноценного отдыха; на третьем — об­разовательная функция культуры и искусства, далее идут в порядке убывания воспитательная, гуманистическая, твор­ческая функции. В этой связи важно сохранение и развитие сети учреждений отрасли, необходимо сформировать эффек­тивно действующий экономический механизм развития куль­туры, создать условия для широкого доступа всех жителей республики к достижениям национальной и мировой куль­туры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РБ

 

 

Важным фактором, обеспечивающим устойчивое развитие общества, является создание экономических, социальных, культурных, правовых и других условий для гармонического развития и социально позитивного образа жизни личности, реализации общепризнанных мировым сообществом конституционных прав и свобод человека. Потребностям и принципам устойчивого развития современного общества соответствует тип гармоничной и всесторонне развитой, физически здоровой, образованной и духовной личности, ведущей активный образ жизни. Развитию личности и интересам общества способствует поступательное развитие экономики и общества, формирование сильного государства, обеспечение социальной консолидации, которая является необходимым условием как укрепления демократических институтов, так и становления гражданского общества. Добиться такой консолидации и массовой поддержки власти можно лишь при условии, что главной целью и реальным приоритетом развития социального государства и экономики является осуществление государством такой политики, которая будет направлена на обеспечение определенного уровня благосостояния своих граждан, поддержку социально уязвимых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. Сильная социальная политика в сочетании с раскрепощением инициативы самой активной части населения призвана сбалансировать интересы и консолидировать общество на основе надежных социальных гарантий и уверенности в завтрашнем дне.

Социальная парадигма развития исходит из того, что локомотивом экономического роста является человек, обладающий квалификационными и трудовыми возможностями, социальной активностью и мобильностью, способностью легально адаптироваться к сложившимся условиям и реализовать эффективно возможности своей деятельности. Это взаимообусловленный процесс экономического роста и повышения благосостояния народа, базирующийся на участии всех граждан в развитии и справедливом распределении его результатов, преодолении отчуждения, эксплуатации, неравенства и несправедливости в экономике и обществе.

Социальный аспект стратегии устойчивого развития основывается на принципах единства и взаимосвязи социальной сферы, экономики и окружающей среды. При этом важно обеспечить ведущую роль социальной политики в системе управления обществом, определить важнейшие направления и методы ее реализации, выделить приоритеты, исходя из задач устойчивого развития.

В социальной сфере основной целью является достижение научно обоснованных параметров уровня и качества жизни населения, увеличение средней продолжительности жизни населения, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, планирование семьи, рационализация масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей для получения образования, медицинской помощи и восстановления здоровья; социальная защита престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения. При этом предполагается формирование и выработка у населения сознательного отношения к биосфере, как фундаменту жизни, соблюдение законов ее развития, а также вытекающих из них ограничений и запретов. Речь идет о формировании модели эффективного хозяйствования, рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни.

Социальный императив, таким образом, заключается в необходимости развития и эффективного использования человеческого капитала, наиболее полного удовлетворения его потребностей.

Экономический императив состоит, в свою очередь, в том, что национальная экономическая система страны должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсо- и энергоэффективной, экологозащитной.

Важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития до 2020 г. и предметом особого внимания (приоритетами) с учетом принятого Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге являются:

1.      повышение уровня и качества жизни населения;

2.      борьба с бедностью;

3.      изменение структуры потребления и производства;

4.      охрана и укрепление здоровья;

5.      улучшение демографической ситуации;

6.      противодействие криминализации жизни общества.

Уровень и качество жизни населения. Предполагается предоставление каждому трудоспособному гражданину реальной возможности за счет напряженного, квалифицированного и инициативного труда обеспечить достойный, в меру сложившихся социальных стандартов, уровень и качество жизни населения. Это будет достигаться за счет последовательного осуществления равных прав доступа граждан к орудиям и средствам труда, природным ресурсам, к образованию и рынку труда, также за счет обеспечения безопасности труда, возможности рационального использования свободного времени, благодаря чему формируется благоприятная среда обитания и жизнедеятельности для улучшения здоровья и физического развития граждан.

Политика государства, направленная на повышение уровня и качества жизни населения, должна в перспективе обеспечить наличие таких доходов у каждого члена общества, которых должно быть достаточно для удовлетворения основных потребностей прежде всего за счет собственного труда при создании равных возможностей для приложения сил каждому человеку в любой сфере деятельности. А в случае отсутствия такой возможности – за счет государственной социальной поддержки, сконцентрировав социальную помощь тем, кто находится в неблагоприятных условиях и в ней действительно нуждается. Это должно послужить социально и экономически обоснованному перераспределению ответственности за личное благосостояние, перенеся ее с государства на человека и его семью.

Для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев и групп населения необходимо:

      создание условий для общего роста денежных доходов населения, повышения их реального содержания;

      поэтапное приближение государственных минимальных социально-трудовых гарантий к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;

      совершенствование структуры доходов населения, повышение роли оплаты труда как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения;

      совершенствование механизмов распределения доходов через систему налогообложения, социального страхования;

      снижение уровня малообеспеченности населения;

      повышение уровня социальной защищенности нетрудоспособных граждан.

Потребуются дальнейшие преобразования в системе социальной защиты населения: адаптация ее к современным условиям, приближение ее к идеалам и целям, провозглашенных в международных декларациях и нормах.

Информация о работе Уровень и качество жизни, их показатели