Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:29, курсовая работа
В литературе понятия “качество жизни” и “уровень жизни” нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.
Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматривается как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.
ВВЕДЕНИЕ
1 УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК ОСНОВА БЛАГОСОТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Категория «уровень жизни»
1.2 Качество жизни и его оценка
2 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Динамика, структура расходов и доходов населения РБ
2.2 Социальная составляющая уровня и качества жизни
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Во всем комплексе потребностей населения, характеризующих его уровень жизни, значительное место занимает потребность в жилье. За период 1990—2003 гг. средняя обеспеченность населения жильем возросла на 25 % и составляет 22,3 м2 на одного человека по сравнению с 17,9 м2 в 1990 г. Повышаются благоустроенность жилья и комфорт быта. За 1995—2003 гг. в 1,7 раза увеличилось количество телефонных линий на 100 000 человек, в 221 раз — количество мобильных телефонов и более чем в 5 тысяч раз — число пользователей сетью Интернет [2, с.109].
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни, является качество здоровья населения. С сожалением приходится констатировать, что здоровье белорусской нации ухудшается: начиная с 1993 г. впервые за последние 50 лет в Беларуси отмечено уменьшение абсолютной численности населения, которое было вызвано снижением рождаемости и ростом смертности. Уровень рождаемости уже давно не обеспечивает даже простого возобновления поколений, а население страны сократилось более чем на 340 тыс. человек и составляет на 01.01.2005 г. 9849,1 тыс. Наблюдается неуклонный рост заболеваемости. Только за 1990—2001 гг. она возросла почти на 1/3, а количество онкологических заболеваний, болезней системы кровообращения, нервной системы — более чем в 1,5 раза, психических расстройств — почти вдвое. Высокая заболеваемость имеет много негативных последствий: ограничение жизнедеятельности, снижение социальной активности и пр. Здоровье населения, таким образом, является комплексной проблемой, затрагивающей все аспекты человеческой деятельности — производство, образование, культуру, — а, следовательно, всеобъемлющей с точки зрения, как государства, так и отдельного человека.
Интегральной оценкой здоровья населения служит показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении. В Беларуси наблюдается устойчивая тенденция снижения данного показателя с 71,1 года в 1990 г. до 68,5 — в 2005-м. Улучшение положения в данной сфере связано со многими факторами. Поскольку демографические процессы характеризуются высокой инертностью, необходим достаточно длительный период времени, чтобы негативные тенденции были преодолены, а процессы восстановления здоровья нации приняли устойчивый и необратимый характер.
В 1998 г. в Республике Беларусь была принята Концепция развития здравоохранения, в соответствии с которой приоритетным направлением является развитие первичной медико-санитарной помощи через территориальные программы медицинского обслуживания населения. Их реализация связана с необходимостью увеличения государственных расходов на эти цели. Между тем доля расходов консолидированного бюджета на здравоохранение в расчете на душу населения за последние 4 года несколько уменьшилась и составила в 2005 г. 4,7 %. И если, но количеству врачей на 100 тыс. населения мы находимся на одном из первых мест в мире, то по расходам на здравоохранение — на одном из последних. Так, в США на 100 тыс. населения приходится 276 врачей, или в 1,7 раза меньше, чем в Беларуси, тогда как расходы на здравоохранение — в 11,6 раз больше. Инвестирование данной отрасли позволит повысить оснащенность отечественного здравоохранения, что будет способствовать более полному и качественному удовлетворению потребностей населения в данном виде услуг и через определенный временной лаг окажет существенное влияние на качество здоровья населения. Непременным условием решения этой задачи является переориентация отечественной системы здравоохранения на принципы медицинского страхования, что позволит устранить диспропорции в распределении ресурсов (по видам медицинской помощи, по территории, в разрезе города и села) и преодолеть затратный принцип функционирования. Удовлетворение потребностей населения в образовании является важнейшей составляющей уровня и качества жизни населения. Система образования в республике развивается довольно стабильно: уровень грамотности взрослого населения составляет 99,6 %. Вазовое, общее среднее и профессиональное образование имеет 98 % занятого населения. По данным переписи населения 1999 г., 37,7 % мужчин и 41,7 % женщин в возрасте 25 лет и старше имели законченное образование третьей ступени. В 2004 г. в республике функционировало 137 лицеев с численностью учащихся 99,5 тыс. человек, а всеми видами дифференцированного обучения охвачено более 38 % школьников (в старших классах — каждый второй). Число изучающих два иностранных языка и более за 1992—2002 гг. увеличилось на 120 %. Численность студентов на 10 тыс. населения составила 324 человека. Во многом благодаря развитию образовательного потенциала Беларусь продолжает удерживать лидирующие позиции среди стран СНГ и входит в группу государств с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Вместе с тем переход ведущих стран к так называемой «новой экономике» требует дальнейшего совершенствования системы образования Беларуси по линии дошкольное образование — общеобразовательная школа — вуз.
Развитие системы дошкольного образования предполагает формирование условий для охвата дошкольным обучением детей с 5-летнего возраста на основе создания новых типов дошкольных учреждений: детсад — начальная школа; детсад — школа; цент развития ребенка.
С 2002/03 учебного года начался переход базовой школы на 10-летний срок обучения, который планируется завершить к 2008 г. К 2010 г. завершится переход к 12-летнему полному среднему образованию. Этот процесс соответствует планируемому к 2008—2010 гг. переходу европейской высшей школы к четырехлетнему высшему образованию, осуществляемому на базе 12—13-летней школы. Составными ступенями образовательного процесса в высшей школе становятся бакалавриат и магистратура, предусмотрено развитие контрактной формы подготовки специалистов и кредитование обучения. Проведение образовательной реформы сдерживается недостаточностью бюджетного финансирования, составляющего 7 % ВВП вместо 10 % по закону об образовании.
Уровень и качество жизни населения обусловлены степенью удовлетворения потребностей в сфере культуры.
Анализ данной составляющей показывает, что, несмотря на некоторое снижение интереса к культурной жизни в сере дине 90-х гг. XX в., у населения страны он в целом сохранился. Представление о культурных интересах белорусов дают ответы жителей столицы Беларуси на вопрос о том, какие из форм культурной деятельности вызывают у них интерес. Количество профессиональных театров возросло на треть, отчетливо проявляется тенденция к заполняемости театральных залов. Вместе с тем стоит отметить, что возможности удовлетворения такого рода потребностей значительно ниже у жителей сел и небольших городов — как по причинам удаленности от центров театрального искусства, так и в силу недостаточности финансовых ресурсов театров, ограничивающей их гастрольную деятельность.
За последние годы наблюдается снижение общего количества киноустановок и посадочных мест, а также числа посещений кинотеатров — в расчете на одного жителя республики приходится всего 1,1 посещения в год.
Сложившееся положение, однако, нельзя рассматривать как уменьшение потенциальной возможности доступа белорусов к произведениям киноискусства, поскольку сокращение киносети восполняется использованием других видов экранных технологий: открытием видеозалов, видеосалонов и организацией работы передвижных видеопроекционных установок, а также развитием локальных сетей кабельного телевидения.
Качество жизни, культурный потенциал определяются во многом работой библиотек. На современном этапе меняются традиционные библиотечные технологии, внедряются инновационные формы обслуживания читателей: 70 % публичных библиотек работают в автоматизированном режиме, создаются общедоступные Интернет-классы.
Вместе с тем в республике наметилась устойчивая тенденция сокращения, как количества библиотек, так и числа выдаваемых книг и журналов в среднем на 1 читателя.
Личные библиотеки, рост тиражей и разнообразие издаваемой художественной и публицистической литературы в определенной степени нивелируют данную негативную тенденцию, однако представляется, что пользование массовыми библиотеками создает больше предпосылок для развития и полного удовлетворения соответствующих потребностей в связи с возможностями получения квалифицированной рекомендации библиотекаря, более широким выбором литературы по различным отраслям знаний [2, с.112].
В целом расходы консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия в 2005 г. составили 14 % ВВП, что на 3,7 % больше, чем в 1990 г.
Исследования ученых показывают, что роль культуры и искусства в жизни белорусского общества многогранна. На первом месте стоит психотерапевтическая функция: приобщение к искусству способствует снижению стрессовой нагрузки и помогает получить положительный эмоциональный заряд. На втором месте — рекреационная функция, т.е. реализация возможности полноценного отдыха; на третьем — образовательная функция культуры и искусства, далее идут в порядке убывания воспитательная, гуманистическая, творческая функции. В этой связи важно сохранение и развитие сети учреждений отрасли, необходимо сформировать эффективно действующий экономический механизм развития культуры, создать условия для широкого доступа всех жителей республики к достижениям национальной и мировой культуры.
Важным фактором, обеспечивающим устойчивое развитие общества, является создание экономических, социальных, культурных, правовых и других условий для гармонического развития и социально позитивного образа жизни личности, реализации общепризнанных мировым сообществом конституционных прав и свобод человека. Потребностям и принципам устойчивого развития современного общества соответствует тип гармоничной и всесторонне развитой, физически здоровой, образованной и духовной личности, ведущей активный образ жизни. Развитию личности и интересам общества способствует поступательное развитие экономики и общества, формирование сильного государства, обеспечение социальной консолидации, которая является необходимым условием как укрепления демократических институтов, так и становления гражданского общества. Добиться такой консолидации и массовой поддержки власти можно лишь при условии, что главной целью и реальным приоритетом развития социального государства и экономики является осуществление государством такой политики, которая будет направлена на обеспечение определенного уровня благосостояния своих граждан, поддержку социально уязвимых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. Сильная социальная политика в сочетании с раскрепощением инициативы самой активной части населения призвана сбалансировать интересы и консолидировать общество на основе надежных социальных гарантий и уверенности в завтрашнем дне.
Социальная парадигма развития исходит из того, что локомотивом экономического роста является человек, обладающий квалификационными и трудовыми возможностями, социальной активностью и мобильностью, способностью легально адаптироваться к сложившимся условиям и реализовать эффективно возможности своей деятельности. Это взаимообусловленный процесс экономического роста и повышения благосостояния народа, базирующийся на участии всех граждан в развитии и справедливом распределении его результатов, преодолении отчуждения, эксплуатации, неравенства и несправедливости в экономике и обществе.
Социальный аспект стратегии устойчивого развития основывается на принципах единства и взаимосвязи социальной сферы, экономики и окружающей среды. При этом важно обеспечить ведущую роль социальной политики в системе управления обществом, определить важнейшие направления и методы ее реализации, выделить приоритеты, исходя из задач устойчивого развития.
В социальной сфере основной целью является достижение научно обоснованных параметров уровня и качества жизни населения, увеличение средней продолжительности жизни населения, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, планирование семьи, рационализация масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей для получения образования, медицинской помощи и восстановления здоровья; социальная защита престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения. При этом предполагается формирование и выработка у населения сознательного отношения к биосфере, как фундаменту жизни, соблюдение законов ее развития, а также вытекающих из них ограничений и запретов. Речь идет о формировании модели эффективного хозяйствования, рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни.
Социальный императив, таким образом, заключается в необходимости развития и эффективного использования человеческого капитала, наиболее полного удовлетворения его потребностей.
Экономический императив состоит, в свою очередь, в том, что национальная экономическая система страны должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсо- и энергоэффективной, экологозащитной.
Важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития до 2020 г. и предметом особого внимания (приоритетами) с учетом принятого Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге являются:
1. повышение уровня и качества жизни населения;
2. борьба с бедностью;
3. изменение структуры потребления и производства;
4. охрана и укрепление здоровья;
5. улучшение демографической ситуации;
6. противодействие криминализации жизни общества.
Уровень и качество жизни населения. Предполагается предоставление каждому трудоспособному гражданину реальной возможности за счет напряженного, квалифицированного и инициативного труда обеспечить достойный, в меру сложившихся социальных стандартов, уровень и качество жизни населения. Это будет достигаться за счет последовательного осуществления равных прав доступа граждан к орудиям и средствам труда, природным ресурсам, к образованию и рынку труда, также за счет обеспечения безопасности труда, возможности рационального использования свободного времени, благодаря чему формируется благоприятная среда обитания и жизнедеятельности для улучшения здоровья и физического развития граждан.
Политика государства, направленная на повышение уровня и качества жизни населения, должна в перспективе обеспечить наличие таких доходов у каждого члена общества, которых должно быть достаточно для удовлетворения основных потребностей прежде всего за счет собственного труда при создании равных возможностей для приложения сил каждому человеку в любой сфере деятельности. А в случае отсутствия такой возможности – за счет государственной социальной поддержки, сконцентрировав социальную помощь тем, кто находится в неблагоприятных условиях и в ней действительно нуждается. Это должно послужить социально и экономически обоснованному перераспределению ответственности за личное благосостояние, перенеся ее с государства на человека и его семью.
Для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев и групп населения необходимо:
создание условий для общего роста денежных доходов населения, повышения их реального содержания;
поэтапное приближение государственных минимальных социально-трудовых гарантий к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;
совершенствование структуры доходов населения, повышение роли оплаты труда как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения;
совершенствование механизмов распределения доходов через систему налогообложения, социального страхования;
снижение уровня малообеспеченности населения;
повышение уровня социальной защищенности нетрудоспособных граждан.
Потребуются дальнейшие преобразования в системе социальной защиты населения: адаптация ее к современным условиям, приближение ее к идеалам и целям, провозглашенных в международных декларациях и нормах.