Уровень и качество жизни, их показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение уровня жизни и качества жизни, показателей уровня и качества жизни, изучение необходимости и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь. Объектом исследования в курсовой работе является уровень и качество жизни в Республике Беларусь. Предметом исследования служит система социально-трудовых отношений, складывающихся между субъектами по поводу формирования и путей повышения уровня и качества жизни.

Работа состоит из  1 файл

Курсач Макроэкономика.doc

— 352.50 Кб (Скачать документ)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра экономической  теории и истории экономических  учений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: “Уровень и качество жизни, их показатели”

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФЭУТ, 2-й курс, ДГС-2                                                            Шмигельский С. О                                                              

 

Руководитель,

ассистент                                                                                            Авдеенко Н. М

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2010

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  Работа: 29 страниц, 4 таблицы, 16 источников, 1 приложение.

 

Основные  понятия – УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, БЛАГОСОСТОЯНИЕ, СТИЛЬ ЖИЗНИ, ОБРАЗ ЖИЗНИ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, ИНДЕКСАЦИЯ, РЕАЛЬНЫЙ ДОХОД, РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД, НОМИНАЛЬНЫЙ ДОХОД, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

 

Целью курсовой работы является рассмотрение уровня жизни и качества жизни, показателей уровня и качества жизни, изучение необходимости и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.

 

Объектом  исследования в курсовой работе является уровень и качество жизни в Республике Беларусь.

 

Предметом исследования служит система социально-трудовых отношений, складывающихся между субъектами по поводу формирования и путей повышения уровня и качества жизни.

 

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды  отечественных и зарубежных ученых в области исследования сущности и содержания категории «уровень и качество жизни».

 

Методами исследования являются обработка, анализ научных источников; анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  темы. Новое тысячелетие начало свой отсчет с переоценки, казалось бы, прочно утвердившихся взглядов и представлений. Пытаясь понять и определить, какими будут ориентиры и пути дальнейшего развития человечества, его главные ценности, ученые и политики предлагают самые различные идеи. И одной из наиболее популярных является утверждение, что наступающая эра будет эрой «качества».

На сегодняшний день, проблема качества рассматривается  как ключевая социальная проблема, которая затрагивает все стороны  жизни и приобретает, действительно, глобальный характер. От глубины и  последовательности ее решения во многом зависит не только перспектива развития цивилизаций, общества,  но и каждого человека в отдельности. При этом качество жизни людей играет ведущую роль в этом процессе. Ведь основной причиной появления и широкого распространения термина «качество жизни» в обществах  с высоким уровнем потребления была смена механизма всего социального развития.  На место сугубо экономических критериев пришли критерии качества жизни, а развитие человеческого потенциала стало целью и фактором экономического роста.

Актуальность рассматриваемой мною темы курсовой работы обусловлена тем фактом, что повышение уровня жизни - социально-приоритетная цель развития как белорусского, так и всего мирового общества, важнейшее направление проводимой государствами политики доходов и заработной платы, где средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.

Повышение уровня жизни - это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.

В разработке политики доходов  и заработной платы учитываются не только общие характеристики уровня жизни в стране, но и их дифференциация по социально-демографическим, профессиональным и доходным группам населения по регионам, сельской и городской местности - с использованием для измерения соответствующих показателей системы индикаторов (интегральных и частных, натуральных и стоимостных).

В современной Беларуси наиболее актуальными проблемами повышения  уровня жизни являются обеспечение  занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью.

 

Степень изученности проблемы. Учеными многих стран достаточно продолжительное время ведется поиск показателей, которые наиболее бы полно отражали реальное социально-экономическое состояние общества. К числу таких, наиболее обобщенных, относится показатель "качество жизни населения".

За период, начиная с 60-х годов прошлого века, когда публично стало употребляться словосочетание «качество жизни», и по наши дни накопилось достаточно много теоретического и практического материала, касающегося изучения этой проблемы. Такой интерес к данной проблеме был вызван  тем, что в 50-60-х годах успехи научно-технического развития и достаточно высокие темпы экономического роста в ряде стран сопровождались отрицательными последствиями, которые привели к значительному ухудшению состояния окружающей человека среды (вода, воздух, продукты питания и т.д.), возрастанию до опасных пределов шумов и психологических нагрузок, превращению больших городов в места, малопригодные для обитания.

Хотя тема благосостояния и уровня жизни населения затрагивалась целым рядом исследователей, среди которых нельзя не отметить Дж. Кейнса, Д. Фостера, А. Кэмпбелла и др., но впервые именно о качестве жизни как о конечной цели развития постиндустриального общества заговорили американские ученые Дж. Гэлбрейт и Д. Белл, англичанин М. Ньюэл, канадец М. Бунге. Независимо друг от друга они сформировали основные положения новой концепции – концепции качества жизни.

Особое видение проблем  качества жизни существовало и в  странах с социалистической моделью экономики. Болгарин А. С. Тодоров,  советские ученые И. В. Бестужев-Лада, С. И. Попов рассматривали содержание категории качества жизни с учетом социалистического общества.

Одновременно ведется  научно-практический поиск инструментов для оценки качества жизни. Экономисты и социологи всего мира проводят  эксперименты, предлагая свои методики. Сегодня, анализ качества жизни населения в различных странах мира возможен благодаря работам М. Андерса, А. Мак-Кеннела, Д. М. Морриса, Дж. Форрестера, Д. Джонсона и др.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

 

1.1. Содержание категории уровень и качество жизни

 

Основной целью социально-экономического развития любого государства является улучшение жизни своих граждан.

На протяжении нескольких десятилетий учеными ведется активный поиск показателей, которые позволяли бы проводить социально-экономический анализ и наиболее полно отражали реальное социально-экономическое. Политическое и культурное состояние общества, учитывали бы значение субъективных оценок различных сторон жизнедеятельности отдельно взятого человека или социальной группы людей. К числу таких наиболее обобщенных показателей  относится качество жизни..

На определенных этапах развития цивилизация  доминировали лишь некоторые стороны качественной оценки общества. Они нашли сове выражение в ряде категорий: образ жизни, стиль жизни, благосостояние, уровень жизни.

Категория образ жизни фиксировала  формы жизнедеятельности людей, типичные для исторически определенных социальных отношений, что не всегда способствовало реализации целостности жизни общества.

Категория стиль жизни конкретизировала содержание образа жизни отдельного человека, группы, этноса, раскрывала их особенности, выражающиеся в обращении поведении людей.

Благосостояние – совокупность устойчиво воспроизводимых условий жизнедеятельности, определяющих социально-экономическое положение населения страны, его обеспеченность необходимыми для жизни материальными и духовными благами. К благам относятся предметы, товары, услуги и условия, удовлетворяющие определенные потребности человека и отвечающие его интересам. Количественно благосостояние выражается в натуральной (структура потребления) и в стоимостной форме.

Важнейшие характеристики повышения  благосостояния – степень соответствия потребностям и динамика его основных показателей. Помимо средних (на душу) для всего населения показателей благосостояния существенны показатели дифференциации, т. е уровень доходов и расходов разных социальных групп, их характеристики, положение и вес в обществе.

Динамика благосостояния определяется темпами роста и объемом реальных доходов, размерами личной и частной  собственности, потреблением определенных групп товаров и услуг, продолжительностью жизни, свободным временем, доступностью пользования природными, культурными и иными ценностями, личной и  экологической безопасностью и т.п.

Краткое толкование понятия благосостояние дается современным экономическим  словарем: благосостояние трактует –  меру, степень обеспеченности людей  жизненными благами, средствами существования.  Благосостояние характеризует уровень жизни людей.

Категория уровень жизни, в отличие от предыдущей категории, акцентирует внимание на обеспеченности жизни, фиксируя лишь количественную ее сторону, величину благосостояния [1].

В том же современном  экономическом словаре содержание понятия уровень жизни толкуется  как уровень благосостояния населения. Потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих  меру удовлетворения основных жизненных  потребностей людей.

Уровень жизни населения  определяется, с одной стороны, составом и величиной потребностей в различных  жизненных благах (продукты питания, одежда, медицинское обслуживание, коммунальные и бытовые услуги и  т. д.), с другой – возможностью их удовлетворения, исходя из предложений на рынке товаров и услуг и реальных доходов людей, их заработной платы. В свою очередь и размер реальной заработной платы, и уровень жизни населения определяются степенью эффективности производства на основе использования достижений научно-технического прогресса, масштабом развития и качеством сферы услуг, образовательным и культурным уровнем населения.

Понятие уровень жизни  в его современной трактовке  является весьма емким, охватывающим все  стороны деятельности человека, позволяющим оценивать состояние общества в целом и его отдельных членов в частности. Но в наши дни, решая проблемы оценки  состояния общества, уже недостаточно рассматривать его только как набор отдельных элементов. В отличие от категории качество жизни, ни категория благосостояние, ни уровень жизни не включают в себя субъективной оценки индивидом всего набора оцениваемых элементов.

Активный интерес к  категории качество жизни как  инструменту оценки, появился в развитых странах Запада в 60-70-е годы ХХ века и был связан с переходом к постиндустриальной стадии развития в ряде этих стран, осознанием обществом глобальных проблем современности.

В период с конца 50-х  – начала 60-х годов обострились  противоречия общественного развития существующего типа. Наряду с позитивными результатами развития) резкий рост производительных сил, улучшение материального положения населения), все чаще стали проявляться его негативные последствия (ухудшение состояния окружающей среды, рост количества стрессовых ситуаций и т. д.).  На первый план выходят проблемы, связанные с образованием, культурой, гармонией социальных и культурных ценностей. В связи с этим категория качество жизни стала новым показателем общественного благосостояния, а его исследование  - одной из самых динамично развивающихся направлений экономической науки.

Само словосочетание качество жизни как термин впервые  использовал Дж. Гэлбрейт в книге  Общество изобилия (1958), затем оно  было применено социологом Д.  Рисменом в работе Одинокая толпа.

Так или иначе, появившись на Западе, понятие качество жизни прошло несколько периодов своего становления: от публицистического термина в конце 50-х годов ХХ века до научной социологической категории в начале 70-х годов, выражающей качественное своеобразие характеристик условий жизни индивидов, социальных групп общества в целом.

 

 

 

1.1. Оценка качества жизни

 

На сегодняшний день существуют два основных подхода  к измерению качества жизни, каждому  из которых присуще множество  своих структурных и инструментальных черт: объективный и субъективный.

Рассмотрим наиболее распространенный из них – объективный  подход, часто упоминаемый в исследовательской  литературе.

Данная методика определяет качество жизни через параметры  объективных условий и процессов  жизнедеятельности. Ее цель – как  можно более точно измерить качества жизни общества или группы людей на основе разнообразной статистической информации.

Первая международная  система показателей, отражающих качество жизни населения, появилась в 1960 году при ООН [2]. Последний вариант этой системы разработан в 1978 году и включает 12 основных групп показателей:

 

    • Демографические характеристики населения
    • Санитарно-гигиенические условия жизни
    • Потребление продуктов питания
    • Жилищные условия и обеспеченность потребительскими благами длительного пользования
    • Образование и культура
    • Занятость и условия труда
    • Доходы и расходы населения
    • Стоимость жизни и потребительские цены
    • Транспортные средства
    • Организация отдыха, физкультура и спорт
    • Социальное обеспечение
    • Свобода человека

 

Также,  известный российский исследователь Т.. В Гаврилова в своей статье Принципы и методы исследования качества жизни населения в качестве основных приводит 15 индикаторов [3].

 

 

Таблица 1

Индикаторы, используемые для объективной оценки качества жизни

Информация о работе Уровень и качество жизни, их показатели