Уровень и качество жизни, их показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение уровня жизни и качества жизни, показателей уровня и качества жизни, изучение необходимости и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь. Объектом исследования в курсовой работе является уровень и качество жизни в Республике Беларусь. Предметом исследования служит система социально-трудовых отношений, складывающихся между субъектами по поводу формирования и путей повышения уровня и качества жизни.

Работа состоит из  1 файл

Курсач Макроэкономика.doc

— 352.50 Кб (Скачать документ)

Индексация осуществляется двумя способами: 1) путем увеличения доходов на определенный процент  через определенное время (один раз в год или в квартал); 2) путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» при определении потерь доходов, вызванных ростом цен, они возмещаются не полностью, а частично, а индексация дифференцируется в зависимости от величины получаемого дохода. При этом используются корректирующие коэффициенты, шкалы и другие нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации.

Индексации подлежат доходы населения из госбюджета — пенсии, стипендии, заработная плата и другие виды социальных выплат, за исключением единовременных. Выплаты по индексации осуществляются, как правило, за счет государственного и местного бюджетов, а для лиц, работающих на коммерческих предприятиях, за счет средств предприятий. Денежные доходы населения от собственности не компенсируются, поскольку они формируются в условиях свободного ценообразования и не требуют дополнительной защиты. Помимо текущих денежных доходов населения индексации подлежат и накопления граждан в основном путем изменения процентных ставок по вкладам в установленном порядке [4, с.57].

 

 

 

 

2.2. Динамика и структура расходов населения Республики Беларусь

 

Важнейшим показателем, характеризующим уровень и качество жизни населения, является потребление благ и услуг. Его можно рассматривать в двух аспектах — как процесс удовлетворения человеческих потребностей, в результате которого потребность удовлетворяется и воспроизводится (или не воспроизводится) вновь, и как сферу жизнедеятельности человека, формирующую и воспроизводящую личность во всем ее многообразии. Следует обратить внимание на тот факт, что одинаковый уровень жизни может быть достигнут при разных вариантах личного потребления, т.е. существует ряд наборов товаров, равнозначных с точки зрения меры удовлетворения человеческих потребностей. В связи с этим возникает проблема нахождения показателей, максимально отражающих параметры данной категории.

Одним из них является динамика потребительских расходов населения страны. Динамика расходной части Баланса расходов и доходов населения показывает, что в 1990—2005 гг. расходы на покупки товаров и оплату услуг составили львиную долю всех расходов жителей Беларуси. Более чем в 2,5 раза выросла доля расходов по статье «накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупка валюты и др.». Это обусловлено многими факторами, в том числе ростом реальных доходов населения, замедлением темпов инфляции, проводимой Национальным банком процентной политикой, в результате чего удалось обеспечить положительные значения реальных процентных ставок. Удельный вес статьи «оплата обязательных платежей и добровольных взносов», которая включает налоги, взносы в различные организации, кредитные платежи и приобретение лотерейных билетов, несмотря на незначительные колебания, не претерпела существенных изменений и в 2004 г. составила 9,6 % от всех расходов населения.

За последние годы произошли изменения в структуре  каждой составляющей расходов населения. Существенно увеличились расходы на продукты питания: если в конце 1980 — начале 1990-х гг. их доля не превышала 25—30 %, то к 1995 г. она возросла до 61,6 %, а теперь составляет 47,9 % от всех расходов населения. Между тем высокая доля расходов на питание обычно связана с низким уровнем жизни. В развитых странах она, как правило, не превышает 15—25 %, в развивающихся составляет 25—50 %, в слаборазвитых — более 50 %. Так, население Англии тратит на питание 14,05 %, США — 17 % от всех своих расходов.

Доля расходов на питание  существенно различается в разрезе  социально-демографических групп  домохозяйств. Чем беднее домашнее хозяйство, тем относительно больше средств оно затрачивает на покупку  продуктов питания. Так, если в первой децильной группе с наименьшими располагаемыми ресурсами такие расходы составили в 2001 г. 60,7 %, то в десятой — 48,4 %, или почти на 12,3 % меньше.

Существенно (почти в 2 раза) увеличились расходы населения на транспорт и связь, что связано с повышением тарифов на данные виды услуг. Четко проявляется тенденция роста доли расходов населения, предназначенных для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Если в 1995 г. они составляли 4,7 % от всех расходов потребителей, то в 2005 г. — уже 11,1 %, или в 2,4 раза больше. Характерны колебания доли данных расходов по децильным группам. Если в расходах первой децильной группы в 2001 г. затраты на услуги ЖКХ составляли 8,3 %, то у десятой — лишь 3,4 %, что подтверждает «эмпирический» закон потребления Швабе: чем беднее семья, тем большая доля расходов приходится на жилище.

Важной и достаточно весомой статьей расходов домохозяйств являются расходы на непродовольственные товары: одежду, обувь, ткани.

Более подробное изучение структуры питания населения  основано на расчете их среднедушевого потребления. Оно, как правило, осуществляется в натуральных или условно-натуральных единицах. Условно-натуральные единицы потребления получают, если фактически однородные, но разнокачественные продукты пересчитывают в один его вид. Пересчет осуществляется с помощью коэффициентов. Так, при пересчете разных молочных продуктов на молоко применяются следующие коэффициенты: масло животное — 23,3; сметана — 8,5; творог — 4,6; сухое молоко — 7,6. Коэффициенты применяются также при пересчете мясопродуктов на мясо и хлебобулочных изделий — на муку. Для расчета душевого потребления сначала находят общее количество продукта за год как сумму запасов на начало года, объема производства, размера импорта продукции, поступления из государственного резерва. Затем вычитают продукцию, используемую на технические цели, экспорт, государственный резерв, увеличение запасов торговли и промышленности. Полученный таким образом фонд потребления делят на среднегодовую численность населения республики, в результате чего получается среднедушевое потребление продуктов питания.

Несмотря на то, что  население расходует большую  часть своих доходов на питание, в республике наблюдается уменьшение среднедушевого потребления отдельных продовольственных товаров и ухудшается его структура.

Физический объем потребления  продовольственных товаров в расчете на человека за 1990—2005 гг. снизился почти по всем позициям. Вместе с тем можно отметить как положительную тенденцию рост потребления растительного масла, овощей и бахчевых.

Среднедушевое потребление  продуктов питания значительно различается по доходным группам. Население с более высокими доходами потребляет мяса — в 4 раза, молока — в 2,3, рыбы — в 3,6 раза больше в расчете на 1 человека, чем с низкими. В результате энергетическая ценность рациона богатых составляет 3901 ккал, что более чем в 2 раза выше калорийности питания 10 % беднейшего населения Беларуси. В среднем же рацион среднестатистического белоруса содержит 2819 ккал в сутки. Между тем принято считать оптимальным потребление 3000 ккал в сутки на человека, а критической считается средняя калорийность пищи, равная 2000 ккал.

Нормативная калорийность питания меняется по группам населения. Так, если для мужчин в возрасте 18—29 лет, занятых умственным трудом, норма составляет 2800 ккал в сутки, то для занятых особо тяжелым физическим трудом — 4300 ккал. Для женщин потребность в калориях по нормам в среднем на 15 % меньше, чем для мужчин. Для людей, ведущих малоподвижный образ жизни, потребность в калориях ниже среднего уровня на 25—30 %.

Однако показатели объема потребления продуктов питания и их калорийности не в полной мере отражают качество питания. Для того чтобы понять, насколько уровень потребления соответствует потребностям людей, его сравнивают с нормативами потребления, выработанными с учетом рекомендаций ученых о питании. Так, например, хлеба и картофеля рекомендуется потреблять около 105—115 кг в год в расчете на человека, овощей — 140 кг, фруктов — 70—80 кг, мяса — 70 кг в год. Сравнение фактического потребления продуктов питания с рациональными нормами потребления позволяет сделать вывод о том, что структура питания среднестатистического белоруса не обеспечивает оптимальных пропорций в составе питательных веществ [6, с.15].

Уровень жизни зависит от удовлетворения потребностей населения в непродовольственных товарах и товарах длительного пользования, которые, как правило, определяются в расчете на 100 семей или 1000 человек, а также процентом обеспеченности. Согласно исследованиям В.В. Морозовой по некоторым товарам культурно-бытового и хозяйственного назначения степень удовлетворения потребности находится в пределах 50—60 %, а по товарам легкой промышленности 10—20 %.

Во всем комплексе  потребностей населения, характеризующих его уровень жизни, значительное место занимает потребность в жилье. За период 1990—2003 гг. средняя обеспеченность населения жильем возросла на 25 % и составляет 22,3 м2 на одного человека по сравнению с 17,9 м2 в 1990 г. Повышаются благоустроенность жилья и комфорт быта. За 1995—2003 гг. в 1,7 раза увеличилось количество телефонных линий на 100 000 человек, в 221 раз — количество мобильных телефонов и более чем в 5 тысяч раз — число пользователей сетью Интернет [4, с.109].

 

 

ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1. Социальная политика и соответствующие ей принципы

 

Конечной целью развития общественного производства является удовлетворение потребностей людей, а  задачей социальной политики выступает  обеспечение условий, создание механизмов для наиболее рационального и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных обществом в данный момент благ. Дело в том, что любое общество состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и так далее) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства. Государство должно поддерживать существование безработных. Поэтому как в Республике Беларусь, так и в мировой практике особое внимание уделяется социальной политике, позволяющей повысить уровень и качество жизни населения [7, с. 210].

Социальная политика государства представляет комплекс мер, направленных на создание условий  для удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния и создания системы социальных гарантий [8, с. 282].

Важным направлением социальной политики государства является обеспечение условий для нормальной занятости населения. Каждый способный  к труду член общества должен иметь хотя бы потенциальную возможность трудиться. Для этого необходимо не только создавать рабочие места, но и развивать образование, здравоохранение, создавать систему подготовки и переподготовки работников.

Одно из направлений  социальной политики – устранение или нейтрализация негативных моментов при переходе к рыночным отношениям. Речь идет о коррупции, взяточничестве, бесконтрольности по отношению к развитию теневой экономики.

Социальная политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение ресурсного потенциала для осуществления социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, создаются условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для осуществления социальной политики; с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни.

Следующим принципом  можно назвать принцип всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными мероприятиями всех социально-демографических слоев и групп населения.

Наконец, необходимо указать  на такой принцип, как гибкость самой  системы социальных гарантий. Она  должна чутко реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий переходной экономики, где неизбежны кризисные явления, инфляция, рост безработицы и как следствие – резкое падение уровня жизни и социальные потрясения в обществе [7, с. 211].

Развитие международных  экономических отношений, их интернационализация  и глобализация обусловило формирование международных аспектов социальной политики. Последняя уже перестала  быть чисто национальным свойством той или иной страны, наоборот, складываются общенациональные, общегосударственные направления ее развития и принципы функционирования. К таким общемировым стандартам социальной политики можно отнести следующее: 

  • социальная политика приобрела свойство всеобщности. Это проявляется, с одной стороны в том, что все страны мира, независимо от уровня экономического развития, разрабатывают комплекс мер по обеспечению социальной защищенности своих граждан; с другой стороны, национальные системы социальной защиты населения сферой своей деятельности охватывают все слои населения, все его демографические группы; 
  • разрабатывается в общемировом масштабе система правового обеспечения системы социальной защиты от объективно обусловленных рисков. Речь идет о том, что население всех стран мира получает ныне гарантии социальной поддержки со стороны государства, международных благотворительных организаций на случай потери трудоспособности, болезни, инвалидности или ущерба в случае аварии на производстве, пенсий по старости, пособий на случай смерти кормильца и так далее; 
  • социальная политика носит адресный характер. Это выражается в том, что, например, социальная помощь оказывается не производству или государству, где произошла авария или стихийное бедствие, а конкретным лицам, пострадавшим от этого бедствия. Причем такая адресная поддержка оказывается всем группам населения, попавшим в критическую ситуацию, а не только тем из них, которые отнесены к группам риска; 
  • выработаны общемировые подходы к классификации критериев оценки степени социальной защиты и видов льгот. Так, например, целевые пенсии и пособия получают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, семьи погибших военнослужащих и бывших узников фашистских концлагерей, реабилитированных граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, многодетные семьи, матери одиночки и так далее. Виды льгот и услуг также соотносятся между собой. Это могут быть льготы за оплату жилья, топлива, налоговые льготы, льготы на проезд в общественном транспорте, в обеспечении жильем, лекарствами, санаторно-курортном обслуживании и так далее;
  • во всех странах сейчас получают распространение такие формы социальной помощи, как благотворительные акции, меценатство, бесплатные социально-бытовые услуги и питание и так далее [7, с. 213].

Информация о работе Уровень и качество жизни, их показатели