Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение уровня жизни и качества жизни, показателей уровня и качества жизни, изучение необходимости и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь. Объектом исследования в курсовой работе является уровень и качество жизни в Республике Беларусь. Предметом исследования служит система социально-трудовых отношений, складывающихся между субъектами по поводу формирования и путей повышения уровня и качества жизни.
Составляющей социальной политики называют социальную защиту населения. Система социальной защиты населения есть критерий и мера цивилизованности рыночных отношений в данной стране. Социальная защита и социальные гарантии являются условиями последовательного осуществления социальной справедливости.
Механизм социальной защиты включает меры, касающиеся всех членов общества, а также адресованные отдельным социальным группам. К числу первых обычно относятся: обеспечение эффективной занятости, позволяющей каждому человеку находить применение своим личным способностям в соответствующей сфере деятельности; официальное установление реального уровня прожиточного минимума, как в денежной форме, так и по «потребительской корзине» с учетом дифференциации доходов и потребления населения; защита интересов потребителя; компенсация, адаптация и индексация доходов, развитие отношений социального партнерства. Ко вторым принадлежат: социальная помощь бедным или малоимущим слоям населения, целевые или адресные выплаты из фондов общественного потребления [9, с. 625].
3.2. Пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь
Пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь включают:
Государственная политика повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь проявляется в разнообразных формах: пособия по безработице; пенсии; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия на получение образования; медицинская помощь; гарантирование государством минимального уровня доходов [11, с. 319]. Для сохранения определенного уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: социальные пенсии, пособия, стипендии, заработная плата работников непроизводственной сферы, денежное обеспечение. Компенсация потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируются также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или вызванным другими повреждениями здоровья, связанными с выполнением трудовых обязанностей.
Развитие рынка предъявляет особые требования к образованию и физическому состоянию людей, что обусловливает развитие системы образования и охраны здоровья на принципиально иных началах. В условиях постоянного роста цен величина прожиточного минимума постоянно корректируется
Государственное социальное страхование застрахованным гражданам обеспечивает следующие социальные гарантии:
В то же время пособие по безработице в Республике Беларусь не позволяет обеспечить минимальные жизненные потребности (средний его размеров – всего 45 тыс. руб., или 24% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения), поэтому планируется в долгосрочной перспективе принятие мер по увеличению данного пособия [13, с. 28]. Политика социальной защиты в Республике Беларусь уделяет особое внимание трудоустройству безработных. В 2008 году уровень регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению снизился до 1%. Численность безработных составила 44,1 тыс. человек. В 2007 году обеспечено создание 153,4 тыс. новых рабочих мест (при задании – 140 тыс.), из них 28,7 тыс. – в малых и средних городских поселениях, 18 тыс. – в сельской местности. При содействии органов по труду, занятости и социальной защите трудоустроено 201,4 тыс. человек.
В центре внимания политики социальной защиты также постоянно находятся вопросы обеспечения занятости инвалидов. В прошлом году в органах по труду, занятости и социальной защите их было зарегистрировано в качестве безработных более 4 тыс. человек. Оказано содействие в трудоустройстве 2,3 тыс., в том числе 1,1 тыс. человек трудоустроены в счет брони приема на работу; на профессиональное обучение направлено 446 инвалидов; организована трудовая реабилитация 366 безработных из числа данной категории граждан.
Одним из приоритетных направлений политики регулирования доходов является поддержка ветеранов, инвалидов и пожилых людей. Продолжается реализация мероприятий Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста. Внедрение в практику выявительного принципа работы с инвалидами, ветеранами, одинокими пожилыми людьми позволило более оперативно, комплексно и максимально эффективно предоставлять данным категориям граждан необходимую социальную поддержку.
Сегодня расширяется
область социального
В проведении политики регулирования доходов населения Республики Беларусь были произведены изменения в декабре 2007 года. В указе Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. №638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» в целях усиления государственной поддержки населения в связи с упорядочением социальных льгот определено, что государственная поддержка населения осуществляется в форме: государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий для частичного возмещения платы за пользование жилыми помещениями, что позволит усилить адресность политики повышения благосостояния населения [15, с. 19].
В будущем планируется развивать данные направления политики повышения уровня и качества жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-экономические реформы в Республике Беларусь привели к кардинальным переменам во всех сферах жизнедеятельности общества. Перед государством и народом встала глобальная задача построения современного демократичного общества, в котором для человека важное значение имеют не только определенный уровень потребления материальных благ, но и доступность образования, сохранение своего здоровья, удовлетворенность работой, состоянии окружающей среды, уровень безопасности и множество других факторов. Мое исследование показало, чтобы двигаться по пути решения этой задачи, - уровень и качество жизни, их повышение должны стать главной целью и одним из основных условий при планировании социально-экономического развития, как в масштабах страны, так и на региональном уровне.
Решение проблем повышения качества жизни во многом зависит от активной позиции государства во всех его функциях, его социально-ориентированной политики, направленной на: модернизацию экономики, создание благоприятных условий развития мелкого и среднего бизнеса, совершенствование законодательной базы, создание подлинно гражданского общества.
При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Должен быть усилен контроль за использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства. Нужно надеяться, что политика в области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов и др. социально незащищенных слоев населения.
В текущем году сохраняется тенденция высоких темпов роста денежных доходов населения, причем наибольший рост доходов населения обеспечен за счет повышения оплаты труда и увеличения размеров социальных трансфертов. Рост денежных доходов сопровождался снижением уровня малообеспеченности. Возросла покупательная способность заработной платы. Обеспечено выполнение прогнозных показателей пенсионного обеспечения. Продолжаются работы по оказанию помощи и государственной поддержки, произошло фактическое перераспределение социальных трансфертов в пользу малообеспеченных. Увеличились размеры единовременной и ежемесячной адресной помощи. Среди получателей адресной социальной помощи возросло количество семей с детьми-инвалидами, полных семей с детьми в возрасте до трех лет, одиноких граждан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Темпы роста реальных денежных доходов населения
в январе-сентябре 2010 года
(в процентах к соответствующему
периоду предыдущего года)
Январь- август 2010 г. |
В % к январю- августу 2009 г. |
Август 2010 г. в % к |
Справочно январь- август 2009 г. в % к январю- августу 2008 г. | ||
августу 2009 г. |
июлю 2010 г. | ||||
Денежные доходы населения, млрд. руб. |
67219,9 |
118,2 |
- |
- |
118,1 |
Реальные денежные доходы |
- |
110,8 |
- |
- |
103,5 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
1149,6 - |
117,4 |
123,2 |
100,3 |
115,4 |
Реальная заработная плата |
- |
110,0 |
114,4 |
99,7 |
101,1 |
Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб. |
476,9 |
122,0 |
135,1 |
112,9 |
111,3 |
Реальный размер назначенных пенсий |
- |
114,3 |
125,4 |
112,2 |
97,6 |