Уровень и качество жизни, их показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение уровня жизни и качества жизни, показателей уровня и качества жизни, изучение необходимости и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь. Объектом исследования в курсовой работе является уровень и качество жизни в Республике Беларусь. Предметом исследования служит система социально-трудовых отношений, складывающихся между субъектами по поводу формирования и путей повышения уровня и качества жизни.

Работа состоит из  1 файл

Курсач Макроэкономика.doc

— 352.50 Кб (Скачать документ)

 

Индикаторы  качества жизни

Показатели

  1. Уровень жизни (доходы, жизненный стандарт, уровень материального благосостояния и т. д.)

Среднедушевой доход  кратный прожиточному минимуму, объем  ВВП на душу населения, общее потребление  в расчете на одного жителя и в  постоянных ценах и по ППС, структура расходов по видам товаров и услуг.

  1. Уровень развития социальной инфраструктуры (предоставление общественных услуг, качество социальной сферы и т. д.)

Протяженность автомобильных  дорог, обеспеченность легковыми автомобилями на душу населения, число телефонных аппаратов. Протяженность железных дорог, количество почтовых служащих.

  1. Экологическое состояние среды жизни (состояние окружающей среды, качество экологической ниши и т. д. )

Загрязнение воздуха, поверхностных  и подземных вод, почвы; оседание грунта, уровень шума, неприятные запахи, степень изменения ландшафта.

  1. Состояние здоровья

Средняя продолжительность  жизни, коэффициент младенческой смертности, количество инвалидов, доля здорового населения,  количество обращений в больницу на 1000 жителей.

  1. Личная безопасность (правовая защищенность, гражданская безопасность, спокойствие и т. д. )

Уровень преступности, доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, число ДТП, риск смертности от неестественных причин.

  1. Уровень образования

Средний уровень образования экономически активного населения, число учащихся по всем видам учебных учреждений, обеспеченность местами в школах, доля неграмотных среди населения старше 15 лет.

  1. Занятость (безработица)

Уровень занятости населения  в трудоспособном возрасте, вынужденная неполная занятость, нагрузка на 1 вакансию, отчаявшиеся искать работу.

  1. Качество трудовой жизни (условия труда)

Продолжительность рабочей  недели, доля работников с вредными и опасными условиями труда, продолжительность  оплачиваемого отпуска, частота несчастных случаев.

  1. Качество жилья

Площадь жилья, приходящегося  на 1 человека, благоустроенность жилья  водопроводом, канализацией, газом; стоимость  жилья. Доля собственного жилья, структура  жилого фонда.

  1. Качество досуга и отдыха (отдых и развлечения, культура)

Число посещений театров, библиотек, кинотеатров; отношение  систематически занимающихся спортом  к общей численности населения, площади мест для отдыха, тираж  дневных газет.

  1. Демографическая ситуация

Численность населения  по половозрастным группам, коэффициент естественного прироста. Индекс старения населения, сальдо миграции.

  1. Социальная уверенность (обеспечение)

Социальные выплаты

  1. Семья (воспитание детей)

Число браков относительно числа разводов, средний размер семьи. Удельный вес детей, родившихся вне брака.

  1. Социальные связи

Частота общения с  друзьями, родственниками.

  1. Социальное неравенство

Доля населения с  доходами ниже прожиточного минимума.

  1. Финансово-экономическое состояние территории

Сумма инвестиций на одного жителя, расходная часть бюджета административной территории. Вклады населения в сберегательных банках.

  1. Природно-климатические условия

Природно-ресурсный и  природно-климатический потенциалы территории.


 

При объективном методе оценки качества жизни, помимо проблемы выборы индикаторов, на стадии разработок стоит вопрос выбора методов определения конкретных цифровых показателей.

Существуют методы нормирования и агрегирования. Каждый из них имеет  свои достоинства и недостатки, но не один не является общепринятым.

Методы нормирования, в свою очередь, принято разделять на рейтинговый, метод линейного масштабирования и метод балльной оценки.

  1. Рейтинговый метод (порядковое шкалирование)  - самый простой и широко применяемый метод. Но этот метод не позволяет оценить реальное изменение качества жизни, например, в регионе, так как показывает только перемещение регионов относительно друг друга.
  2. Метод линейного масштабирования используется, как правило, при расчете индекса развития человеческого потенциала. Он основан на определении референтных точек (максимальных и минимальных значений индикаторов) и тем самым показывает реальное расположение показателя каждого конкретного региона между ними. Для любого показателя Х, индекс I может быть рассчитан:

а) по формуле 1, если связь  показателя с качеством жизни положительна:

 

(1) I = (Xфакт – Хmin) / (Хmax – Xmin)

 

б) по формуле 2, если связь  отрицательна:

 

(2) I = 1 – ((Xфакт – Хmin) - (Хmax – Xmin))

 

где Хфакт, Xmin, Xmax, - соответственно фактическое, минимальное и максимальное значение показателя.

3. Метод бальной оценки подразумевает, что фактические показатели качества жизни оцениваются в баллах относительно каких-либо эталонов или стандартов, значение которых принимается за максимальный балл. Расчет производится по формуле 3:

 

(3) I = (Xфакт * max балл) / Xэталонное

 

При этом в качестве эталонов или стандартов могут быть выбраны:

 

    1. максимальное или среднее значение данного показателя : по всему миру, в Республике Беларусь, в конкретном регионе;
    2. фактическое значение данного показателя за базовый период (предыдущий год, любой другой временной отрезок);
    3. рациональная норма, отраженная в нормативно-законодательных документах.

 

 

 

 

Белорусские ученые предлагают при исследовании качества жизни  опираться на следующие характеристики, дополняющие количественные показатели уровня жизни:

  • состояние здоровья — физические и умственные возможности людей, их самочувствие, длительность и тяжесть болезней;
  •   качество питания — его состав, ценность, вкусовые качества, свежесть и экологическая чистота продуктов, регулярность питания;
  •   состояние образования и культуры — уровень обучения, степень овладения научными знаниями, доступность
  • библиотек, музеев и т.п.;
  •   качество жилья — удобство планировки и благоустройство населенных пунктов, обустройство и обстановка жилища;
  •   условия и характер труда — его напряженность и эффективность, уровень производственного травматизма, свобода в выборе профессии и специальности и др.;
  •   качество свободного времени и условия отдыха — разнообразие занятий в свободное время, характер просмотра телепередач, наличие и характер хобби, время на самообразование, смысл свободного времени, достаточная продолжительность отдыха, доступность домов отдыха и санаториев;
  •   благополучие семейной жизни — ощущение личного счастья и удовлетворенности.

 

В рамках международных  сопоставлений особый интерес представляет система оценки качества жизни, предложенная в 1997 г. Мировым банком, согласно которой качество жизни в разных странах можно сопоставить посредством сравнения следующих показателей:

 

      1. плотность населения (чел. на км2);
      2. ВВП в долларах на душу населения: а) в долларах по курсу и б) в долларах по покупательной способности;
      3. бедность — процент населения, имеющего доход менее 1 дол. в сутки на человека;
      4. уровень детской смертности — число умерших на 1000 родившихся;
      5. общая фертильность женщин — число рождений на 1 женщину;
      6. доля грамотного населения старше 15 лет (в %); доля населения, имеющего доступ к санитарии, защите от эпидемии, пользующегося коммунальными удобствами [4, с. 104].

 

Несмотря на разнообразие показателей, оценивающих качество жизни, следует заметить, что эта категория носит исторический характер и может варьироваться как в разрезе отдельных стран, так и по временным промежуткам. Рост общественного производства и уровня развития производительных сил изменяет потребности людей, их предпочтения и представления об окружающем мире, а, следовательно, должны изменяться и параметры измерения качества жизни.

 

ГЛАВА 2. ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

2.1. Динамика, структура доходов населения РБ

 

 

Классификация доходов населения

Одним из важнейших направлений  социальной политики является политика в области доходов населения.

Доходы — это средства в натуральной  и денежной формах, получаемые субъектами (отдельными лицами, семьей, фирмами, государством) в результате их экономической деятельности. Применительно к домохозяйствам говорят о доходах населения, которые подразделяются на денежные и натуральные.

Натуральные доходы населения —  это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства, различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, а также самозаготовки даров природы, не имеющие товарной формы.

Денежные доходы населения —  это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. Хотя в целом денежная форма распространена больше, у бедных потребителей доля натуральных доходов, как правило, выше, чем у богатых.

Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход — это вся  сумма денежного дохода, не зависящая  от налогообложения и уровня цен.

Располагаемый доход — это номинальный  доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение.

Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход. Величина реального дохода зависит от номинального его уровня, величины налогов на доходы и уровня цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за два года и более с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и за год в целом:

РД = (НД - НП) : 1/I  

где НД — номинальные доходы (р.); НП - налоги и обязательные платежи (р.); I — индекс цен.


Иногда реальные доходы населения определяют через показатель покупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров или услуг, которые можно

приобрести на одну и  ту же сумму денег, но в разные периоды времени. Исчисление реальных доходов по такой методике предполагает, что, во-первых, качество товаров и соотношение цен внутри той или иной их группы не изменяются; во-вторых, отсутствуют дефицит товаров, черный рынок и государственное регулирование цен.

 Если эти условия  соблюдены, покупательная способность рубля определяется физическим объемом товаров, которые можно купить на среднедушевой доход. Полученный результат достаточно точно характеризует изменения реальных денежных доходов населения за исследуемый период.   По циклам жизнедеятельности человека доходы бывают:  

 

  • получаемые до участия в труде (гражданами трудоспособного возраста);
  • от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности;
  • временно не работающими (безработными, беженцами и т.д.);
  • после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).

 

 С юридической точки  зрения доходы делятся на законные (легальные) и незаконные (нелегальные), получаемые в рамках теневой экономики. Это доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, криминального происхождения и т.п. Масштабы теневой экономики различаются:  в  развитых странах они составляют 10—15 % ВВП, в развивающихся — до 60-70%.

В странах с развитой рыночной экономикой источником информации о доходах населения являются выборочные обследования домохозяйств, данные деклараций физических лиц о своих доходах, подаваемые в налоговые органы, показатели оплаты труда и расходов на конечное потребление домохозяйств в СНС. В Республике Беларусь изучение доходов опирается на Баланс расходов и доходов населения и выборочные обследования домохозяйств.

Структура денежных доходов населения  Беларуси, согласно Балансу расходов и доходов населения, включает:

 

  • оплату труда всех работающих;
  • социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.);
  • доходы от собственности (проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды);
  • доходы от предпринимательской деятельности и др. [5, с.164].

 

Приложение 1

 В январе-сентябре 2010 г., по предварительным данным, объем денежных доходов населения составил 76,3 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. на 19,6%. Индекс потребительских цен на товары и услуги за этот период составил 107%.

В результате реальные денежные доходы населения (с учетом индекса  потребительских цен) увеличились  на 11,8%.

Денежные доходы в  расчете на душу населения в республике по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. увеличились на 19,8%, в реальном выражении – на 12%.

В общем объеме денежных доходов  населения более половины (56,5%) занимает оплата труда, 20,1% – трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты), 2,8% – доходы от собственности, 20,6% – доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления.

В структуре использования денежных доходов населения 80% составили расходы  на покупку товаров и оплату услуг. На сбережения население направило 5,7% своих денежных доходов[16].

Одной из проблем сопоставления  доходов населения является их индексация в связи с инфляцией.

Индексация — это  установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Задача индексирования доходов состоит в сохранении определенного уровня жизни населения в том или ином периоде. Индексация может быть ретроспективной (обращенной к прошлому), когда возмещаются потери, связанные с ростом цен в предыдущих периодах, и ожидаемой, когда покрываются потери в связи с будущим ростом цен, если он предусмотрен решениями соответствующих органов.

Информация о работе Уровень и качество жизни, их показатели