Условия и факторы качества управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение системы качества управленческих решений и их влияния на повышение эффективности работы фирмы и разработка рекомендаций по повышению эффективности управленческих решений ООО «Олирис».
Задачами являются рассмотрение теоретически основ управленческих решений, системы повышения качества, рассмотрение особенностей работы ООО «Олирис», а так же детальная разработка рекомендаций по повышению эффективности управленческих решений на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 5
1.1 Понятие и сущность качества управленческих решений 5
1.2 Классификация условий и факторов качества управленческих решений 8
1.3 Принципы условий и факторов качества управленческих решений 14
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ОЛИРИС» 18
2.1 Организационно-правовая характеристика ООО «Олирис» 18
2.2 Экономическая характеристика ООО «Олирис» 20
2.3 Оценка качества принимаемых в организации управленческих решений 23
2.3 Оценка качества принимаемых в организации управленческих решений 32
3 РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ООО «ОЛИРИС» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

Условия и факторы качества управленческих решений.docx

— 628.83 Кб (Скачать документ)

5. Четкое представление  о состоянии объекта, внешней  среды, тенденциях их развития;

6. Владение набором методов  перевода управляемого объекта  из фактического состояния в желаемого и придание ему необходимых направлений развития;

7. Умение своевременно  реагировать на изменяющуюся  обстановку и новые задачи  выдвигаемые рынком экономикой политики государства.

8. Структуризация проблемы  и построение дерева целей.

Для соблюдения указанных  условий руководитель должен располагать  информацией, которая поступает  от разных источников - внутренних и  внешних, приобретается в ходе обучения и переподготовки, накопления опыта. Однако и при хорошо организованном информационном обеспечении принимаются  как правильные, так и ошибочные  решения.

Повышению их качества способствует предварительное продумывание следующих  организационных вопросов:

  1. Где и кто принимает решение;
  2. типы принимаемых решений на различных уровнях;
  3. Время, необходимое для принятия решений после получения информации;
  4. Система оформления и передачи решения;
  5. Система контроля исполнения принятых решений и проверка их фактической эффективности.

Кто и где должен принимать  решения, зависит от существующих прерогатив отдельных подразделений в аппарате управления. Общим правилом при этом является то, что решение должно приниматься в том звене управления, в компетенцию которого входит данный круг вопросов (его выполнение).

В процессе выработки решения  необходимо учитывать, что единство цели и средств ее достижения являются необходимым условием управленческого решения, объективной предпосылкой его выполнения.

Принятию управленческого  решения предшествует возникновение проблемной ситуации, при которой, по мнению управляющего, расхождение между желаемым и действительным положением дел может быть преодолено принятием и реализацией удачного управленческого решения. Причем общая закономерность такова, что чем раньше предугадано и распознано возникновение проблемной ситуации, тем меньше управленческих усилий потребуется для ее разрешения. И, наоборот, даже самая несложная проблемная ситуация не может быть успешно разрешена, если время непоправимо упущено.

На процесс подготовки, реализации и оценки УР влияет так называемый человеческий фактор. Влияние человеческого фактора обусловлено личностными характеристиками менеджера, особенностями мышления, волей, здоровьем, опытом, ответственностью, профессионализмом, склонностью к риску, темпераментом, уровнем эмоциональности и характером внимания.

Особенный интерес с точки  зрения подготовки и реализации УР представляют такие характеристики мышления человека, как широта, быстрота и гибкость.

Широта мышления – это характеристика синтетического характера мышления, при котором человек умеет оценить роль анализируемой вариации в общем сценарии деятельности. Данная характеристика, например, играет важную роль в эффективном применении методов «дерева решений» и «сценариев».

Быстрота мышления – характеристика, определяющая время выполнения задания относительно среднего уровня, принятого в данной компании. Работники с более быстрым мышлением разбираются в ситуации и принимают эффективные решения с меньшими затратами времени.

Быстрота мышления – определяющий фактор скорости перебора вариантов, от которого в свою очередь зависит эффективность применения эвристических методов подготовки и реализации УР.

Гибкость мышления – характеризует способность человека своевременно и обоснованно переходить на новые методы разработки и реализации УР. Особенное значение при РУР имеет способность личности вовлекать в работу необходимых для ее выполнения людей, руководствуясь только здравым смыслом.

На стадии принятия управленческого  решения осуществляется оценка альтернативных решений и действий, проводимых на основе многовариантных расчетов, проводится отбор критериев выбора оптимального решения, выбор и принятие наилучшего решения. При этом выработка решения должна базироваться на современных научных подходах к менеджменту, включающих прежде всего научную обоснованность управленческих решений, умение выделять основное звено, его лаконичность, конкретность и адресность.

Научная обоснованность - это  применение системного анализа в процессе разработки решения, учет всех внутренних и внешних факторов на основе достоверной информации.

Умение выделять основное звено в решении, т.е. решение должно быть непротиворечивым и исходить из общих, принципиальных позиций, оно должно быть своевременным, и что не менее важно, лаконичным, конкретным и адресным.

Наконец, решение должно иметь свою направленность и соответствующую полномочность. Оно должно приниматься органами или лицом, имеющими на это право, а направленность характеризует широту охвата структуры элементов системы, а также длительность действия.

Качество управленческого  решения также зависит от предшествующего опыта, т. е. от наличия обратной связи.

По обоснованности решения  базируются на количественных и качественных факторах. Количественная обоснованность решения обеспечивается прежде всего аналитическими методами и балансовыми расчетами, позволяющими согласовать потребности, затраты и ресурсы.

Различают две крайности: излишний оптимизм и чрезмерная осторожность.

Другая характеристика качества управленческого решения - это его действенность. Оно должно включать в себя систему организационных мероприятий и стимулов, направленных на его исполнение. Уровень действенности решений зависит, с одной стороны, от степени его обоснованности, а с другой стороны, от эффективности того морального и материального вознаграждения, которое последует от внедрения намеченного новшества в практику работы фирмы.

Рисунок 1 – Основные факторы, оказывающие влияние на качество управленческого решения

Таким образом, основными  факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются:

    • информация;
    • время, необходимое для разработки и осуществления решения;
    • компетенция, менталитет менеджеров;
    • применение современных научных подходов к менеджменту (системный, ситуационный, комплексный, процессный, динамический подходы);
    • применение методов моделирования (логические, математические, физические модели);
    • системы поддержки принятия решений;
    • мотивация качественного решения.

 

 

 

1.3 Принципы условий  и факторов качества управленческих  решений

 

Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений принимаются, не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный практикой. Но возможны и ситуации, когда человек  испытывает мучительные раздумья. В  таких ситуациях человек сталкивается либо с новым объектом выбора, либо обстановкой, в которой совершается  выбор.

Однако в управлении принятие решений - это более систематизированный  процесс. Принятие решений в организации  представляет собой сознательный выбор  из имеющихся вариантов или альтернатив  направления действий, сокращающих  разрыв между настоящим и будущим  желательным состоянием организации. Сам процесс принятия решений  включает множество разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения. Данный процесс  лежит в основе планирования деятельности организации, так как план - это  набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования  для достижения целей организации. Принятие решений - это “центр”, вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать  как продукт управленческого  труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого  продукта.

В менеджменте понятие «проблема» используется для обозначения разрыва между желаемым состоянием (прежде всего целями) той или иной организации, и ее фактическим состоянием. А само решение проблемы рассматривается как средство преодоления такого разрыва, выбор одного из многих объективно существующих курсов действий (альтернатив), позволяющих перейти от наблюдаемого состояния к желаемому.

Таким образом, нами установлен тот  факт, что чем точнее определена проблема, тем правильнее может быть принято решение. Но необходимо еще  учесть и влияние ситуативных факторов на процесс принятия решений. Условия ситуации и другие факторы оказывают влияние на саму технологию принятия решения, предопределяют ее. Поэтому далее рассмотрим классификацию проблем и соответствующих им решений.

Принять решение - сравнительно легко, все сводится к выбору направления  действий. Трудно принять «хорошее» решение. Принятие решения - процесс психологический, а человеческое поведение не всегда логично.

Можно выделить ряд факторов, влияющих на процесс принятия решения.

    • Личностные оценки и самооценка руководителя.
    • Среда, в которой данное решение принимается (ситуация определенности, ситуация неопределенности, риск).
    • Время принятия решения.
    • Информационные ограничения.
    • Поведенческие ограничения.
    • Возможные негативные последствия (риски).
    • Взаимозависимость решений.
    • Социальные, нравственно-этические факторы и др.

Наиболее существенную роль в процессе принятия управленческих решений играют методы, используемые менеджерами для  их принятия. Обычно выделяют три группы таких методов: волевые, математические и эвристические. Волевые (интуитивно-волевые, логические) методы принятия решений используются в тех случаях, когда проблема достаточно проста, ситуация часто повторяется в практике управления, а исходная информация изложена в качественной форме (описательной, нецифровой). Решение принимается путем относительно несложных размышлений руководителя, использующего для этого свои знания, опыт, интуицию, психологические и организаторские способности. Оформляется такое решение, как правило, в виде письменного или устного распоряжения. В наибольшей степени волевые методы принятия решений принимаются на нижних уровнях управления организацией - в первичных коллективах, но не исключается их использование в необходимых случаях и на более высоких ступенях управления.

Математические методы принятия решений используются в сложных, но хорошо структурированных ситуациях, когда вся исходная информация изложена в количественной (т.е. цифровой) форме и имеется возможность провести любые необходимые расчеты. Круг этих методов достаточно широк: сюда относятся и достаточно простые арифметические расчеты материальных балансов и затрат по технологическим процессам, и проведение исследований, и системный анализ, и математическое моделирование. Известны модели линейного и динамического программирования, управления запасами, теории игр и др.

Эвристические (поисковые) методы все более широко применяются в практике современного менеджмента. Они основаны на методологии творческого, как правило, коллективного, коллегиального мышления. Они применяются в ситуациях, характеризующихся большой новизной, высокой степенью неопределенности и риска, разнообразием и в то же время недостаточной полнотой и достоверностью исходной информации, которая может быть выражена и в качественной, и в количественной форме. Чаще всего такие проблемы возникают на уровне руководства организацией (не менее 50% проблем здесь именно таковы), но для принятия решений менеджеры-руководители должны привлекать работников всех уровней, а в некоторых случаях - всю организацию в целом. Результат применения эвристических методов может быть двояким:

    • Решение принимается непосредственно тем или иным эвристическим методом;
    • Проблема расчленяется на такие составляющие, которые по отдельности могут быть решены волевыми и математическими методами. 

2 Организационно-экономическая характеристика ООО «Олирис»

2.1 Организационно-правовая  характеристика ООО «Олирис»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Олирис» учреждено в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом №14-ФЗ от 08.02.1998г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», и иных нормативных актов РФ. Общество является юридическим лицом по Законодательству РФ. 

ООО «Олирис» вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. ООО «Олирис» имеет круглую печать, является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

ООО «Олирис» расположено по адресу: г. Краснодар, ул. Лизы Чайкиной, д. 23/1.

Предприятие было создано  в 2009 году. Уставный капитал предприятия  был внесён одним учредителем  в виде денежных средств 

Торговое предприятие  «Олирис» на протяжении многих лет обеспечивает потребительский рынок на территории Краснодарского края, имея для этого специализированное торговое и складское оборудование, подготовленные кадры, торговые и складские площади, сложившиеся рынки поставщиков и покупателей.

Информация о работе Условия и факторы качества управленческих решений