Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 02:21, курсовая работа
цель данной работы: изучение механизма действия валютного рынка и формирование валютного курса. Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
дать понятие и определить сущность валютного рынка;
показать роль валютного рынка в современной экономике;
выявить основные закономерности развития валютного рынка;
Дать понятие и классифицировать валютные операции и валютные риски.
ПЛАН-ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО РЫНКА И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………...............
Понятия и сущность валютного рынка…………………………….
Взаимоотношения субъектов валютного рынка……………………
Закономерности развития валютного рынка………………………
Роль валютных рынков в современной экономике….…………….
2 РАЗВИТИЕ ВАЛТНОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ РФ……….............
2.1 Тенденции развития валютного рынка РФ………………………...
2.2 Система валютной монополии в РФ………………………………..
2.3 Динамика валютного курса рубля и его регулирование…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Этап 1. Измерение и прогнозирование. Для разработки реалистичной стратегии защиты от рисков компания должна прогнозировать уровень риска, связанный с каждой валютой из числа тех, в которых она ведет расчеты по своим операциям. Поскольку различные типы валютно-курсовых рисков сильно различаются между собой, конкретный риск следует определять по каждой валюте в отдельности. В то же время для одной и той же валюты необходимо разделить конверсионный риск, риск, связанный с валютными сделками и прочие виды рисков. Всё это необходимо для разработки гибкого комплекса мер по защите от неблагоприятного воздействия рисков. Другой важнейший аспект - прогнозирование валютных курсов применительно к выявленному риску. Методы прогнозирования изменяются от традиционной интуиции до сложных экономических моделей, но во всех случаях с переменным успехом. Как минимум, менеджеры должны оценить диапазоны, в которых может колебаться курс той или иной валюты на соответствующем временном отрезке. Для отслеживания валютных курсов фирмы иногда обзаводятся собственными группами прогнозирования. Эти специалисты должны оценить направление, величину и временной отрезок изменения валютного курса. Есть фирмы, которые для составления прогнозов привлекают сторонние организации.
Этап 2. Формирование системы отчетности. Как только компания выработала стратегию определения валютных рисков и оценки динамики валютных курсов, она должна разработать и внедрить систему отчетности, обеспечивающую защиту от рисков. В силу характера задачи следует объединить активные усилия заграничных предприятий и центральных подразделений компании. Вклад иностранных филиалов важен для повышения качества информации, используемой при прогнозировании. Валютные курсы изменяются часто, поэтому информация должна поступать от тех, кто "держит руку на пульсе" той или иной страны. Кроме того, страхование (хеджирование) от рисков дает максимальный эффект только в том случае, когда налажено тесное взаимодействие с персоналом заграничных филиалов.
Контроль уровня валютного риска из центра важен для более эффективной защиты ресурсов. Каждое подразделение может определять уровень валютных рисков для себя, но при этом не следует забывать, что и корпорация в целом находится под риском. При выборе политики для корпорации можно не принимать во внимание тот факт, что валютные риски структурных составляющих организации (т.е. отделений, дочерних компаний, филиалов и т.п.) могут компенсировать друг друга.
Руководство обязано разработать
систему единой отчетности, пригодную
для всех подразделений, отчитывающихся
перед центром. В отчете должны быть
идентифицированы счета под риском,
которые центральное
Установив уровень риска,
каждое базовое подотчетное
Этап 3. Определение политики
управления валютными рисками. Руководству
важно решить, на каком уровне следует
определять и реализовать различные
варианты стратегии защиты. Для достижения
максимальной эффективности хеджирования
соответствующую политику следует
разрабатывать на корпоративном
уровне. Имея достаточно широкое представление
об общем уровне валютных рисков, а
также затратах на реализацию вариантов
стратегии на разных уровнях корпорации,
осуществимости таких вариантов, финансовый
отдел корпорации обычно бывает в
состоянии разработать
1.3 Закономерности развития валютного рынка
В истории валютного
Первый этап - до 1986 года -
обладал всеми характерными чертами
валютной монополии государства. В
это время имела место полная
централизация валютных доходов
от экспорта, который в свою очередь
был монополизирован
Второй этап развития валютного
рынка в России начался в 1986 году
децентрализацией внешнеэкономической
деятельности, когда сначала сотни,
а затем практически все
С вступлением в силу в
марте 1991 года Закона СССР ''0 валютном
регулировании" начался третий этап
развития валютного регулирования
в стране. На уровне закона впервые
в юридическую практику были введены
такие понятия валютного
С начала 1991 года также получил бурное развитие внутренний валютный рынок - межбанковский и биржевой, который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991 года - начало 1993 года) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа. Сибирская межбанковская валютная биржа. Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки (телеграмма Банка России от 27 июля 1992 года № 162-92). Нельзя не признать, что ускоренное развитие валютного рынка "подогревалось" механизмом обязательной продажи части валютной выручки предприятий (учреждений, организаций), который был введен с начала 1991 года соответствующим Указом Президента СССР (Указы Президента Российской Федерации от 30 декабря 1991 года № 335 "0 формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году" и от 14 июня 1992 года № 629 "0 частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин"), а также изданные на основании этих Указов Инструкции Банка России от 22 января 1992 года » №3 "0 порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями и гражданами валюты в Республиканский валютный резерв Российской Федерации, валютные фонды республик, краев и областей в составе Российской Федерации, стабилизационный валютный фонд Банка России" и от 29 июня 1992 года № 7 "0 порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, утвержденными письмом Банка России от 15 сентября 1992 года № 17, телеграммой Банка России от 31 декабря 1992 года № 286-92 и письмом Банка России от 28 июня 1993 года № 41. В настоящее время действующим нормативным актом, регламентирующим порядок продажи предприятиями части экспортной выручки является Инструкция ЦБ РФ №7 "0 порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" в редакции от 26/06/1995 г. Анализируя названные нормативные акты, можно сделать вывод о поступательном развитии механизма обязательной продажи в сторону унификации применяемых при совершении различных операций курсов рубля к иностранным валютам, сближения уровней этих курсов, увеличения в пользу рынка доли валютной выручки, подлежащей продаже в обязательном порядке, а также юридически более точной и экономически более обоснованной регламентации правил совершения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и, в целом, квалифицированным персоналом уполномоченных банков.
Распад СССР и образование
суверенного государства
Вступление в силу Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в ноябре 1992 года открыло новый этап валютного регулирования в России. В названном Законе Российской Федерации с учетом накопленного опыта были уточнены и развиты некоторые основные понятия валютного регулирования, существенно изменены структура и содержание по сравнению с Законом СССР.
Во втором разделе ("Валютное регулирование") введена новая статья "Защита валюты Российской Федерации" (ст. 2) с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений. В статье 3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в Российской Федерации, которое защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Установлено также, что виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяются законами Российской Федерации. В статье 4 более подробно регламентированы вопросы деятельности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Кардинально изменен раздел о валютном контроле (раздел Ш Закона). Органами валютного контроля названы Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Впервые в юридический оборот введен институт "агентов валютного контроля", функции которых еще предстоит детально определить. В этом разделе Закона определены также функции органов и агентов валютного контроля; права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции; ответственность резидентов, в том числе уполномоченных банков, и нерезидентов за нарушение валютного законодательства. Кроме того, зафиксированы права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.
Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", отдельные неточности и недостатки которого еще, предстоит исправлять, является главным источником валютного законодательства Российской Федерации и важнейшим шагом вперед в развитии системы валютного регулирования в стране.
Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования. В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 2 ст. 9) Центральный банк Российской Федерации:
Кроме того. Банк России в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»: