Валютное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 02:21, курсовая работа

Описание

цель данной работы: изучение механизма действия валютного рынка и формирование валютного курса. Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
дать понятие и определить сущность валютного рынка;
показать роль валютного рынка в современной экономике;
выявить основные закономерности развития валютного рынка;
Дать понятие и классифицировать валютные операции и валютные риски.

Содержание

ПЛАН-ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО РЫНКА И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………...............
Понятия и сущность валютного рынка…………………………….
Взаимоотношения субъектов валютного рынка……………………
Закономерности развития валютного рынка………………………
Роль валютных рынков в современной экономике….…………….
2 РАЗВИТИЕ ВАЛТНОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ РФ……….............
2.1 Тенденции развития валютного рынка РФ………………………...
2.2 Система валютной монополии в РФ………………………………..
2.3 Динамика валютного курса рубля и его регулирование…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсач экон.docx

— 84.58 Кб (Скачать документ)

Этап 1. Измерение и прогнозирование. Для разработки реалистичной стратегии  защиты от рисков компания должна прогнозировать уровень риска, связанный с каждой валютой из числа тех, в которых  она ведет расчеты по своим  операциям. Поскольку различные  типы валютно-курсовых рисков сильно различаются  между собой, конкретный риск следует  определять по каждой валюте в отдельности. В то же время для одной и  той же валюты необходимо разделить  конверсионный риск, риск, связанный  с валютными сделками и прочие виды рисков. Всё это необходимо для разработки гибкого комплекса  мер по защите от неблагоприятного воздействия рисков. Другой важнейший  аспект - прогнозирование валютных курсов применительно к выявленному  риску. Методы прогнозирования изменяются от традиционной интуиции до сложных  экономических моделей, но во всех случаях  с переменным успехом. Как минимум, менеджеры должны оценить диапазоны, в которых может колебаться курс той или иной валюты на соответствующем  временном отрезке. Для отслеживания валютных курсов фирмы иногда обзаводятся  собственными группами прогнозирования. Эти специалисты должны оценить  направление, величину и временной  отрезок изменения валютного  курса. Есть фирмы, которые для составления  прогнозов привлекают сторонние  организации.

Этап 2. Формирование системы  отчетности. Как только компания выработала стратегию определения валютных рисков и оценки динамики валютных курсов, она должна разработать и  внедрить систему отчетности, обеспечивающую защиту от рисков. В силу характера  задачи следует объединить активные усилия заграничных предприятий  и центральных подразделений  компании. Вклад иностранных филиалов важен для повышения качества информации, используемой при прогнозировании. Валютные курсы изменяются часто, поэтому  информация должна поступать от тех, кто "держит руку на пульсе" той  или иной страны. Кроме того, страхование (хеджирование) от рисков дает максимальный эффект только в том случае, когда  налажено тесное взаимодействие с персоналом заграничных филиалов.

Контроль уровня валютного  риска из центра важен для более  эффективной защиты ресурсов. Каждое подразделение может определять уровень валютных рисков для себя, но при этом не следует забывать, что и корпорация в целом находится  под риском. При выборе политики для корпорации можно не принимать  во внимание тот факт, что валютные риски структурных составляющих организации (т.е. отделений, дочерних компаний, филиалов и т.п.) могут компенсировать друг друга.

Руководство обязано разработать  систему единой отчетности, пригодную  для всех подразделений, отчитывающихся перед центром. В отчете должны быть идентифицированы счета под риском, которые центральное руководство  хочет контролировать; находящиеся  под риском позиции каждого счета  с указанием соответствующей  валюты, а также временные периоды, на которые распространяется оцененный  риск.

Установив уровень риска, каждое базовое подотчетное подразделение  направляет соответствующие данные на следующий уровень иерархии для  предварительной консолидации. Этому  уровню может соответствовать региональная штаб-квартира (например, по Латинской Америке или Восточной Европе) или продуктовое отделение, уровень всегда зависит от организационной структуры фирмы. Предварительная консолидация позволяет региональному управлению или продуктовому отделению классифицировать уровень риска по счетам и валютам на каждый отчетный период. Отчеты с мест должны быть постоянными, строго периодичными и стандартизованными, только в этом случае при формулировании стратегии будет обеспечена совместимость данных и их независимость от времени. Окончательный вид отчетность приобретает на уровне корпорации. Здесь уже можно определять уровень валютного риска для корпорации в целом и формулировать варианты стратегии, наилучшим образом удовлетворяющие её интересам.

Этап 3. Определение политики управления валютными рисками. Руководству  важно решить, на каком уровне следует  определять и реализовать различные  варианты стратегии защиты. Для достижения максимальной эффективности хеджирования соответствующую политику следует  разрабатывать на корпоративном  уровне. Имея достаточно широкое представление  об общем уровне валютных рисков, а  также затратах на реализацию вариантов  стратегии на разных уровнях корпорации, осуществимости таких вариантов, финансовый отдел корпорации обычно бывает в  состоянии разработать экономичную  программу управления валютным риском. С ростом размеров и сложности  структуры корпорации может возникнуть потребность в децентрализации  системы принятия решений хотя бы в отдельных аспектах для повышения  гибкости и быстроты реагирования на непрерывно изменяющиеся параметры  мировых денежных рынков. Однако подобную децентрализацию следует проводить  в рамках политики, четко обозначенной на уровне корпорации.

1.3 Закономерности развития  валютного рынка

В истории валютного регулирования  в послереволюционной России условно  можно выделить четыре этапа.

Первый этап - до 1986 года - обладал всеми характерными чертами  валютной монополии государства. В  это время имела место полная централизация валютных доходов  от экспорта, который в свою очередь  был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых  рынках выступали государственные  внешнеторговые объединения. Выручка  от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все  международные расчеты СССР –  Внешторгбанка СССР (позднее Внешэкономбанка). Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золото-валютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет. Практически полная изолированность внутреннего товарного и денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов (что проявлялось, например, в уровне курса рубля к иностранным валютам, который к началу 80-х годов практически не отражал экономических и ценовых пропорций, а служил лишь инструментом пересчета внешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной валюте); централизация управления валютными ресурсами государства; минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк-хранитель единой валютной "копилки" государства, - все это объективно не требовало систем валютного регулирования, характерных для стран с рыночной экономикой на различных этапах их развития. В целом это было не регулирование как таковое, а, прямое администрирование, государственное "командование".

Второй этап развития валютного  рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической  деятельности, когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право  прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться  система так называемых "валютных отчислений", когда поступления  в иностранной валюте делились в  определенных пропорциях между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачисляемую в "валютные фонды" (на балансовые и внебалансовые валютные счета, позднее - только балансовые). Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в 1987-1988 годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны.

С вступлением в силу в  марте 1991 года Закона СССР ''0 валютном регулировании" начался третий этап развития валютного регулирования  в стране. На уровне закона впервые  в юридическую практику были введены  такие понятия валютного регулирования  как "валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные операции", "текущие  валютные операции", "валютные операции, связанные с движением капитала".

С начала 1991 года также получил  бурное развитие внутренний валютный рынок - межбанковский и биржевой, который ранее находился в  зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991 года - начало 1993 года) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа. Сибирская межбанковская валютная биржа. Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки (телеграмма Банка России от 27 июля 1992 года № 162-92). Нельзя не признать, что ускоренное развитие валютного рынка "подогревалось" механизмом обязательной продажи части валютной выручки предприятий (учреждений, организаций), который был введен с начала 1991 года соответствующим Указом Президента СССР (Указы Президента Российской Федерации от 30 декабря 1991 года № 335 "0 формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году" и от 14 июня 1992 года № 629 "0 частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин"), а также изданные на основании этих Указов Инструкции Банка России от 22 января 1992 года » №3 "0 порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями и гражданами валюты в Республиканский валютный резерв Российской Федерации, валютные фонды республик, краев и областей в составе Российской Федерации, стабилизационный валютный фонд Банка России" и от 29 июня 1992 года № 7 "0 порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, утвержденными письмом Банка России от 15 сентября 1992 года № 17, телеграммой Банка России от 31 декабря 1992 года № 286-92 и письмом Банка России от 28 июня 1993 года № 41. В настоящее время действующим нормативным актом, регламентирующим порядок продажи предприятиями части экспортной выручки является Инструкция ЦБ РФ №7 "0 порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" в редакции от 26/06/1995 г. Анализируя названные нормативные акты, можно сделать вывод о поступательном развитии механизма обязательной продажи в сторону унификации применяемых при совершении различных операций курсов рубля к иностранным валютам, сближения уровней этих курсов, увеличения в пользу рынка доли валютной выручки, подлежащей продаже в обязательном порядке, а также юридически более точной и экономически более обоснованной регламентации правил совершения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и, в целом, квалифицированным персоналом уполномоченных банков.

Распад СССР и образование  суверенного государства Российской Федерации привели к необходимости  ведения Россией самостоятельной  экономической политики, в том  числе денежно-кредитной политики - и валютной, как составляющей последней. В этой связи, а, также учитывая, что  многие положения 3акона СССР ''0 валютном регулировании" фактически (но не юридически) перестали действовать (например, статьи 6, 7, 8, 11, 12, 19 Закона), весьма актуальной стала задача разработки и скорейшего введения в действие аналогичного закона Российской Федерации.

Вступление в силу Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в ноябре 1992 года открыло новый  этап валютного регулирования в  России. В названном Законе Российской Федерации с учетом накопленного опыта были уточнены и развиты  некоторые основные понятия валютного  регулирования, существенно изменены структура и содержание по сравнению  с Законом СССР.

Во втором разделе ("Валютное регулирование") введена новая  статья "Защита валюты Российской Федерации" (ст. 2) с важнейшим положением о  том, что расчеты между резидентами  осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений. В  статье 3 подтверждено право собственности  резидентов и нерезидентов на валютные ценности в Российской Федерации, которое  защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты  собственности. Установлено также, что виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных  платежей) в иностранной валюте определяются законами Российской Федерации. В статье 4 более подробно регламентированы вопросы деятельности внутреннего  валютного рынка Российской Федерации.

Кардинально изменен раздел о валютном контроле (раздел Ш Закона). Органами валютного контроля названы Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Впервые в юридический оборот введен институт "агентов валютного контроля", функции которых еще предстоит детально определить. В этом разделе Закона определены также функции органов и агентов валютного контроля; права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции; ответственность резидентов, в том числе уполномоченных банков, и нерезидентов за нарушение валютного законодательства. Кроме того, зафиксированы права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.

Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и  валютном контроле", отдельные неточности и недостатки которого еще, предстоит  исправлять, является главным источником валютного законодательства Российской Федерации и важнейшим шагом  вперед в развитии системы валютного  регулирования в стране.

Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного  регулирования. В соответствии с  Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 2 ст. 9) Центральный банк Российской Федерации:

  • определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
  • издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;
  • устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;
  • устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
  • устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;
  • готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.

Кроме того. Банк России в  соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании  и валютном контроле»:

  • устанавливает порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами (п. 2 ст. 2);
  • определяет порядок и цели покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (п. 1 ст. 4);
  • устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты в Российской Федерации через уполномоченные банки, а также порядок и условия деятельности валютных бирж (п. 2 ст. 4);
  • может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи (п. 4 ст. 4);
  • устанавливает случаи и условия открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации (п. 2 ст. 5);
  • устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте (п. 3 ст. 5);
  • устанавливает порядок осуществления резидентами операций, связанных с движением капитала (п. 2 ст. 6);
  • устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам (п. 3 ст. 6);
  • устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации (п. 2 ст. 7);
  • устанавливает порядок продажи и покупки нерезидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации (п. 2 ст. 8);
  • поводит все виды валютных операций (п. 2 "в" ст. 9);
  • устанавливает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами и нерезидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 2);
  • устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей (п. 7 ст. 6);
  • выполняет другие функции, предусмотренные Законом, в том числе функции органа валютного контроля.

Информация о работе Валютное регулирование