Валютное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 02:21, курсовая работа

Описание

цель данной работы: изучение механизма действия валютного рынка и формирование валютного курса. Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
дать понятие и определить сущность валютного рынка;
показать роль валютного рынка в современной экономике;
выявить основные закономерности развития валютного рынка;
Дать понятие и классифицировать валютные операции и валютные риски.

Содержание

ПЛАН-ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО РЫНКА И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………...............
Понятия и сущность валютного рынка…………………………….
Взаимоотношения субъектов валютного рынка……………………
Закономерности развития валютного рынка………………………
Роль валютных рынков в современной экономике….…………….
2 РАЗВИТИЕ ВАЛТНОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ РФ……….............
2.1 Тенденции развития валютного рынка РФ………………………...
2.2 Система валютной монополии в РФ………………………………..
2.3 Динамика валютного курса рубля и его регулирование…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсач экон.docx

— 84.58 Кб (Скачать документ)

В соответствии с Законом  Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в Российской Федерации (п. 2 ст. 3) и порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, устанавливает Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 6). Порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается Верховным Советом Российской Федерации, а порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации с последующим представлением информации Верховному Совету Российской Федерации (п. 5 ст. 6 Закона).

В конце 1992 года - начале 1993 года в связи с вступлением в  силу Указа Президента Российской Федерации  от 27 октября 1992 года № 1306 «0 реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» и изданием на его основании Банком России телеграммы от 3 ноября 1992 года №239-92, Центральный  банк Российской Федерации 21 января 1993 года утвердил инструкцию №11 "0 порядке реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту" и письмо №28, регламентирующее порядок выдачи юридическим лицам-резидентам разрешений на право осуществлять указанную деятельность.

При этом Банк России исходил  из того, что в силу исторических, экономических и психологических  факторов полный запрет на валютную торговлю стал бы преждевременным шагом (что  вовсе не исключает запрещения в  будущем расчетов в иностранной  валюте между резидентами). В 1992-1993 гг. такой запрет, во-первых, вызвал бы закрытие крупнейших торговых предприятий, что  отрицательно сказалось бы на общем  состоянии внутреннего потребительского рынка. Во-вторых, в условиях товарного дефицита и снятия ограничений на валютнообменные операции уполномоченных банков это привело бы к лишению доступа значительной части экономически активного населения с высокими доходами в рублях к качественным потребительским товарам и услугам, реализуемым в настоящее время преимущественно за иностранную валюту, и, соответственно, к потере стимулирующей функции денежных доходов. В-третьих, внутренний валютный рынок был не настолько развит, чтобы гарантировать минимальные риски курсовых потерь тем его участникам, чьи основные прямые расходы осуществляются в иностранной валюте.

Контроль за соблюдением  установленного Банком России порядка  реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту был  возложен на Главные территориальные  управления Центрального банка Российской Федерации, которые при осуществлении  своих контрольных функций должны активно сотрудничать с местными правоохранительными органами и  в случае нарушения уполномоченными  предприятиями и обслуживающими их учреждениями банков указанного порядка  и условий соответствующих разрешений на право заниматься вышеназванной деятельностью обязаны применять к нарушителям комплекс санкций вплоть до отзыва выданных ранее разрешений уполномоченных предприятий, (лицензий уполномоченных банков на совершение валютных операций), а также направления в суд исков о ликвидации юридического лица, осуществляющего реализацию гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту без разрешения Банка России.

На данный момент времени  экономическая ситуация в стране складывается таким образом, что  вышеперечисленные опасения, связанные  с полным запретом на реализацию товаров  и услуг на территории Российской Федерации сведены к минимуму. Оценивая сложившуюся обстановку, а также основываясь на политике дальнейшего укрепления российского рубля, Центральный Банк РФ, в соответствии со статьей 9 «Закона о валютном регулировании и контроле», в августе 1997 года издает новый нормативный акт, полностью запрещающий использование на территории РФ иностранной валюты в качестве платежного средства (Положение ЦБ РФ «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)» от 15/08/1997г.)). Согласно названного документа, утратили силу все предварительно выданные территориальными учреждениями Банка Росси, Департаментом валютного регулирования и валютного контроле и другими уполномоченными на это организациями разрешения на реализацию товаров и услуг гражданам за иностранную валюту. Исключением в данном случае являются магазины беспошлинной торговли, расположенные на таможенной территории РФ. В случае использования при расчетах пластиковых карт международных систем, то есть, когда обеспечением карты является валютный счет, уполномоченные банки могут списывать в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей средства в иностранной валюте только с валютных счетов физических лиц. Средства в иностранной валюте, списанные со счетов держателей пластиковых карт подлежат продаже в полном объеме на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки.

Дальнейшей нормализации функционирования внутреннего валютного  рынка (сближению курсов рынков наличной и безналичной иностранной валюты, обеспечению свободного доступа  граждан в Российской Федерации  к операциям купли-продажи наличной иностранной валюты через уполномоченные банки и, соответственно, борьбе с "черным" рынком наличной иностранной валюты, а также повышению финансовой устойчивости уполномоченных банков при  проведении ими операций по купле-продаже  иностранной валюты от своего имени  и за свой счет), несомненно способствует утвержденное Банком России и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 19 апреля 1993 года «Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками» (соответственно № 13 и № 01-20/3371), а такою инструкция Банка России от 28 мая 1993 года № 15 «0 порядке ведения уполномоченными банками Российской Федерации открытой валютной позиции по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».

1.4 Роль валютных рынков  в современной экономике

Цель валютной стратегии  – определение средне- и долгосрочных организационных и экономических  мероприятий в области валютной политики, исходя из приоритетов общества – обеспечения устойчивого экономического роста, занятости населения, повышения  его жизненного уровня, социальной защищенности. Именно это и является основной задачей рыночных реформ. Очевидно, что валютная стратегия  должна описывать не только целевые  ориентиры базовых макроэкономических элементов собственно валютной политики (режим валютного курса, роль государственных  органов в регулировании валютного  рынка, степень либерализации и  достаточности валютных ограничений), но и более узкие прикладные задачи (развитие рыночной инфраструктуры, ликвидность  самого рынка). При разработке валютной стратегии важно учитывать также  степень влияния тех или иных решений, принимаемых на валютном рынке, на другие параметры макроэкономики (инфляцию, рост производства, инвестиционную активность).

Любое кардинальное решение  в области валютного рынка  должно предварительно проходить тщательную совместную экспертизу научных институтов, регулирующих государственных органов, представителей бизнеса в лице профессиональных организаций с точки зрения оценки последствий реализации задач, сформулированных в валютной стратегии страны.

Увязка валютной стратегии  с общей экономической и инвестиционной политикой государства. Первоочередная задача российской экономики – достижение устойчиво высоких темпов экономического роста. Она важна для решения социальных проблем, повышения жизненного уровня населения и укрепления международных позиций страны.

Валютная стратегия как  часть общеэкономической политики формирует такие отношения российской экономики с мировой, которые  позволят:

– укрепить валютно-финансовое положение страны, стабилизировать  рубль, повысить внешнюю платежеспособность;

– содействовать росту  экспорта особенно в обрабатывающей промышленности и наукоемком производстве;

– обеспечить наличие на внутреннем потребительском рынке  современных качественных импортных  товаров, что создаст конкуренцию  продукции отечественного производства для повышения тем самым ее эффективности и качества;

–импортировать современные  технологии, машины и оборудование, необходимые для модернизации и  технологического перевооружения отечественной  промышленности, а также для внедрения  современных навыков организации  и управления производством.

Валютная стратегия, прежде всего, определяет политику в области  валютного курса рубля, валютного  регулирования, развития валютного  рынка.

Главное стратегическое направление  в области валютного курса  – обеспечение его относительной  стабильности, соответствие динамики курса базовым макроэкономическим показателям. В отношении валютного рынка стратегия нацелена на обеспечение репрезентативности курса, формирующегося на рынке, и ограничение влияния спекулятивных факторов на его формирование. Непосредственная цель валютных ограничений и контроля состоит в создании приемлемых условий функционирования валютного рынка при существующем уровне нелегальной утечки капитала и непрозрачности финансового оборота.

Действующая система валютного  регулирования и валютного контроля представляет собой комплекс законодательных, нормативных и административных ограничений на проведение валютных операций. В то же время в России, где рыночная экономика находится  в стадии формирования, существуют многообразные экономические условия, препятствующие свободному валютному  обмену (монополии, высокие барьеры  входа-выхода и т.п.). Юридические  ограничения нацелены на устранение влияния диспропорций, привносимых  экономическими факторами.

Современная денежно-кредитная  политика в целом содействует  укреплению валютно-финансового положения  России и обеспечивает ее текущую  внешнюю платежеспособность, о чем  свидетельствует хотя бы динамика золотовалютных резервов РФ. Это, однако, не устраняет  необходимости предусматривать  направления ее совершенствования. Они могут быть реализованы при появлении условий достижения устойчиво высоких темпов экономического роста, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата, создания условий инвестиционной привлекательности для отечественного и иностранного капиталов.

Приоритеты и ограничения  реализации валютной стратегии, группы интересов и меры ответственности  за принятие решений. Валютное регулирование – часть валютной политики страны, поэтому изменение валютного режима нельзя проводить автономно. В любом случае либерализация подчиняется стратегическим задачам национальной валютной политики и соответственно отвечает долгосрочным национальным интересам. Сильный, устойчивый рубль – неотъемлемое условие нормального развития российской экономики. Чтобы курс рубля был предсказуем – а это важно как для отечественных, так и зарубежных инвесторов – необходимо позаботиться о равновесии спроса и предложения на валютном рынке.

Заметим, что норматив обязательной продажи валютной выручки – не единственный инструмент валютного  регулирования. Если есть потребность  усовершенствовать систему валютного  регулирования, ее следует усовершенствовать  целиком, использовав весь набор средств, в том числе заполнив пустоты в законодательстве.

Проблема России (как и  любого другого государства, на валюту которого не существует спроса за рубежом  и которая продается на иностранную  только внутри страны) состоит не столько  в том, чтобы валютная выручка  поступила в страну, сколько в  том, чтобы она попала на валютный рынок. Если же этого не происходит (экспортеры оставляют ее на своих банковских счетах), то даже при положительном торговом и платежном балансе на валютном рынке может возникнуть нехватка долларовых средств. И тогда курс доллара неизбежно начнет расти, что усилит его привлекательность в качестве инвестиционного актива.

Специфика России, как и  большинства других стран с переходной экономикой, заключается в том, что  иностранная валюта циркулирует  внутри страны параллельно с национальной. Такой ситуации нет ни в одном западном обществе. Российский рубль на собственной территории постоянно вступает в конкуренцию с гораздо более сильной и ликвидной валютой – долларом США. Чтобы в таких условиях национальная валюта могла удержать позиции и полноценно выполнять функции денег (в том числе средства накопления), национальный валютный рынок должен быть стабилен и предсказуем.

По опыту известно, что  падение стоимости рубля вызывает инфляционные ожидания, а они в  свою очередь провоцируют инфляцию. Этот процесс значительно более  опасен по сравнению с влиянием так называемой избыточной ликвидности, возникающей вследствие роста валютных резервов. Бессмысленно говорить о “лишних деньгах” в экономике, остро нуждающейся в финансировании, – правильнее подумать о конкретных способах вовлечения избыточной ликвидности в реальную экономику.

Между тем обеспечение  устойчивости рубля – главная  задача и обязанность Центрального банка (ЦБ), вмененная ему конституцией. В сегодняшней России валютный курс – это не только показатель макроэкономического  здоровья нации. Ровная динамика курса  – важнейший индикатор социальной стабильности для всего населения  страны. Устойчивый рубль – это  мощный фактор доверия правительству, его экономической политике. Это  – положительный ориентир для  рядовых налогоплательщиков, огромной массы мелких и средних предприятий, являющихся центрами занятости и  жизненных интересов населения  периферийных регионов. Национальная валютная политика потому и называется национальной, что она призвана сбалансированно  представлять интересы всех групп общества, а не только тех, которые имеют возможность активно влиять на позицию правительства.

Высшие менеджеры крупнейших российских компаний, получающие доходы от вывоза природной ренты и лоббирующие  усиление монопольного положения своих  предприятий на валютном рынке, возможно, слабо осознают, что логика подобного  развития событий ведет к катастрофическому  подрыву платежеспособности государства  и в конечном итоге – к вынужденной национализации компаний. Напомним, что такого рода предложения самым серьезным образом обсуждались в конце 1998 – начале 1999 гг. Их актуальность в значительной мере была снята успешными и эффективными мерами по валютному регулированию. Поэтому в российских условиях ускоренная либерализация валютного рынка льет воду на мельницу ортодоксальных коммунистов.

Информация о работе Валютное регулирование