Вертикальная дифференциация продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:05, контрольная работа

Описание

При рассмотрении отраслевого рынка до сих пор мы исходили из того, что продукция на выделенном рынке однородна. Ранее также предполагалось, что на отраслевом рынке сходные продукты обладают одинаковыми наборами свойств. Вместе с тем очевидно, что на рынке редко встречаются два совершенно одинаковых товара различных изготовителей. Не принимались во внимание и различия в пространственном расположении продавцов и покупателей внутри отраслевого рынка.

Содержание

Вертикальная дифференциация продукта.

Промышленная политика отраслей.

Работа состоит из  1 файл

контр экономика отрасли.docx

— 64.92 Кб (Скачать документ)

       Между тем в части НИС такое обоснование представляется не вполне корректным: понятия системы и системных провалов являются нейтральными по отношению к национальной специфике (обусловленной в том числе этнической, исторической и культурной общностью людей), тогда как она имеет ключевое значение для концепции НИС. Системные провалы НИС характеризуются, во-первых, зависимостью этих систем от особенностей предшествующего развития (path dependence) и, во-вторых, сложившейся в результате этого процесса национальной спецификой страны, характеризующейся уникальным комплексом генно-культурных факторов. Поэтому в данном контексте корректнее использовать эволюционную терминологию, принимающую во внимание указанные аспекты, и определить недостатки НИС как провалы приспособленности (fitness failures). Естественные процессы изменчивости, отбора и наследственности могут приводить к закреплению и распространению организационных рутин, не соответствующих национальной специфике данной страны и препятствующих инновационному развитию ее промышленности. Поэтому от правительства (с учетом ограничений на его возможные провалы) требуется организация процесса целенаправленного национально ориентированного культивирования организационных рутин, определяющих способности участников инновационного процесса взаимодействовать в сетевых контактах, находить и распознавать релевантную информацию и технологии и т.п. В свою очередь, критерием успешности такого культивирования служит не текущая экономическая эффективность с учетом (институционализм) или без учета (неоклассика) трансакционных издержек, а способность экономических субъектов к выживанию и воспроизводству, оцениваемая через показатели развития (например, через индикаторы жизненного цикла технологии, технологических пределов и разрывов).

Промышленные кластеры можно  определить как пространственные агломерации  производителей, объединенных сетями интенсивных и разносторонних взаимосвязей. Понятие промышленного кластера отличается от понятия обычной промышленной агломерации тем, что, помимо пространственной концентрации предприятий, кластер  предполагает функциональные связи  между его участниками и комплиментарные компетенции.

       Как и многие социально-экономические явления, кластеры меняются во времени и пространстве: они могут расти и развиваться (как и деградировать), нередко (но не всегда) синхронно с жизненным циклом доминирующей отрасли промышленности Этот эволюционный процесс "следует понимать, как непрерывное, никогда не прекращающееся взаимодействие зависимости от прошлого (path dependence), создания нового (path creation) и разрушения существующего (path destruction)".

       Как правило, восходящую динамику эволюции кластеров связывают с развитием сетевых отношений и инновационным поведением, когда промышленные предприятия становятся частью инновационных кластеров (clusters of innovation) - пространственных скоплений организаций, взаимосвязанных в инновационном процессе, - производителей, поставщиков, провайдеров услуг, университетов, торговых организаций и др. Сегодня особое значение таких кластеров определяется, во-первых, тем, что в условиях глобализации бизнес получает лучшие возможности выбрать наиболее подходящие территории для приложения своих усилий. "Чем больше рынки глобализируются, тем больше вероятность того, что ресурсы будут перетекать в более привлекательные регионы, укрепляя тем самым роль кластеров и влияя на региональную специализацию". Результат таких процессов заключается в том, что, например, в Европе до 40% занятых работают на предприятиях, входящих в кластеры. И во-вторых, тем, что традиционная линейная модель инноваций (в виде последовательного процесса "фундаментальные исследования - прикладные исследования - НИОКР - новые технологии и продукты") постепенно утрачивает свое значение. При этом все актуальнее становится пространственная модель "обучающегося региона" (learning region), где инновации требуют параллельного развития способностей к обучению и формированию стратегического инновационного поведения разнообразных и взаимодополняемых экономических субъектов, которые выигрывают "от географической близости, способствующей потокам неявных знаний и незапланированным взаимодействиям, которые являются критически важными элементами инновационного процесса". Государственная политика по отношению к промышленным кластерам, вступающим на траекторию восходящей динамики, предусматривает меры "по сосредоточению зачастую тематически рассеянных компаний на особых точках. Эти фокальные точки генерируют первые совместные действия в пределах кластера и позволяют ему войти в фазу роста".

        Нисходящая динамика эволюции кластеров приводит к формированию территориальных замкнутостей (lock-ins), в частности, в старопромышленных регионах, когда "первоначально сильные стороны, базирующиеся на географии и сетевых контактах, такие, как промышленная среда, высокоспециализированная инфраструктура, тесные отношения между предприятиями и сильная поддержка региональных институтов, превращаются в барьеры на пути инноваций". Эту ситуацию тоже можно характеризовать как провалы приспособленности, но только уже с акцентом не на национальные (как в ситуации с НИС), а на территориальные аспекты проблемы. Важной причиной такой замкнутости старопромышленных регионов выступают организационные рутины самоподдерживающихся региональных коалиций бизнеса и политиков (self-sustaining coalition), в которых представители крупных компаний предпочитают не инвестировать в реструктуризацию бизнеса, поскольку опасаются потерь квалифицированных работников, а представители власти не заинтересованы в такой реструктуризации, поскольку опасаются потерь налоговых поступлений. Чтобы избежать продолжения неблагоприятных тенденций, приводящих к стагнации или упадку, и перейти на иную траекторию развития, вовлеченную в обновление, требуется культивирование (с учетом территориального контекста) организационных рутин, формирующих способности таких коалиций к активизации инновационно ориентированной адаптации старопромышленных кластеров, к созданию новых кластеров в укоренившихся отраслях промышленности и к развитию наукоемких видов деятельности. Результативность таких действий, опять-таки, не сводится к показателям текущей эффективности, а требует применения долгосрочных индикаторов роста (например, критерия сбалансированного развития).

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1. Лившиц А. Сейчас единственный способ сохранить деньги - это их тратить!"Московский комсомолец" от 8 июня 2005 г.

 

2. Steel Statistical Yearbook 2010. Brussels, Wbrldsteel Committee on Economic Studies, 2010, p.35.

4. Тулмин С т. Человеческое понимание.М., "Прогресс", 1984, с.138.

 

 

5. Вишневский В., Дементьев В. Инновации, институты и эволюция. "Вопросы экономики" № 9, 2010, с.41-62.

 

6. Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика. "Вопросы философии" № 1, 1987, с.97.

 

7. Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. СПб., "Прайм-Еврознак", 2003, с.132.

 

8. Смирнов Н., Толстов А. Философский вклад дарвинизма: натуралистическая версия Майкла Рьюза. "Вопросы философии" № 1, 1987, с.119-120.

 

 

9. Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают.М. "Прогресс", 1987,272 с.

 

10. Барсукова С.Ю. Теневые правила взаимоотношений политиков и предпринимателей. "Журнал институциональных исследований" Т.3, № 3, 2011, с.40-56.


Информация о работе Вертикальная дифференциация продукта