Влияние барьеров отраслевых рынков на эффективность деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:26, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование стратегических и нестратегических барьеров входа на рынок и выхода с рынка.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть барьеры входа-выхода на рынок;
- изучить нестратегические барьеры входа-выхода на рынок;
- охарактеризовать стратегические барьеры входа-выхода на рынок.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  (ТГУ)

Экономический факультет

Кафедра национальной экономики 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Влияние барьеров отраслевых рынков на эффективность  деятельности фирмы 

Потапов Илья Евгеньевич 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Научный руководитель:

                                           К.Э.Н., Доцент

                                           ________________И. В. Кащук 

                                           Автор работы:

                                           Студент 3 курса, 978 группы

                                           ______________ И. Е. Потапов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Томск 2010 

                                  

     Введение 

     Актуальность  тематики работы обусловлена тем  фактом, что барьеры входа на рынок  и выхода из него являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Их наличие зачастую не позволяет, а  иногда делает просто невозможным появление новых фирм на рынке. С другой стороны, благодаря, такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции. К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками (например, производство товара требует узкоспециализированного оборудования, которое было бы нелегко реализовать в случае банкротства фирмы), следовательно, высок риск деятельности в отрасли, вероятность входа на рынок нового продавца относительно невысока.

     Именно  наличие барьеров для входа в, сочетании с высоким уровнем  концентрации производителей в отрасли, дает возможность фирмам поднимать  цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм. Там же, где барьеры для входа не существуют или слабы, фирмы даже при высокой рыночной концентрации вынуждены учитывать конкуренцию со стороны фактических или потенциальных соперников.

     Барьеры могут быть порождены объективными характеристиками отраслевого рынка, связанными с технологией производства, характером предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т. д. Такие барьеры относят к нестратегическим факторам рыночной структуры. Другой тип барьеров - барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке (стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, патентов, вертикальная интеграция и дифференциация продукта и т. д.).

     Все вышеприведенные факторы обуславливают  актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение стратегических и нестратегических барьеров входа на рынок и выхода с рынка.

     Целью данной курсовой работы является исследование стратегических и нестратегических барьеров входа на рынок и выхода с рынка.

     В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

     - рассмотреть барьеры входа-выхода  на рынок;

     - изучить нестратегические барьеры  входа-выхода на рынок;

     - охарактеризовать стратегические  барьеры входа-выхода на рынок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. БАРЬЕРЫ ВХОДА-ВЫХОДА ФИРМ НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ 

     1.1 Определение барьеров  входа-выхода 

     Тот факт, что норма прибыли фирм на одних отраслевых рынках устойчиво  выше, нежели на других, наводит на мысль  о наличии определенных экономических  и иного характера препятствий для входа новых фирм. Эти препятствия, получившие наименование «входных барьеров», позволяют функционирующим на данных рынках фирмам получать более высокую прибыль, не опасаясь появления новых конкурентов. Позднее было предложено определить эти барьеры исходя из асимметрии в поведении действующих на отраслевых рынках и входящих на них фирм, а конкретнее – как издержки производства, которые должны нести входящие и несут функционирующие, укоренившиеся фирмы.

     С учетом же того, что и уход фирм с отраслевого рынка предполагает осуществление неких затрат (связанных с состоянием ликвидности активов, потенциалом диверсификации или перепрофилированием производства, и т.д.), под барьерами «входа-выхода» следует понимать совокупность факторов (объективного и субъективного порядка), которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют выходу с него укоренившейся фирме без существенных потерь.

     Можно отметить противоречивость феномена барьеров, о которых идет речь: они могут, с одной стороны, вести к искажению межотраслевого и внутриотраслевого распределения ресурсов по сравнению с оптимальным с точки зрения общества, с другой стороны, - мотивировать усилия как функционирующих на рынке, так и стремящихся на него фирм к модернизации производства и повышению производительности труда. 

     1.2 Классификация отраслевых  рынков по уровню  входных барьеров 

     В соответствии с классификацией, предложенной Д. Бэйном, различаются отраслевые рынки с входами:

  1. легким;
  2. слабо затрудненным (предоставляемым);
  3. сильно затрудненным (сдерживаемым);
  4. блокированным.

     Первый  из перечисленных типов рынков характеризуется  конкуренцией, близкой к совершенной (функционирующие на нем фирмы  фактически индифферентны к возможности появления новых конкурентов), высокой мобильностью капитала, свободой приобретения ресурсов, а также ценой, стремящейся к равновесной. На таких рынках отсутствуют фирмы, имеющие существенные и устойчивые преимущества в отношении затрат (издержек производства).

     На  рынках второго типа отдельные функционирующие  фирмы могут иметь ощутимые преимущества в отношении затрат, реализуемые, как правило, посредство минимального повышения цен в сравнении  с издержками. Однако с точки зрения долгосрочной перспективы этим фирмам выгоднее допускать вхождение на рынок новичков, нежели нести затраты по возведению новых входных барьеров; поэтому в каждый данный долгосрочный период имеет место отрыв соответствующих цен от предельных издержек.

     В противоположность этому на рынках третьего типа укоренившиеся фирмы стремятся максимально затруднить вход новичков; здесь функционируют явно доминирующие фирмы (фирма).

     Что касается рынков четвертого типа, то на каждом из них обычно функционирует  фирма – естественный монополист; число участников рынка стабильно.

     И автор данной классификации, и другие исследователи пришли к выводу о  том, что рынки и первого и  четвертого типов «в чистом виде»  встречаются крайне редко и существуют главным образом как теоретическая  абстракция, в связи с чем, главным объектом анализа отраслевых рынков – рынки со сдерживаемым и предоставляемым входами.

     Также принято различать два типа входных барьеров:

  • стратегические, формируемые как следствие поведения фирм;
  • нестратегические (или структурные), выступающие для любых хозяйствующих объектов, как внешняя данность. В свою очередь, здесь различают три основных разновидности: административные («правительственные»); гражданские; социально-экономические.
 
 
 

     1.3 Виды нестратегических  барьеров входа  фирм на рынок 

     Административные («правительственные») барьеры суть правообеспеченные (посредством законодательных или подзаконных актов) ограничения на ведение определенных видов деятельности (их лицензирование и выдача разрешений на определенные виды бизнеса, распределение квот между фирмами, сертификация продукции и оборудования, установление норм экономического контроля, всевозможные регламенты ввоза и вывоза ресурсов, и т.п.); преодоление таковых требует от хозяйствующих субъектов временных и финансовых затрат.

     Рассматриваемые барьеры в каждый данный период способны быть важным рычагом регулирования экономики и приносить доход в казну государства, но, в конечном счете (в долгосрочной перспективе), подчас становятся фактором сдерживания экономической активности, в том числе в связи с заключенным в них коррупционным потенциалом (возможность разрешать или запрещать те или иные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов всегда сопровождается надеждами чиновников на соответствующую «благодарность»).

     Высота  административных барьеров может быть представлена в качестве функции двух переменных – вышеупомянутых временных и денежных затрат (время, потраченное на установленные бюрократические процедуры, логично рассматривать с точки зрения упущенной выгоды; затраты же денежных средств на преодоление административного барьера естественно квалифицировать в качестве обязательных платежей). Сравнение соответствующих функций по различным отраслевым рынкам дает картину уровня рассматриваемых барьеров в экономике.

     Кроме сугубо административных барьеров любое государство законодательно задействует барьеры организационно-экономического характера, определяя правила функционирования отраслевых рынков и проводя на них ту или иную промышленную, структурно-инвестиционную, налоговую, таможенную и иную экономическую политику.

     В национальных хозяйственных системах с развитыми товарными отношениями  имеют место такие нестратегические барьеры социально-экономического характера, как, прежде всего, устоявшаяся емкость отраслевых рынков, связанная с соответствующими параметрами предложения и платежеспособного спроса. Социально – экономические барьеры, это группа факторов, обусловленных структурными и технологическими особенностями рынка, а именно:

    1. Характером спроса;
    2. характером конкуренции;
    3. темпами развития;
    4. уровнем затрат;
    5. инновационной спецификой;
    6. инвестиционной привлекательностью и т.д.

     Наиболее  значимыми являются факторы, влияющие на высоту сопряженного с емкостью входного барьера, а именно:

     1) Емкость отраслевого рынка. Определяется  уровнем предложения и платежеспособного спроса. Высота барьера выражается показателем отношения минимально эффективного годового объема производства на объем потребления. Влияют на данный барьер следующие факторы:

    • степень товарной насыщенности отраслевого рынка;
    • наличная платежеспособность населения;
    • мера активности иностранных конкурентов (ясно, что при прочих равных условиях импортные интервенции на данном товарном рынке затрудняют вход на него отечественных предпринимателей).

      2) Эластичность и темпы роста  спроса. Характер эластичности может создавать барьеры:

    • Неэластичный спрос. Позволяет увеличивать цену по сравнению с предельными издержками;
    • При эластичном спросе, цена приближается к предельным издержкам, что приводит к снижению барьеров и снижению уровня рыночной концентрации и увеличению конкуренции.

      Таким образом, чем ниже эластичность спроса, тем выше барьеры рынка и наоборот. Эластичность спроса не подвластна фирмам, хотя некоторое влияние поведение  фирм на нее оказывает.

Информация о работе Влияние барьеров отраслевых рынков на эффективность деятельности фирмы