Влияние барьеров отраслевых рынков на эффективность деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:26, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование стратегических и нестратегических барьеров входа на рынок и выхода с рынка.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть барьеры входа-выхода на рынок;
- изучить нестратегические барьеры входа-выхода на рынок;
- охарактеризовать стратегические барьеры входа-выхода на рынок.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

     Только  при достаточно высоких барьерах входа в отрасль концентрация продавцов сможет реализоваться  в монопольной власти - способности  устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую  прибыль. Мы охарактеризовали основные типы барьеров входа в отрасль, в основном - барьеров нестратегических, не зависящих от сознательных действий фирм.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ  ВХОДА ФИРМ НА РЫНОК 

     3.1 Стратегические барьеры  входа фирм на  рынок 

     Стратегические  барьеры создаются стратегией самой  фирмы и представляют факторы  субъективного характера, присущие политике фирмы на рынке. Такую деятельность можно отнести к активной конкурентоспособности  организации, так как, возводя барьеры  входа, фирма активно воздействует на внешнюю среду.

     Становится  понятно, что стратегические барьеры  легче строить крупным компаниям. Большие объемы оборота и отлаженный производственный процесс позволяют  создавать резервные мощности, которые  могут быть использованы для ведения ценовой конкуренции и быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, а также использовать разнообразные соглашения и льготные режимы расчета с поставщиками и потребителями, оттесняя тем самым конкурентов. К стратегическим барьерам также относятся увеличение издержек на рекламу и научно-исследовательские разработки, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.

     Стратегические  барьеры зависят от поведения  фирм и фирмы могут самостоятельно их убирать. Они создаются сознательно  деятельностью самих фирм, препятствующих проникновению новых фирм в отрасль. Они бывают следующими:

     Стратегические  барьеры возникают благодаря  сознательной деятельности самих фирм, их стратегическому поведению, препятствующему  проникновению новых фирм в данную отрасль. В качестве стратегических барьеров могут использоваться сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли: увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы. 

     3.2 Ценообразование,  ограничивающее вход 

     Ценообразование, ограничивающее вход: зная совокупный спрос и совокупное предложение действующие в отрасли фирмы могут назначить такую цену, чтобы предотвратить появление на рынке новых конкурентов. Последствия для старых фирм заключаются в том, что закрепительная цена ниже уровня, максимизирующего краткосрочную прибыль, т.е. старые фирмы сталкиваются с выбором между краткосрочной прибылью и угрозой входа.

     Примерами неценовых барьеров доминирующей фирмы  служат.

      Дополнительные инвестиции в оборудование. Инвестиции в оборудование можно трактовать как необратимые издержки для фирмы: фирма вынуждена их оплачивать, даже если продукт не выпускается. Если старая фирма обладает избыточными производственными мощностями по сравнению с величиной спроса, потенциальному конкуренту будет трудно проникнуть на рынок, старая фирма при первой же угрозе входа может увеличить выпуск до уровня запретительного, а новая фирма потеряет величину необратимых издержек. Величина необратимых издержек служит барьером для выхода фирмы из отрасли: покидая рынок, фирма теряет эти издержки. Чем выше уровень необратимых издержек, тем выше ожидаемые потенциальные потери в случае вынужденного ухода фирмы из отрасли, тем менее охотно фирма войдет в отрасль.

     • Дифференциация продукта. Старая фирма для предотвращения входа новых фирм на рынок может заполнить рынок значительным количеством товаров-субститутов, так что новой фирме будет трудно найти свою нишу среди изобилия товарных марок. Основу такой стратегии для старой фирмы составляет положительная отдача от ассортимента, когда издержки по сбыту и маркетингу продукции при увеличении числа товарных марок растут медленнее, чем при выпуске одного вида товара. В условиях диверсификации товара действует положительный внешний эффект товарных марок: реклама одного товара данной фирмы способствует сбыту и других ее товаров. Это создает дополнительные трудности новой фирме: рекламные расходы увеличивают МЭВ в отрасли и понижают ее ожидаемую прибыль.

     • Долгосрочные контракты  с третьими лицами. В данном случае фирма может заключить долгосрочные контракты о сотрудничестве с поставщиками ресурсов или с потребителями товара, а также с работниками отрасли. Новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурса либо рынок сбыта, если существую подобные контракты. Тем самым создаются эффективные барьеры входа.

     В самом общем виде стратегические барьеры, о которых идет речь, можно  разделить на связанные с ценовыми и неценовыми видами стратегий. Суть первых состоит в том, что действующая  на отраслевом рынке и обладающая рыночной властью активная фирма, имеющая представление об объемах спроса и предложения, устанавливает уровень цен, способный предотвращать появление на данном рынке новых конкурентов. Такая ценовая политика активных фирм получила название ценообразования, ограничивающего вход. При возведении подобных стратегических барьеров действующая активная фирма стоит перед выбором: получать привлекательную для возможных новых конкурентов прибыль в краткосрочном периоде или, оказавшись под угрозой их входа на рынок, поставить под вопрос получение прибыли в долгосрочной перспективе. Дело в том, что запретительная цена, как правило, ниже уровня цен, максимизирующих прибыль в ближайшем периоде. Поэтому воздвигая ценовой стратегический барьер, действующая фирма, опасаясь появления новых конкурентов, сознательно идет на снижение доходности в краткосрочном периоде.

     Для потенциального конкурента важно знать, какая установится цена в отрасли, после того как он войдет на рынок. Чем больше размер выпуска потенциального конкурента, тем ниже должна быть цена, чтобы это дополнительное предложение товара нашло сбыт. Но чем ниже цена после входа, тем больше время возмещения издержек по проникновению в отрасль, тем рискованнее становится вход.

     Фирмы, уже действующие в отрасли, зная совокупный спрос и предложение, могут назначить такую цену, чтобы предотвратить нежелательное появление на рынке новых конкурентов. Такая политика называется ценообразование, ограничивающее вход. Запретительная цена, как правило, ниже уровня, максимизирующего краткосрочную прибыль, значит фирма, проводящая политику ценообразования, ограничивающего вход, сталкивается с выбором между краткосрочной прибылью и угрозой входа. Чтобы ценообразование, ограничивающее вход было эффективным фирма, во-первых, должна оценить точно издержки своего производства и потенциального конкурента, а также условия спроса. Если фирма переоценит издержки и назначит слишком высокую цену, вход будет предотвращен, но фирма не дополучит какую-то часть прибыли. Если она недооценит издержки и назначит слишком низкую цену, проникновение новых фирм не будет предотвращено. Во-вторых, фирмы должны поддерживать величину выпуска в отрасли на соответствующем уровне. В-третьих, модель ценообразования исходит из того, что потенциальный конкурент полагает объем выпуска старых фирм неизменным. Но на практике новые фирмы могут рассматривать случай, когда старые фирмы будут вынуждены сократить свой выпуск, особенно если новая фирма представляет собой крупный диверсифицированный концерн. В-четвертых ценообразование неэффективно в условиях быстро растущего спроса и в отраслях с высокой скоростью технологических инноваций, поскольку быстро меняющаяся среда не дает возможности старым фирмам адекватно оценить уровень цены.

     Устанавливая  стратегический барьер, основанный на ограничивающем вход ценообразовании, действующие фирмы всегда оценивают соответствующие последствия, как для развития самого отраслевого рынка, так и для его участников – действующих и потенциальных. Искусство проведения стратегии ограничивающего вход ценообразования в значительной мере зависит от качества менеджмента.

     Неценовые стратегии создания стратегических барьеров осуществляются в трех формах: дополнительного инвестирования в  оборудование, опоры на долгосрочное сотрудничество с третьими лицами и использования возможностей дифференциации продукта.

     Если  действующая активная фирма имеет  избыточные производственные мощности, то при появлении угрозы входа  конкурентов на рынок, ей проще существенно  увеличить объем выпуска, нанеся тем самым входящей фирме мощный конкурентный удар; угроза соответствующих потерь способна остановить потенциального конкурента. Однако наличие избыточных мощностей предполагает необходимость осуществления дополнительных инвестиций в оборудование, не используемое, как правило, на полную мощность. А значит, - ставит активную фирму перед выбором: осуществлять менее эффективные инвестиции или мириться с угрозой появления конкурентов.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 4. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ РОССИИ  

     Проводимые  в последние десятилетия в  Российской Федерации экономические  реформы привели к необходимости  формирования государственной промышленной политики, повышения ее эффективности. Формирование промышленной политики идет по многим направлениям: инновационному, инвестиционному, структурному и т.п. Однако место и роль конкурентной политики в деле формирования промышленной политики в должной мере до настоящего времени еще не определены. Существует даже такое мнение, что промышленная политика необходима для ускорения темпов экономического роста, в то время как государственная конкурентная политика выполняет в современной российской экономике деструктивную роль, создавая дополнительные и ненужные ограничения. Есть и противоположная точка зрения: антимонопольная политика нужна для выравнивания условий конкуренции и создания тем самым стимулов для инвестирования, в то время как промышленная политика, предоставляя участникам рынка дополнительные преимущества по сравнению с их конкурентами, одновременно лишает их заинтересованности в повышении эффективности производства. Эти крайности основываются на представлении о противоречивости и взаимоисключаемости промышленной и конкурентной политики.

     Обе указанные позиции сформированы в рамках узких подходов к понятиям промышленной и конкурентной политики. На наш взгляд, конкурентную политику не следует противопоставлять промышленной политике. На определенных ступенях развития экономики государство задает цели промышленной политики, на которые должна быть ориентирована и конкурентная политика.

     Ретроспективный анализ нормативных правовых документов в области формирования тех или  иных аспектов конкурентной политики позволяет выделить несколько общих  недостатков: отсутствие единства, всесторонности и последовательности государственной политики; декларативный характер; отсутствие конкретных задач и механизмов, обеспечивающих их реализацию. 
 
 
 
 

     4.1 Что представляет собой государственная конкурентная политика 

     Любой вид государственной политики представляет собой комплекс последовательных действий, осуществляемых субъектом (субъектами) в отношении определенных объектов с определенной целью, и предполагает установление обязательных правил, поддерживаемых соответствующими механизмами, обеспечивающими соблюдение данных правил хозяйствующими субъектами. Субъектами проведения политики в данном случае являются органы государственной власти, на которые возложена обязанность по осуществлению предусмотренных политикой мер и которые ответственны за их осуществление.

     Конкурентная  политика государства не может быть статичной. Она должна быть рефлексивной к изменениям в экономической ситуации в стране, к смене приоритетов в рамках иных политик государства.  

     4.2 Состояние конкурентной политики в Российской Федерации в настоящее время и ее проблемы 

     Современное состояние реальной конкурентной политики показывает явный дефицит государственных  действий в этом направлении. Анализ правительственных программ по экономическому развитию показывает, что Правительство России признает необходимость развития конкуренции. Однако нет достаточного представления, как, какими способами и путями надо осуществлять эту деятельность. Поэтому основной акцент в программах делается на совершенствование антимонопольного законодательства.

     В настоящее время в структуре  органов российской государственной  власти нет единого органа, который  был бы ответственен за осуществление  всего комплекса мер, направленных на создание и развитие конкуренции. Ранее функции по развитию предпринимательства и конкуренции на товарных рынках были возложены на Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В настоящее время Федеральная антимонопольная служба России, во многом являющаяся преемником МАПа, является органом, осуществляющим надзор и контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Существенно, что в ее функции не входит формирование, и осуществление конкурентной политики в части создания и развития конкуренции. В настоящее время, ни на один государственный орган не возложены такие функции. Вместе с тем, Министерство экономического развития и торговли РФ должно осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса и иные. Однако указанный орган не осуществляет действий по формированию единой последовательной конкурентной политики, а затрагивает только некоторые ее аспекты. Все нормативные правовые акты в этом отношении, носят декларативный характер и не содержат конкретных явных мер по развитию конкуренции, не определяют ответственных за проведение политики лиц и не содержат мер их ответственности. Основной упор в настоящее время в сфере конкуренции делается на защитных мерах.

Информация о работе Влияние барьеров отраслевых рынков на эффективность деятельности фирмы