Влияние барьеров отраслевых рынков на эффективность деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:26, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование стратегических и нестратегических барьеров входа на рынок и выхода с рынка.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть барьеры входа-выхода на рынок;
- изучить нестратегические барьеры входа-выхода на рынок;
- охарактеризовать стратегические барьеры входа-выхода на рынок.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

     Конкурентная  политика государства должна включать в себя два основных направления. Первое – активное развитие конкуренции  на товарных рынках. Причем необходимо учитывать, что конкуренция не может рассматриваться как панацея от всех проблем рынка, как некий бесценный идеал, к которому нужно стремиться. Например, очевидно, что наряду с конкуренцией на рынках в некоторых случаях целесообразна и кооперация (которая вовсе не обязательно тождественна сговору), в российских специфических условиях важна роль естественных монополий и института государственной монополии. Конкуренция рассматривается как инструмент для достижения общественного благосостояния, устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности российского бизнеса, повышения имиджа и инвестиционной привлекательности страны. В настоящее время эти ценностные цели должны стать основными целями конкурентной политики. Здесь важно не подменять достижение именно этих ценностных установок формальным содержанием антимонопольных процедур, которые носят подчиненный характер. Однако задачи, конкретизирующие поставленную цель в процессе реализации политики, могут трансформироваться, некоторые из них могут отмирать, возникать другие. Не может быть единой статичной политики на века. Политика должна быть последовательной, согласованной с иными государственно-управленческими решениями, отвечающей приоритетным направлениям развития страны.

     Второе  направление конкурентной политики – это дальнейшее совершенствование механизмов защиты конкурентных отношений: совершенствование закона о конкуренции, совершенствование санкций за нарушения в сфере конкуренции, создание механизмов защиты пострадавших субъектов.

     Таким образом, государственная конкурентная политика – это последовательная система мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту конкуренции на рынках Российской Федерации. Средствами конкурентной политики являются, установление обязательных правил и формирование соответствующих реализационных (правоприменительных) механизмов, обеспечивающих соблюдение правил.

     Можно выделить четыре основные группы проблем.

     1.  Структурные проблемы российской экономики.

     2.  Несовершенство правового регулирования и правоприменительных механизмов.

     3. Низкая правовая культура.

     4. Теневая экономика и коррупция. 

     Оценка  экономического развития российского  государства за последние годы выявляет положительную динамику в их решении. Однако существует ряд структурных  проблем, которые до сих пор преодолеть не удалось. Среди основных проблем можно выделить: наследование негативного опыта административно-командной системы, неразвитость малого и среднего бизнеса, недостаточную конкурентоспособность российского бизнеса, недостатки проведенной приватизации.

     Если  говорить о негативных сторонах, перенятых  от административно-командной системы, то, прежде всего, следует назвать  проблемы деятельности естественных монополий  в отдельных отраслях экономики. Во-первых, их внутреннее управление организовано недостаточно эффективно, недостаточна и финансовая прозрачность их деятельности. Во-вторых, естественные монополии, сочетая в силу своей природы две миссии (коммерческую и государственную) иногда в ущерб тому, что они в первую очередь субъекты экономической деятельности, увлекаются усилиями, направленными на то, чтобы обрести политический вес и иметь возможность влиять на государственно-управленческие решения. Справедливо также отметить, что деятельность разных естественных монополий характеризуется разным уровнем эффективности (и неэффективности), потому как многие производства в силу технологических особенностей выигрывают только благодаря крупным масштабам, связно-сетевому характеру.

     Серьезной проблемой на сегодня является перекрестное субсидирование – искусственное перераспределение прибыли между естественно-монопольными и конкурентными видами деятельности, препятствующее созданию конкурентной среды.

     Тарифная  политика естественных монополий на сегодня также вызывает ряд вопросов. Например, в железнодорожной отрасли отсутствует эффективный раздельный учет, и деление тарифа на инфраструктурную и вагонную составляющие носит искусственный характер. Инфраструктура содержится за счет перевозок, соответственно увеличиваются транспортные издержки. Неравная стоимость услуг для различных пользователей является еще одним «но» на пути к развитию конкуренции.

     Любопытно, что от монополизма могут страдать и сами монополии. Так, ценовой сговор 2004-2005 гг. российских металлургов ударил и по нефтяным компаниям, и по Газпрому, и по ОАО «РЖД». Но через некоторое время к металлургам прилетел запущенный ими ценовой бумеранг – взвинтили цены монопольные поставщики кокса. Без государственной политики ценового регулирования выхода из подобного замкнутого круга найти невозможно.

     В мировой практике в отношении  регулирования монополий применяют  два подхода: «принцип запрещения», характерный для законодательств  США и некоторых стран Латинской  Америки, и «принцип контроля и регулирования», распространенный в объединенной Европе и Японии. В соответствии с последним создание монополий либо заключение антиконурентных соглашений не исключается в том случае, если это не нарушает основы рыночной конкуренции и не наносит ущерб потребителям. В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский принцип, что вполне обоснованно, учитывая необходимость существования государственных монополий в таких сферах как ядерный комплекс,   оборонное производство и иных имеющих особое, например, социальное значение отраслях.

     Среди проблем, так или иначе связанных  с монополиями, следует выделить неэффективность локальных монополий, когда район или город имеет  только одно предприятие небольшого размера, которое является монополией на своей территории. Даже при возможности  конкурировать они не делают это ввиду их территориальной принадлежности. Например, в городе три предприятия, которые могли бы конкурировать между собой, но они продолжают оперировать только в своих районах и сохранять свое локальное монопольное положение. Неэффективность предприятий, работающих по территориальному принципу, заключается в том, что они не могут совместно использовать одни и те же ресурсы, расположенные поблизости, но в разных административно-территориальных районах.

     В настоящее время в один ряд  с проблемой высокой монополизации рынков встает еще одна – олигополизация рынков в результате картельных сговоров. Наиболее яркий пример – «бензиновый сговор». Опасность заключается в том, что субъекты, состоящие в сговоре, могут и не занимать доминирующее положение (не привлекая внимания со стороны антимонопольного органа), но фактически полностью контролировать рынок и препятствовать развитию конкуренции.

     Именно  поэтому   одним из важнейших  направлений развития конкуренции  должна быть поддержка малого и среднего бизнеса, который напрямую страдает от высокой монополизации и олигополизации рынка. По оценкам экспертов доля малого бизнеса в России составляет 12% в ВВП. Но, несмотря на все более возрастающую социально-экономическую роль, предпринимательство по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем. Главные среди них – это несовершенство кредитной, налоговой, ценовой политики государства в отношении малого и среднего бизнеса, административные барьеры. Среди главных препятствий в деятельности этих видов бизнеса – претензии налоговых, санитарных и пожарных органов.

     Негативное  влияние на развитие конкуренции  в РФ оказали и результаты приватизации, основным следствием которой стал износ  основных фондов.   В ходе чековой  приватизации большинство приватизированных  предприятий перешло в собственность их трудовых коллективов, в интересы которых не входило инвестирование в производство. Цель привлечь «эффективных собственников» (в этой роли должны были выступить иностранные инвесторы) не была реализована.

     Несовершенство правового регулирования заключается, в основном, в недостатках материальных и процессуальных норм антимонопольного законодательства, а также судебной практики.

     Серьезным недостатком является отсутствие норм по развитию конкуренции, неразвитости и непоследовательности конкурентной политики, отсутствии доктринального документа, задающего эту политику, а также превентивных механизмов и механизмов по защите интересов пострадавших субъектов.

     Блок  проблем, связанных с низкой правовой культурой, включает низкий уровень культуры рыночных отношений и низкий уровень правосознания потребителя. В этой связи необходимо отметить отсутствие системы информирования участников рынка о возможности использования конкурентного законодательства для защиты своих интересов, отсутствие пропаганды рыночных конкурентных отношений. Необходимо осуществление государственной пропаганды в СМИ, введение специализированных образовательных курсов. Важна в этом отношении роль всевозможных союзов и ассоциаций, торгово-промышленных палат и иных общественных организаций. Необходима разработка рекомендательного документа наподобие Кодекса конкурентного поведения.

     Теневая экономика и коррупция подрывают  нормальную конкуренцию, дают возможность  отдельным хозяйствующим субъектам  получать преимущества в предпринимательской деятельности не конкурентными методами, а с помощью не правовых методов.

     Использование коррупционных методов позволяет  осуществлять недобросовестную конкуренцию. Например, можно успешно избавиться от конкурента или, по крайней мере, серьезно подорвать его деловую репутацию, «натравив» на него антимонопольные органы.

     Таким образом, очевидна необходимость единой последовательной государственной  конкурентной политики в Российской Федерации. С этой целью обоснован  триединый подход к формированию правовой базы данной государственной политики.

     Во-первых, необходим национальный доктринальный  документ, задающий конкурентную политику как таковую, определяющий ее цели, основные задачи, конкретные меры и  субъекты их реализации. Таким документом должна стать Государственная концепция конкурентной политики в РФ. В Концепции должны описываться не только основные задачи и направления деятельности по защите конкуренции, но главным образом, меры стимулирования, развития конкуренции.

     Во-вторых, необходимо дальнейшее совершенствование антимонопольного законодательства. Представляется, что достаточно большой размер массива материальных и процессуальных норм в сфере конкуренции, а также тенденция отхода от ведомственного регулирования обуславливают необходимость кодификации уже существующих и вновь создаваемых норм в сфере защиты конкуренции.

     В-третьих, необходима дальнейшая работа по разработке пакета подзаконных нормативных  правовых актов, позволяющих реализовывать  законодательные нормы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключении курсовой работы подведем основные итоги. Итак, на основании изученного материала можно сделать следующие выводы. Различают нестратегические и стратегические барьеры.

     Барьеры могут быть порождены объективными характеристиками отраслевого рынка, связанными с технологией производства, характером предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т.д. Такие барьеры относят к нестратегическим. Для оценки высоты нестратегических барьеров используются такие показатели, как минимальный эффективный объем выпуска (MES) и показатель преимущества в издержках (RAC).

     Под минимальным эффективным объемом  выпуска MES понимают такой объем  выпуска продукции, при котором  положительный эффект масштаба сменяется  постоянным или отрицательным. Разделив данный показатель на суммарный рыночный спрос, можно получить значение уровня минимального эффективного объема выпуска (RMES).

     Показатель  преимущества в издержках (RAC) представляет собой отношение добавленной  стоимости в расчете на одного работника фирм, входящих в первый дециль выборки фирм, ранжированных по их размеру, к добавленной стоимости в расчете на одного работника фирм, включенных в последний дециль соответствующей выборки. Значение RAC > 1,25 в сочетании с высоким MES считается ощутимым барьером.

Информация о работе Влияние барьеров отраслевых рынков на эффективность деятельности фирмы