Влияние барьеров отраслевых рынков на эффективность деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:26, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование стратегических и нестратегических барьеров входа на рынок и выхода с рынка.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть барьеры входа-выхода на рынок;
- изучить нестратегические барьеры входа-выхода на рынок;
- охарактеризовать стратегические барьеры входа-выхода на рынок.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

     Другой  тип барьеров – стратегические барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке (стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, вертикальная и конгломератная интеграция фирм, дифференциация продукта и т.д.).

     Действующая активная фирма, естественно, имеет  устоявшиеся связи и долгосрочные контракты с участниками отраслевого  рынка, входящей же фирме необходимо проводить непростую и требующую времени работу по установлению подобных отношений с третьими лицами. Потому долгосрочное сотрудничество с ними также можно рассматривать в качестве стратегического барьера.

     Дифференциация  продукта на рынке тоже представляет собой стратегический барьер. Поскольку в каждый период времени она выступает как данность, активная фирма располагает возможностью строить свои стратегии по отношении к конкурентам и в этом аспекте. Основу такой стратегии составляет эффект разнообразия, состоящий в том, что издержки, сопряженные и увеличением числа брэндов на рынке, или расходов на маркетинг (в том числе на рекламу), возрастают медленнее, чем получаемая от этих усилий выручка. Для входящей на отраслевой рынок фирмы эти затраты значительнее, чем для активной действующей.

     Можно еще раз подчеркнуть: формирование стратегических барьеров входа фирм на рынок – прерогатива активных фирм, имеющих рыночную власть. Однако в результате выигрывают все функционирующие  на рынке фирмы, вне зависимости от того, участвовали ли они в инвестировании создания стратегических барьеров входа или нет. В результате может возникнуть проблема «безбилетника», состоящая в стремлении каждой действующей фирмы сократить свои инвестиции в надежде на то, что другие этого делать не будут, соответственно в том, что по истечении какого-то времени ослабление инвестиционного потока в формировании стратегического барьера приведет к снижению его уровня.

     Таким образом, стратегические барьеры входа  на отраслевой рынок суть проявление экономической власти активных фирм, способных «экспортировать» внутрифирменные властные отношения за свои пределы; они являются инструментом воздействия этих фирм на структуру рынка и на степень концентрации на нем продавцов, поведение, как действующих фирм, так и потенциальных конкурентов.

     Усиление  рыночной власти активных фирм расширяет  возможности альтернативного механизма  использования ресурсов в виде фирм или их частей. Наряду с ресурсами, товарами и услугами на отраслевом рынке обращаются сами фирмы. Операциями же рынка являются фирменные (корпоративные) слияния (поглощения).

     Слияния, во-первых, обеспечивают механизм расширения контролируемой хозяйствующими субъектами доли рынка, альтернативной традиционной конкурентной борьбе, чреватой для  действующих его участников значительными потерями. Во-вторых, - позволяют обойти входные барьеры (приобретенная фирма – априори участник данного рынка). В-третьих, - резко сокращают время, необходимое для развертывания бизнеса: сроки реализации инвестиционной программы уменьшаются. В-четвертых, - снижают степень инвестиционных и других предпринимательских рисков.

     Итак, участники отраслевого рынка  делятся на категории пассивных  и активных форм. Последние отличаются способностью проявлять рыночную власть за своими границами, возводить стратегические барьеры, препятствующие входу потенциальных конкурентов. Образование же рынка фирм свидетельствует о том, что, с одной стороны, продолжается процесс трансформации природы последних, с другой, - существенно расширяется сфера анализа отраслевой организации взаимосвязи производителей и потребителей товаров (услуг) на отраслевых рынках.

     При оценке стратегических барьеров важное значение имеет выявление факта  наличия различных соглашений между  фирмами, которые проистекают из горизонтальной или вертикальной интеграции фирм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Шерер Ф. М. Структура отраслевых рынков [учебник для вузов по экономическим специальностям]: пер. с англ. М. ИНФРА-М 1997, 697 с. : ил.; Университетский учебник
  2. Авдашева Светлана Борисовна. Теория организации отраслевых рынков, Учебник М. Магистр 1998,  312 с. : рис.
  3. Юсупова Альмира Талгатовна.  Теория отраслевых рынков [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика"], Новосибирск Изд-во СО РАН 2005, 209, [1] с. : ил. ; 22 см.
  4. Пахомова Надежда Викторовна. Экономика отраслевых рынков и политика государства, Москва Экономика 2009, 814, [1] с. : ил., табл. ; 22 см.; Учебники экономического факультета СПбУ.
  5. Дерегулирование российской экономики: механизм воспроизводства избыточного регулирования и институциональная поддержка конкуренции на товарных рынках, М. ИЭПП 2002, 104 с. ; 21 см. Серия: Научные труды / Ин-т экономики переходного периода N 48Р.
  6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1995.
  7. Лебедев О. Т., Каньковская А. Р., Филиппова Т. Ю. Основы экономики: Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД «МиМ», 1997
  8. Пугинский Б.И . Коммерческое право России. – М.: Юрайт-М, 2002. – С. 87.
  9. Авдашева С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. 2003 . N 9. - С. 18-32.
  10. Постановление Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» // СЗ РФ от 6 сентября 2004 г. N 36 ст. 3670.
  11. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // СЗ РФ от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3259.

Информация о работе Влияние барьеров отраслевых рынков на эффективность деятельности фирмы