Влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии, разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется управление. Все это требует использования глубоких экономических знаний.

Содержание

Введение
1. Предприятие как субъект хозяйствования 4
1.1. Предприятие: понятие, признаки, цель и задачи создания и функционирования. 4
1.2. Организационно-правовые формы предприятий в
Республике Беларусь. 6
1.3. Экономическая среда функционирования предприятий в Республике Беларусь 10
2. Влияние внешней среды на конкурентоспособность
ОДО «Мостра-групп». 13
2.1. Факторы, определяющие свойства внешней среды функционирования предприятия. 13
2.2. Влияние внешней среды на стратегию и тактику предприятия. 23
3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия. 28
Заключение.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 68.76 Кб (Скачать документ)

Учреждение Образования

“Частный институт управления и предпринимательства”

 

 

Кафедра Экономики предприятия

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)»

 

на тему: «Влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент:

______________ Мельник Е.И.

 

Курс 4, группа 4

Факультет: заочное

Специальность: Экономика и управление на предприятии

 

 

 

 

 

Руководитель:

______________Гришаева  О.О.

 

 

Минск

2011

 

Содержание

 

Введение

1. Предприятие как субъект хозяйствования     4

1.1. Предприятие: понятие, признаки, цель и задачи создания и функционирования.         4

1.2.    Организационно-правовые формы предприятий в

Республике  Беларусь.          6

1.3.  Экономическая среда функционирования предприятий в Республике Беларусь           10

2. Влияние  внешней среды на конкурентоспособность 

ОДО «Мостра-групп».         13

2.1. Факторы,  определяющие свойства внешней  среды функционирования предприятия.          13

2.2. Влияние  внешней среды на стратегию  и тактику предприятия. 23

3. Пути повышения  эффективности деятельности предприятия.  28

Заключение.

Список использованных источников.

 

Введение

 

В условиях рыночных отношений центр экономической  деятельности перемещается к основному  звену экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые  услуги. На предприятии сосредоточены  наиболее квалифицированные кадры, здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии, разрабатываются  бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется управление. Все это  требует использования глубоких экономических знаний.

Предприятие занимает центральное место в  народно-хозяйственном комплексе  любой страны, именно оно создает  национальный доход. Предприятие выступает  как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности. От успеха отдельных предприятий  зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое  развитие общества, степень удовлетворенности  в материальных и духовных благах населения страны. Предприятие представляет собой такую форму организации  хозяйства, при которой индивидуальный потребитель и производитель  взаимодействуют посредством рынка  с целью решения трех основных экономических проблем: что, как  и для кого производить. При этом никто из предпринимателей и организаций  сознательно решением этой триады экономических  проблем не занят (каждый решает в  стихии рынка на индивидуальном уровне). Рынки определяют уровень зарплаты, ренты, процента и прибыли, то есть источников, из которых складываются доходы. Производитель  устанавливает свои цены, перемещая  свой капитал в отрасли с высокой  прибылью и оставляя нерентабельное производство товара. Все это и  определяет, что производить. Прибыль  здесь - решающий фактор функционирования рыночного хозяйства.

 

  1. Предприятие как субъект хозяйствования

1.1 Предприятие: понятие, признаки, цель и задачи создания и  функционирования.

 

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения  прибыли.[25, с. 36]

Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в формах хозяйствования, отношениях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие предоставляет рабочие  места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно  участвует в реализации государственных  программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений. Из этого следует, что предприятия - это обособленные экономические структуры. Их обособленность обусловливается товарным характером общественного производства.

В силу обособленности предприятия самостоятельны: в производственной деятельности (что и сколько производить, как производить); в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, покупать, распределять); в распределении производственного продукта (что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).

К характерным признакам предприятия можно отнести следующее:

  • Экономическая обособленность. Она проявляется, во-первых, в имущественной обособленности. Предприятие располагает собственным имуществом владельцев, а также может арендовать или на иных договорных началах использовать различные ресурсы-элементы — землю, капитал и другие. Во-вторых, предприятие имеет завершенный воспроизводственный цикл: оно мобилизует ресурсы, преобразует их и получает готовый продукт, реализует его и полученную выручку использует вновь для приобретения ресурсов. Предприятие в большинстве случаев является самовоспроизводящимся институтом. В-третьих, предприятие имеет самостоятельные экономические интересы. Конечно же, интересы наемных работников и предпринимателей не могут во всем совпадать. Но, вместе с тем, всех действующих лиц предприятия обычно объединяет наличие весомого общего интереса — произвести продукцию, продать ее и получить денежный  доход.
  • Технологическая обособленность. Предприятие имеет завершенный технологический цикл производства. Это означает, что его техническая или технологическая «начинка» рассчитана на осуществление технологически завершенного производственного процесса Его результатом может быть конечный товар или промежуточный продукт предназначенный для производственного потребления. Швейная фабрика, например, имеет всю необходимую технологическую комплектацию для производства мужских сорочек, не обращаясь к другому предприятию, например, за помощью по пришиванию пуговиц к этим сорочкам. Молокозавод также располагает полной технологической системой, ему нет необходимости поручать другому предприятию, например, разлив молока в пакеты.
  • Юридическое оформление обособленности. Оно находит свое выражение в наличии устава предприятия (для отдельных видов предприятий — только учредительного договора), счета в коммерческом банке, ведении бухгалтерского баланса, наличии права договорных отношений и найма работников, определенной имущественной ответственности во взаимоотношениях с другими предприятиями и отдельными гражданами. Многие предприятия также стремятся разработать и зарегистрировать  свой товарный знак.
  • Участие в общественном разделении труда. Положение предприятия характеризуется наличием тесных хозяйственных связей с другими экономическими структурами. Предприятие выступает как специализированный товаропроизводитель и поэтому в своей  деятельности испытывает большую зависимость от действий экономических субъектов. Сбыт продукции и ресурсное обеспечение - это те области деятельности предприятия, в которых оно ощущает свою наибольшую экономическую зависимость от других.

Каждое  предприятие в условиях рынка  стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. Это зависит от многих обстоятельств: правильного определения желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства. Последнее зависит от производительности системы, НТП. уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.п. Это требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, системы организации, маркетинга, своих форм хозяйствования.

Предприятия можно классифицировать по различным  количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами  выступают численность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности занятых выделяют:

    • малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
    • средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);
    • крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике  практически всех развитых стран, в  нем занято до половины работающего  населения. Термин "малое предприятие" характеризует лишь размеры фирмы, но не дает представления об организационно-правовой форме предприятия (малым может  быть и частное, и государственное, и другое предприятие). В чем преимущества малого бизнеса: прежде всего гибкость, высокая адаптивная способность  к изменениям рыночной конъюнктуры. Многочисленный характер мелких фирм создает возможности для широкого развития конкуренции.

Среди качественных параметров классификации предприятий  выделяют следующие: тип собственности (частные или государственные); характер и содержание деятельности; ассортимент выпускаемой продукции; способы и методы ведения конкурентной борьбы; способ вхождения в различные союзы и объединения; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

 

1.2. Организационно – правовые  формы предприятий в Республике  Беларусь.

 

Проблема создания высокоэффективных  производств и видов деятельности решается в настоящее время через  формирование многоукладной экономики  на основе различных форм собственности  и видов хозяйствования.

Организационно - правовой формой называют юридические рамки или «правовую оболочку предприятия». Правовая форма регулирует правовые отношения внутри предприятия (между компаньонами (товарищами, акционерами) и между предприятием и внешней средой (в части обязательной публикации годовых отчетов, налогообложения).

Основные  организационно-правовые формы предприятий  приведены на схеме 1.



 


 


 


Схема 1. Организационно-правовые формы  предприятия

 

В основу классификации организационно-правовых форм предприятия положены следующие критерии:

    • форма участия в организации предприятия: объединение капитала или партнеров
    • степень участия в управлении предприятием: пропорционально внесенному капиталу или по соглашению партнеров
    • степень ответственности: ограниченная или неограниченная
    • издержки по организации предприятия, то есть величина уставного фонда.

Определяющим  критерием организационно-правовой  формы предприятия является форма  собственности. В зависимости от формы собственности различают  предприятия, основанные на:

    1. государственной собственности (республиканские и коммунальные);
    2. единоличной частной (частные унитарные предприятия);
    3. коллективной частной (хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы).

Государственное предприятие – это предприятие, имущество которого находится в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту.[12, стр.16]

Носителями  права государственной собственности  является Республика Беларусь (республиканские  унитарные предприятия) или административно-территориальные  единицы (коммунальные унитарные предприятия). Трудовому коллективу предприятия принадлежит право пользования, но не распоряжения имуществом. Управление государственным предприятием, то есть его оперативной хозяйственной деятельностью, осуществляется дирекцией предприятия, возглавляемой директор.

Основной  характерной чертой индивидуального бизнеса является то, что он принадлежит одному физическому лицу. Индивидуал после оплаты налогов единолично распоряжается всем полученным доходом  (прибылью), но в то же время несет и полную ответственность за долги. Недостаток заключается в ограничении на привлечение заемных финансовых средств для инвестирования своего развития. При такой организационной  форме бизнеса имеется только один источник займа — банковский кредит, так как воспользоваться услугами рынка ценных бумаг не представляется возможным. Поэтому индивидуальный бизнес испытывает затруднения в долгосрочном финансировании капитального строительства, реконструкция производства, его технического перевооружения.

Альтернативной  собственному делу формой собственности  является ее коллективный  вид, который  в зависимости от масштабов объединенного  капитала и числа пайщиков (собственников) организуется и юридически оформляется  или как товарищество (партнерство), или как акционерное общество (корпорация).

Товарищество - это договорное соглашение двух или более лиц об объединении имущества и предпринимательских усилий для достижения общей коммерческой цели. Различают 2 основных вида товарищества: полное и коммандитное.

Полным  называется товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договорами занимается предпринимательской деятельностью от имени товарища, несут субсидиарную ответственность свои имуществом по обязательствам товарища. Управление деятельностью осуществляется по общему согласию всех участников.

Коммандитным  товариществом называется товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников (коммандитов), которые имеют ограниченную ответственность.

Коммандиты обязаны внести вклад в уставной фонд. Они имеют право знакомиться с годовыми отчетами, получать часть прибыли в соответствии с учредительным договором. Коммандиты не вправе участвовать в управлении делами товарищества.

Производственный  кооператив – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном, трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Участники производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива. Минимальное число участников кооператива – 3. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание, исполнительным – правление и (или) его председатель.

Хозяйственное общество – это коммерческая организация с разделением на доли в соответствии с вкладами ее учредителей уставным капиталом.

Хозяйственное общество может создаваться в следующих формах:

Общество с ограниченной  ответственностью - это хозяйственное общество, учрежденное двумя или более лицами, которое отвечает перед кредитором только своим объявленным капиталом.

Общество  с дополнительной ответственностью – это такое общество, участники которого несут дополнительную ответственность по обязательствам в размерах, превышающих их долю в имуществе общества.

Акционерным называется такое общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, равной номинальной стоимости и формируется за счет их продажи.

Информация о работе Влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия