Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии, разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется управление. Все это требует использования глубоких экономических знаний.
Введение
1. Предприятие как субъект хозяйствования 4
1.1. Предприятие: понятие, признаки, цель и задачи создания и функционирования. 4
1.2. Организационно-правовые формы предприятий в
Республике Беларусь. 6
1.3. Экономическая среда функционирования предприятий в Республике Беларусь 10
2. Влияние внешней среды на конкурентоспособность
ОДО «Мостра-групп». 13
2.1. Факторы, определяющие свойства внешней среды функционирования предприятия. 13
2.2. Влияние внешней среды на стратегию и тактику предприятия. 23
3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия. 28
Заключение.
Список использованных источников.
Акционерное общество может быть открытым, если его акции распространяются путем их свободной продажи; и закрытым, если хождение акций на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено уставом акционерного общества.
Высшим органом управления в акционерном обществе является общее собрание акционеров, в обществе с числом акционеров более 50 создается совет директоров (наблюдательный совет).
1.3. Экономическая среда
Предприятие представляет собой открытую систему. Исходя из этого результаты деятельности предприятия в значительной мере зависят от внешних условий функционирования.
Различают внутренние и внешние факторы экономической среды.
К внутреннем факторам экономической среды относятся следующие.
Деятельность руководства и аппарата управления предприятия (организационная и производственная структуры управления, профессиональный и квалификационный уровень управленческих кадров и т. д.). Организационные и производственные структуры управления должны обеспечить повышение восприимчивости предприятия к рынку. Чтобы быстрее реагировать на изменение спроса, как свидетельствует опыт многих зарубежных компаний, больше власти и ответственности нужно передавать на нижние уровни управления. А чтобы обеспечить столь же высокую восприимчивость к обновлениям продукции и соответствующий темп, необходимо изменять стиль руководства и постоянно внедрять новые организационные методы управления.
Система технологического оснащения. Обновление оборудования и технологий, то есть замена их на более прогрессивные, обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятия, усиливает внутреннюю гибкость производства.
Сырье, материалы, полуфабрикаты. Качество сырья, комплексность его переработки и величина отходов положительно влияют на экономику предприятия.
Сбыт продукции: его объем и издержки. Предприятие, выпуская качественную продукцию при относительно низких издержках, может из-за непродуманной сбытовой политики иметь невысокие финансовые показатели хозяйственной деятельности. Поэтому каждое предприятие стремится осуществить эффективный сбыт за счет продажи продукции нужному рынку, стимулирования увеличения объемов продаж, завоевания новых рынков.
Внешние факторы представлены рабочей силой, уровнем и характером занятости, уровнем цен, экономической политикой государства, фазой развития национальной экономики, развитием родственных и поддерживающих отраслей.
Рабочая сила. Ее составные элементы представлены на рис. 1.
Рис.1. Составные элементы понятия «рабочая сила»
Уровень и характер занятости. Это сторона развития макроэкономики имеет противоречивый характер. Наличие безработицы в определенной степени выгодно предприятиям из-за легкости приобретения необходимой рабочей силы по низкой цене предложения. Но одновременно, с точки зрения спроса на товары и услуги, этот фактор имеет и негативные последствия: чем выше безработица, тем ниже спрос и тем самым больше проблем с продажей продукта.
Уровень цен. На эффективность работы любого предприятия серьезное влияние оказывает изменение уровня цен. Рост цен нарушает нормальную деятельность любого предприятия.
Экономическая политика государства (фискальная и кредитно-денежная). Система налогообложения носит противоречивый характер. С одной стороны, выплата налогов, независимо от их величины, приводит, во-первых, к уменьшению распределяемой части прибыли, идущей для реинвестирования, а следовательно, сдерживает экономический рост предприятия и, во-вторых, к росту цен на продукцию, а значит, к падению потребительского спроса. С другой стороны, налогообложение способствует улучшению социального положения работников, особенно в таких сферах как образование, культура и здравоохранение, что ведет к росту спроса на потребительские блага и услуги, к увеличению производства путем повышения образованности, культуры и уровня здоровья рабочей силы. Кроме того, используя льготное налогообложение, предприятие может переориентироваться на новые технологии и т.д.
Проведение
государством благоприятной кредитно-
Фазы развития национальной экономики (кризисное состояние или оживление) также оказывает существенное влияние на экономику предприятия. Так, в период оживления (экономического роста) появляются новые предприятия, альтернативы их развития. И это проявляется в динамичном развитии предпринимательской и потребительской среды.
Развитие родственных и
Успех развития
предприятий зависит от учета
внешнего окружения при организации
их деятельности и управлении. Внешняя
среда предприятий включает такие
элементы, как потребители, конкуренты,
государственные учреждения, поставщики,
посредники, финансово-кредитные
Вышеуказанные элементы внешней среды оказывают непосредственное влияние на деятельность пищевых предприятий. В связи с этим их относят к среде прямого воздействия, или микросреде.
К среде
косвенного воздействия, или макросреде,
предприятий относятся: состояние
экономики, научно-технический прогресс,
социально-культурные, политические, демографические,
природно-климатические
Рис. 2. Основные факторы, влияющие на формирование и функционирование внешней среды пищевого предприятия
Каждое
предприятие независимо от формы
собственности и
1. Факторы
демографические: динамика
2. Подъемы
и спады экономики. Спрос на
тот или иной вид продукции
предприятий зависит от
3. Политика
и право. Любое предприятие
находится в тесной
4. Научно-технический
прогресс — один из наиболее
мобильных факторов
5. Социально-культурная среда. Несмотря на то что она изменяется достаточно медленно, заметно влияет на систему ценностей и модели поведения людей как потребителей.
6. Природно-климатические
факторы обусловливают для
Следует
заметить, что предприятия, производящие
продукцию первой физиологической
необходимости, при прочих равных условиях
менее чувствительны к
Кроме того, на общие условия функционирования предприятия оказывают влияние:
-инфляционный фактор, включая инфляционное ожидание;
-изменение
социально-экономических
-финансовая, налоговая и кредитно-денежная политика государственных и местных органов власти;
-меры, принимаемые
в области государственного
-изменения,
вносимые в законодательное и
правовое обеспечение
Целесообразно выделить следующие особенности внешней среды предприятий.
Взаимосвязанность факторов внешней среды. Изменение одного фактора может обусловить изменение других. Например, снижение поставок зерна из зарубежных стран в силу политических факторов влияет на соотношение между интересами внутренних поставок зерна и потребителей продукции.
Сложность внешней среды. Предприятие должно реагировать на государственные постановления, на многочисленных конкурентов, ускоренные технологические изменения, многообразие ресурсов.
Основные
факторы внешней среды
1. Формирование
и освоение рыночных отношений
потребовали принципиально
Материально-техническое
обеспечение предприятия
С переходом
к рыночной системе хозяйствования
обеспечение предприятий сырьем
и другими материальными
При закупках
сырья предприятия
2. Для
многих предприятий (особенно
первичной переработки)
Неотъемлемым элементом инфраструктуры рыночной экономики являются банки — один из основных факторов внешней среды предприятий. Законодательные акты, регулирующие деятельность банков, исходят из двухуровневого построения банковской системы. Первый уровень —Национальный банк РБ (НБРБ), второй уровень — коммерческие банки.
Информация о работе Влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия