Влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии, разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется управление. Все это требует использования глубоких экономических знаний.

Содержание

Введение
1. Предприятие как субъект хозяйствования 4
1.1. Предприятие: понятие, признаки, цель и задачи создания и функционирования. 4
1.2. Организационно-правовые формы предприятий в
Республике Беларусь. 6
1.3. Экономическая среда функционирования предприятий в Республике Беларусь 10
2. Влияние внешней среды на конкурентоспособность
ОДО «Мостра-групп». 13
2.1. Факторы, определяющие свойства внешней среды функционирования предприятия. 13
2.2. Влияние внешней среды на стратегию и тактику предприятия. 23
3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия. 28
Заключение.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 68.76 Кб (Скачать документ)

Акционерное общество может быть открытым, если его акции распространяются путем их свободной продажи; и закрытым,  если хождение акций на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено уставом акционерного общества.

Высшим органом управления в  акционерном обществе является общее  собрание акционеров, в обществе с  числом акционеров более 50 создается  совет директоров (наблюдательный совет).

 

 

1.3. Экономическая среда функционирования  предприятий в Республике Беларусь

 

Предприятие представляет собой открытую систему. Исходя из этого результаты деятельности предприятия в значительной мере зависят от внешних условий функционирования.

Различают внутренние и внешние факторы  экономической среды.

К внутреннем факторам экономической среды относятся следующие.

Деятельность руководства и  аппарата управления предприятия (организационная и производственная структуры управления, профессиональный и квалификационный уровень управленческих кадров и т. д.). Организационные и производственные структуры управления должны обеспечить повышение восприимчивости предприятия к рынку. Чтобы быстрее реагировать на изменение спроса, как свидетельствует опыт многих зарубежных компаний, больше власти и ответственности нужно передавать на нижние уровни управления. А чтобы обеспечить столь же высокую восприимчивость к обновлениям продукции и соответствующий темп, необходимо изменять стиль руководства и постоянно внедрять новые организационные методы управления.

Система технологического оснащения. Обновление оборудования и технологий, то есть замена их на более прогрессивные, обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятия, усиливает внутреннюю гибкость производства.

Сырье, материалы, полуфабрикаты. Качество сырья, комплексность его переработки и величина отходов положительно влияют на экономику предприятия.

Сбыт продукции: его объем и  издержки. Предприятие, выпуская качественную продукцию при относительно низких издержках, может из-за непродуманной сбытовой политики иметь невысокие финансовые показатели хозяйственной деятельности. Поэтому каждое предприятие стремится осуществить эффективный сбыт за счет продажи продукции нужному рынку, стимулирования увеличения объемов продаж, завоевания новых рынков.

Внешние факторы представлены  рабочей  силой, уровнем и характером занятости, уровнем цен, экономической политикой  государства, фазой  развития национальной экономики, развитием родственных  и поддерживающих отраслей.

Рабочая сила. Ее составные элементы представлены на рис. 1.




 

Рис.1. Составные элементы понятия «рабочая сила»

Уровень и характер занятости. Это сторона развития макроэкономики имеет противоречивый характер. Наличие безработицы в определенной степени выгодно предприятиям из-за легкости приобретения необходимой рабочей силы по низкой цене предложения. Но одновременно, с точки зрения спроса на товары и услуги, этот фактор имеет и негативные последствия: чем выше безработица, тем ниже спрос и тем самым больше проблем с продажей продукта.

Уровень цен. На эффективность работы любого предприятия серьезное влияние оказывает изменение уровня цен. Рост цен нарушает нормальную деятельность любого предприятия.

Экономическая политика государства (фискальная и кредитно-денежная). Система налогообложения носит противоречивый характер. С одной стороны, выплата налогов, независимо от их величины, приводит, во-первых, к уменьшению распределяемой части прибыли, идущей для реинвестирования, а следовательно, сдерживает экономический рост предприятия и, во-вторых, к росту цен на продукцию, а значит, к падению потребительского спроса. С другой стороны, налогообложение способствует улучшению социального положения работников, особенно в таких сферах как образование, культура и здравоохранение, что ведет к росту спроса на потребительские блага и услуги, к увеличению производства путем повышения образованности, культуры и уровня здоровья рабочей силы. Кроме того, используя льготное налогообложение, предприятие может переориентироваться на новые технологии и т.д.

Проведение  государством благоприятной кредитно-денежной политики делает кредит более доступным, а следовательно, предприятие сможет развивать и увеличивать производство и реализацию своих товаров, получать большую массу прибыли и благополучно рассчитываться с долгами. Особое внимание следует обратить на изменение валютного курса рубля. Для предприятий, экспортирующих свою продукцию, благоприятным будет снижение курса рубля по отношению к другим валютам, поскольку это стимулирует экспорт. Если же предприятие импортирует товары, то для него выгодно повышение курса рубля по отношению к другим валютам (ресурсы станут дешевле).

Фазы развития национальной экономики (кризисное состояние или оживление) также оказывает существенное влияние на экономику предприятия. Так, в период оживления (экономического роста)  появляются новые предприятия, альтернативы их развития. И это проявляется в динамичном развитии предпринимательской и потребительской среды.

Развитие родственных и поддерживающих отраслей. В данном случае речь идет о развитии новых технологий (ресурсосберегающих, технологий глубокой переработки), новых материалов и источников энергии. Их внедрение в производство повышает научный и производственный потенциал предприятия.

 

2. Влияние внешней среды  на конкурентоспособность ОДО "Мостра-групп".

2.1. Факторы, определяющие  свойства внешней среды функционирования  предприятия

 

Успех развития предприятий зависит от учета  внешнего окружения при организации  их деятельности и управлении. Внешняя  среда предприятий включает такие  элементы, как потребители, конкуренты, государственные учреждения, поставщики, посредники, финансово-кредитные организации, рекламные предприятия, источники  всех видов ресурсов и другие (см. pиc.1).

Вышеуказанные элементы внешней среды оказывают  непосредственное влияние на деятельность пищевых предприятий. В связи  с этим их относят к среде прямого  воздействия, или микросреде.

К среде  косвенного воздействия, или макросреде, предприятий относятся: состояние  экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные, политические, демографические, природно-климатические изменения.

Рис. 2. Основные факторы, влияющие на формирование и  функционирование внешней среды  пищевого предприятия

 

Каждое  предприятие независимо от формы  собственности и организационно-правовой формы хозяйствования должно располагать  информацией о внешней среде, существующих в ней условиях деятельности, как благоприятных, так и негативных для предприятия. Если оно не в  состоянии изменить неблагоприятные  условия своей деятельности, то ему  необходимо искать пути адаптации к  ним. Существуют факторы косвенного воздействия на внешнюю среду  предприятия, неподвластные отдельному предприятию. К ним относятся  следующие.

1. Факторы  демографические: динамика численности  и структура населения в регионе  рынка сбыта продукции. Продукция  предприятий пищевой промышленности, как никакой другой отрасли,  ориентирована на возрастные  группы населения, профессии,  характер труда (ручная и машинная  работа), а также особенности экономики  районов, быта, традиции, навыки.

2. Подъемы  и спады экономики. Спрос на  тот или иной вид продукции  предприятий зависит от реальных  доходов населения, инвестиционной  активности, государственных расходов, возможностей получения кредита.  Общий источник, формирующий все  эти условия, — валовой внутренний  продукт (ВВП) и национальный  доход. Поэтому анализ показателей  макроэкономического уровня является  основой стратегического планирования  предприятия.[27, стр.24]

3. Политика  и право. Любое предприятие  находится в тесной зависимости  от политической и экономической  стабильности, правовой защиты собственности  и неопределенности будущего.

4. Научно-технический  прогресс — один из наиболее  мобильных факторов воздействия  на поведение предприятий. Рыночная  экономика способствует восприятию  предприятием научно-технических  достижений, применению эффективной  техники, технологии, современных  методов организации производства  и труда.

5. Социально-культурная  среда. Несмотря на то что она изменяется достаточно медленно, заметно влияет на систему ценностей и модели поведения людей как потребителей.

6. Природно-климатические  факторы обусловливают для предприятий  доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия;  оказывают влияние на расходы  по доставке сырья и использованию  рабочей силы; являются источником  рисков в сельском хозяйстве  и стихийных бедствий, приводящих  к гибели посевов сельскохозяйственных  культур, а также экономических  рисков, влияющих в целом на  продовольственную безопасность.

Следует заметить, что предприятия, производящие продукцию первой физиологической  необходимости, при прочих равных условиях менее чувствительны к изменениям внешней среды, чем предприятия, изготавливающие другие виды товаров. Предприятия, предлагающие для реализации продукцию в более широком  ассортименте, как привило, лучше  приспосабливаются к изменению  внешних условий, чем узкоспециализированные.

Кроме того, на общие условия функционирования предприятия оказывают влияние:

-инфляционный  фактор, включая инфляционное ожидание;

-изменение  социально-экономических отношений,  включая трудовые отношения, дестабилизирующие  моменты в этой области, а  также политические факторы;

-финансовая, налоговая и кредитно-денежная политика государственных и местных органов власти;

-меры, принимаемые  в области государственного регулирования  цен;

-изменения,  вносимые в законодательное и  правовое обеспечение функционирования  предприятия на рынке.[16, стр.12]

Целесообразно выделить следующие особенности  внешней среды предприятий.

Взаимосвязанность факторов внешней среды. Изменение  одного фактора может обусловить изменение других. Например, снижение поставок зерна из зарубежных стран  в силу политических факторов влияет на соотношение между интересами внутренних поставок зерна и потребителей продукции.

Сложность внешней среды. Предприятие должно реагировать на государственные  постановления, на многочисленных конкурентов, ускоренные технологические изменения, многообразие ресурсов.

Основные  факторы внешней среды предприятия.

1. Формирование  и освоение рыночных отношений  потребовали принципиально нового  подхода к выбору средств и  методов организации деятельности  основных хозяйствующих субъектов  — предприятий. Одной из самых  актуальных экономических проблем  сегодня является совершенствование  снабженческо-сбытовой деятельности  производственного предприятия  — основного фактора его внешней  среды.

Материально-техническое  обеспечение предприятия является предпосылкой производственного процесса, так как производство — это  процесс потребления разнообразных  средств и предметов труда. От уровня организации снабжения, своевременного и комплексного обеспечения предприятий  материальными ресурсами зависят  их технико-экономические показатели: объемы производства и реализации продукции, ее себестоимость, прибыль и другие.

С переходом  к рыночной системе хозяйствования обеспечение предприятий сырьем и другими материальными ресурсами  приобрело различные формы. Топливом, энергией, газом предприятия обеспечиваются централизованно. Вопросы закупки  сырья и материалов решаются предприятием самостоятельно. Закупка вспомогательных  материалов и запчастей происходит непосредственно на заводах-изготовителях  или через посредников. Расчеты  осуществляются, как правило, с предоплатой, безналично; в исключительных случаях поставки осуществляются по гарантийным письмам, а их оплата производится после получения товара.

При закупках сырья предприятия устанавливают  хозяйственные связи или непосредственно  с его производителями, например, с сельскохозяйственными предприятиями, или с посредниками.

2. Для  многих предприятий (особенно  первичной переработки) характерно  значительное отставание во времени  вложения средств в сырье и материалы и получения оплаты за продукцию. Этим диктуется актуальность взаимодействия производственного предприятия с финансово-кредитными организациями, инвесторами. Ими могут быть банки, государственные программы по предоставлению займов или кредитов (в т.ч. льготных), акционеры, частные лица (держатели ценных бумаг).

Неотъемлемым  элементом инфраструктуры рыночной экономики являются банки — один из основных факторов внешней среды  предприятий. Законодательные акты, регулирующие деятельность банков, исходят  из двухуровневого построения банковской системы. Первый уровень —Национальный банк РБ (НБРБ), второй уровень — коммерческие банки.

Информация о работе Влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия