Влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии, разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется управление. Все это требует использования глубоких экономических знаний.

Содержание

Введение
1. Предприятие как субъект хозяйствования 4
1.1. Предприятие: понятие, признаки, цель и задачи создания и функционирования. 4
1.2. Организационно-правовые формы предприятий в
Республике Беларусь. 6
1.3. Экономическая среда функционирования предприятий в Республике Беларусь 10
2. Влияние внешней среды на конкурентоспособность
ОДО «Мостра-групп». 13
2.1. Факторы, определяющие свойства внешней среды функционирования предприятия. 13
2.2. Влияние внешней среды на стратегию и тактику предприятия. 23
3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия. 28
Заключение.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 68.76 Кб (Скачать документ)

 

Табл.2. Определение рыночных возможностей и угроз.

Параметры оценки

Возможности

Угрозы

1. Конкуренция

Возможно расширение клиентской базы за счет заключения договоров с предпринимателями  в отдаленных районах области.

 

2. Сбыт

Улучшение сервиса и сокращение времени на обслуживание

С этого года наш крупнейший оптовый  покупатель определяет поставщиков  по результатам тендера 

3. Экономические факторы

 

Нестабильность курса доллара (закупочные цены привязаны к $, а продают в рублях),


 

Табл.3. Матрица  SWOT – анализа. Матрица возможностей

Вероятность

Воздействие

Высокая

Средняя

Слабая

Сильное

Улучшение уровня жизни населения;

Изменение рекламных технологий

Появление новых поставщиков

Снижение налогов и пошлин

Умеренное

Разорение и уход фирм-продавцов;

Развитие информационной отрасли

Снижение цен на энергию, арендной платы

Совершенствование менеджмента

Уменьшение императивных норм законодательства;

Снижение безработицы

Слабое

Неудачное поведение конкурентов;

Изменения моды

Совершенствование технологии производства

Предложения о сотрудничестве со стороны  предпринимателей


 

Матрица угроз

Вероятность

Воздействие

Высокая

Средняя

Низкая

Сильное

Изменение правил ввоза продукции

Сбои в поставках продукции;

Рост темпов инфляции;

Появление товаров-субститутов

Увеличение конкурентных преимуществ  со стороны конкурентов;

Скачки курсов валют

Умеренное

Снижение уровня жизни населения;

Рост налогов и пошлин

Изменение покупательских предпочтений;

Ужесточение законодательства

Появление принципиально нового товара;

Появление новых концернов

Слабое

Изменение уровня цен;

Рост безработицы

Появление новых фирм на рынке;

Усиление конкуренции

Национализация бизнеса;

Ухудшение политической обстановки


 

 

 

3. Пути повышения эффективности  деятельности предприятия.

 

Пути  повышения эффективности производства – комплекс конкретных мероприятий  по росту эффективности производства в заданных направлениях. Основные пути повышения эффективности производства: снижение трудоемкости и повышение  производительности труда, снижение материалоемкости продукции и рациональное использование  природных ресурсов, снижение фондоемкости продукции и активизация инвестиционной деятельности предприятий.

Важным  фактором повышения эффективности  деятельности предприятия является научно-технический прогресс. В современных условиях нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений, коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники.

Коренные  преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических  и социальных факторов создадут предпосылки  для значительного повышения  производительности труда. Предстоит  обеспечивать внедрение новейшей техники  и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы  научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста  культуры производства, укрепления порядка  и дисциплины. 
Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства предприятий является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущей потребности в топливе, энергии, сырье и материалах. Повышение эффективности производства зависит от лучшего использования основных фондов.

Необходимо  интенсивнее использовать созданный  производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенно повышать сменность его работы и на этой основе увеличивать объем продукции с каждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади. Результатом организации интенсивного использования производственных мощностей является ускорение темпов прироста продукции без дополнительных капитальных вложений.

Важное  место в повышении эффективности  производства занимают организационно-экономические  факторы. Особо возрастает их роль с  ростом масштабов общественного  производства с усложнением хозяйственных  связей.

Требует дальнейшего развития и совершенствования  производственная социальная инфраструктура, оказывающая существенное влияние  на уровень эффективности производства. В управлении – это совершенствование  самих форм и методов управления, планирования, экономического стимулирования всего хозяйственного механизма. В  этой же группе факторов широко применяются  многообразные рычаги хозяйственного расчета и материального поощрения, материальной ответственности и  других хозрасчетных экономических  стимулов.

Особое  место в интенсификации экономики  предприятия, снижении удельного расхода  ресурсов принадлежит повышению  качества продукции. Эта задача должна стать предметом постоянного  внимания и контроля, главным фактором в оценке деятельности каждого трудового  коллектива.

Для повышения  эффективности ОДО «Мостра-групп» необходимо:

    1. Приобрести  для торговых представителей ОДО «Мостра-групп»  карманные компьютеры для сбора и регистрации заявок, что в значительной степени уменьшит трудоемкость этого процесса при регистрации каждой отдельной заявке по телефону.
    2. Наиболее правильно распределить сферы деятельности каждого торгового представителя, деятельность которого иногда разбросана по всему городу.
    3. Проводить наиболее грамотную логистику. Разрабатывать наиболее эффективные схемы движения транспорта при доставке грузов. Упорядочить работу складских рабочих, выбрать наиболее подходящий режим работы погрузчиков.
    4. Улучшить социальную сферу внутри предприятия, а именно стимулирование сотрудников за надлежащее исполнение своих обязанностей. Однако и проявлять бдительность  и не допускать ненадлежащее исполнение обязанностей.
    5. Максимально правильно использовать складские помещения.

 

Заключение.

 

В завершении вышерассмотренной  темы хочется отметить следующие  определяющие моменты, которые определяют высокую степень значимости этой проблемы. На сегодняшний день внешняя  среда имеет важное значение для всех без исключения организаций. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды (а это является общими характеристиками современного окружения отечественных промышленных предприятий) организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ макро- и микроокружения организации.

Сегодня практически все  основные функциональные подразделения  предприятий имеют определенное представление о внешней среде. Однако процедуры сбора, анализа  и передачи информации о ней осуществляется в большинстве случаев нецеленаправленно, спонтанно и случайно, поэтому  она не дает целостного представления  о внешней среде и ее влиянии  на результаты деятельности предприятия.

В силу вышесказанного можно  сделать вывод, что единственно  правильным вариантом поведения  современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития необходимо уделять повышенное внимание осуществлению анализа вешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь - Мн., 1999.
  2. Абалонин С. SWOT – анализ деятельности предприятия // Маркетинг №6, 1999
  3. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. №4, 2003
  4. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов.
  5. Захаренко Т. Если вы торгуете текстильными изделиями // Консультант предпринимателя. №12, 2001.
  6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2003.
  7. Куприянов С. Приоритет государственной промышленной политики -конкурентоспособность//Рынок ценных бумаг №2 (137) 1999 г.
  8. Мелентьева Н.И., Бичун Ю.А. Маркетинговые коммуникации (теоретические и методические основы) / Под ред. Г.Л. Багиева: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  9. Мошнов В.А., Комплесная оценка конкурентоспособности.// Корпоративный менеджмент, 2002.
  10. Наумов В.Н. Поведение потребителей: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  11. Пилчер Т. Бенчмаркинг как средство повышения конкурентоспособности компании // Европейское качество. Дайджест. №1, 2004.
  12. Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента РБ от 16.11.2000г. № 22
  13. Портер М. Конкуренция. – М., Издательство «Вильямс», 2003
  14. Райзберг Б. Основы бизнеса. – М., 1995.
  15. Рубин Ю. Конкуренция: 10 правил успешного дебюта. // Управление компанией. №5, 2004
  16. Савруков Н.Т. Экономическая стратегия фирмы. – СПб.: Политехника, 2000.
  17. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. Учебное пособие. – СПб.: Издательство ДНК, 2003.
  18. Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2000
  19. Семенов Б.Д. Стратегический менеджмент.- Мн.: ПКФ “ Экаунт”,  1994.
  20. Тарасевич, Х. Анн; Под общей редакцией Г.Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2001.
  21. Томилов В.В., Бабкина Л.Н., Песоцкая Е.В. [и др]. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2003.
  22. Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятий М. 2003.
  23. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М. – 2000.
  24. Черкасов В.А. Теоретические основы конкурентоспособности: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
  25. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия / Пер. с нем. – М., 1996.
  26. Экономика предприятия / Под ред. В.П. Грузинова – М., 1998.
  27. Экономика предприятия / Под ред. Семенова В.М.. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2004.
  28. www.ekonomika.by
  29. www.news.tut.by
  30. www.finance.tut.by
  31. www.mfa.gov.by

 

 


Информация о работе Влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия