Влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии, разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется управление. Все это требует использования глубоких экономических знаний.

Содержание

Введение
1. Предприятие как субъект хозяйствования 4
1.1. Предприятие: понятие, признаки, цель и задачи создания и функционирования. 4
1.2. Организационно-правовые формы предприятий в
Республике Беларусь. 6
1.3. Экономическая среда функционирования предприятий в Республике Беларусь 10
2. Влияние внешней среды на конкурентоспособность
ОДО «Мостра-групп». 13
2.1. Факторы, определяющие свойства внешней среды функционирования предприятия. 13
2.2. Влияние внешней среды на стратегию и тактику предприятия. 23
3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия. 28
Заключение.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 68.76 Кб (Скачать документ)

Функционирование  НБРБ определяется прежде всего необходимостью контролировать и регулировать денежную массу в обороте, включая обращение в валюте, а также осуществлять надзор за деятельностью коммерческих банков.

3. Влияние  конкурентов для предприятий  является значительным. При этом  необходимо отметить, что существует  несколько объектов конкуренции  для предприятий: сырье и материалы;  потребители; капитал; патенты,  технические нововведения; трудовые  ресурсы.

4. Обеспечение  ресурсами, в т.ч. рабочими кадрами  нужных специальностей и требуемой  квалификации, необходимо для эффективного  решения вопросов развития предприятия.  Поэтому целесообразно более  тесное сотрудничество предприятий  с учебными заведениями по  подготовке нужных им специалистов. Используется также и обучение собственных сотрудников.

5. Разнообразие  продукции, производимой предприятиями,  нацелено на большие группы  потребителей, среди которых основное  влияние на ассортимент продукции  оказывает различие по возрасту, национальным особенностям и  прочим признакам.

Для того чтобы получить ясную оценку сил  предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ - это определение сильных и  слабых сторон предприятия, а  также возможностей и угроз,  исходящих из его ближайшего  окружения (внешней среды)

Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;

Слабые стороны (Weaknesses) - недостатки организации;

Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализ необходимо: определить основное направление развития предприятия (его миссию). Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ). Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия).

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие  ячейки матрицы необходимо занести  сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности  и угрозы

Сильные стороны  предприятия - то, в чем оно преуспело  или какая-то особенность, предоставляющая  дополнительные возможности. Сила может  заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии  передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые  стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими  компаниями и ставит предприятие  в неблагоприятное положение. В  качестве примера слабых сторон можно  привести слишком узкий ассортимент  выпускаемых товаров, плохую репутацию  компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные  возможности - это благоприятные  обстоятельства, которые предприятие  может использовать для получения  преимущества. В качестве примера  рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

Рыночные  угрозы - события, наступление которых  может оказать неблагоприятное  воздействие на предприятие. Примеры  рыночных угроз: выход на рынок новых  конкурентов, рост налогов, изменение  вкусов покупателей, снижение рождаемости  и т.п.

Один  и тот же фактор для разных предприятий  может быть как угрозой, так и  возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к  увеличению числа покупателей. В  то же время, для магазина-дискаунтера  тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень  сервиса.

Шаг 1. Определение  сильных и слабых сторон предприятия

Для того чтобы  определить сильные и слабые стороны  предприятия необходимо: составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие; по каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что - слабой; из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа. Для оценки предприятия можно воспользоваться следующими параметрами:

Организация (здесь может оцениваться уровень  квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии предприятия, наличие  взаимодействия между отделами предприятия  и т.п.)

Производство (оцениваются производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие  патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)

Финансы (могут  оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота  капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность бизнеса и т.п.)

Инновации (здесь  может оцениваться частота внедрения  новых продуктов и услуг на предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки  окупаемости средств, вложенных  в разработку новинок и т.п.)

Маркетинг (здесь  можно оценивать качество товаров/услуг (как это качество оценивают потребители), известность марки, полноту ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию предприятия, эффективность  применяемой модели сбыта, ассортимент  предлагаемых дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала). (см. табл.1).

Шаг 2. Определение  рыночных возможностей и угроз

Второй шаг SWOT-анализа - это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности  и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически  идентична методике определения  сильных и слабых сторон предприятия:

За основу можно взять следующий список параметров:

Факторы спроса (здесь целесообразно принять  во внимание емкость рынка, темпы  его роста либо сокращения, структуру  спроса на продукцию вашего предприятия  и т.п.)

Факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и  выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками  рынка и т.п.)

Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих  и т.п.)

Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение  уровня доходов населения, налоговая  политика государства и т.п.)

Политические  и правовые факторы (оценивается  уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности  населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)

Научно-технические  факторы (обычно принимается во внимание уровень развития науки, степень  внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки  развития науки и т.п.)

Социально-демографические  факторы (следует учесть численность  и половозрастную структуру населения  региона, в котором работает предприятие, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения  и т.п.)

Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления  товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)

Природные и  экологические факторы (принимается  в расчет климатическая зона, в  которой работает предприятие, состояние  окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.)

И, наконец, международные факторы (среди них  учитывается уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.) (см. табл.2).

Шаг 3. Сопоставление  сильных и слабых сторон предприятия  с возможностями и угрозами рынка

Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными  возможностями и угрозами позволяет  ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:

Как возможно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?

Какие слабые стороны предприятия могут помешать?

За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами  предприятия, нужно больше всего  опасаться?

Для сопоставления  возможностей предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа (см. гл.2.2)

 

 

2.2. Влияние внешней среды на стратегию и тактику предприятия

 

Общество  с дополнительной ответственностью «Мостра-групп» (ОДО «Мостра-групп») 220075, г. Минск, ул. Селицкого 21б, тел: 8-017-389-06-00

Мостра-групп - ведущий оператор в области импорта, логистики, дистрибуции и продвижения товаров повседневного спроса крупнейших мировых и российских производителей.

Стратегическое  преимущество, выгодно отличающее компанию от конкурентов, состоит в том, что  она способна предложить партнёру весь комплекс услуг по доведению товара со склада производителя до конечных точек продаж.

Специалисты «Мостры» примут товар из любой точки мира, осуществят его доставку, произведут таможенное оформление, выполнят все виды грузообработки и предпродажную подготовку, обеспечат дистрибуцию по РБ, организуют продвижение товара в точках продаж. При этом на всём пути движения товара будут действовать самые высокие стандарты качества операций.

Технологии  работы «Мостры» отвечают всем современным требованиям: на предприятии внедрена ERP-система, интеллектуальное управление складом осуществляется при помощи системы Manhattan WMS, спутниковая система контроля и учёта транспорта обеспечивает полный контроль над поставками, а максимальная оперативность обслуживания розницы достигается с помощью системы мобильной торговли "Оптима".

Компания  является эксклюзивным национальным импортером профессиональных товаров для клининга и ряда других товарных линеек компании Procter&Gamble.

В качестве дистрибутора, «Мостра» представляет интересы компаний Procter & Gamble, Nestle, Gillette, и других.

Для оптимального решения клиентских задач, бизнес компании структурно разделён на четыре направления: импорт (включая доставку, таможенное оформление, национальную дистрибуцию и др.), логистические услуги (ответственное хранение, грузообработка, и др.), традиционная дистрибуция на территории присутствия филиалов компании, маркетинговое сопровождение: акции для покупателей (подарки, дегустации, конкурсы и др.; акции стимулирования торговой сети (мерчендайзинг, бонусные программы для торговых представителей и др.; опросы покупателей, конференции, семинары и др.

Деятельность  организации подпадает под множество  правовых ограничений, которые устанавливает  государство через законы.

Организация действует в соответствии с Конституцией РБ, трудовым, налоговым кодексом. Кроме этого, работа организации зависит от местных органов власти, которые выдают лицензию на право деятельности.

Подчиняется законодательным актам, регулирующим предпринимательство, налогообложение, конкуренцию, рекламу, товарные знаки, защиту прав потребителей.

Потребителями ОДО «Мостра-групп» являются множество частных предпринимателей и организаций города, занимающиеся розничной торговлей бытовой химии, парфюмерии и продукции фирмы Nestle.

Потребители любой продукции подвержены рекламному влиянию, поэтому фирма тратит значительные средства на маркетинговые мероприятия.

Весьма  актуальным фактором, особенно в условиях экономического кризиса, является состояние  экономики. Доход организация получает за счет активных продаж. За последние 6 мес. снизилось количество потребителей и объемы поставок, соответственно, значительно уменьшился и доход  организации, что повлекло за снижение заработной платы и сокращение числа  работников.

Определение сильных и слабых сторон организации  представлено в приложении.

Приложение.

 

Табл. 1. Определение сильных и слабых сторон организации по методу SWOT - анализа

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Организация

Высокий уровень квалификации руководящих  сотрудников предприятия

Низкая заинтересованность рядовых  сотрудников в развитии предприятия, плохие условия труда на складских  помещениях.

2. Маркетинг

Высокое качество продукции, проведение рекламных акций

Низкий уровень квалификации мерчендайзеров и промоутеров.

3. Финансы

Стабильная заработная плата, финансовая устойчивость предприятия

Большая разница в зарплате работников разных отделов.

Информация о работе Влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия