Влияния развития особых экономических зон на эффективность функционирования национальной экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление общих и специфических характеристик формирования и развития особых экономических зон, а также проблем развития особых экономических зон в России. Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи: определить роль и место особых экономических зон в экономическом развитии страны и региона; выявить общие и специфические аспекты функционирования особых экономических зон в России; определить типологические характеристики особых экономических зон; проанализировать опыт функционирования особых экономических зон в России для выявления имеющихся основных трудностей и поиска перспективных направлений развития зон.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понятия особые экономические зоны 5
1.1. Понятие, сущность и значение особой экономической зоны 5
1.2. Роль особых экономических зон в зарубежных странах 8
1.3. Влияние развития особых экономических зон на эффективность функционирования малых и средних предприятий 14
Глава 2. Анализ влияния развития особых экономических зон на эффективность функционирования национальной экономики России 19
2.1. Развитие особых экономических зон в России 19
2.2. Проблемы развития особых экономических зон в России и пути их решения 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа(1).docx

— 58.73 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические  основы понятия особые экономические  зоны 5

1.1. Понятие,  сущность и значение особой  экономической зоны 5

1.2. Роль особых  экономических зон в зарубежных  странах 8

1.3. Влияние развития особых экономических зон на эффективность функционирования малых и средних предприятий 14

Глава 2. Анализ влияния развития особых экономических  зон на эффективность функционирования национальной экономики России 19

2.1. Развитие  особых экономических зон в  России 19

2.2. Проблемы  развития особых экономических  зон в России и пути их  решения 25

Заключение 28

Список использованной литературы 30

 

Введение

 

В условиях глобализации мировой  экономики для большинства стран  все более важными становятся проблемы, связанные с обеспечением открытости национальных экономик, интеграции их в мировое хозяйство. За счет этого  они стремятся извлечь экономические  выгоды от участия в международном  разделении труда. Одним из эффективных  инструментов, способствующих процессу инкорпорирования национальных экономик в мировое хозяйство, оживлению  внешнеэкономической деятельности, стали зоны совместного предпринимательства, насчитывающие несколько видов. Среди них выделяются особые экономические  зоны (ОЭЗ), которые позволяют странам  реализовать, прежде всего, региональные преимущества в ускорении экономического роста, социально-экономическом развитии территорий, оказывать мультипликационное влияние на развитие всей национальной экономики.

Как отмечает Центр ООН  по транснациональным корпорациям (UNCTC), рост особых зон становится одной  из наиболее важных тенденций последних десятилетий. Они получают широкое распространение как в развитых, так и в развивающихся странах мира. Что же касается России, то ее практика формирования и развития экономических зон оценивается неоднозначно. В первой половине 90-х годов прошлого столетия отмечался бурный рост числа таких зон (около 20) и российские ученые проявляли пристальное внимание к их становлению. В последующие годы наметилась тенденция к резкому сокращению зон. Главные причины были связаны с отсутствием целенаправленной государственной политики по развитию особых экономических зон, несовершенством законодательной базы о ОЭЗ, слабостью организационной системы  государственного контроля за осуществлением в них внешнеэкономической деятельности. Однако на рубеже 20-21 веков, когда усиливается экономическая интеграция мирового хозяйства, все острее ощущается необходимость более активного включения в этот процесс России, проблемы функционирования экономических зон вновь стали привлекать внимание специалистов. Появилась потребность в комплексном исследовании функционирования зон с учетом меняющихся внешних и внутренних факторов развития российской экономики в целом и специфики развития ее крупных экономических регионов. Это и стало определяющим фактором для меня при выборе темы курсовой работы.

Целью работы является выявление  общих и специфических характеристик  формирования и развития особых экономических  зон, а также проблем развития особых экономических зон в России.  Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:  определить  роль и место особых экономических зон в экономическом развитии страны и региона; выявить общие и специфические аспекты функционирования  особых экономических зон в России; определить типологические характеристики особых экономических зон; проанализировать опыт функционирования особых экономических зон в России для выявления имеющихся основных трудностей и поиска перспективных направлений развития зон.

Теоретическую основу работы составили труды российских ученых, посвященные формированию и развитию экономических зон. Вопросы функционирования особых экономических зон в мировой экономике, специфика их деятельности в отдельных странах нашли отражение в трудах следующих авторов Зименков Р.И., Кархова И.Ю., Адмидина А.Г., Ишаева В.И., Латкина А.П., Минакира П.А., и других. В их работах были рассмотрены условия создания зон, выделены их типы, особенности стимулирования хозяйственной деятельности,  эффективность функционирования.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы понятия особые экономические зоны

1.1. Понятие, сущность и  значение особой экономической  зоны

 

В научной литературе нет  устоявшегося определения особой экономической  зоны. Данное обстоятельство обусловлено  многообразием особых экономических  зон, целей их создания, а также  их постоянной трансформацией и модификацией в процессе их исторического развития. Особая экономическая зона ассоциируется  с частью территории государства.[1]

Таким образом, особая экономическая  зона - это специальная территории государства с особым правовым режимом. Как отмечает Н.Н. Попова, «к особым территориям следует отнести определенные участки местности, для которых законодательством Российской Федерации установлен специальный режим хозяйственной, градостроительной деятельности, природопользования, охраны этих территорий либо деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны и безопасности государства. Иными словами, на особых территориях устанавливается отличный от обычного административно-правовой режим». Режимная концепция особой экономической зоны отождествляется с определенными льготами и преференциями для субъектов предпринимательской деятельности.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что особая экономическая  зона - это часть территории Российской Федерации с точно определенной границей и специальным режимом  предпринимательской деятельности, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления  предпринимательской деятельности (отдельных видов предпринимательской  деятельности).

Создание особых экономических  зон является одним из важных звеньев  реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с  либерализацией и активизацией внешнеэкономической  деятельности. Экономика особых экономических  зон имеет высокую степень  открытости внешнему миру, а таможенный и налоговый режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.

Особые экономические  зоны, как территориальная экономическая  подсистема национальной экономики, способны повышать эффективность ее развития, так как привлекают необходимые  инвестиции.

Помимо привлечения инвестиций, задействованных для активизации  экономических процессов в регионе, создание свободных зон увязывается также с такими важными задачами, как превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста экономики региона, роста занятости.

Многие аспекты неудачных  и успешных примеров создания особых экономических зон определяются рациональностью выбранной модели государственного управления созданием  свободных экономических зон. Для  успешного функционирования свободной  экономической зоны необходима разработка методических принципов и модели управления, учитывающих весь комплекс факторов. Управление созданием свободной  экономической зоны в силу ряда причин обладает своей спецификой. Положение  усугубляется недостаточной изученностью вопросов управления свободными экономическими зонами, а также отсутствием четко  сформулированных рекомендаций по разработке и реализации структурно-инвестиционной политики.[3, стр. 85]

Вместе с тем, необходимо отметить что, в последнее время  развитие особых зон стало одним  из новых явлений в мировой  экономике. В основе создания ОЭЗ  выделяют два подхода: территориальный  и функциональный.[4,стр. 26]

В их основе лежит единый принцип предоставления преференциального  режима хозяйствования, но при этом между ними есть существенные различия, определяющие выбор одного из них. Согласно первому подходу льготным режимом  пользуются предприятия и организации, расположенные на обособленной территории. При втором подходе ввозные пошлины  применяются к определенным видам  предпринимательской деятельности вне зависимости от места их размещения.[5, стр. 58]

Особые экономические  зоны создаются государством с учетом его экономических задач в  переходный период и предлагаются в  качестве перспективной модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования  центров роста.[5, стр.59]

Постановлениями Правительства  РФ в декабре 2005 г. Особого статуса  по результатам конкурса были удостоены  разработчики микроэлектроники в Зеленограде (Москва), ядерные физики Дубны (Московская область), специалисты по информационным технологиям Санкт-Петербурга, создатели  новых материалов в Томске. Кроме  того, в Липецке будут производить  бытовую технику, а в Елабуге (Республика Татарстан) - автокомпоненты и высокотехнологичные  продукты нефтехимии.

В январе 2006 г. Правительство  РФ и шесть субъектов Федерации - Москва, Санкт-Петербург, Томск, Липецкая область, Московская область и Республика Татарстан - подписали соглашения о  создании особых экономических зон.[6,стр.86]

Особые экономические  зоны, создаваемые на территории нашего государства, подразделяются на промышленно-производственные и технико-внедренческие, а также туристко-рекреационные.

Под промышленно-производственной особой экономической зоной следует  понимать участок территории площадью не более 20 кв. км, на котором ее резидент вправе осуществлять производство и (или) переработку товаров (продукции), а  также их реализацию, за исключением  добычи полезных ископаемых и металлургического производства; переработки полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов; производства и переработки подакцизных товаров (исключение составляют легковые автомобили и мотоциклы). Такие зоны созданы на территории Липецка и Елабуги.

Технико-внедренческой особой экономической зоной признают участки  территории (количеством не более  двух) общей площадью не более 20 кв. км, на которых резиденты вправе осуществлять деятельность по созданию и реализации научно-технической  продукции, доведению ее до промышленного  применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных  партий, а также по созданию программных  продуктов, систем сбора, обработки  и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказанию услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Подобные зоны созданы в Дубне, Москве, Санкт-Петербурге и Томске.[7, стр. 15]

Таким образом, особой экономической  зоной, является специальная территория государства с особым правовым режимом. ОЭЗ повышают эффективность развития национальной экономики. Они создаются  в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных  отраслей, производства новых видов  продукции и развития транспортной инфраструктуры[8, стр. 220], привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг, создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала, развитие экспортной базы, импортозамещение, апробация новых методов менеджмента и организации труда.

1.2. Роль особых экономических  зон в зарубежных странах

 

Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей особую зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, особые экономические зоны получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода особых экономических зон. По оценкам специалистов к 2011 году через различные ОЭЗ будет проходить до 40% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают особые экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в особых экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.[19, стр. 229]

Цели создания особых экономических  зон  зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания особых экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно  развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные  экономические зоны часто создавались  для активизации внешнеэкономических  связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого  и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных  различий. В этих целях такой категории  предпринимателей предоставлялась  большая, чем в других районах  страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы  не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.[14, стр.165]

Со сходной целью создавались  особые экономические зоны и в  ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при  создании ОЭЗ делается на привлечение  иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

По данным ООН по промышленному  развитию (ЮНИДО), в настоящее время  в 120 странах мира насчитывается  около четырех тысяч особых экономических  зон, обеспечивающих рабочими местами  около 50 миллионов человек. Объем  произведенной экспортной продукции  оценивается в 600 миллиардов долларов. По оценкам специалистов, на сегодняшний  день функционируют около 1500 предпринимательских  зон, более 700 экспортно-производственных зон, включая зоны свободной торговли, около 450 научно-промышленных парков и  примерно 700 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические районы, туристические  центры и т.д.).

Информация о работе Влияния развития особых экономических зон на эффективность функционирования национальной экономики России