Влияния развития особых экономических зон на эффективность функционирования национальной экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление общих и специфических характеристик формирования и развития особых экономических зон, а также проблем развития особых экономических зон в России. Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи: определить роль и место особых экономических зон в экономическом развитии страны и региона; выявить общие и специфические аспекты функционирования особых экономических зон в России; определить типологические характеристики особых экономических зон; проанализировать опыт функционирования особых экономических зон в России для выявления имеющихся основных трудностей и поиска перспективных направлений развития зон.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понятия особые экономические зоны 5
1.1. Понятие, сущность и значение особой экономической зоны 5
1.2. Роль особых экономических зон в зарубежных странах 8
1.3. Влияние развития особых экономических зон на эффективность функционирования малых и средних предприятий 14
Глава 2. Анализ влияния развития особых экономических зон на эффективность функционирования национальной экономики России 19
2.1. Развитие особых экономических зон в России 19
2.2. Проблемы развития особых экономических зон в России и пути их решения 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа(1).docx

— 58.73 Кб (Скачать документ)

При освоении технико-экономических  зон Лю Пэйцян предвидел следующую проблему и заявил: «У российских экономических зон хорошие перспективы, но при этом следует заранее быть готовым к возможным трудностям роста». В связи с тем, что Китай является страной, которой присущ большой опыт создания особых экономических зон, необходимо принять во внимание те проблемы, которые выделил председатель и соответственно принять необходимые меры по их устранению.

Проблема несоответствия предприятий статусу особой экономической  зоны. Многие проекты, отдаваемые на рассмотрение агентству по особым экономическим  зонам, не совместимы со статусом ОЭЗ, они не являются новыми и перспективными. Это означает то, что предложения  разрабатываются лишь в целях  получения льгот и преференций. То есть старые, полуразвалившиеся предприятия предлагают переместить их в особую экономическую зону и выпускать традиционные продукты для российского рынка, что в принципе так делается в нашей стране.  Для того чтобы изменить эту ситуацию, не превратить данный институт в обычный оффшор, необходимо разрабатывать достаточное количество инструментов пресечения.

Еще одной проблемой создания особых экономических зон является неготовность самих регионов к созданию ОЭЗ.  Регионы, предлагающие себя на конкурс по созданию у себя свободных экономических зон, недостаточно объективно оценивают свои силы и возможности, исходя лишь из одной цели - привлечь инвестиции в регион и тем самым дать толчок к развитию и недооценивая, какие им предстоит сделать существенные финансовые вливания в развитие инфраструктуры региона при создании свободных экономических зон. [21]

Насущной проблемой организации  особых экономических зон на территории Российской Федерации является отсутствие теоретического научно разработанного базиса, то есть формулируемые цели не соответствуют целям, реально преследуемым при их создании, их противоречие интересам, как регионов, так и Федерации в целом.

Таким образом, можно отметить, что существуют достаточное количество проблем при создании особых экономических  зон, но при этом все они решаемы. В частности, представляется, что для начала нормальной экономической деятельности на территории ОЭЗ необходимо иметь подготовленную инфраструктуру, производственные площади, правовые условия осуществления производственной, торговой, таможенной и иных видов деятельности; решить вопрос о землевладении (землевладельце) и механизме перераспределения собственности на землю между потенциальными инвесторами-пользователями; организовать и институционально обозначить организационную структуру управления ОЭЗ и роль государства в регулировании ее развития; подготовить нормативно-правовое обеспечение деятельности данной ОЭЗ в рамках общего институционального поля для образования и развития территориальных образований с особым статусом; сосредоточить ресурсное обеспечение на развитии локальных ОЭЗ, обеспечивающих эффективность для инвесторов и государства.

В этой связи общими условиями  успешного развития ОЭЗ могут  стать: завершение их институционально-организационного и правового оформления, сохраняющего конкурентные преимущества; качественное улучшение инфраструктурного обеспечения, усиление госгарантий коммерческих и инвестиционных рисков участников ОЭЗ.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог данной курсовой работы, посвященной теме «Особые экономические зоны в Российской Федерации», следует сказать, что особая (свободная) экономическая зона – это часть национального экономического пространства со сложноорганизованной комплексной системой, характеризующейся целостностью и многообразием типов связей и отношений между ее элементами (субъектами), где для национальных и иностранных предпринимателей действует особый льготный, хозяйственный режим, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач.

Особые экономические  зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных  отраслей, производства новых видов  продукции и развития транспортной инфраструктуры.

Выделяют следующие типы особых экономических зон

  • промышленно-производственные, создаваемые на участках территории, площадь которых составляет не более 20 кв. км.
  • технико-внедренческие создаются на участках территории, общая площадь которых составляет не более 2 кв.км.
  • туристско-рекреационные предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.
  • инновационные открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Особые экономические  зоны существуют по всему миру и  страны осознают, насколько они важны  как центры экономического развития. В США действуют 260 зон, в них  размещены более 2000 фирм с годовым  оборотом 230 миллиардов долларов США, 70% из которых предназначены для внутреннего рынка. В Китае размещены 124 особые зоны с более чем 10000 инвестиционных проектов, со 120 миллионами долларов США годового дохода, 8% которого предназначается на экспорт. Великолепным примером роста и конкурентоспособности может послужить СЭЗ Тянжин - Теда: ее площадь равна 33 квадратным километрам, в ней размещены 128 предприятий, инвестируется 10 миллиардов долларов США, 1350 миллионов долларов США получаются за счет экспорта.

Но для того, чтобы особые экономические зоны вносили огромный вклад в развитие страны, необходимо решить массу проблем, связанных  с их созданием. К их числу относятся: не продуманная инновационная и промышленная политика, коррумпированная составляющая, несоответствие предприятий статусу особой экономической зоны, неготовность регионов к созданию ОЭЗ, отсутствие теоретического научно разработанного базиса и массу других проблем.

Решив данные проблемы, особые экономические зоны могут стать гибким инструментом, легко адаптирующимся к экономической политике, способным быстро создавать преимущества, эффективные для экономического развития регионов, как центров развития прогрессивных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Агаркова Н. Шоропа И.А. Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Материалы научно-практический конференции «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в России и СНГ». М. 2006 г

2. Попова Н.Н. Указ.соч. с.24

3. Ивченко В.В. Свободные  экономические зоны в зарубежных  странах и в России: учеб. Пособие  для вузов/В.В. Ивченко, А.Б.Самойлова  – М.: ИНФРА-М, 2003, с.85

4. Михеев Л.Д. Проблемы  СЭЗ сегодня. М., 2007, с.26

5. Лименко М. Свободные зоны не свободные от кризиса. – Деловые люди, 2007, с.5

6. Елисеев А. Особая  экономическая зона в Калининградской  области. – Международный базис  в России. 2006, №5, с.86

7. Мозаис П.М. Стереотипы поведения иностранных инвесторов в свободной экономической зоне. Дело и право. 2009 №2, с.15

8. Юсупов К.Н, Янгиров А.В., Таймасов А.Р. Национальная экономика. 2008, с.220

9. Имамутдинов И. Зона особого внимания/ И. Имамутдинов, Д.Медовинков// Эксперт. 2005, №6, с. 60-65

10. Комаров В.В. Зоны  свободной торговли/ В.В.Комаров.  М.: Финансы и статистика, 2004, с.156

11. Рыбаков С.А., Орлова  Н.А. Особые экономические зоны. 2007, с.35

12. Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. – М.: Благовест, 2007. – с.137

13. Зименков, Р. И. Свободные экономические зоны/ Р. И. Зименков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 224 с.

14. Гитма Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования: Учебник. Пер с англ. М., 2007

15. Богатырев А.Д. Инвестиционное право. М., 2006

16. Алексеев С.С. Власть  и экономика. Радикальная экономическая  реформа: истоки, проблемы, решения.  М., 2007г.

17. Агеев А.И. Предпринимательство:  проблемы собственности и культуры. М., 2007 г.

18. Ларина Н.Н., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономикой. М., 2007

19. Апопова Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М., 2006. – с.229

20. Форум финансовой стабильности. Доклад рабочей группы по оффшорным центрам. 2000, p.19

21. http://www.garant.ru/action/conference/10106/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияния развития особых экономических зон на эффективность функционирования национальной экономики России