Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 18:07, курсовая работа
Целью работы является выявление общих и специфических характеристик формирования и развития особых экономических зон, а также проблем развития особых экономических зон в России. Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи: определить роль и место особых экономических зон в экономическом развитии страны и региона; выявить общие и специфические аспекты функционирования особых экономических зон в России; определить типологические характеристики особых экономических зон; проанализировать опыт функционирования особых экономических зон в России для выявления имеющихся основных трудностей и поиска перспективных направлений развития зон.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понятия особые экономические зоны 5
1.1. Понятие, сущность и значение особой экономической зоны 5
1.2. Роль особых экономических зон в зарубежных странах 8
1.3. Влияние развития особых экономических зон на эффективность функционирования малых и средних предприятий 14
Глава 2. Анализ влияния развития особых экономических зон на эффективность функционирования национальной экономики России 19
2.1. Развитие особых экономических зон в России 19
2.2. Проблемы развития особых экономических зон в России и пути их решения 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Особые экономические зоны в Европе используются в качестве инструмента региональной политики. В этих зонах действуют различные формы льгот: налоговые, таможенные, экспортно-импортные, банковские и др. Существует достаточно большое число разновидностей ОЭЗ в Европе (ОЭЗ «Брест», ОЭЗ «Кадис» в Испании, ОЭЗ «Барселона» в Испании, ОЭЗ «Санта Мария» ОЭЗ на острове Мадейра в Португалии и др.). Деление зон на виды обусловлено различными видами деятельности, осуществляемыми в этих ОЭЗ, хотя нередки случаи, когда в зоне осуществляются сразу несколько видов хозяйственной деятельности. Основными видами ОЭЗ, распространенными в Европе, являются: таможенные склады; свободные таможенные зоны; объединенные зоны; зоны, ориентированные на экспорт; особые экономические зоны; зоны оживления; зоны свободной банковской активности; зоны свободной страховой активности; отраслеспецифичные зоны.
Привлечение капитала в ОЭЗ и, как следствие, развитие ОЭЗ обусловлены следующими стимулами:[14, стр. 32]
1. Монетарное побуждение.
Под этим подразумевается
2. Таможенные льготы. В данном случае все сводится, как правило, к отмене импортных пошлин.
3. Наличие таможенного
свободного ввоза для
4. Фискальные облегчения
(разновидность монетарных
5. Немонетарные стимулы.
К ним относится
Следует также отметить,
что в зонах свободной
Впервые ОЭЗ были созданы
в США по акту 1934 г. в виде зон
внешней торговли. Их целью была
активизация внешнеторговой деятельности
посредством снижения таможенных издержек.
Предприятия, действующие в указанных
зонах, выводились из-под таможенного
контроля в США, если импортируемые
в зону товары затем направлялись
в третью страну. Другим мировым
лидером и законодателем в
области создания и опыта развития
и совершенствования ОЭЗ
В Японии широкое распространение получили зоны свободного импорта. Они представляют собой регион, развиваемый в рамках законодательства "по особым мерам, направленным на развитие импорта и привлечение инвестиций". Пример - зона свободного импорта "Сакаиминато". Для содействия предпринимателям здесь был предусмотрен ряд мер: предоставление средним и мелким фирмам займов под низкие проценты, дифференцированное налогообложение, льготная оплата поставок оборудования, освобождение от налогов на землю предприятий обрабатывающей промышленности, оптовой торговли и транспорта и многое другое. [13, стр.126]
Мексика в 90-е годы прошла
путь от строгого протекционизма и
госконтроля во всех областях до практически
полной открытости и либерализации
экономики и широкой интеграции
в мировое хозяйство. В деле привлечения
инвестиций одна из главных ролей
в Мексике отводилась механизму
свободных экспортно-
Суть этого механизма заключалась в предоставлении иностранным и национальным инвесторам особых льготных режимов при производстве промышленной продукции на экспорт. В итоге "макиладорас" стали для Мексики практически основным рычагом экономического роста.
Аналогичную роль для экономики
своих стран сыграли свободные
экономические зоны в Бразилии и
большинстве стран Юго-
У Китая - особый путь. Китайская практика функционирования ОЭЗ насчитывает почти четверть века. С 1980 г. в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР): Шэнь-чжень, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань. Также в начале 80-х годов правительство Китая открыло для внешней торговли 14 городов, в основном это крупные порты страны. [3,стр.27]
После 1991 г. статус ОЭЗ получили административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов, а также ряд приграничных населенных пунктов. В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 - освоения новых и высоких технологий государственного значения.
Все особые экономические
районы ориентированы на внешние
рынки. Из пяти ОЭР экспортируется более
50% производимой там продукции. Здесь
развиваются главным образом
торгово-сбытовая сеть, обрабатывающая
промышленность, а также научные
исследования. На территории ОЭР осуществляются
специфическая экономическая
В августе 2004 года власти Китая объявили, что одна из самых крупных свободных экономических зон страны - порт Тианджин - получила разрешение американского правительства на создание "торгового и промышленного парка" в США. К концу 2004 г. подобная китайская экономическая зона начинала действовать в Объединенных Арабских Эмиратах. Таким образом, Китай сегодня осуществляет экспорт своих ОЭЗ.
Фактически все задачи,
которые ставились перед
Таким образом, особые экономические зоны получают свое развития с момента подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей особую зону как своеобразный внешнеторговый анклав. На сегодняшний день в мире функционируют около 1500 предпринимательских зон, более 700 экспортно-производственных зон, включая зоны свободной торговли, около 450 научно-промышленных парков и примерно 700 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические районы, туристические центры и т.д.).
Стратегия развития любой страны предусматривает развитие прогрессивных технологий, которые могут обеспечить промышленности страны переход на принципиально новый уровень. Одним из инструментов, организационно обеспечивающих такой переход, могут стать особые экономические зоны (ОЭЗ).
Особые экономические
зоны могут стать гибким инструментом,
легко адаптирующимся к экономической
политике, способным быстро создавать
преимущества, эффективные для экономического
развития регионов, как центров развития
прогрессивных технологий. В период
становления и развития малые
и средние предприятия
Самостоятельно малые и средние предприятия не могут справиться с этими трудностями. Поэтому необходимо, чтобы особые экономические зоны оказали малым и средним предприятиям необходимую помощь, наделяя их тем самым преимуществами и получая, в свою очередь, дополнительный доход. Эта помощь может быть оказана либо органами управления ОЭЗ, либо специализированными организациями, такими как консультативные и обучающие центры.
Существует множество программ поддержки малых и средних предприятий, предназначенных для улучшения таких аспектов, как управление, бухгалтерский учет, реализация товаров, проверка запасов материальных оборотных средств, а также для составления бизнес-планов.
Для особых экономических
зон выгодно развивать
Как и процесс производства, так и формы конкуренции между предприятиями, изменяются. Вследствие технического прогресса в производстве, предприятия начинают конкурировать не только по цене, но и по способности поддержать свой товар, поэтому необходимо, чтобы особые экономические зоны вместе с соответствующими организациями снабжали предприятия нужными знаниями.
В настоящее время быстрое
развитие информационных технологий и
средств коммуникации обеспечивают
легкий и сравнительно дешевый доступ
к малым и средним
И главное, особые экономические зоны могут стать своеобразными инкубаторами для предприятий малого и среднего бизнеса условия, в которых способствовали бы их начальному развитию путем предоставления им физического пространства и некоторого количества услуг и льгот на определенный период, не превышающий, обычно, двух лет. Таким способом повышаются шансы предприятий на успех, так как пространство для их деятельности и остальные услуги предоставляются им по низкой цене. Среди основных услуг, необходимых предприятиям малого и среднего бизнеса, можно выделить: помощь в управлении делами, торговле и экспортировании, консалтинг, управление персоналом, помощь в финансовом менеджменте, разработке планов развития, делопроизводстве и другие.
Для формирования механизмов
внешнеэкономической
Таким же образом могут образовываться механизмы предпринимательского сотрудничества для создания совместных предприятий, заключения соглашений для обеспечения внутреннего рынка, соглашений о передаче производства товаров и услуг, о совместном производстве, о передаче технологии, о совместном использовании промышленных сооружений.
Для того чтобы обеспечить
мобильность и упростить
До глобализации мировой
экономики в общей занятости
региона в наибольшей степени
участвовали большие