Влияния развития особых экономических зон на эффективность функционирования национальной экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление общих и специфических характеристик формирования и развития особых экономических зон, а также проблем развития особых экономических зон в России. Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи: определить роль и место особых экономических зон в экономическом развитии страны и региона; выявить общие и специфические аспекты функционирования особых экономических зон в России; определить типологические характеристики особых экономических зон; проанализировать опыт функционирования особых экономических зон в России для выявления имеющихся основных трудностей и поиска перспективных направлений развития зон.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понятия особые экономические зоны 5
1.1. Понятие, сущность и значение особой экономической зоны 5
1.2. Роль особых экономических зон в зарубежных странах 8
1.3. Влияние развития особых экономических зон на эффективность функционирования малых и средних предприятий 14
Глава 2. Анализ влияния развития особых экономических зон на эффективность функционирования национальной экономики России 19
2.1. Развитие особых экономических зон в России 19
2.2. Проблемы развития особых экономических зон в России и пути их решения 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа(1).docx

— 58.73 Кб (Скачать документ)

Особые экономические  зоны в Европе используются в качестве инструмента региональной политики. В этих зонах действуют различные  формы льгот: налоговые, таможенные, экспортно-импортные, банковские и  др. Существует достаточно большое  число разновидностей ОЭЗ в Европе (ОЭЗ «Брест», ОЭЗ «Кадис» в Испании, ОЭЗ «Барселона» в Испании, ОЭЗ «Санта Мария» ОЭЗ  на острове Мадейра в Португалии и др.).  Деление зон на виды обусловлено различными видами деятельности, осуществляемыми в этих ОЭЗ, хотя нередки случаи, когда в зоне осуществляются сразу несколько видов хозяйственной деятельности. Основными видами ОЭЗ, распространенными в Европе, являются: таможенные склады; свободные таможенные зоны; объединенные зоны; зоны, ориентированные на экспорт; особые экономические зоны; зоны оживления; зоны свободной банковской активности; зоны свободной страховой активности; отраслеспецифичные зоны.

Привлечение капитала в ОЭЗ  и, как следствие, развитие ОЭЗ обусловлены следующими стимулами:[14, стр. 32]

1. Монетарное побуждение. Под этим подразумевается снижение  налогов на прибыль корпораций.

2. Таможенные льготы. В  данном случае все сводится, как  правило, к отмене импортных  пошлин.

3. Наличие таможенного  свободного ввоза для предприятий,  в том числе и оборудования. Для предприятий, насытивших внутренний  рынок продукцией или предприятий,  экспортирующих высококачественную  продукцию, могут быть отменены  экспортные пошлины.

4. Фискальные облегчения (разновидность монетарных облегчений). Здесь, в первую очередь, идет  речь об амортизационных отчислениях,  наряду с политикой снижения  налогов для предприятий малого  и среднего бизнеса в начале  инвестиционного периода. Это  способствует ускорению процесса  реинвестирования, что особенно  актуально для зон оживления.

5. Немонетарные стимулы.  К ним относится государственное  регулирование предпринимательской  деятельности, а также оказания  консультаций и предоставление  бесплатной информации для субъектов  хозяйствования.

Следует также отметить, что в зонах свободной банковской деятельности практикуется отмена нормы  обязательных резервов, требований к  размеру собственного капитала. Для  зон свободной страховой активности благоприятствующим фактором выступает  отмена определенного страхования. Поскольку эти зоны, как правило, действуют в совокупности с другими, эти льготы дополняют общий набор  льгот.

Впервые ОЭЗ были созданы  в США по акту 1934 г. в виде зон  внешней торговли. Их целью была активизация внешнеторговой деятельности посредством снижения таможенных издержек. Предприятия, действующие в указанных  зонах, выводились из-под таможенного  контроля в США, если импортируемые  в зону товары затем направлялись в третью страну. Другим мировым  лидером и законодателем в  области создания и опыта развития и совершенствования ОЭЗ является Ирландия. Она за 20 лет использования  зон свободной торговли превратилась из аграрной страны в ведущего члена  европейского экономического сообщества.

В Японии широкое распространение  получили  зоны свободного импорта. Они представляют собой регион, развиваемый  в рамках законодательства "по особым мерам, направленным на развитие импорта и привлечение инвестиций". Пример - зона свободного импорта "Сакаиминато". Для содействия предпринимателям здесь был предусмотрен ряд мер: предоставление средним и мелким фирмам займов под низкие проценты, дифференцированное налогообложение, льготная оплата поставок оборудования, освобождение от налогов на землю предприятий обрабатывающей промышленности, оптовой торговли и транспорта и многое другое. [13, стр.126]

Мексика в 90-е годы прошла путь от строгого протекционизма и  госконтроля во всех областях до практически  полной открытости и либерализации  экономики и широкой интеграции в мировое хозяйство. В деле привлечения  инвестиций одна из главных ролей  в Мексике отводилась механизму  свободных экспортно-производственных зон, получивших название "макиладорас".

Суть этого механизма  заключалась в предоставлении иностранным  и национальным инвесторам особых льготных режимов при производстве промышленной продукции на экспорт. В итоге "макиладорас" стали для Мексики практически основным рычагом экономического роста.

Аналогичную роль для экономики  своих стран сыграли свободные  экономические зоны в Бразилии и  большинстве стран Юго-Восточной  Азии.

У Китая - особый путь. Китайская  практика функционирования ОЭЗ насчитывает  почти четверть века. С 1980 г. в КНР  создано пять особых экономических  районов (ОЭР): Шэнь-чжень, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань. Также в начале 80-х годов правительство Китая открыло для внешней торговли 14 городов, в основном это крупные порты страны. [3,стр.27]

После 1991 г. статус ОЭЗ получили административные центры внутриконтинентальных  провинций и автономных районов, а также ряд приграничных населенных пунктов. В крупных и средних  городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 - освоения новых и высоких технологий государственного значения.

Все особые экономические  районы ориентированы на внешние  рынки. Из пяти ОЭР экспортируется более 50% производимой там продукции. Здесь  развиваются главным образом  торгово-сбытовая сеть, обрабатывающая промышленность, а также научные  исследования. На территории ОЭР осуществляются специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные  инвесторы пользуются там многими  таможенными и налоговыми льготами, им предоставлены большие права  и полномочия. Это позволяет Китаю  приобретать самые совершенные  виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении  на мировых товарных и финансовых рынках, постоянно повышать уровень  подготовки своих кадров.

В августе 2004 года власти Китая  объявили, что одна из самых крупных  свободных экономических зон  страны - порт Тианджин - получила разрешение американского правительства на создание "торгового и промышленного парка" в США. К концу 2004 г. подобная китайская экономическая зона начинала  действовать в Объединенных Арабских Эмиратах. Таким образом, Китай сегодня осуществляет экспорт своих ОЭЗ.

Фактически все задачи, которые ставились перед китайскими ОЭЗ, реализованы: удалось привлечь иностранный капитал, овладеть опытом управления, подготовить национальные кадры, увеличить экспортную валютную выручку, стимулировать реформы, эффективно использовать природные ресурсы и многое другое.

Таким образом, особые экономические  зоны получают свое развития с момента  подписания в 1973 г. Киотской конвенции,  определившей особую зону как своеобразный внешнеторговый анклав. На сегодняшний день в мире функционируют около 1500 предпринимательских зон, более 700 экспортно-производственных зон, включая зоны свободной торговли, около 450 научно-промышленных парков и примерно 700 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические районы, туристические центры и т.д.).

1.3. Влияние развития особых экономических зон на эффективность функционирования малых и средних предприятий

 

Стратегия развития любой  страны предусматривает развитие прогрессивных  технологий, которые могут обеспечить промышленности страны переход на принципиально  новый уровень. Одним из инструментов, организационно обеспечивающих такой  переход, могут стать особые экономические  зоны (ОЭЗ).

Особые экономические  зоны могут стать гибким инструментом, легко адаптирующимся к экономической  политике, способным быстро создавать  преимущества, эффективные для экономического развития регионов, как центров развития прогрессивных технологий. В период становления и развития малые  и средние предприятия сталкиваются с определенными трудностями:

  • низкий уровень профессиональной подготовки руководителей;
  • недостаток информации о деятельности конкурентов и рынке;
  • отсутствие соответствующего технологического развития.

Самостоятельно малые  и средние предприятия не могут  справиться с этими трудностями. Поэтому необходимо, чтобы особые экономические зоны оказали малым  и средним предприятиям необходимую  помощь, наделяя их тем самым преимуществами и получая, в свою очередь, дополнительный доход. Эта помощь может быть оказана  либо органами управления ОЭЗ, либо специализированными  организациями, такими как консультативные  и обучающие центры.

Существует множество  программ поддержки малых и средних  предприятий, предназначенных для  улучшения таких аспектов, как  управление, бухгалтерский учет, реализация товаров, проверка запасов материальных оборотных средств, а также для составления бизнес-планов.

Для особых экономических  зон выгодно развивать программы, нацеленные на поиск новых предпринимателей, развитие и поддержку уже существующих предприятий. Однако очень трудно распознать потенциальных предпринимателей. Для  этой цели можно использовать программу EMPRETEC (Предприятие и Технология), разработанную на базе исследований, проведенных частными консалтинговыми  фирмами, и принятую на Конференции ООН по Торговле и Развитию. Программа включает опросы и интервью, нацеленные на отбор кандидатов для участия в клубах мотивации предпринимателей. Участники получают поддержку в реализации своих бизнес-планов, могут обучиться новым техникам управления предприятиями, получить помощь в таких областях, как оценка эффективности бизнес-планов, поиск финансирования и др.[20]

Как и процесс производства, так и формы конкуренции между  предприятиями, изменяются. Вследствие технического прогресса в производстве, предприятия начинают конкурировать  не только по цене, но и по способности  поддержать свой товар, поэтому необходимо, чтобы особые экономические зоны вместе с соответствующими организациями  снабжали предприятия нужными знаниями.

В настоящее время быстрое  развитие информационных технологий и  средств коммуникации обеспечивают легкий и сравнительно дешевый доступ к малым и средним предприятиям, сокращая расстояние, отделяющее их от крупных предприятий в отношении  функционирования и конкурентоспособности. Одной из услуг, оказываемых особыми  экономическими зонами, может стать  обеспечение необходимой информацией  предприятий малого и среднего бизнеса, чтобы они не чувствовали ограничения  своих возможностей в конкуренции  и росте. Нередко малые и средние  предприятия терпят поражение из-за того, что им не хватает знаний в  различных областях управления и  функционирования предприятий, а нанимать специалистов для разрешения проблем в этих областях для них дорого. Эту потребность можно было бы удовлетворить через администрацию консалтинговые фирмы или университеты, находящиеся на территории ОЭЗ.

И главное, особые экономические  зоны могут стать своеобразными  инкубаторами для предприятий малого и среднего бизнеса условия, в  которых способствовали бы их начальному развитию путем предоставления им физического  пространства и некоторого количества услуг и льгот на определенный период, не превышающий, обычно, двух лет. Таким способом повышаются шансы  предприятий на успех, так как  пространство для их деятельности и  остальные услуги предоставляются  им по низкой цене. Среди основных услуг, необходимых предприятиям малого и  среднего бизнеса, можно выделить: помощь в управлении делами, торговле и  экспортировании, консалтинг, управление персоналом, помощь в финансовом менеджменте, разработке планов развития, делопроизводстве и другие.

Для формирования механизмов внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса  можно использовать многолетний  опыт особых экономических зон (ОЭЗ). У них выработаны механизмы стимулирования, основанные на освобождении от налогов  на импорт производственных ресурсов, налоговых льготах для импорта  основных фондов, освобождении от ренты  на доходы от экспорта, особых методах  обмена валюты в странах, где существуют валютные ограничения и другие преимущества.

Таким же образом могут  образовываться механизмы предпринимательского сотрудничества для создания совместных предприятий, заключения соглашений для  обеспечения внутреннего рынка, соглашений о передаче производства товаров и услуг, о совместном производстве, о передаче технологии, о совместном использовании промышленных сооружений.

Для того чтобы обеспечить мобильность и упростить распределение  товаров, можно использовать такие  приемы и механизмы как особые железнодорожные коридоры, снижение административных издержек, упрощенная процедура перевозки грузов через  границу. 

До глобализации мировой  экономики в общей занятости  региона в наибольшей степени  участвовали большие предприятия, но все изменилось, и сейчас так  называемые малые и средние предприятия  с численностью работников менее 100 завоевывают пространство, создавая все больше источников занятости. Малые  и средние предприятия характеризуются  своей гибкостью, быстрой адаптацией и небольшими затратами на технологическую  модернизацию. Так, к примеру, малые предприятия с количеством работников от 10 до 200 вносят 50% вклад в оборот по реализации и производят 40% экспортируемых товаров.[10, стр.19]  Вклад малых и средних предприятий в экспорт также очень важен: их доля в объем экспорта превышает 30%. Для того чтобы определенный регион развивался, и увеличивалось количество рабочих мест, необходимо укреплять малые и средние предприятия, пытаясь повысить их конкурентоспособность и долю экспортируемого товара. Поэтому проявилась тенденция создания новых малых и средних предприятий и укрепления существующих, что, в целом, способствует повышению уровня занятости.

Информация о работе Влияния развития особых экономических зон на эффективность функционирования национальной экономики России