Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 18:07, курсовая работа
Целью работы является выявление общих и специфических характеристик формирования и развития особых экономических зон, а также проблем развития особых экономических зон в России. Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи: определить роль и место особых экономических зон в экономическом развитии страны и региона; выявить общие и специфические аспекты функционирования особых экономических зон в России; определить типологические характеристики особых экономических зон; проанализировать опыт функционирования особых экономических зон в России для выявления имеющихся основных трудностей и поиска перспективных направлений развития зон.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понятия особые экономические зоны 5
1.1. Понятие, сущность и значение особой экономической зоны 5
1.2. Роль особых экономических зон в зарубежных странах 8
1.3. Влияние развития особых экономических зон на эффективность функционирования малых и средних предприятий 14
Глава 2. Анализ влияния развития особых экономических зон на эффективность функционирования национальной экономики России 19
2.1. Развитие особых экономических зон в России 19
2.2. Проблемы развития особых экономических зон в России и пути их решения 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Особые экономические
зоны могут стать материально-
Обычно считается, что свободные экономические зоны способствуют прямым иностранным инвестициям относительно крупных и имеющих хорошую репутацию компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт, мощные транснациональные корпорации не очень нуждаются в привилегиях и возможностях СЭЗ. Они могут успешно функционировать в обычных условиях практически любой страны. И если условия какого-либо государства слишком неблагоприятны, то преимущества, предлагаемые СЭЗ, вряд ли заставят эти корпорации изменить их стратегию международного развития.
Это одна из основных причин того, что в большинстве стран инвесторами в СЭЗ являются не крупные, хорошо известные транснациональные корпорации, а небольшие фирмы, которые часто выходят на рынок иностранных инвестиций в первый раз.
Опыт таких стран, как Мексика, Ямайка или Маврикий, намеренно привлекающих в свои экономические зоны мелких иностранных инвесторов, подтверждает, что средние или мелкие фирмы промышленно развитых государств или стран, недавно вставших на путь индустриального развития, с пользой для дела дополняют деятельность крупных компаний.
Исходя из выше сказанного
следует сказать, что мелкие фирмы
более гибко реагируют на быстроменяющуюся
обстановку и в состоянии удовлетворить
насущные потребности внутреннего
рынка этих стран. Учитывая заинтересованность
государства в привлечении
Интерес к особым экономическим зонам (ОЭЗ) в России сегодня растет в геометрической прогрессии. Если в начале 2005 года идея создания ОЭЗ была чем-то малопонятным и бесконечно далеким, то сейчас любая новость об ОЭЗ вызывает большой интерес.
В 2005 году в Москве прошел Первый Московский Международный Форум «ОЭЗ в РФ. Инвестиционный фонд России». Председатель китайского общества зон технико-экономического освоения Лю Пэйцян, принявший участие в работе форума, заявил: «У российских экономических зон хорошие перспективы, но при этом следует заранее быть готовым к возможным трудностям роста». Среди «трудностей роста» Лю Пэйцян назвал обязательно возникающую проблему взаимоотношений ОЭЗ и прилегающей к ней обычной территории, живущей по общепринятым экономическим правилам, без льгот и послаблений. Необходимо также быть готовым и к конфликту интересов, к «коррупционной составляющей» развития.
Цель создания особых экономических зон - развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.
На территории ОЭЗ действует
особый режим осуществления
В Российской Федерации действуют 24 особые экономические зоны четырёх типов: 4 промышленные, 4 инновационные, 13 туристических и 3 портово-логистические. Данные зоны находятся на территории Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Московской области, Иркутской области, Республики Татарстан, Калининградской области, Краснодарского края, Липецкой области, г. Москва, г. Санкт-Петербурга, Ставропольского края и Томской области.
Рассмотрим каждый тип зон на конкретных примерах.
Технико-внедренческая особая экономическая зона в г. Дубне создается для привлечения инвесторов и обеспечения условий для ведения исследований и разработок, создания опытных образцов и производства опытных партий высокотехнологичной продукции в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров. Особое внимание при этом будет уделено развитию деятельности в сфере информационных, а также ядерно-физических технологий.
Технико-внедренческая особая
экономическая зона создается с
опорой на инфраструктуру и научно-технические
достижения сложившихся научных, инженерных
и образовательных организаций
города - Объединенного института
ядерных исследований (ОИЯИ), Губернаторского
университета «Дубна», ОАО «МКБ “Радуга”»,
ФГУП НИИ «Атолл», других организаций
научно-производственного
К настоящему времени заметное место на рынке высокотехнологичной продукции и услуг уже занимают выделившиеся (spin_off) из ОИЯИ или развивающие тематику исследований и разработок ОИЯИ такие компании, как ИЦПЯФ (производство чистых комнат), ООО «Компания Контакт» (системы телекоммуникаций), ФГУП «Дедал» (системы охраны объектов), ЗАО «Аспект» (производство приборов радиологического контроля), НПК «Альфа» ЗАО «Холдинговая компания «Трекпор текнолоджи» (системы донорского и лечебного плазмофереза), ООО «Интерграфика» (системы компьютерной визуализации образовательных процессов) и др.
Особая экономическая зона технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге в соответствии с Законом Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116_ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 780 «О создании на территории Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» создается на территории общей площадью 200 га в Петродворцовом районе (территория «Нойдорф» (пос. Стрельна) и в Приморском районе (территория севернее лесопарка Ново-Орловский)) Санкт-Петербурга.
Зона создается с целью
локализации организаций и
На территории особой экономической зоны Санкт-Петербурга (далее – ОЭЗ) в соответствии с заявками потенциальных резидентов ОЭЗ планируются разработка программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; военной и гражданской авионики (совокупность всех электронных систем, разработанных для использования в авиации); медицинской техники, разработка аналитических приборов и производство опытных партий.
В соответствии с Законом РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» ОЭЗ создается на 20 лет, а режим ОЭЗ позволяет: в упрощенном порядке производить экспорт-импорт за счет введения особого таможенного режима; снизить единый социальный налог на 12% (пониженная ставка единого социального налога составит 14% при годовой заработной плате физического лица до 280 тыс. руб. или ниже – в зависимости от налоговой базы).
Первые резиденты – ЗАО «Транзас» и ЗАО «Транзас Технологии». Учредитель ОАО «Транзас», основанный в 1990 г., сегодня имеет в штате более 1 200 сотрудников по всему миру и планирует перенести штаб-квартиру и НИОКР в особую экономическую зону. ОАО «Транзас» занимает около 30–40% мирового рынка электронно-картографических систем и электронных карт для судовождения; его системами оснащены погранслужбы и ВМФ десятков стран: России, США, Швеции, Германии, Индии, Великобритании, Чили, Перу, Колумбии и др.
К 2006 г. 75% самолетов гражданской авиации России были оборудованы Системой раннего предупреждения приближения к земле производства «Транзас» в полном соответствии с новыми стандартами Международной организации гражданской авиации (ICAO).
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа – ОЭЗ в г. Елабуга.
28 ноября 2005 г. по итогам
заседания конкурсных комиссий
Министерства экономического
Основными отраслями специализации
территориальной экономики
ОЭЗ на территории Елабужского района РТ представляет интерес для иностранных и отечественных инвесторов, поскольку она способна предоставить инвесторам несомненные конкурентные преимущества, связанные со следующими факторами:
1) налоговые и таможенные льготы;
2) у инвесторов нет
необходимости тратить деньги
на создание дорогостоящих
3) на территории ОЭЗ
также имеются здания и
4) в регионе есть
5) удобное географическое положение (в центре России, рядом с автомобильной трассой М7 Москва – Нижний Новгород – Казань – Уфа – Екатеринбург, наличие доступа к железнодорожному, воздушному и водному транспорту) создает хорошие условия для организации эффективной логистики.
Одной из особых экономических зон туристско-рекреационного типа является ОЭЗ «Бирюзовая Катунь».
Территория особой экономической зоны туристско-рекреационного типа расположена на левом берегу р. Катуни, в районе горы Красный камень, она включает альпийские луга, смешанные леса и горный ландшафт общей площадью 32,3 кв.км. Этот комплекс охватывает территорию 4 районов края, включая город-курорт федерального значения «Белокуриха» с общей численностью населения 92 тыс. человек. Ожидаемый объем инвестиций составит 37,8 млрд. руб.
Экономическими и
1) разнообразие природных
ландшафтов, наличие водных объектов,
среднегодовая температура
2) уникальные природно-лечебные
и гидроминеральные ресурсы (
3) эстетическая и рекреационная ценность территории, наличие туристических объектов.
4) возможность организации
маршрутов различной категории
сложности и развития
Создание особой экономической зоны предусматривается осуществлять за счет всех источников финансирования, общий объем которого составит до 2026 г. ориентировочно 10,47 млрд. руб. Из федерального бюджета потребуется 6,93 млрд. руб., из бюджета субъекта Российской Федерации – 0,3 млрд. руб., из местного бюджета – 0,08 млрд. руб., из внебюджетных источников – 3,16 млрд. руб.
Предполагается, что основными крупными резидентами ОЭЗ станут: ОАО «Интурист» (г. Москва), ООО «Алтай-Известь», ООО «АНТЕ».
По оценке специалистов Главного управления экономики и инвестиций администрации Алтайского края, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 31,7 млрд. руб. Туристический поток в ОЭЗ возрастет до 1,1 млн. человек.
Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны составит 3 тыс., а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях – 7 тыс.
Таким образом, в России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об Особых экономических зонах. На территории государства насчитывается порядка 24 особых экономических зон четырех типов. К их числу относятся технико-внедренческая особая экономическая зона в г. Дубне, туристско-рекреационная ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге, ОЭЗ «Алабуга» (Елабужского района). На каждой из этих зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Мировой экономический кризис заставляет экономистов искать новые, эффективные методы развития бизнеса. Идея создания особых экономических зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике достаточно актуальна.
В связи с увеличение числа особых экономических зон в стране, соответственно увеличивается и число проблем, непосредственно связанных с их созданием. Так, из-за непродуманных диалогов между руководителями, не продуманной инновационной политики, не продуманной промышленной политики многие особые экономические зоны закрываются, как правило, это те зоны, которые созданы не на высшем государственном уровне, а на местном.
Одной из не менее важных проблем развития и функционирования особых экономических зон является ее коррумпированность, потому что деньги из федерального и регионального бюджета выделаются огромные. Так, министр финансов приводил цифру на Санкт-Петербургском форуме, что в течение порядка 3 лет будет выделено почти 50 миллиардов рублей только из федерального бюджета, почти столько же, наверное, чуть меньше, до 35 миллиардов будет выделено из бюджетов субъектов РФ. Это огромные цифры. Данную проблему также выделяет председатель китайского общества зон технико-экономического освоения Лю Пэйцян.