Внешне торговая деятельность и пути ее реализации в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание

Темой курсовой работы является: «Внешнеторговая политика и механизмы её реализации». Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели актив¬ную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в из¬бытке на то, с чем был дефицит, а у других народов наоборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

I РАЗДЕЛ: Теоретический аспект внешнеторговой политики

1.1 Сущность внешнеторговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2 Роль государства во внешней торговле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.3 Свободная торговля и протекционизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

1.4 Механизмы регулирования внешнеторговой деятельности . . . . . . .. . . . . . . 13

II РАЗДЕЛ: Анализ внешнеторговой деятельности РБ в 2010-2011гг

2.1 Внешнеторговые тенденции развития на 2012 год. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

2.2 Состояние внешней торговли Беларуси в период 2010-2011гг. . . . . . . . . . 21

2.3 Стратегия развития внешнеторговых отношений в Беларуси . . . . . . . . . . 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

ПРИЛОЖЕНИЕ . . . .

Работа состоит из  1 файл

Курсовая doc.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Белорусский торгово-экономический университет»

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Курсовая  работа по дисциплине макроэкономика на тему:

«Внешнеторговая деятельность и пути её реализации в Республике Беларусь» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студентка II курса

экономического  факультета

руководитель:

Коновалюк Р.А. 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011 

 

    

    План:                                                                                                                         Стр.

    ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

I РАЗДЕЛ: Теоретический аспект внешнеторговой политики

1.1 Сущность  внешнеторговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2 Роль  государства во внешней торговле  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  7

1.3 Свободная  торговля и протекционизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

1.4 Механизмы  регулирования внешнеторговой деятельности . . . . . . .. . . . . . . 13

II РАЗДЕЛ: Анализ внешнеторговой деятельности РБ в 2010-2011гг

2.1 Внешнеторговые тенденции развития на 2012 год. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

2.2 Состояние  внешней торговли Беларуси в период 2010-2011гг. . . . . . . . . . 21

2.3 Стратегия  развития внешнеторговых отношений  в Беларуси . . . . . . . . . . 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

ПРИЛОЖЕНИЕ . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Темой курсовой работы является: «Внешнеторговая политика и механизмы её реализации». Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов наоборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству. Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования внешнеторговых отношений, анализ особенностей внешней торговли, выявление основных проблем, тенденций развития и направления совершенствования функционирования внешней торговли.

       Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть, понятие, сущность внешнеторговой политики
  • рассмотреть виды внешней торговли
  • определить место и роль внешнеторговых отношений в экономике страны
  • проанализировать развитие внешнеторговых отношений в РБ
  • оценить состояние РБ в период 2010-2011гг.
  • выделить основные направления совершенствования внешней торговли
 

        При написании курсовой работы были использованы следующие источники литературы: учебная литература, научные экономические издания, журнальные и газетные статьи, законодательные акты РБ, статистические материалы. 
 
 
 

       I РАЗДЕЛ: теоретический аспект.

       1.1 Сущность внешней  торговли.

       В условиях научно-технической революции  для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда. Наглядным примером этого являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно не обращают внимание на экономические, а часто и политические границы, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п., с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение этих задач тесно связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.

       Внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достижения определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики государства.[7]

       Внешнеторговая  политика любого государства представляет собой важнейшую составную часть общеэкономического курса правительства, а в более узком плане – одну из сфер бюджетно-налоговой деятельности, связанную с регулированием объёмов, товарной структуры и географической направленности экспортно-импортных товаропотоков.

       Поскольку внешнеторговая политика самым тесным образом связана с внутренними  аспектами хозяйственного развития, её главной задачей является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны и увеличения национального богатства.

       На  протяжении ХХ века изменялись принципы и подходы к осуществлению внешнеторговой политики, а, следовательно, и практики государственного регулирования этой сферы хозяйственной деятельности. Так до первой мировой войны (1914-1918) в странах с рыночной экономикой фактически отрицалась необходимость государства в экономические процессы. Среди экономистов и политиков господствовали воззрения сторонников неоклассической школы, которые в целом придерживались формулы А. Смита о ведущей роли «невидимой руки» рынка. Затем, с 30—40-х годов, приоритет получают воззрения адептов теории Кейнса, выступающего с позиций государственного регулирования сферы производства. Наконец, в 70-80-х годах на первый план выходят приверженцы монетаристских концепций чикагской школы, во главе с М. Фридманом, который считал приоритетным использование государством механизмов воздействия на экономику в целом и внешнеторговую политику через сферу обращения.

       Сегодня можно говорить о своеобразном синтезе  всех вышеперечисленных направлений теоретического осмысления практики товарообмена между государствами. Поэтому в арсенале средств воздействия на состояние внешней торговли страны, которым располагает то или иное правительство, находятся самые разнообразные макроэкономические инструменты.

       Необходимо  отметить также наличие двух основных тенденций в современной внешнеэкономической политике: переход государств к открытости экономик, то есть либерализация режима внешней торговли, с одной стороны, и сохранение элементов обособленности, изолированности, закрытости от мирового рынка, т.е. осуществление протекционистских мер с другой.

       Следует иметь в виду, что выбор данной страной того или иного средства регулирования внешней торговли зависит от внутриэкономической ситуации и положения на мировом рынке, а в более конкретном плане – от целого комплекса факторов. Таких как:

    • обострение конкурентной борьбы;
    • дестабилизация валютных курсов;
    • дефицитность платёжных балансов;
    • внешняя задолженность стран с переходной экономикой и развивающихся государств и т.д.

       Набор  средств государственного регулирования  внешней торговли постоянно расширяется, что обусловлено интернационализацией хозяйственной жизни и появлением новых сфер МЭО, например, информационного обмена или сервисной, «невидимой» экономики услуг.

       Базовыми  условиями для осуществления  мероприятий по регулированию внешней торговли выступают формирование правового поля как комплекса международно-правовых актов, создание системы внешнеэкономической информации, особенно для небольших по размерам компаний, возможности которых в поиске зарубежных партнёров ограничены, а также совершенствование методов обучения и подготовки кадров, способных эффективно работать в этой сфере МЭО. [3]

             
 

       1.2 Роль государства  во внешней торговле

       Роль  государства во внешней торговле может быть разноплановой.

       1. Государство устанавливает монополии внешней торговли, что, например, было сделано постановлением СНК от 25 апреля 1918 г., в результате чего в конце 70-х годы в CCCР на МВЭС приходилось 90 % внешней торговли этой страны, что осуществлялось при помощи 47 внешнеторговых объединений. Такая форма участия государства во внешней торговле крайне не эффективна и может быть в очень ограниченном круге стран: в Северной Корее, на Кубе и ряде других стран с тоталитарным политическим режимом.

       2. Участие государства во внешней торговле через фирмы, в которых оно имеет контрольный пакет акций или достаточно большую долю.    

       3. Стимулирование экспорта из страны — характерно и для промышленно развитых стран и для развивающихся стран.

       Рассмотрим  более подробно формы и методы стимулирования экспорта. К ним относят:

       Субсидирование  экспорта.

       1. Прямое субсидирование экспорта — наиболее агрессивная форма поддержки экспорта, которая выражается обычно в выплате экспортерам премий, равных разнице между высокими внутренними ценами и ценами мирового рынка. Эта форма практикуется в отношении отраслей, себестоимость продукции которых довольно высока, а субсидии помогают им значительно снизить цену товара, иногда даже ниже себестоимости, что значительно повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. В мировой практике прямое государственное субсидирование рассматривается как одна из недобросовестных форм конкурентной борьбы и жестко регулируется нормами 2. Субсидирование НИОКР в экспортоориентированных отраслях — наиболее перспективное и справедливое направление государственной поддержки.

       3. Субсидирование малых и средних фирм с целью расширения их деятельности.

       4. Льготы для экспортеров в вопросах косвенного обложения, льготы по уплате налогов с доходов на экспорт.

       5. Скрытые формы субсидирования экспорта:

       а) беспошлинный ввоз сырья для экспортного производства;

       б) скидки с транспортных тарифов.

       Государственное кредитование и оказание помощи.

        1. Оказание помощи промышленно  развитыми странами развивающимся, 75 % которой ежегодно идет на финансирование экспортных поставок из государства-донора. За счет всех видов помощи развивающимся странам промышленно развитые государства финансируют до 10 % своего экспорта в эти страны. 2. Предоставление "связанных" кредитов — товарных кредитов, реальных финансовых активов, которые остаются в стране-кредиторе и могут быть истрачены заемщиком только на закупку товаров в этой стране. 3. Кредитование государством экспортеров наряду с коммерческими банками, однако, у государства сроки кредитования больше, а процентная ставка ниже. Льготное кредитование характерно для большинства стран, в некоторых из них государство кредитовало до 1/3 всего экспорта;

       4. Кредитование государством экспорта  совместно с банком, когда государство может рефинансировать часть кредитов экспортера, полученных им у коммерческих банков, субсидировать разницу между льготными процентными ставками и текущей ставкой по кредитам в коммерческих банках, что активно практикуется в Англии.

Информация о работе Внешне торговая деятельность и пути ее реализации в РБ