Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:26, курсовая работа
Темой курсовой работы является: «Внешнеторговая политика и механизмы её реализации». Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели актив¬ную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в из¬бытке на то, с чем был дефицит, а у других народов наоборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
I РАЗДЕЛ: Теоретический аспект внешнеторговой политики
1.1 Сущность внешнеторговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Роль государства во внешней торговле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Свободная торговля и протекционизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.4 Механизмы регулирования внешнеторговой деятельности . . . . . . .. . . . . . . 13
II РАЗДЕЛ: Анализ внешнеторговой деятельности РБ в 2010-2011гг
2.1 Внешнеторговые тенденции развития на 2012 год. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2 Состояние внешней торговли Беларуси в период 2010-2011гг. . . . . . . . . . 21
2.3 Стратегия развития внешнеторговых отношений в Беларуси . . . . . . . . . . 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . .
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский торгово-экономический университет»
Кафедра
экономической теории
Курсовая работа по дисциплине макроэкономика на тему:
«Внешнеторговая
деятельность и пути
её реализации в Республике
Беларусь»
Выполнил:
студентка II курса
экономического факультета
руководитель:
Коновалюк
Р.А.
Минск 2011
План:
Стр.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
I РАЗДЕЛ: Теоретический аспект внешнеторговой политики
1.1 Сущность внешнеторговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Роль
государства во внешней
1.3 Свободная торговля и протекционизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.4 Механизмы
регулирования внешнеторговой
II РАЗДЕЛ: Анализ внешнеторговой деятельности РБ в 2010-2011гг
2.1 Внешнеторговые тенденции развития на 2012 год. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2 Состояние внешней торговли Беларуси в период 2010-2011гг. . . . . . . . . . 21
2.3 Стратегия
развития внешнеторговых
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
ПРИЛОЖЕНИЕ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
ВВЕДЕНИЕ
Темой курсовой работы является: «Внешнеторговая политика и механизмы её реализации». Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов наоборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству. Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования внешнеторговых отношений, анализ особенностей внешней торговли, выявление основных проблем, тенденций развития и направления совершенствования функционирования внешней торговли.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
При написании курсовой работы были
использованы следующие источники
литературы: учебная литература, научные
экономические издания, журнальные и газетные
статьи, законодательные акты РБ, статистические
материалы.
I РАЗДЕЛ: теоретический аспект.
1.1 Сущность внешней торговли.
В условиях научно-технической революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда. Наглядным примером этого являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно не обращают внимание на экономические, а часто и политические границы, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п., с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение этих задач тесно связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.
Внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достижения определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики государства.[7]
Внешнеторговая политика любого государства представляет собой важнейшую составную часть общеэкономического курса правительства, а в более узком плане – одну из сфер бюджетно-налоговой деятельности, связанную с регулированием объёмов, товарной структуры и географической направленности экспортно-импортных товаропотоков.
Поскольку внешнеторговая политика самым тесным образом связана с внутренними аспектами хозяйственного развития, её главной задачей является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны и увеличения национального богатства.
На протяжении ХХ века изменялись принципы и подходы к осуществлению внешнеторговой политики, а, следовательно, и практики государственного регулирования этой сферы хозяйственной деятельности. Так до первой мировой войны (1914-1918) в странах с рыночной экономикой фактически отрицалась необходимость государства в экономические процессы. Среди экономистов и политиков господствовали воззрения сторонников неоклассической школы, которые в целом придерживались формулы А. Смита о ведущей роли «невидимой руки» рынка. Затем, с 30—40-х годов, приоритет получают воззрения адептов теории Кейнса, выступающего с позиций государственного регулирования сферы производства. Наконец, в 70-80-х годах на первый план выходят приверженцы монетаристских концепций чикагской школы, во главе с М. Фридманом, который считал приоритетным использование государством механизмов воздействия на экономику в целом и внешнеторговую политику через сферу обращения.
Сегодня можно говорить о своеобразном синтезе всех вышеперечисленных направлений теоретического осмысления практики товарообмена между государствами. Поэтому в арсенале средств воздействия на состояние внешней торговли страны, которым располагает то или иное правительство, находятся самые разнообразные макроэкономические инструменты.
Необходимо отметить также наличие двух основных тенденций в современной внешнеэкономической политике: переход государств к открытости экономик, то есть либерализация режима внешней торговли, с одной стороны, и сохранение элементов обособленности, изолированности, закрытости от мирового рынка, т.е. осуществление протекционистских мер с другой.
Следует иметь в виду, что выбор данной страной того или иного средства регулирования внешней торговли зависит от внутриэкономической ситуации и положения на мировом рынке, а в более конкретном плане – от целого комплекса факторов. Таких как:
Набор средств государственного регулирования внешней торговли постоянно расширяется, что обусловлено интернационализацией хозяйственной жизни и появлением новых сфер МЭО, например, информационного обмена или сервисной, «невидимой» экономики услуг.
Базовыми условиями для осуществления мероприятий по регулированию внешней торговли выступают формирование правового поля как комплекса международно-правовых актов, создание системы внешнеэкономической информации, особенно для небольших по размерам компаний, возможности которых в поиске зарубежных партнёров ограничены, а также совершенствование методов обучения и подготовки кадров, способных эффективно работать в этой сфере МЭО. [3]
1.2 Роль государства во внешней торговле
Роль государства во внешней торговле может быть разноплановой.
1. Государство устанавливает монополии внешней торговли, что, например, было сделано постановлением СНК от 25 апреля 1918 г., в результате чего в конце 70-х годы в CCCР на МВЭС приходилось 90 % внешней торговли этой страны, что осуществлялось при помощи 47 внешнеторговых объединений. Такая форма участия государства во внешней торговле крайне не эффективна и может быть в очень ограниченном круге стран: в Северной Корее, на Кубе и ряде других стран с тоталитарным политическим режимом.
2. Участие государства во внешней торговле через фирмы, в которых оно имеет контрольный пакет акций или достаточно большую долю.
3. Стимулирование экспорта из страны — характерно и для промышленно развитых стран и для развивающихся стран.
Рассмотрим более подробно формы и методы стимулирования экспорта. К ним относят:
Субсидирование экспорта.
1. Прямое субсидирование экспорта — наиболее агрессивная форма поддержки экспорта, которая выражается обычно в выплате экспортерам премий, равных разнице между высокими внутренними ценами и ценами мирового рынка. Эта форма практикуется в отношении отраслей, себестоимость продукции которых довольно высока, а субсидии помогают им значительно снизить цену товара, иногда даже ниже себестоимости, что значительно повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. В мировой практике прямое государственное субсидирование рассматривается как одна из недобросовестных форм конкурентной борьбы и жестко регулируется нормами 2. Субсидирование НИОКР в экспортоориентированных отраслях — наиболее перспективное и справедливое направление государственной поддержки.
3. Субсидирование малых и средних фирм с целью расширения их деятельности.
4. Льготы для экспортеров в вопросах косвенного обложения, льготы по уплате налогов с доходов на экспорт.
5. Скрытые формы субсидирования экспорта:
а) беспошлинный ввоз сырья для экспортного производства;
б) скидки с транспортных тарифов.
Государственное кредитование и оказание помощи.
1. Оказание помощи промышленно
развитыми странами
4.
Кредитование государством
Информация о работе Внешне торговая деятельность и пути ее реализации в РБ