Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:26, курсовая работа
Темой курсовой работы является: «Внешнеторговая политика и механизмы её реализации». Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели актив¬ную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в из¬бытке на то, с чем был дефицит, а у других народов наоборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
I РАЗДЕЛ: Теоретический аспект внешнеторговой политики
1.1 Сущность внешнеторговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Роль государства во внешней торговле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Свободная торговля и протекционизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.4 Механизмы регулирования внешнеторговой деятельности . . . . . . .. . . . . . . 13
II РАЗДЕЛ: Анализ внешнеторговой деятельности РБ в 2010-2011гг
2.1 Внешнеторговые тенденции развития на 2012 год. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2 Состояние внешней торговли Беларуси в период 2010-2011гг. . . . . . . . . . 21
2.3 Стратегия развития внешнеторговых отношений в Беларуси . . . . . . . . . . 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . .
Страхование государством разного рода рисков фирм, связанных с экспортом — одна из наиболее распространенных форм поддержки экспортеров государством.
1. Страхование большей части политических рисков на 100 %, а экономических на 70 — 80 %: Эту операцию государство осуществляет, как правило, через экспортно-импортный банк по низким ставкам — обычно 1 % от суммы сделки;
2. Выдача гарантий государством коммерческим банкам под кредиты, выдаваемые экспортерам. Заключение соглашений и договоров с другими государствами для создания благоприятных условий для деятельности национальных экспортеров, инвесторов.
Так, в Японии в 1951 году была создана фирма "Джетро" (Japan Export Trade Organization) с капиталом 2 млрд. йен, поступившими из госбюджета с целью финансирования сбора и обработки информации о внешних рынках для японских экспортеров, организации их контактов с потенциальными партнерами за рубежом, проведения там рекламной компании японских товаров "Джетро". Она имеет свои филиалы более чем в 60 странах. В Великобритании ежегодно на оказание информационных услуг семи тысячам экспортеров выделяется около 40 — 50 млн. ф. ст. [8]
Поддержание
конкурентоспособности
1. Создание крупных фирм для завоевания ими позиций на мировом рынке, а также смягчение в отношении их антимонопольного законодательства.
2. Проведение, насколько это возможно, политики дешевой национальной валюты, что должно способствовать экспорту из страны.
Как можно было заметить, расходы государства на различные формы форсирования экспорта очень велики, однако они окупятся сторицей ростом доходов фирм, их работников, увеличением поступлений в виде налогов, ростом производства и занятости, а в целом все это способствует росту экономического потенциала страны.
Ограничения, заложенные в механизме платежей.
1. Импортные депозиты — определенное соотношение к сумме контрактной стоимости импорта, установленное правительством, принимающее форму денежного залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой товара за рубежом.
2. Валютные ограничения:
1) существование нескольких валютных курсов;
2) продажа валюты под строго ограниченный список товаров, как это происходит в Беларуси, когда просто нельзя купить валюту под другие программы;
3) обязательная продажа всей валютной выручки или ее части через биржу по официальному курсу, как правило, заниженному, что равносильно введению дополнительного налога;
4) другие виды валютных ограничений, которые тормозят товарообмен между странами.
3. Регулирование ввоза и вывоза капиталов. Например, государство требует возврата капитала от реализации товара за рубежом в строго определенный срок либо затрудняет перевод прибылей за рубеж от реализации импорта в стране.
Из
всего вышесказанного следует, что
арсенал мер скрытого протекционизма
в руках государства очень широк и многообразен,
что позволяет государству при необходимости
прибегая к ним защищать эффективно собственного
производителя от конкуренции иностранных
товаров. [5]
1.3 Свободная торговля и протекционизм
Политика свободной торговли (англ.- free trade) как явление экономической жизни возникла во второй половине XVIII в. Решающее значение для её теоретического обоснования имел выход в свет известного сочинения А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».
На
страницах своей книги
Отражением глобального процесса либерализации внешней торговли служит возникновение обширных региональных зон «свободной торговли» на всех континентах мира. При этом многие государства в своей экономической политике придерживаются того мнения, что только фритред способствует рациональному размещению и использованию экономических ресурсов. Хотя не следует забывать о том, что современное понимание свободной торговли связано не с тотальным самоустранением государства от участия в экономике, а поиском наиболее оптимальной схемы такого участия без ущерба для деятельности всех хозяйствующих субъектов.
Традиционно в экономической теории свободная торговля противопоставляется политике протекционизма (от англ. Protection – защита), понимаемой как система экономических и административных мер, вводимых государством с целью защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внутренних и внешних рыночных тенденций.
Несмотря на то, что ведущей тенденцией МЭО повсеместно признаётся переход всё большего числа стран к политике свободной торговли, обеспечивающей рост благосостояния населения, наблюдается процесс так называемой «выборочной» реставрации протекционизма, связанный с более настойчивым навязыванием производителями своих интересов под вывеской национальных.
Среди факторов, заставляющих правительства вводить комплекс мер по регулированию ВЭД, необходимо выделить следующие:
1. Защита формирующихся отраслей экономики с целью противодействия конкуренции со стороны мощных иностранных компаний.
2.
Поддержка «старых»
3.
Борьба с демпингом и другими
способами недобросовестной
4.
Снижение степени воздействия
колебаний мировой рыночной
5. Увеличение доходной части бюджета – в переходных и развивающихся экономиках пополнение государственного бюджета во многом осуществляется за счёт таможенных пошлин и других косвенных налогов как составных элементов протекционистской политики.
К отрицательным чертам протекционизма относятся:
1.
Возрастание чистых потерь в
уровне благосостояния
2.
Возникновение международного
3.
Сохранение в национальной
4. Распространение коррупции и других злоупотреблений в экономической сфере. «Закрытость» национальной экономики, как правило, создаёт питательную среду для криминализации ВЭД.
Таким
образом, давая временный, тактический
выигрыш государству, вводящему
у себя разнообразные ограничения на
внешнеторговые операции, протекционизм
в стратегическом долгосрочном плане
является безперспективной политикой,
ведущей к уменьшению благосостояния
народа. [3]
1.4 Механизмы регулирования внешнеторговой деятельности
Государства, проводя определённую внешнеэкономическую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.
Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.
Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.
К методам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.
Таможенный тариф — основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами при перемещении их через государственную границу страны; свод пошлин. Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
Таможенный тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара и пределы полномочий органов исполнительной власти.
Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза в рамках их официальных государственных границ, включая акваторию — территориальные воды — морей и океанов (если есть). Однако на территории свободных экономических зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режимом, изданным на территории государства, действие таможенного тарифа может быть ограничено.
До определенного момента
Среди
множества классификаций
1. Импортный таможенный тариф. Когда говорят о таможенном тарифе, имеют — в виду, как правило, импортный таможенный тариф. По масштабу таможенной территории.
2. Единый таможенный тариф в рамках регионального торгово-экономического объединения стран таможенного союза.
Как отмечалось выше, таможенный тариф представляет собой свод таможенных пошлин, которые в некотором смысле можно сравнить с налогами (платежами), взимаемые государством с товаров при их ввозе на таможенную территорию страны или вывозе товаров с этой территории, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
В международной практике к таможенно-тарифным инструментам государственной внешнеторговой политики, помимо таможенных пошлин, относят также налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы, поскольку их расчет привязан к таможенной стоимости товара, а также заранее известны ставки этих налогов. Не стоит путать НДС и акцизы, взимаемые с товаров при их ввозе на территорию страны, с теми НДС и акцизами, которые взимаются с субъектов хозяйствования данной страны при производстве и реализации продукции в этой стране.
Информация о работе Внешне торговая деятельность и пути ее реализации в РБ