Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:26, курсовая работа
Темой курсовой работы является: «Внешнеторговая политика и механизмы её реализации». Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели актив¬ную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в из¬бытке на то, с чем был дефицит, а у других народов наоборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
I РАЗДЕЛ: Теоретический аспект внешнеторговой политики
1.1 Сущность внешнеторговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Роль государства во внешней торговле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Свободная торговля и протекционизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.4 Механизмы регулирования внешнеторговой деятельности . . . . . . .. . . . . . . 13
II РАЗДЕЛ: Анализ внешнеторговой деятельности РБ в 2010-2011гг
2.1 Внешнеторговые тенденции развития на 2012 год. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2 Состояние внешней торговли Беларуси в период 2010-2011гг. . . . . . . . . . 21
2.3 Стратегия развития внешнеторговых отношений в Беларуси . . . . . . . . . . 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . .
2.3
Стратегия развития
внешнеторговых отношений
в Беларуси
Последние
2 года очень динамично развиваются
отношения с Украиной. Но в списке
важнейших торгово-
В ходе визита в Китайскую Народную Республику
глава государства провел переговоры
с руководством Китая. Стороны обсудили
перспективы расширения двустороннего
сотрудничества. При этом особое внимание
было уделено развитию контактов в торгово-экономической
сфере.
Важные политические и экономические договоренности,
достигнутые на переговорах Александра
Лукашенко с председателем Китайской Народной
Республики Ху Цзиньтао как в узком, так
и широком составе, закреплены в принятой
Беларусью и Китаем совместной декларации.
В ней стороны подтвердили намерение и в дальнейшем
поддерживать тесное сотрудничество по важнейшим
направлениям.
В совместной декларации стороны констатировали,
что будут максимально использовать имеющиеся
возможности для увеличения объема взаимной
торговли, разработки новых моделей сотрудничества,
успешной реализации проектов.
В присутствии глав государств было подписано
более десятка межправительственных и межведомственных
документов. В частности, заключены соглашения
о сотрудничестве в области туризма, прессы
и печати, финансов, о принципах сотрудничества
между местными исполнительными и распорядительными
органами Беларуси и местными правительствами
КНР, о взаимодействии в сфере образования
на 2006-2010 годы. Соглашение о сотрудничестве
также подписали Национальная академия
наук Беларуси и Академия наук Китая. Таким
образом, заложены хорошие основы для
интенсификации контактов в ключевых отраслях.
[12]
10 сентября
2011г спикер Совета Республики Национального
собрания Беларуси Геннадий Новицкий
на встрече с иранской парламентской делегацией
во главе с председателем Собрания Исламского
Совета Исламской Республики Иран Хаддадом
Аделем заявил, что Беларусь рассматривает
Иран в качестве одного из основных направлений
своей внешней политики на Ближнем Востоке.
Между
двумя странами достигнут высокий уровень
политического диалога, о чем свидетельствуют
регулярный обмен визитами. Он сообщил,
что в настоящее время прорабатывается
вопрос визита в Иран президента Беларуси
Александра Лукашенко в следующем году.
Г.Новицкий и Х.Адель констатировали схожесть
позиций Беларуси и Ирана по многим вопросам
на международной арене и высказались за необходимость
продолжения политики взаимной поддержки.
В то же время спикер белорусского парламента
считает целесообразным "предпринять
ряд шагов по активизации торгово-экономического,
научно-технического сотрудничества",
развития взаимодействия на международной
арене.
Дипломатические отношения между Республикой
Беларусь и Исламской Республикой Иран
были установлены в марте 1993 года.
Взаимный товарооборот в 2010 году составил
56,7 млн. долларов, при положительном для
Беларуси сальдо в 49,9 млн. Товарооборот
за 10 месяцев 2011 года уже достиг 93 млн. долларов.
Положительное для Беларуси сальдо сложилось
в размере 58,6 млн. долларов.
Как подчеркнул
глава государства, белорусско-российская
интеграция состоялась, она развивается
и имеет хорошие перспективы. По его словам,
Союз Беларуси и России не только прочно
вошел в судьбу двух братских народов,
навсегда вписан в их новейшую историю,
но и стал геополитической реальностью,
оказывающей влияние на ход исторического
процесса.
На постсоветском пространстве за последние
полтора десятка лет создан ряд территориальных
межгосударственных образований, которые
характеризуются различным составом,
целями и скоростью интеграционных процессов.
Но центром притяжения и примером свободного
и равноправного сотрудничества суверенных
держав был и остается Союз Беларуси и России.
"Именно белорусско-российские интеграционные
процессы получили наибольшее развитие,
достигли качественно нового уровня и приобрели
динамичный характер", — отметил Александр
Лукашенко.
При этом он подчеркнул важность того,
что Беларусь и Россия, проводя согласованные
внешнеполитические действия, не ограничиваются
только вопросами двустороннего сотрудничества.
Фундаментом
реализации интеграционного проекта
Беларуси и России, отметил президент,
являются экономические отношения. Именно
они поставлены во главу угла сотрудничества
двух стран. И реальные плоды развития
союзнических отношений уже очевидны.
Если до интеграционных процессов годовой
товарооборот между двумя странами составлял
менее $5 млрд., то в 2010 году он достиг почти
$18 млрд. "Других таких примеров межгосударственных
взаимоотношений, когда за столь короткий
промежуток времени получен такой высокий
результат, в мировой практике фактически
нет", — подчеркнул глава государства.
В настоящее время более 8 тыс. крупнейших
белорусских и российских предприятий
связаны взаимными поставками продукции.
Зачастую такие поставки носят многосторонний,
кооперационный характер. Пример этому
Минский автомобильный завод, который
более половины комплектующих получает
из России и свыше 60% готовой продукции
продает в российские регионы.
Используя только производственную кооперацию,
Беларусь и Россия смогут сделать конкурентоспособной
продукцию, эффективно защитить свои рынки
от экспансии товаров из третьих стран,
часто далеко не лучшего качества.
По большому
счету вопросы кооперации в рамках
союзного строительства напрямую связаны
с созданием равных прав хозяйствования,
справедливым решением вопросов в рамках
конкуренции. Идя по этому пути, Беларусь
достигнет успеха.
При этом взаимозависимость и взаимодополняемость
экономик двух стран диктуют необходимость
сохранения совокупного, емкого рынка,
развития современной инфраструктуры,
проведения согласованной внешнеэкономической
политики.
По словам А.Лукашенко, Беларусь осуществляет
внешнеторговые отношения с 80 из 89 регионов
Российской Федерации. Договорно-правовая
база белорусско-российского сотрудничества
на региональном уровне включает более
170 договоров, соглашений и протоколов
о торгово-экономическом, научно-техническом
и культурном строительстве.
"И сегодня в России уже никто не критикует
белорусскую экономику и не говорит, как
это было 3-5 лет назад, что белорусская
модель "абсолютно негодная" и она
"вообще несовместима" с российской.
Оказывается, нашли возможность, совместили", —
сказал президент. [10]
Как отметил глава государства, наиболее
тесные связи Беларусь имеет с Москвой,
Санкт-Петербургом, Тюменской, Московской
и Смоленской областями, на долю которых
приходится около 70% белорусско-российского
товарооборота.
По словам Александра Лукашенко, расширению
регионального сотрудничества способствуют
непосредственные контакты руководства
нашей страны с главами российских регионов.
В итоге товарооборот между Беларусью
и Москвой с $3,5 млрд. в 2009 году возрос почти
до $10,5 млрд. в 2011-м. Прирост составлял более
$2,5 млрд. в год.
Глава государства напомнил также, что
по итогам недавнего визита губернатора
Калининградской области Владимира Егорова
в Беларусь стороны договорились консолидировать
усилия по совместному использованию портового
комплекса этого российского региона
в интересах Беларуси и России. Александр
Лукашенко выразил надежду, что данный
проект получит серьезную поддержку в рамках
союзных программ.
В этой связи он отметил, что Беларусь транспортирует
через порты разных стран до 20 млн.т грузов
в год. Так, почти одна треть бюджета Литвы
формируется за счет перевалки белорусских
грузов. "Это огромный ресурс, который
мы можем и должны использовать на благо
народов Беларуси и Калининградской области", —
подчеркнул глава государства.
Если народы Беларуси и России желают жить
в едином государстве, то рано или поздно
это произойдет, убежден Александр Лукашенко.
По его словам, экономическая интеграция
Беларуси и России — это не только и не столько
результат позиций и действий президентов
и правительств, а объективный процесс
единения двух народов.
Как подчеркнул глава государства, за прошедшие
годы проделана значительная работа по сближению
экономик наших стран, укреплению политических
и культурных связей. Создана нормативно-правовая
база, включающая межгосударственные
и межправительственные договоры.
Однако, отметил он, граждане Беларуси
и России оценивают результативность принимаемых
в Союзном государстве решений по главному
критерию: улучшается ли их повседневная
жизнь. "Поэтому создание условий, обеспечивающих
повышение благосостояния белорусского
и российского народов — основополагающая
задача. На ее реализацию должны быть направлены
усилия наших государств", — заявил
белорусский лидер.
Президент убежден, что путь к достижению
устойчивого роста экономик Беларуси
и России и улучшению условий жизни наших
народов заключается в рациональном использовании
объединенных потенциалов и ресурсных
возможностей, структурной перестройке
национальных экономик, повышении их эффективности
и конкурентоспособности. [10]
Александр Лукашенко отметил, что усилия
Беларуси и России направлены на выработку
оптимальной и эффективной модели взаимодействия
в рамках Союзного государства, принятие
Конституционного акта, который определит
очередной этап строительства Союза и его
государственное устройство, правовую
систему.
Вместе с тем, работа по объединению независимых
государств, не имеющая аналогов в истории,
не может быть простой. "Приходится терпеливо
преодолевать то, что нас разделяет, и беречь
то, что нас сближает и объединяет. Не поступаясь
суверенитетом ни одной, ни другой стороны
вырабатываются унифицированные правовая,
экономическая и организационная системы,
которые станут основой будущего Союзного
государства", — констатировал президент.
[15]
Глава государства заявил, что в Беларуси
"не жесткая, как кое-кто злословит,
а сильная власть, опирающаяся на доверие
подавляющего большинства нации". "Мы
не допустили к власти криминальные элементы,
осуществляем политику в интересах народа.
Дав обещание нашему народу, мы это делаем
и будем делать", — подчеркнул он.
Эффективность такой политики подтверждает
практика, прежде всего — темпы социально-экономического
развития страны. При этом Александр Лукашенко
подчеркнул, что он не абсолютизирует белорусскую
экономическую модель. "Только хочу
подчеркнуть, что надо изучать опыт друг
друга, брать лучшее, использовать в общих
интересах. Данный форум может и должен
внести свою лепту в это важное дело", —
сказал глава государства.
Он отметил, что белорусский народ избрал
не обвально-разрушительный, а созидательно-эволюционный
путь развития экономики и всего общества.
Такую экономическую модель, которая предполагает
формирование социально ориентированной
многоукладной рыночной экономики с равноправным
функционированием государственной и других
форм собственности.
"Мы не стали бездумно разрушать индустрию
и крупнотоварное сельское хозяйство,
не допустили огульной, чохом, как в народе
говорят, приватизации", — заявил Александр
Лукашенко. По его словам, главная задача
на современном этапе — привлечь в реальный
сектор экономики инвесторов, заинтересованных
в техническом перевооружении и повышении
конкурентоспособности приватизируемых
предприятий.
Государство установило контроль над
ключевыми секторами экономики, имеющими
самое непосредственное отношение к человеку.
Этот контроль является гарантией того,
что принцип социальной справедливости
в обществе будет обеспечен.
В рамках работы форума выступил председатель
Совета Министров Союзного государства,
председатель правительства Российской
Федерации Михаил Фрадков. Он высоко оценил
уровень интеграции двух стран, а также
подчеркнул, что опыт решения социальных
вопросов в Беларуси может быть полезен
и для России. "Мы обязательно воспользуемся
этим опытом", — сказал глава российского
правительства. [14]
Как показало проведенное исследование, Беларусь выходит на новую ступень развития в плане внешней торговли. Продолжают расширяться и углубляться интеграционные процессы со многими регионами России. Внешнеторговый оборот с которыми увеличивается каждый год. В торговле со странами третьего мира торговый баланс в основном складывается в пользу Республики Беларусь. В то же время невысокая конкурентоспособность продукции, устанавливаемые жесткие ценовые параметры и антидемпинговые санкции к важнейшим экспортным белорусским товарам привели к тому, что Белоруссия практически со всеми государствами Европейского союза имела пассивное сальдо торгового баланса.
В
целом процесс интеграции Белоруссии
в мировую экономику в основном
связан с межгосударственной торговлей
товарами и услугами. В меньшей мере он
касается выхода республики на международные
финансовые рынки, включения в процесс
международной торговли недвижимостью.
Международные инвестиционные потоки
капиталов и информационно-технологический
обмен затронули республику незначительно.
При всей важности и необходимости выхода
Белоруссии на международные финансовые
рынки следует отметить что успешному
расширению внешнеэкономических связей
республики и интеграции ее в систему
международной торговли должно послужить
прежде всего дальнейшее наращивание
экспортного потенциала по всем направлениям
на основе повышения конкурентоспособности
выпускаемой продукции, создания инфраструктуры
торговых рынков, роста экспорта услуг.
Список используемой литературы:
1. Журнал «Вестник ВЭС» №46 2011 год
2. Журнал «Восток и Запад» №42 2011 год
3. Е.Ю. Сергеев. Международные экономические отношения. Москва – 2010
4. Ежегодный статистический справочник за 2010 год.
5. Международные экономические отношения. Под редакцией В.К. Метношевской. Минск – 2009
6. Международные экономические отношения. Под редакцией В.Е. Рыбалкина. Москва – 2007
7. Основы внешнеэкономических знаний//Под ред. И. П. Фаминского. М.; 2006
8. Социально-политическая ситуация Беларуси: проблемы и перспективы (по материалам социологического мониторинга): Сб. науч.тр./Под ред. М.Н. Хурса.
9. http://www.delobelarus.com/ru/
10. www.president.gov.by/
11. http://news.tut.by/59677.html
12. http://news.tut.by/politics/
13. http://news.tut.by/politics/
14. http://news.tut.by/politics/
15. http://news.tut.by/politics/60
Приложения | |||||
Приложение 1 | |||||
Внешняя торговля Республики Беларусь (миллионов долларов США) | |||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | ||
Объём внешней торговли РБ | 15972 | 17113 | 21504 | 30097 | |
Экспорт товаров | 7326 | 8021 | 9946 | 13752 | |
Импорт товаров | 8646 | 9092 | 11558 | 16345 | |
Сальдо | -1320 | -1071 | -1612 | -2593 | |
со странами СНГ | 10469 | 10679 | 13484 | 19102 | |
Экспорт товаров | 4399 | 4384 | 5435 | 7296 | |
Импорт товаров | 6070 | 6295 | 8049 | 11806 | |
Сальдо | -1671 | -1911 | -2614 | -4510 | |
из них с Россией | 9315 | 9899 | 12482 | 17606 | |
Экспорт товаров | 3710 | 3977 | 4880 | 6463 | |
Импорт товаров | 5605 | 5922 | 7602 | 11143 | |
Сальдо | -1895 | -1945 | -2722 | -4680 | |
со странами вне СНГ | 5503 | 6434 | 8020 | 10995 | |
Экспорт товаров | 2927 | 3637 | 4511 | 6456 | |
Импорт товаров | 2576 | 2797 | 3509 | 4539 | |
Сальдо | 351 | 840 | 1002 | 1917 |
Приложение 2 | |||
Внешняя торговля РБ с отдельными странами (миллионов долларов США) | |||
2009 | 2010 | 2011 | |
Экспорт товаров | |||
Всего | 7326,4 | 9945,6 | 13751,7 |
Россия | 3710,1 | 4879,9 | 6463 |
Германия | 231,7 | 421,2 | 502,9 |
Великобритания | 95,9 | 938,3 | 1147,6 |
Польша | 276,8 | 434,2 | 728,8 |
Украина | 559,7 | 343,5 | 539,8 |
Нидерланды | 103,3 | 413,8 | 924,4 |
Литва | 348,8 | 265 | 356,3 |
Китай | 148,4 | 162,3 | 301,5 |
Италия | 76,1 | 135,2 | 142,9 |
Латвия | 467,3 | 344,3 | 326 |
Импорт товаров | |||
Всего | 8646,2 | 11558 | 16345,5 |
Россия | 5604,7 | 7301,9 | 11142,6 |
Германия | 587,9 | 20,7 | 1081 |
Великобритания | 106,3 | 79,3 | 128,4 |
Польша | 223,8 | 348,5 | 475 |
Украина | 340,6 | 362,1 | 544,9 |
Нидерланды | 79,5 | 93,4 | 118,7 |
Литва | 69 | 154,2 | 175,6 |
Китай | 49,4 | 71,8 | 158 |
Италия | 162,6 | 284 | 300,5 |
Латвия | 29,7 | 44,3 | 85 |
Информация о работе Внешне торговая деятельность и пути ее реализации в РБ