Внешне торговая деятельность и пути ее реализации в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание

Темой курсовой работы является: «Внешнеторговая политика и механизмы её реализации». Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели актив¬ную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в из¬бытке на то, с чем был дефицит, а у других народов наоборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

I РАЗДЕЛ: Теоретический аспект внешнеторговой политики

1.1 Сущность внешнеторговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2 Роль государства во внешней торговле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.3 Свободная торговля и протекционизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

1.4 Механизмы регулирования внешнеторговой деятельности . . . . . . .. . . . . . . 13

II РАЗДЕЛ: Анализ внешнеторговой деятельности РБ в 2010-2011гг

2.1 Внешнеторговые тенденции развития на 2012 год. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

2.2 Состояние внешней торговли Беларуси в период 2010-2011гг. . . . . . . . . . 21

2.3 Стратегия развития внешнеторговых отношений в Беларуси . . . . . . . . . . 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

ПРИЛОЖЕНИЕ . . . .

Работа состоит из  1 файл

Курсовая doc.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

2.3 Стратегия развития  внешнеторговых отношений  в Беларуси  

Последние 2 года очень динамично развиваются  отношения с Украиной. Но в списке важнейших торгово-экономических  партнеров Беларуси эта страна, конечно  же, должна занимать гораздо более высокое место. Имеются большие резервы и в развитии торгово-экономических отношений с КНР. Мы знаем, что Китай сегодня переживает период бурного экономического роста. 6 сентября 2011г завершился визит Александра Лукашенко в Китайскую Народную Республику.  
 
В ходе визита в Китайскую Народную Республику глава государства провел переговоры с руководством Китая. Стороны обсудили перспективы расширения двустороннего сотрудничества. При этом особое внимание было уделено развитию контактов в торгово-экономической сфере.  
 
Важные политические и экономические договоренности, достигнутые на переговорах Александра Лукашенко с председателем Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао как в узком, так и широком составе, закреплены в принятой Беларусью и Китаем совместной декларации. В ней стороны подтвердили намерение и в дальнейшем поддерживать тесное сотрудничество по важнейшим направлениям. 
 
В совместной декларации стороны констатировали, что будут максимально использовать имеющиеся возможности для увеличения объема взаимной торговли, разработки новых моделей сотрудничества, успешной реализации проектов. 
 
В присутствии глав государств было подписано более десятка межправительственных и межведомственных документов. В частности, заключены соглашения о сотрудничестве в области туризма, прессы и печати, финансов, о принципах сотрудничества между местными исполнительными и распорядительными органами Беларуси и местными правительствами КНР, о взаимодействии в сфере образования на 2006-2010 годы. Соглашение о сотрудничестве также подписали Национальная академия наук Беларуси и Академия наук Китая. Таким образом, заложены хорошие основы для интенсификации контактов в ключевых отраслях. [12]
 
 

10 сентября 2011г спикер Совета Республики Национального собрания Беларуси Геннадий Новицкий на встрече с иранской парламентской делегацией во главе с председателем Собрания Исламского Совета Исламской Республики Иран Хаддадом Аделем заявил, что Беларусь рассматривает Иран в качестве одного из основных направлений своей внешней политики на Ближнем Востоке.  

Между двумя странами достигнут высокий уровень политического диалога, о чем свидетельствуют регулярный обмен визитами. Он сообщил, что в настоящее время прорабатывается вопрос визита в Иран президента Беларуси Александра Лукашенко в следующем году. 
 
Г.Новицкий и Х.Адель констатировали схожесть позиций Беларуси и Ирана по многим вопросам на международной арене и высказались за необходимость продолжения политики взаимной поддержки. В то же время спикер белорусского парламента считает целесообразным "предпринять ряд шагов по активизации торгово-экономического, научно-технического сотрудничества", развития взаимодействия на международной арене. 
 
Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Иран были установлены в марте 1993 года. 
 
Взаимный товарооборот в 2010 году составил 56,7 млн. долларов, при положительном для Беларуси сальдо в 49,9 млн. Товарооборот за 10 месяцев 2011 года уже достиг 93 млн. долларов. Положительное для Беларуси сальдо сложилось в размере 58,6 млн. долларов.

Как подчеркнул глава государства, белорусско-российская интеграция состоялась, она развивается и имеет хорошие перспективы. По его словам, Союз Беларуси и России не только прочно вошел в судьбу двух братских народов, навсегда вписан в их новейшую историю, но и стал геополитической реальностью, оказывающей влияние на ход исторического процесса.  
 
На постсоветском пространстве за последние полтора десятка лет создан ряд территориальных межгосударственных образований, которые характеризуются различным составом, целями и скоростью интеграционных процессов. Но центром притяжения и примером свободного и равноправного сотрудничества суверенных держав был и остается Союз Беларуси и России. "Именно белорусско-российские интеграционные процессы получили наибольшее развитие, достигли качественно нового уровня и приобрели динамичный характер", — отметил Александр Лукашенко.  
 
При этом он подчеркнул важность того, что Беларусь и Россия, проводя согласованные внешнеполитические действия, не ограничиваются только вопросами двустороннего сотрудничества.  

Фундаментом реализации интеграционного проекта  Беларуси и России, отметил президент, являются экономические отношения. Именно они поставлены во главу угла сотрудничества двух стран. И реальные плоды развития союзнических отношений уже очевидны. Если до интеграционных процессов годовой товарооборот между двумя странами составлял менее $5 млрд., то в 2010 году он достиг почти $18 млрд. "Других таких примеров межгосударственных взаимоотношений, когда за столь короткий промежуток времени получен такой высокий результат, в мировой практике фактически нет", — подчеркнул глава государства.  
 
В настоящее время более 8 тыс. крупнейших белорусских и российских предприятий связаны взаимными поставками продукции. Зачастую такие поставки носят многосторонний, кооперационный характер. Пример этому Минский автомобильный завод, который более половины комплектующих получает из России и свыше 60% готовой продукции продает в российские регионы.  
 
Используя только производственную кооперацию, Беларусь и Россия смогут сделать конкурентоспособной продукцию, эффективно защитить свои рынки от экспансии товаров из третьих стран, часто далеко не лучшего качества.

По большому счету вопросы кооперации в рамках союзного строительства напрямую связаны с созданием равных прав хозяйствования, справедливым решением вопросов в рамках конкуренции. Идя по этому пути, Беларусь достигнет успеха. 
При этом взаимозависимость и взаимодополняемость экономик двух стран диктуют необходимость сохранения совокупного, емкого рынка, развития современной инфраструктуры, проведения согласованной внешнеэкономической политики.  
 
 
По словам А.Лукашенко, Беларусь осуществляет внешнеторговые отношения с 80 из 89 регионов Российской Федерации. Договорно-правовая база белорусско-российского сотрудничества на региональном уровне включает более 170 договоров, соглашений и протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном строительстве.  
 
"И сегодня в России уже никто не критикует белорусскую экономику и не говорит, как это было 3-5 лет назад, что белорусская модель "абсолютно негодная" и она "вообще несовместима" с российской. Оказывается, нашли возможность, совместили", — сказал президент. [10] 
 
Как отметил глава государства, наиболее тесные связи Беларусь имеет с Москвой, Санкт-Петербургом, Тюменской, Московской и Смоленской областями, на долю которых приходится около 70% белорусско-российского товарооборота.  
 
По словам Александра Лукашенко, расширению регионального сотрудничества способствуют непосредственные контакты руководства нашей страны с главами российских регионов. В итоге товарооборот между Беларусью и Москвой с $3,5 млрд. в 2009 году возрос почти до $10,5 млрд. в 2011-м. Прирост составлял более $2,5 млрд. в год.  
 
Глава государства напомнил также, что по итогам недавнего визита губернатора Калининградской области Владимира Егорова в Беларусь стороны договорились консолидировать усилия по совместному использованию портового комплекса этого российского региона в интересах Беларуси и России. Александр Лукашенко выразил надежду, что данный проект получит серьезную поддержку в рамках союзных программ.  
 
В этой связи он отметил, что Беларусь транспортирует через порты разных стран до 20 млн.т грузов в год. Так, почти одна треть бюджета Литвы формируется за счет перевалки белорусских грузов. "Это огромный ресурс, который мы можем и должны использовать на благо народов Беларуси и Калининградской области", — подчеркнул глава государства.  
 
Если народы Беларуси и России желают жить в едином государстве, то рано или поздно это произойдет, убежден Александр Лукашенко. По его словам, экономическая интеграция Беларуси и России — это не только и не столько результат позиций и действий президентов и правительств, а объективный процесс единения двух народов.  
 
Как подчеркнул глава государства, за прошедшие годы проделана значительная работа по сближению экономик наших стран, укреплению политических и культурных связей. Создана нормативно-правовая база, включающая межгосударственные и межправительственные договоры.  
 
Однако, отметил он, граждане Беларуси и России оценивают результативность принимаемых в Союзном государстве решений по главному критерию: улучшается ли их повседневная жизнь. "Поэтому создание условий, обеспечивающих повышение благосостояния белорусского и российского народов — основополагающая задача. На ее реализацию должны быть направлены усилия наших государств", — заявил белорусский лидер.  
 
Президент убежден, что путь к достижению устойчивого роста экономик Беларуси и России и улучшению условий жизни наших народов заключается в рациональном использовании объединенных потенциалов и ресурсных возможностей, структурной перестройке национальных экономик, повышении их эффективности и конкурентоспособности. [10]  
 
Александр Лукашенко отметил, что усилия Беларуси и России направлены на выработку оптимальной и эффективной модели взаимодействия в рамках Союзного государства, принятие Конституционного акта, который определит очередной этап строительства Союза и его государственное устройство, правовую систему.  
 
Вместе с тем, работа по объединению независимых государств, не имеющая аналогов в истории, не может быть простой. "Приходится терпеливо преодолевать то, что нас разделяет, и беречь то, что нас сближает и объединяет. Не поступаясь суверенитетом ни одной, ни другой стороны вырабатываются унифицированные правовая, экономическая и организационная системы, которые станут основой будущего Союзного государства", — констатировал президент. [15] 
 
Глава государства заявил, что в Беларуси "не жесткая, как кое-кто злословит, а сильная власть, опирающаяся на доверие подавляющего большинства нации". "Мы не допустили к власти криминальные элементы, осуществляем политику в интересах народа. Дав обещание нашему народу, мы это делаем и будем делать", — подчеркнул он.  
 
Эффективность такой политики подтверждает практика, прежде всего — темпы социально-экономического развития страны. При этом Александр Лукашенко подчеркнул, что он не абсолютизирует белорусскую экономическую модель. "Только хочу подчеркнуть, что надо изучать опыт друг друга, брать лучшее, использовать в общих интересах. Данный форум может и должен внести свою лепту в это важное дело", — сказал глава государства.  
 
Он отметил, что белорусский народ избрал не обвально-разрушительный, а созидательно-эволюционный путь развития экономики и всего общества. Такую экономическую модель, которая предполагает формирование социально ориентированной многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием государственной и других форм собственности. 
 
"Мы не стали бездумно разрушать индустрию и крупнотоварное сельское хозяйство, не допустили огульной, чохом, как в народе говорят, приватизации", — заявил Александр Лукашенко. По его словам, главная задача на современном этапе — привлечь в реальный сектор экономики инвесторов, заинтересованных в техническом перевооружении и повышении конкурентоспособности приватизируемых предприятий.  
 
Государство установило контроль над ключевыми секторами экономики, имеющими самое непосредственное отношение к человеку. Этот контроль является гарантией того, что принцип социальной справедливости в обществе будет обеспечен. 
 
 
В рамках работы форума выступил председатель Совета Министров Союзного государства, председатель правительства Российской Федерации Михаил Фрадков. Он высоко оценил уровень интеграции двух стран, а также подчеркнул, что опыт решения социальных вопросов в Беларуси может быть полезен и для России. "Мы обязательно воспользуемся этим опытом", — сказал глава российского правительства. [14]
 
 
 
 
 

 

Заключение

 

       Как показало проведенное исследование, Беларусь выходит на новую ступень  развития в плане внешней торговли. Продолжают расширяться и углубляться интеграционные процессы со многими регионами России. Внешнеторговый оборот с которыми увеличивается каждый год. В торговле со странами третьего мира торговый баланс в основном складывается в пользу Республики Беларусь. В то же время невысокая конкурентоспособность продукции, устанавливаемые жесткие ценовые параметры и антидемпинговые санкции к важнейшим экспортным белорусским товарам привели к тому, что Белоруссия практически со всеми государствами Европейского союза имела пассивное сальдо торгового баланса.

       В целом процесс интеграции Белоруссии в мировую экономику в основном связан с межгосударственной торговлей товарами и услугами. В меньшей мере он касается выхода республики на международные финансовые рынки, включения в процесс международной торговли недвижимостью. Международные инвестиционные потоки капиталов и информационно-технологический обмен затронули республику незначительно. При всей важности и необходимости выхода Белоруссии на международные финансовые рынки следует отметить что успешному расширению внешнеэкономических связей республики и интеграции ее в систему международной торговли должно послужить прежде всего дальнейшее наращивание экспортного потенциала по всем направлениям на основе повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, создания инфраструктуры торговых рынков, роста экспорта услуг. 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

1. Журнал «Вестник ВЭС» №46 2011 год

2. Журнал «Восток и Запад» №42 2011 год

3. Е.Ю. Сергеев. Международные экономические отношения. Москва – 2010

4. Ежегодный статистический справочник за 2010 год.

5. Международные экономические отношения. Под редакцией В.К. Метношевской. Минск – 2009

6. Международные экономические отношения. Под редакцией В.Е. Рыбалкина. Москва – 2007

7. Основы внешнеэкономических знаний//Под ред. И. П. Фаминского. М.; 2006

8. Социально-политическая ситуация Беларуси: проблемы и перспективы (по материалам социологического мониторинга): Сб. науч.тр./Под ред. М.Н. Хурса.

9. http://www.delobelarus.com/ru/delo/archive/2011/7/f5436a337a8a37df.html

10. www.president.gov.by/

11. http://news.tut.by/59677.html

12. http://news.tut.by/politics/61172.html

13. http://news.tut.by/politics/60379.html

14. http://news.tut.by/politics/59341.html

15. http://news.tut.by/politics/60322.html 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения  
Приложение 1  
Внешняя торговля Республики Беларусь (миллионов долларов США)  
  2008 2009 2010 2011  
Объём внешней торговли РБ 15972 17113 21504 30097  
Экспорт товаров 7326 8021 9946 13752  
Импорт  товаров 8646 9092 11558 16345  
Сальдо -1320 -1071 -1612 -2593  
со  странами СНГ 10469 10679 13484 19102  
Экспорт товаров 4399 4384 5435 7296  
Импорт  товаров 6070 6295 8049 11806  
Сальдо -1671 -1911 -2614 -4510  
из  них с Россией 9315 9899 12482 17606  
Экспорт товаров 3710 3977 4880 6463  
Импорт  товаров 5605 5922 7602 11143  
Сальдо -1895 -1945 -2722 -4680  
со  странами вне СНГ 5503 6434 8020 10995  
Экспорт товаров 2927 3637 4511 6456  
Импорт  товаров 2576 2797 3509 4539  
Сальдо 351 840 1002 1917  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 2
Внешняя торговля РБ с отдельными странами (миллионов  долларов США)
  2009 2010 2011
Экспорт товаров
Всего 7326,4 9945,6 13751,7
Россия 3710,1 4879,9 6463
Германия 231,7 421,2 502,9
Великобритания 95,9 938,3 1147,6
Польша 276,8 434,2 728,8
Украина 559,7 343,5 539,8
Нидерланды 103,3 413,8 924,4
Литва 348,8 265 356,3
Китай 148,4 162,3 301,5
Италия 76,1 135,2 142,9
Латвия 467,3 344,3 326
Импорт  товаров
Всего 8646,2 11558 16345,5
Россия 5604,7 7301,9 11142,6
Германия 587,9 20,7 1081
Великобритания 106,3 79,3 128,4
Польша 223,8 348,5 475
Украина 340,6 362,1 544,9
Нидерланды 79,5 93,4 118,7
Литва 69 154,2 175,6
Китай 49,4 71,8 158
Италия 162,6 284 300,5
Латвия 29,7 44,3 85

Информация о работе Внешне торговая деятельность и пути ее реализации в РБ