Внешне торговая деятельность и пути ее реализации в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание

Темой курсовой работы является: «Внешнеторговая политика и механизмы её реализации». Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели актив¬ную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в из¬бытке на то, с чем был дефицит, а у других народов наоборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

I РАЗДЕЛ: Теоретический аспект внешнеторговой политики

1.1 Сущность внешнеторговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2 Роль государства во внешней торговле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.3 Свободная торговля и протекционизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

1.4 Механизмы регулирования внешнеторговой деятельности . . . . . . .. . . . . . . 13

II РАЗДЕЛ: Анализ внешнеторговой деятельности РБ в 2010-2011гг

2.1 Внешнеторговые тенденции развития на 2012 год. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

2.2 Состояние внешней торговли Беларуси в период 2010-2011гг. . . . . . . . . . 21

2.3 Стратегия развития внешнеторговых отношений в Беларуси . . . . . . . . . . 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

ПРИЛОЖЕНИЕ . . . .

Работа состоит из  1 файл

Курсовая doc.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

       Воздействие тарифа на экономику отдельных стран  различно и зависит от экономического веса страны. В мировой экономике  страна считается малой, если изменение  спроса с её стороны на импортные  товары не приводит к изменениям мировых цен. Страна считается большой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен.

       В результате введения тарифа любой страной  возникает несколько экономических  эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям экономики в целом.  Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение тарифа не сможет изменить мировые цены и улучшить её условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо распределяет расходы внутри экономики, либо ведёт к прямым экономическим потерям.  Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

       Введение  тарифа большой страной вызывает экономические эффекты близкие, возникающим при введении тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части – эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате увеличения её условий торговли. Тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращение внутреннего потребления товара.

       Последствия введения таможенных пошлин. Можно  привести немало аргументов “за” и  “против” введения и использования  таможенных тарифов. 

       Импортные тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны, ведут торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, показывает экспорт, и сокращают занятость. Они перераспределяют доходы потребителей в пользу отечественных производителей зачастую неконкурентоспособной продукции и государственного бюджета. Но потребители теряют больше от введения импортных тарифов, чем получает государство и национальные производители вместе взятые. Чистые потери нации составляют производственный эффект — затраты ресурсов на производство худших отечественных товаров и потребительский эффект — потеря полезности, которую получили бы потребители, если бы они не отказались от дополнительного потребления импортных товаров вследствие их удорожания после введения пошлин.

       Однако  разумная внешнеторговая политика, использующая таможенно-тарифные методы регулирования согласно рыночным принципам может: пополнять бюджет, поддерживать молодые наукоемкие отрасли, эффективно перераспределять доходы населения, способствовать постепенной трансформации социалистической экономики в рыночную и т. д.

       Таким образом, государственное регулирование  внешней торговли выступает как  важнейшая сфера экономической  политики правительства и представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий расширенного общественного воспроизводства и повышение благосостояния народа; меры по регулированию внешней торговли могут осуществляться в рамках режимов свободной торговли или протекционизма, включают в себя как тарифные, так и нетарифные инструменты воздействия на рыночный механизм. [3] 
 
 
 
 
 
 
 

II РАЗДЕЛ: Анализ внешнеторговой деятельности PБ в 2010-2011 гг.

2.1 Внешнеторговые тенденции развития на 2012 год

Ежегодные потери от дискриминационных мер  по ограничению белорусского экспорта оцениваются примерно в 140 млн евро. После вступления Беларуси в ВТО все страны, входящие в эту организацию, предоставят ей на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле. Это коснется, прежде всего, экспортно-импортных и транзитных операций, а также связанных с ними таможенных пошлин и сборов. Кроме того, члены ВТО должны будут предоставить нашей стране (также на взаимной основе) национальный режим в отношении внутреннего налогообложения и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.

Беларусь  получит, наконец, право требовать  снятия введенных некоторыми странами дискриминационных мер, ограничивающих белорусский экспорт. В частности, многие наши текстильные изделия не только не уступают, но зачастую даже превосходят западные аналоги. Однако в целях защиты своих производителей некоторые государства (например, страны ЕС) ввели количественные ограничения (квоты) на импорт белорусских текстильных товаров, что не позволяет отечественным экспортерам в полной мере реализовать свой потенциал на внешнем рынке. Участие Беларуси в ВТО поможет оградить наших производителей от протекционистских мер ряда стран, которые под предлогом борьбы с демпингом не допускают на свои рынки, например, хлористый калий или полиэстеровые волокна из Беларуси. [11]

Членство  в ВТО можно использовать и  для того, чтобы снизить дискриминационные технические барьеры, препятствующие проникновению белорусского экспорта на рынки развитых стран. А также — облегчить процедуры сертификации и испытаний наших изделий за рубежом, уменьшить плату за их проведение, которая часто достигает 10 и более процентов от стоимости экспортных товаров.

Большую пользу принесло бы и применение Республикой  Беларусь распространяющихся на членов ВТО процедур урегулирования торговых споров и конфликтов.

Появилась бы возможность получать на регулярной основе интересующую нас информацию о политике в области внешней торговли и намерениях тех членов ВТО, чьи действия существенно затрагивают интересы Беларуси на мировом рынке. Это, в свою очередь, помогло бы более качественно вырабатывать и осуществлять стратегию в области внешнеэкономических связей. Будучи членом ВТО, Беларусь получила бы право непосредственно участвовать в выработке принципов, правил и норм международной торговли. Кроме того, вступление в ВТО — это стимул для ускорения и углубления начатых экономических реформ, дальнейшей интеграции национальной экономики в мирохозяйственные связи.

 
Наша страна, желая присоединиться к ВТО, будет вынуждена пойти на ряд уступок. Прежде всего, необходимо будет привести внутреннее законодательство в области внешнеэкономической деятельности в строгое соответствие с международными принципами, правилами и нормами. Вступительный взнос в ВТО выражается не в денежном исчислении, а в приведении внутренних тарифов в соответствие с тарифами, существующими в этой организации. Любая страна должна оплатить «входной билет» в виде тарифных уступок, либерализации доступа зарубежных производителей на свой рынок.

Нашей стране придется отказаться от чрезмерной протекционистской политики, прекратить субсидирование нерентабельных отраслей экономики, принять законодательные меры, предусматривающие защиту интеллектуальной  
собственности (патентов, авторских прав, фабричных марок и изобретений).

Что касается непосредственно членских взносов  в ВТО, то они рассчитываются на основе доли государства в общемировом  объеме торговли. (Этот показатель определяется на основании данных о внешней  торговле за последние три года.) Минимальная шкала взносов составляет 0,03% и менее. Таким образом, Беларуси, чья доля в мировой торговле составляет приблизительно 0,06%, нужно будет ежегодно вносить в бюджет ВТО около 60 тыс. швейцарских франков.

В среднем  процедура вступления в ВТО занимает около пяти лет. Мировая практика показывает, что малым странам с небольшим объемом торговли присоединиться к этой организации легче, так как их роль в международных торговых делах незначительна. Глава государства Александр Лукашенко, отвечая 17 ноября 2005г на вопросы студентов вузов Могилевской области, заявил, что "особо не переживает" по поводу вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию (ВТО).  
 
По его словам, после вступления России и Украины "Беларусь сама придет в ВТО", потому что все основные торговые партнеры будут членами этой организации. [13] 
 
Белорусская сторона целенаправленно ведет переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию, и многие государства нас поддерживают, отметил президент. При этом он выразил уверенность, что "когда "дойдем" до Америки, она будет тормозить Беларусь, как сейчас Россию, по политическим соображениям".  
 
Правительство закончило разработку прогноза социально-экономического развития страны и проекта бюджета на 2012 год. Об этом 31 августа проинформировал Александра Лукашенко премьер-министр страны Сергей Сидорский. 
В целом прогноз социально-экономического развития страны в 2012 году предполагает рост ВВП не менее чем на 19 процентов — как и в 2011 году. Правительство прогнозирует увеличение внутреннего валового продукта в номинальном исчислении в следующем году на 18 процентов. Таким образом, этот показатель достигнет 114 трлн. рублей.

 
Как подчеркнул Александр Лукашенко, представленные правительством проекты документов на будущий год определяют социально-экономическое развитие нашей страны на ближайшую перспективу. Их особое значение обусловлено тем, что 2012 год открывает новое пятилетие и определяет динамику предстоящего ответственного этапа развития нашего государства. Как подчеркнул президент, от того, насколько правильно будут определены базовые позиции, зависит качество как краткосрочного, так и среднесрочного прогнозирования развития экономики.
 
 
 
 

     2.2 Состояние внешней  торговли Беларуси  в период 2010-2011гг

Президент Беларуси подвел предварительные итоги экономического развития страны в период 2006-2011 годов и наметил планы на следующую пятилетку.  
По многим важнейшим параметрам прогнозные показатели на 2006-2011 годы не просто выполнены, а существенно перекрыты. Об этом, как сообщает БЕЛТА, глава государства заявил, выступая 19 октября на совещании о проектах прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики страны на  2012 год. 
 
В минувшем году набрали силу положительные тенденции, основа для которых закладывалась в предшествующий период. Экспорт в страны СНГ увеличился на 24,6%, или на $969,2 млн, в страны вне СНГ – на 23,8%, или на $781,9 млн. Положительное сальдо в торговле со странами вне СНГ увеличилось на $154,8 млн. Продолжает уменьшаться доля товарообменных операций – в прошлом году объем бартера во внешней торговле сократился на 43,6%. (В январе-ноябре 2010 года по товарообменным операциям республикой экспортировано товаров на $364,1 млн, что составило 4,1% общего объема экспорта, импортировано товаров на сумму $315,3 млн - 3,1%). Соответственно, значительно увеличился удельный вес поставок товаров по договорам купли-продажи. Так, при экспорте их доля повысилась с 77,1% в январе-ноябре 2003 года до 83,9% в январе-ноябре 2009-го. По импорту аналогичные показатели составили 79,1% и 86,2%.

Что касается проблем, то одна из основных наших  задач — повышение конкурентоспособности белорусской продукции как по цене, так и по качеству. Решить ее можно, лишь проведя технологическое перевооружение предприятий. Для этого второй год подряд устанавливаются нулевые ставки таможенных пошлин на ввозимое оборудование, ведутся работы по привлечению в республику иностранных инвестиций, кредитов. Кроме этого, разработана Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности отечественной экономики, правительством утвержден комплекс мер по ее реализации.

Другая  проблема, которую также необходимо решать, – диверсификация поставок в отдельные страны. Это наглядно видно на примере экспорта нефтепродуктов в Украину. Когда туда поставлялись большие объемы такой продукции, торговый оборот с этой страны был весьма значительный. Но стала набирать темпы нефтеперерабатывающая отрасль Украины, и показатели сразу упали. Чтобы избежать таких перепадов, необходимо сделать экспорт Беларуси более разнообразным.

Страны, где аккредитованы дипломатические  представительства Республики Беларусь (в том числе по совместительству), потребляют львиную долю (около 95%) отечественного экспорта. Сегодня загранучреждения, торгово-экономические службы и советники ориентированы прежде всего на достижение конкретных положительных результатов во внешнеэкономической деятельности. Речь идет о наращивании экспорта, диверсификации поставок, достижении положительного сальдо внешней торговли, активизации работы по привлечению иностранных инвестиций. На всех этих направлениях достигнуты определенные результаты. Удалось, например, переломить тенденцию опережающего роста импорта, и у теперь явственно просматривается положительная динамика экспорта. Более того, анализируя импорт, мы видим, что его рост обусловлен прежде всего увеличением ввоза технически сложной продукции, инвестиционных товаров, что является залогом дальнейшего наращивания экспортного потенциала Беларуси. [13]

Вместе  с тем более глубокий анализ показывает, что пока еще не все посольства, загранучреждения, советники Беларуси обеспечивают развитие торгово-экономических отношений в степени, соответствующей экономическому потенциалу стран пребывания. Так, в целом приемлемая динамика экспорта достигнута в торговле с Россией. Однако региональный анализ позволяет сделать вывод о нереализованных возможностях в торговле с Сибирью, Дальним Востоком, Санкт-Петербургом, где поставлена задача нарастить показатели в несколько раз.

В последнее  время развивается  довольно активно  торговля с Казахстаном. Действительно, на этом направлении в 2010-м и нынешнем годах достигнуто более чем 70%-е увеличение объема внешних поставок. Но импортируются в основном МАЗы, тракторы, шины и холодильники. Поэтому и поставлена задача — не только довести экспорт в Казахстан до $500 млн., но и, что немаловажно, обеспечить рост за счет поставки более широкого спектра отечественных товаров.

Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса  Беларуси увеличилось. Согласно данным МИД, по итогам 9 месяцев текущего года оно составило 913,6 млн. долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года дефицит внешней торговли вырос в 1,6 раза. Впрочем, значительный рост отрицательного сальдо наблюдается и по сравнению с итогами 8 месяцев 2003 года, когда оно сложилось в объеме 768,3 млн. долларов. [ полный торговый баланс за последние 5 лет см. в Приложениях [4] ] 
 
В основном дефицит внешней торговли формируется за счет торговли с основным партнером Беларуси — Россией. По итогам января — сентября отрицательное сальдо торговли с этой страной составило 1938,6 млн. долларов. При этом следует учитывать, что сальдо с другими странами СНГ положительное (80,6 млн. долларов), хоть перевес в пользу Беларуси небольшой: Впрочем, и в торговле с государствами дальнего зарубежья экспорт превышает импорт — положительное сальдо составляет 944,4 млн. долларов (по сравнению с январем — августом оно выросло на 214,2 млн. долларов).  
 
По мнению главы аналитического центра "Стратегия" Леонида Заико, рост отрицательного сальдо в торговле с Россией обусловлен двумя основными причинами — ростом цен на российскую нефть и снижением конкурентоспособности белорусской продукции по сравнению с российской.  
 
Леонид Заико отметил также, что "курс российского рубля в последнее время достаточно жесткий, и это сказывается на торговле, поскольку наши экспортные цены увеличиваются меньшими темпами, чем цены на товары, импортируемые из России. Это одна из важных причин возникновения дефицита в торговле с Россией".  
 
Экономист также отметил, что дефицит во внешней торговле складывается по причине отсутствия реформ в белорусской экономике. Жесткое государственное регулирование тормозит процесс создания конкурентоспособной продукции. "Мы вступили в ту фазу экономического взаимодействия, когда результаты реформ, приватизации, создания частной собственности стали работать на более эффективную экономику. Сегодня наши товары с трудом конкурируют с российскими, и это еще раз доказывает то, что частный собственник остается в выигрыше", — заявил Л.Заико.  
 
Леонид Заико не исключает также, что предполагаемое повышение цен на российский газ в следующем году может привести к увеличению дефицита во внешней торговле. "В последнее время принято считать, что за счет роста тарифов на транзит через территорию Беларуси будут компенсированы потери от увеличения цен на газ для нашей страны. Но это не более чем иллюзия. Если реалистично оценивать ситуацию, то можно предположить, что при покупке российского газа по более высоким ценам мы будем нести большие издержки, что в результате возможен дальнейший рост отрицательного сальдо торгового баланса. Все будет зависеть от того, насколько белорусское правительство будет расторопно, профессионально реагировать на ситуацию, насколько оно готово перейти на новую политику стимулирования экспорта, насколько эффективными будут действия наших предприятий. Одним словом, для выравнивания ситуации должны решаться вопросы, связанные с конкурентоспособностью белорусской продукции, поскольку на сегодняшний день это центральная проблема.
 

Информация о работе Внешне торговая деятельность и пути ее реализации в РБ