Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:49, курсовая работа
Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья (положительные внешние эффекты).
Введение 4
1. Понятие и виды внешних эффектов, их роль в рыночной экономике 6
1.1 Понятие и виды внешних эффектов 6
1.2 Показатели измерения внешних эффектов 8
2 Отрицательные внешние эффекты и политика охраны окружающей среды …. 10
2.1 Понятие отрицательных внешних эффектов и причины их возникновения 10
2.2 Теорема Коуза и стратегия борьбы с загрязнением окружающей среды 11
3. Особенности государственной политики охраны окружающей среды РБ на современном этапе 14
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложения 32
Введение
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА ТЕХНОЛОГИЙ»
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра экономики и финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Внешние эффекты и экономические проблемы
охраны окружающей среды
Студент
2 курса, з1921 Лог
Руководитель
канд. экон. наук, _______ _______
доцент
МИНСК 2010
Курсовая работа: 35 с., 3 рис., 5 табл., 16 источников, 4 прил.
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
Объект исследования – экономика Беларуси.
Предмет исследования – политика охраны окружающей среды в Беларуси.
Целью работы: на основании литературных источников изучить внешние эффекты и экономические проблемы защиты окружающей среды.
Методы следования: экономико-статистический и графический методы.
Исследования и разработки: изучено понятие и виды внешних эффектов, их роль в рыночной экономике; изучены отрицательные внешние эффекты и политика охраны окружающей среды; изучены особенности государственной политики охраны окружающей среды РБ на современном этапе.
Введение 4
1. Понятие и виды внешних эффектов, их роль в рыночной экономике 6
1.1 Понятие и виды внешних эффектов 6
1.2 Показатели измерения внешних эффектов 8
2 Отрицательные внешние эффекты и политика охраны окружающей среды …. 10
2.1 Понятие отрицательных внешних эффектов и причины их возникновения 10
2.2 Теорема Коуза и стратегия борьбы с загрязнением окружающей среды 11
3. Особенности государственной политики охраны окружающей среды РБ на современном этапе 14
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложения 32
Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья (положительные внешние эффекты).
С точки зрения теории микроэкономики в случаях внешних эффектов наблюдается неоправданное отклонение кривых спроса и предложения соответствующих благ (и точки равновесия) от необходимого положения. При отрицательных внешних эффектах кривая рыночного предложения, основываясь на частных издержках фирм, не учитывает часть издержек общества (потери третьих лиц), в силу чего объем производства и потребления благ завышается, цены занижаются и, следовательно, наблюдается избыточное, неоплаченное и неэффективное использование части ресурсов. В случае положительных внешних эффектов (при преобладании рыночных отношений в сферах образования, здравоохранения, культуры) ситуация обратная: наличие неоплачиваемых выгод занижает платежеспособный спрос на товары и услуги, объем их производства и потребления, а также цены оказываются меньше необходимых обществу, ресурсы в отрасли недопотребляются.
Идея решения проблемы отрицательных экстерналий сформулирована в теореме Коуза-Стиглера: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности на все ресурсы, независимо от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки (учитывающие издержки "третьих лиц") будут равны.
Но сложность состоит в том, что либо нулевые трансакционные издержки невозможны, либо сложно установить и распределить права собственности. В силу этого вмешательство государства оказывается неизбежным. Оно осуществляется различными способами. С помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов искусственно увеличиваются издержки фирм и смещается кривая отраслевого предложения, тем самым отрицательные эффекты снижаются, ресурсы перераспределяются в оптимальном направлении. Таким образом, государство и в этом случае "подправляет" рыночный механизм, способствует росту эффективности экономической системы, но полностью устранить внешние эффекты по ряду причин не удается.
Объект исследования – экономика Беларуси.
Предмет исследования – политика охраны окружающей среды в Беларуси.
Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить внешние эффекты и проблемы защиты окружающей среды.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи, определившие логику исследования и структуру курсовой работы:
Изучить понятие и виды внешних эффектов, их роль в рыночной экономике;
Изучить отрицательные внешние эффекты и политику охраны окружающей среды
Изучить особенности государственной политики охраны окружающей среды РБ на современном этапе.
При проведении исследования использовался анализ учебной и научной литературы, монографий, статей в периодической печати, а также экономико-статистический и графический методы.
Курсовая работа выполнена на 35 страницах, включает введение, 3 раздела, 4 подраздела, заключение, список использованных источников, 4 приложения.
17
Наряду с производством и потреблением потребительских товаров и услуг на микроуровне существует производство и потребление общественных благ, например освещение улиц, строительство и содержание дорог, охрана общественного порядка и др. Специфический характер производства и потребления этих благ определяет тот факт, что они могут предоставляться только государством и осуществляться коллективно. Если цена частных благ определяется спросом и предложением, а объем их производства определяется сопоставимостью предельного дохода и предельных издержек, то оценка общественных благ определяется специфично с точки зрения потребителя, а их объем как бы задан извне. Следовательно, с экономической точки зрения оценку общественного блага проводит каждый индивидуальный потребитель. Такая оценка состоит в определении количества частного блага, от которого готов отказаться потребитель ради увеличения производства и потребления каждой дополнительной единицы общественного блага[1, c. 308].
Предельную норму замещения частных благ общественными можно определить, если известна совокупная предельная полезность того или другого общественного блага. Определяя объем и структуру производства и потребления общественных благ, следует учитывать внешние воздействия, или эффекты, которые могут возникать между товаропроизводителями и потребителями. Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются “внешними”, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате, как производства, так и потребления товаров и услуг. Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами):
MSC = МРС + МЕС, где MSC - предельные общественные издержки (marginal social cost); МРС -предельные частные издержки (marginal private cost); МЕС - предельные внешние издержки (marginal external cost) [2, c. 368].
Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим:
MSB = МРВ + МЕВ, где MSB - предельные общественные выгоды (marginal social benefit); МРВ - предельные частные выгоды (marginal private benefit); МЕВ - предельные внешние выгоды (marginal external benefit).
Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Неудивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества (рис. 1, приложение А). Рыночное равновесие Е1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC. Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т. е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ1Е2. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объёме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами[5, c. 380].
Оценка положительного внешнего эффекта — это полезность от деятельности предприятия, не отраженная в ценах. Например, обеспечение пожарной безопасности или озеленение территорий приносит положительный эффект не только товаропроизводителю, но и окружающим. Оценка отрицательного внешнего эффекта — это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене товара или услуги. Отрицательный эффект может быть результатом как производства, так и потребления товаров и услуг. Например, Белорусский калийный комбинат наносит ущерб землям окружающих сельских поселений и не возмещает этот ущерб. При наличии отрицательного внешнего эффекта альтернативная стоимость сельскохозяйственных земель и населенных пунктов вокруг комбината, подвергшихся загрязнению калийным производством, не будет включена в издержки производства удобрений. Несмотря на то, что выгоды или убытки, получаемые от положительных или отрицательных внешних эффектов, не отражаются в ценах производимых товаров и услуг, они могут стать источником увеличения или снижения социально-экономической эффективности.
Количественное выражение влияния внешних эффектов можно определить с помощью показателя чистого экономического благосостояния, который учитывает совокупные внешние издержки производства (ТЕС). ТЕС представляет собой общественный ущерб, который зависит от объема производства и предельных внешних издержек
(МЕС). МЕС - это дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы товаров, которые не оплачиваются товаропроизводителем и переносятся на общество в целом. МЕС определяется по формуле:
При игнорировании отрицательного внешнего эффекта товаропроизводители не оплачивают совокупные внешние эффекты и, таким образом, уменьшают собственные издержки производства, в результате чего появляется возможность наращивать производство, не оплачивая использование определенного природного ресурса.
А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии. Корректирующий налог (corrective tax) - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. В нашем примере с целлюлозно-бумажным комбинатом налог (tax-T), равный предельным внешним издержкам Т = МЕC, мог бы приблизить рыночное равновесие к эффективному:
MSB = MSC
Корректирующая субсидия (corrective subsidy) - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным[10, c. 87].
Однако, корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблем, возникающих благодаря существованию внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно.
И наконец, отнюдь не последнюю роль играет то обстоятельство, что корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, не всегда достигают поставленной цели. [7, c. 145].
Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других. К примеру, целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рис. 2, приложение Б). Без очистных сооружений количество выпускаемой продукци составляет Q1 тонн бумаги при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке е1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельны общественным выгодам MSB, т. е. МРС = MSB.Между тем предельные социальные издержки равны сумме, предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 пр росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.
Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды