Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:49, курсовая работа

Описание

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья (положительные внешние эффекты).

Содержание

Введение 4
1. Понятие и виды внешних эффектов, их роль в рыночной экономике 6
1.1 Понятие и виды внешних эффектов 6
1.2 Показатели измерения внешних эффектов 8
2 Отрицательные внешние эффекты и политика охраны окружающей среды …. 10
2.1 Понятие отрицательных внешних эффектов и причины их возникновения 10
2.2 Теорема Коуза и стратегия борьбы с загрязнением окружающей среды 11
3. Особенности государственной политики охраны окружающей среды РБ на современном этапе 14
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложения 32
Введение

Работа состоит из  1 файл

ГР - внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Таблица 5.  Ставки налогов на сбросы вод

Уровень превышения (процентов)

 

 

Ставка   налога   за   сбросы   недостаточно очищенных   сточных   вод    (руб.   за   1   м3)

в   водоемы

в   водотоки

До   20

21   -   50

51   -   100

Более    101

1690

2880

5760

8670

1190

2320

3950

6970

 

Ответственность плательщиков за уплату налога и контроль налоговых органов. Руководители, главные бух­галтеры предприятий и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за правильность начисления, за своевременное внесение в доход бюджета налогов за добычу природных ресурсов и выбро­сы загрязняющих веществ, а также за своевременное пред­ставление государственным налоговым инспекциям уста­новленных расчетов.

Контроль за своевременной уплатой экологического налога и правильностью его внесения осуществляют налоговые органы с участием органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Плата за землю. Кабинет Министров Республики Бе­ларусь Постановлением от 20 февраля 1996 г. в соответ­ствии с Законом Республики Беларусь «О платежах за зем­лю» установил коэффициенты к ставкам платежей за зем­ли сельскохозяйственного назначения (в зависимости от ка­дастровой оценки), за земли населенных пунктов (в зави­симости от категорий населенных пунктов) и средние став­ки земельного налога по административным районам, (табл. 6).

 

 

 

Таблица 6.Средние ставки земельного налога на землю населенных пунктов (тыс. руб. за гектар).

Категории городских поселений и другие населенные пункты

Ставки земельного налога

 

 

для действующих объектов

для вновь размещаемых

Город Минск

95,4

249,6

Областные центры

 

 

(кроме г. Минска)

36,8

96,2

Города областного подчинения

 

 

г населением:

 

 

свыше 100 тыс. жителей

29,0

67,6

от 50 до 100 тыс. жителей

20,8

45,6

до 50 тыс. жителей

12,0

25,0

Города районного подчинения

8,0

16,0

Прочие городские поселения

6,0

10,2

Сельские населенные пункты

4,0

8,8

Размер платы за землю зависит от качества и место­положения земельного участка. Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога и арендной платы.

От платы за землю освобождаются: заповедники, опытные поля, ботанические сады, памятники природы, земли за­паса, кладбища, дороги, улицы, скверы, парки и пр.

Реализация принятых законов в Республике Бела­русь принесла определенные результаты. Поступление средств из платежей за загрязнение окружающей среды активизировало природоохранную деятельность. За счет этих средств осуществлены мероприятия по строительству, капитальному ремонту природоохранных объектов, рекон­струкции очистных сооружений, восстановлению режима рек, различные проектно-изыскательские и научно-иссле­довательские работы в области охраны природы и рацио­нального использования природных ресурсов.

Заключение

На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:

     Наряду с производством и потреблением потребительских това­ров и услуг на микроуровне существует производство и потребление общественных благ, например освещение улиц, строительство и со­держание дорог, охрана общественного порядка и др. Специфичес­кий характер производства и потребления этих благ определяет тот факт, что они могут предоставляться только государством и осуще­ствляться коллективно. Если цена частных благ определяется спро­сом и предложением, а объем их производства определяется сопоста­вимостью предельного дохода и предельных издержек, то оценка общественных благ определяется специфично с точки зрения потре­бителя, а их объем как бы задан извне. Следовательно, с экономи­ческой точки зрения оценку общественного блага проводит каждый индивидуальный потребитель. Такая оценка состоит в определении количества частного блага, от которого готов отказаться потребитель ради увеличения производства и потребления каждой дополнитель­ной единицы общественного блага.

     Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим:

      MSB = МРВ + МЕВ, где MSB - предельные общественные выгоды (marginal social benefit); МРВ - предельные частные выгоды (marginal private benefit); МЕВ - предельные внешние выгоды (marginal external benefit).

     При игнорировании отрицательного внешнего эффекта товаро­производители не оплачивают совокупные внешние эффекты и, та­ким образом, уменьшают собственные издержки производства, в результате чего появляется возможность наращивать производство, не оплачивая использование определенного природного ресурса.

     Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблем, возникающих благодаря существованию внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба опреде­ляются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно.

     Р. Коуз исходил из того, что рассматриваемая проблема носит обоюдоострый или, как он говорит, “взаимообязывающий” характер: “При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это - следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А. Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба”.

     Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необ­ходимыми для его проведения в жизнь.

     В связи с принятием Закона «Об охране окружаю­щей среды» (1993 год) общая ответственность за коорди­нацию экологического мониторинга возлагается на Мини­стерство природных ресурсов и охраны окружающей сре­ды.

     Таким образом, государственный экологический мо­ниторинг осуществляется на следующих уровнях: локаль­ном, региональном, государственном.

 

 

Список использованных источников

1.      Донской Н.П., Донская С.А. Основы экологии и экономика приро­допользования.- Мн.: УП Технопринт, 2000. - с 308

2.      Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993. – 174 c.

3.      Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию: Учебник для студентов пед. Университов / Гос. унив. Высшая школа экономики. — В 2-х книгах. Кн. 2. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 368 с.

4.      Лобкович Э. И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особеннос­ти в Беларуси. Мн.: БГЭУ, 2000. – 121 с.

5.      Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистан­ционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 380 с.

6.      Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проб­лемы и политика. М.: Республика, 2004.  88 с.

7.      Макроэкономика: учеб. пособие / Т. С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитриева, Л. П. Зеньковаидр.;подред. Л. П. Зеньковой. Мн.: Новое знание, 2002. -145 с.

8.      Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. — Минск: БГЭУ, 2007. — 415 с.

9.      Пигу А. Экономичес­кая теория благосостояния. М., 1985. Т. 1. С. 253—254

10. Савицкая Е.В. Курс лекций по микроэкономике. М. 2002. – 140 с.

11. Селигцев А. С. Макроэкономика: базовый курс. СПб.: «Питер», 2000. – 236 с.

12. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.  Макроэкономика: Учебник. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт – Издат., 2006. — 374 с.

13. Тарасевич Л., Гребенников П., Леусский А. Микроэкономика: Учебник. – Спб.: СПбГУЭФ, 2004. – 216 с.

14. Экономика переходного периода/под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М.: МГУ, 1995. – 26 с.

15. Худокормов А. Г. История экономических учений (современный этап): учебник/под общ. ред. А. Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 1998. – 162 с.

16. Clarke EM. Multipart Pricing of Public Goods/Public Choice. 1971. N° 11, P. 17-33;    -Clarke E.H. Demand-revelation and the provision of Public Goods. Cambridge, 1980. – 321 с.

Приложение А


 

 

Рис. 1. - Положительный внешний эффект

 

 

Приложение Б


Рис. 2. Отрицательный внешний эффект

 

Приложение В

 


Рис. 3. Права на загрязнение окружающей среды: роль движения “зеленых”

 

 


Приложение Г

 

 

 

Рис. 4. Определение эффективного уровня выбросов

 

17

 



Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды