Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:49, курсовая работа
Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья (положительные внешние эффекты).
Введение 4
1. Понятие и виды внешних эффектов, их роль в рыночной экономике 6
1.1 Понятие и виды внешних эффектов 6
1.2 Показатели измерения внешних эффектов 8
2 Отрицательные внешние эффекты и политика охраны окружающей среды …. 10
2.1 Понятие отрицательных внешних эффектов и причины их возникновения 10
2.2 Теорема Коуза и стратегия борьбы с загрязнением окружающей среды 11
3. Особенности государственной политики охраны окружающей среды РБ на современном этапе 14
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложения 32
Введение
Таблица 5. Ставки налогов на сбросы вод
Уровень превышения (процентов)
| Ставка налога за сбросы недостаточно очищенных сточных вод (руб. за 1 м3) | |
в водоемы | в водотоки | |
До 20 21 - 50 51 - 100 Более 101 | 1690 2880 5760 8670 | 1190 2320 3950 6970 |
Ответственность плательщиков за уплату налога и контроль налоговых органов. Руководители, главные бухгалтеры предприятий и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за правильность начисления, за своевременное внесение в доход бюджета налогов за добычу природных ресурсов и выбросы загрязняющих веществ, а также за своевременное представление государственным налоговым инспекциям установленных расчетов.
Контроль за своевременной уплатой экологического налога и правильностью его внесения осуществляют налоговые органы с участием органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Плата за землю. Кабинет Министров Республики Беларусь Постановлением от 20 февраля 1996 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь «О платежах за землю» установил коэффициенты к ставкам платежей за земли сельскохозяйственного назначения (в зависимости от кадастровой оценки), за земли населенных пунктов (в зависимости от категорий населенных пунктов) и средние ставки земельного налога по административным районам, (табл. 6).
Таблица 6.Средние ставки земельного налога на землю населенных пунктов (тыс. руб. за гектар).
Категории городских поселений и другие населенные пункты | Ставки земельного налога | |
| для действующих объектов | для вновь размещаемых |
Город Минск | 95,4 | 249,6 |
Областные центры |
|
|
(кроме г. Минска) | 36,8 | 96,2 |
Города областного подчинения |
|
|
г населением: |
|
|
свыше 100 тыс. жителей | 29,0 | 67,6 |
от 50 до 100 тыс. жителей | 20,8 | 45,6 |
до 50 тыс. жителей | 12,0 | 25,0 |
Города районного подчинения | 8,0 | 16,0 |
Прочие городские поселения | 6,0 | 10,2 |
Сельские населенные пункты | 4,0 | 8,8 |
Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка. Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога и арендной платы.
От платы за землю освобождаются: заповедники, опытные поля, ботанические сады, памятники природы, земли запаса, кладбища, дороги, улицы, скверы, парки и пр.
Реализация принятых законов в Республике Беларусь принесла определенные результаты. Поступление средств из платежей за загрязнение окружающей среды активизировало природоохранную деятельность. За счет этих средств осуществлены мероприятия по строительству, капитальному ремонту природоохранных объектов, реконструкции очистных сооружений, восстановлению режима рек, различные проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:
Наряду с производством и потреблением потребительских товаров и услуг на микроуровне существует производство и потребление общественных благ, например освещение улиц, строительство и содержание дорог, охрана общественного порядка и др. Специфический характер производства и потребления этих благ определяет тот факт, что они могут предоставляться только государством и осуществляться коллективно. Если цена частных благ определяется спросом и предложением, а объем их производства определяется сопоставимостью предельного дохода и предельных издержек, то оценка общественных благ определяется специфично с точки зрения потребителя, а их объем как бы задан извне. Следовательно, с экономической точки зрения оценку общественного блага проводит каждый индивидуальный потребитель. Такая оценка состоит в определении количества частного блага, от которого готов отказаться потребитель ради увеличения производства и потребления каждой дополнительной единицы общественного блага.
Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим:
MSB = МРВ + МЕВ, где MSB - предельные общественные выгоды (marginal social benefit); МРВ - предельные частные выгоды (marginal private benefit); МЕВ - предельные внешние выгоды (marginal external benefit).
При игнорировании отрицательного внешнего эффекта товаропроизводители не оплачивают совокупные внешние эффекты и, таким образом, уменьшают собственные издержки производства, в результате чего появляется возможность наращивать производство, не оплачивая использование определенного природного ресурса.
Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблем, возникающих благодаря существованию внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно.
Р. Коуз исходил из того, что рассматриваемая проблема носит обоюдоострый или, как он говорит, “взаимообязывающий” характер: “При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это - следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А. Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба”.
Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.
В связи с принятием Закона «Об охране окружающей среды» (1993 год) общая ответственность за координацию экологического мониторинга возлагается на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Таким образом, государственный экологический мониторинг осуществляется на следующих уровнях: локальном, региональном, государственном.
1. Донской Н.П., Донская С.А. Основы экологии и экономика природопользования.- Мн.: УП Технопринт, 2000. - с 308
2. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993. – 174 c.
3. Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию: Учебник для студентов пед. Университов / Гос. унив. Высшая школа экономики. — В 2-х книгах. Кн. 2. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 368 с.
4. Лобкович Э. И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси. Мн.: БГЭУ, 2000. – 121 с.
5. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 380 с.
6. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 2004. 88 с.
7. Макроэкономика: учеб. пособие / Т. С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитриева, Л. П. Зеньковаидр.;подред. Л. П. Зеньковой. Мн.: Новое знание, 2002. -145 с.
8. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. — Минск: БГЭУ, 2007. — 415 с.
9. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985. Т. 1. С. 253—254
10. Савицкая Е.В. Курс лекций по микроэкономике. М. 2002. – 140 с.
11. Селигцев А. С. Макроэкономика: базовый курс. СПб.: «Питер», 2000. – 236 с.
12. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт – Издат., 2006. — 374 с.
13. Тарасевич Л., Гребенников П., Леусский А. Микроэкономика: Учебник. – Спб.: СПбГУЭФ, 2004. – 216 с.
14. Экономика переходного периода/под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М.: МГУ, 1995. – 26 с.
15. Худокормов А. Г. История экономических учений (современный этап): учебник/под общ. ред. А. Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 1998. – 162 с.
16. Clarke EM. Multipart Pricing of Public Goods/Public Choice. 1971. N° 11, P. 17-33; -Clarke E.H. Demand-revelation and the provision of Public Goods. Cambridge, 1980. – 321 с.
Рис. 1. - Положительный внешний эффект
Рис. 2. Отрицательный внешний эффект
Рис. 3. Права на загрязнение окружающей среды: роль движения “зеленых”
Рис. 4. Определение эффективного уровня выбросов
17
Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды