Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:49, курсовая работа

Описание

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья (положительные внешние эффекты).

Содержание

Введение 4
1. Понятие и виды внешних эффектов, их роль в рыночной экономике 6
1.1 Понятие и виды внешних эффектов 6
1.2 Показатели измерения внешних эффектов 8
2 Отрицательные внешние эффекты и политика охраны окружающей среды …. 10
2.1 Понятие отрицательных внешних эффектов и причины их возникновения 10
2.2 Теорема Коуза и стратегия борьбы с загрязнением окружающей среды 11
3. Особенности государственной политики охраны окружающей среды РБ на современном этапе 14
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложения 32
Введение

Работа состоит из  1 файл

ГР - внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

Обратим внимание на то, что и в точке Е2 не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем случае выпуск сточных вод пропорционален объему производства, а объем производства целлюлозно-бумажного комбината в точке Q2 отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет месте перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами[9, c. 254].

2.2 Теорема Коуза и стратегия борьбы с загрязнением                   окружающей среды

Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необ­ходимыми для его проведения в жизнь. Пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издер­жек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов (рис. 3). Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнитель­ный процент снижения обходится все дороже и дороже.

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:

1)     установление норм или стандартов по вредным выбросам;

2)     введение платы за выбросы;

3)     продажа временных разрешений на выбросы.

Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Такие стандарты приняты во многих странах. В США, например, за их выполнением следит Управление по охране окружающей среды. Превышение установленных правительственными органами стандар­тов влечет крупный штраф или уголовное наказание (рис. 3, приложение В). Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные недостатки. Прежде всего они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения[11, c. 236].

Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы - это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в Германии. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.

В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в дан­ной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Предпо­ложим, оно желает сократить объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кг (рис. 4, приложение Г). Поскольку предложение абсолютно неэластично, равновесие установится в точке Е. В этом случае цена одной лицензии на право сброса 1 кг загрязняющего вещества в день будет равна 100 тыс. руб. Если местное общество партии защитников окружающей среды (“зеленых”) решит улучшить эко­логическую ситуацию в области, оно может купить часть лицензий с тем, чтобы изъять их из обращения. Если эта часть составит 100 лицензий, то цена одной лицензии повысится до 120 тыс. руб. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране[13, c. 216].

Административно-правовые методы воздействия на основе запретов, ограничений, мер административной и уго­ловной ответственности долгое время оставались приоритетными при решении вопросов природопользования и ох­раны окружающей среды. Главный принцип административного управления в области природопользования и охраны окружающей сре­ды - разрешительно-распорядительный. Суть его в том, что Минприроды и его органами (или другими уполномочен­ными органами) проводится мониторинг, т.е. наблюдение, учет и контроль в области охраны окружающей среды, ус­танавливаются нормы и лимиты на пользование природ­ными ресурсами, на выбросы (сбросы) загрязняющих ве­ществ, на размещение отходов в окружающей среде и т.д.

Одним из основных направлений административно­го механизма является наблюдение за состоянием природ­ной среды на территории Беларуси. Такие наблюдения в республике проводились в течение многих веков, однако си­стематизированный характер оно приняло на рубеже XIX-XX веков[15, c. 162].

3. Особенности государственной политики охраны окружающей среды РБ на современном этапе

 

Современный экологический мониторинг, как посто­янно действующая система наблюдения за состоянием ок­ружающей среды, создан в Беларуси на базе двух сетей: гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической служб. Первоочередной задачей гидрометеорологической службы является обес­печение народного хозяйства и населения страны метеоро­логической, гидрологической и агрометеорологической ин­формацией. На него возложены определенные функции кон­троля за загрязнением поверхностных вод, воздушной сре­ды, почв, а также за радиационным загрязнением. Сани­тарно-эпидемиологическая служба сосредоточивает основ­ное внимание на вопросах охраны здоровья населения, и состояние окружающей среды учитывается в той мере, в какой оно влияет на здоровье людей[2, c. 174].

Гидрометеорологическая сеть Беларуси состоит из 4 гидрометеорологических обсерваторий (Минская - голов­ная; Гомельская, Брестская, Витебская - зональные), которые выполняют широкий комплекс наблюдений и обобщают ма­териалы исследований 41 метеорологической станции (в Минске - 9 станций и по 2-3 станции в других крупных городах), 146 гидрологических станций и постов на 58 уча­стках рек, 10 озерах и 5 водохранилищах.

Санитарно-эпидемиологическая служба имеет 152 стационарных пункта, которые контролируют качество пи­тьевой воды и продуктов питания, осуществляют надзор за соблюдением норм гигиены труда. В наиболее крупных городах небольшое количество постоянных станций мони­торинга создается в жилых районах, они дополняют сеть станций, действующих под управлением гидрометеорологической службы. Исполь­зуются мобильные станции мониторинга для отбора проб.

В связи с принятием Закона «Об охране окружаю­щей среды» (1993 год) общая ответственность за коорди­нацию экологического мониторинга возлагается на Мини­стерство природных ресурсов и охраны окружающей сре­ды.

Таким образом, государственный экологический мо­ниторинг осуществляется на следующих уровнях: локаль­ном, региональном, государственном.

Локальный (низовой) уровень мониторинга включа­ет посты и станции наблюдения, где происходит первичная обработка информации, обобщаются первичные материа­лы.

Территориальный (региональный) уровень - это уровень областей, городов и районов, а также ведомственный К уровень. Проводится анализ полученных данных, составляются местные прогнозы и дается оценка состояния природной среды в регионе и ее отдельных компонентов.          

Национальный (государственный) мониторинг осуществляет Минприроды. Оно обобщает региональные и ведомственные данные министерств, комитетов, предприятий, учреждений, организаций, составляет прогноз и оценку со­стояния природной среды и ее отдельных сфер в нацио­нальном масштабе.

Для учета количественных, качественных и иных ха­рактеристик природных ресурсов, а также объема, харак­тера и режима их использования ведутся государственные кадастры природных ресурсов (земельный кадастр, водный кадастр, кадастр месторождений полезных ископаемых).

Формирование общегосударственной системы наблю­дения и контроля состояния природной среды тесно связа­но с экономико-статистическим анализом природоохран­ной деятельности. Созданная отчетность является формой статистического наблюдения, обеспечивающего сбор сведе­ний о наиболее острых проблемах, связанных с воздействи­ем антропогенной деятельности на отдельные элементы ок­ружающей среды[4, c. 121].

Экономико-статистический анализ наряду с характеристикой состояния природно-ресурсного потенциала государства включает следующие направления:

     воздействие на природную среду (как положительные, так и отрицательные) различных видов деятельности;

     эффективность мер, принимаемых для нейтрализации антропогенного воздействия на среду, и затрат, связан­ных с их осуществлением;

     воздействие измененной среды на самого человека, об­щественное производство и создаваемые им ценности.

Основой построения показателей качества окружаю­щей среды является норматив предельно допустимых кон­центраций вредных веществ.

Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) — это максимальная масса вредного веще­ства в единице объема воздуха (в миллиграммах на метр кубический), воды (на 1 литр) или почвы, грунтов, другой породы (на 1 кг вещества).

Радиационное загрязнение территории Беларуси вследствие аварии на Чернобыльской АЭС выдвинуло про­блему разработки стандартов радиоактивности. В относи­тельно короткий срок для различных продуктов питания и воды были установлены предельно допустимые уровни радиационного загрязнения.

Если то или иное вещество Ct на данной территории представлено в единственном виде и не превышает значе­ние ПДК, это свидетельствует о чистоте природной среды:

Однако в воздушном бассейне или в водной среде на­ходится не одно, а несколько вредных веществ, причем мно­гие из них способны образовывать новые соединения. Сум­ма концентрации веществ в таком случае не должна превышать единицу и рассчитывается по формуле:

где С1, С2, ..., Сп - фактические концентрации загрязняющих

веществ в атмосферном воздухе или воде; ПДК1 ПДК2,..., ПДКп соответствующие величины ПДК этих веществ.

В настоящее время в целях улучшения охраны воз­душного бассейна создается система стандартов на предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ (ПДВ).

ПДВ - величина, производная от ПДК, которая по­зволяет перейти от общего показателя безопасного уровня загрязнения к фактической, гигиенической оценке воздей­ствия на атмосферу конкретного источника выбросов в каж­дом населенном пункте. Требования об установлении нор­мативов ПДВ для каждого стационарного источника заг­рязнения, а также для каждой модели транспортных средств предусмотрены в Законе Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». Значение ПДВ должно оп­ределятся для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупные вредные выбросы от всех ис­точников загрязнения в данной зоне не превышали норма­тивы ПДК.

Санитарная защитная зона - эта территория вок­руг предприятий, где возможно превышение ПДК для одно­го или нескольких загрязняющих веществ. Проживание людей на этой территории не предусматривается. Размер зоны определяется в зависимости от класса (токсичности) загрязнителя, типа промышленного предприятия и его раз­меров.

Экологический контроль на предприятии. На пред­приятиях создаются природоохранные службы, которые организуют и координируют деятельность всех служб в области охраны окружающей среды и рационального при­родопользования[5, c. 380].

С целью информационного обеспечения экологичес­ких решений на предприятиях вводятся специальные эко­логические паспорта, которые позволяют детально проана­лизировать сложившуюся экологическую ситуацию, опре­делить очередность решаемых задач по ее улучшению.

В паспорте отражаются следующие сведения:

      применяемые предприятием технологии;

     количественные и качественные характеристики исполь­зуемых природных ресурсов;

      экологическая оценка выпускаемой продукции;

     характеристика загрязняющих веществ, сбрасываемых (выбрасываемых) в водоемы и воздушную среду;

     результаты сравнения действующих технологий с луч­шими отечественными и зарубежными образцами.

В зарубежных странах работу по экологическому кон­тролю на предприятиях выполняют менеджеры. Должность менеджера включена в структуру управления многих кон­цернов мира. На многих предприятиях Западной Европы введена система «экомаркировки» благонадежных для сре­ды продуктов. Особенно хорошо эта система разработана в Дании и Германии. В настоящее время мировой рынок за­воевывает только экологически чистая продукция.

Природоохранная деятельность субъектов хозяйство­вания регулируется в большей степени административны­ми методами. При переводе экономики государства на но­вые условия хозяйствования, когда роль хозрасчета возра­стает и множество предприятий работает в условиях пол­ного хозрасчета, особенно актуальной становится необхо­димость создания экономических стимулов в той части хо­зяйственной деятельности предприятий, которая направле­на на достижение экологического результата.

Сущность экономического стимулирования природо­охранной деятельности заключается в создании у природопользователей (ведомств, предприятий) непосредственной заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.

Экономическое стимулирование может осуществлять­ся методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно опре­делить как меры заинтересованности и как меры ответ­ственности. Экономический механизм природопользования должен не только противодействовать нарушениям установленных правил и норм санкциями и штрафами, но и поощрять предприятия и лица, ведущие борьбу за сохранение природной среды.

Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды