Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:49, курсовая работа
Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья (положительные внешние эффекты).
Введение 4
1. Понятие и виды внешних эффектов, их роль в рыночной экономике 6
1.1 Понятие и виды внешних эффектов 6
1.2 Показатели измерения внешних эффектов 8
2 Отрицательные внешние эффекты и политика охраны окружающей среды …. 10
2.1 Понятие отрицательных внешних эффектов и причины их возникновения 10
2.2 Теорема Коуза и стратегия борьбы с загрязнением окружающей среды 11
3. Особенности государственной политики охраны окружающей среды РБ на современном этапе 14
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложения 32
Введение
Обратим внимание на то, что и в точке Е2 не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем случае выпуск сточных вод пропорционален объему производства, а объем производства целлюлозно-бумажного комбината в точке Q2 отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет месте перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами[9, c. 254].
Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь. Пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издержек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов (рис. 3). Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже.
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:
1) установление норм или стандартов по вредным выбросам;
2) введение платы за выбросы;
3) продажа временных разрешений на выбросы.
Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Такие стандарты приняты во многих странах. В США, например, за их выполнением следит Управление по охране окружающей среды. Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание (рис. 3, приложение В). Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные недостатки. Прежде всего они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения[11, c. 236].
Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы - это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в Германии. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.
В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Предположим, оно желает сократить объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кг (рис. 4, приложение Г). Поскольку предложение абсолютно неэластично, равновесие установится в точке Е. В этом случае цена одной лицензии на право сброса 1 кг загрязняющего вещества в день будет равна 100 тыс. руб. Если местное общество партии защитников окружающей среды (“зеленых”) решит улучшить экологическую ситуацию в области, оно может купить часть лицензий с тем, чтобы изъять их из обращения. Если эта часть составит 100 лицензий, то цена одной лицензии повысится до 120 тыс. руб. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране[13, c. 216].
Административно-правовые методы воздействия на основе запретов, ограничений, мер административной и уголовной ответственности долгое время оставались приоритетными при решении вопросов природопользования и охраны окружающей среды. Главный принцип административного управления в области природопользования и охраны окружающей среды - разрешительно-
Одним из основных направлений административного механизма является наблюдение за состоянием природной среды на территории Беларуси. Такие наблюдения в республике проводились в течение многих веков, однако систематизированный характер оно приняло на рубеже XIX-XX веков[15, c. 162].
Современный экологический мониторинг, как постоянно действующая система наблюдения за состоянием окружающей среды, создан в Беларуси на базе двух сетей: гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической служб. Первоочередной задачей гидрометеорологической службы является обеспечение народного хозяйства и населения страны метеорологической, гидрологической и агрометеорологической информацией. На него возложены определенные функции контроля за загрязнением поверхностных вод, воздушной среды, почв, а также за радиационным загрязнением. Санитарно-эпидемиологическая служба сосредоточивает основное внимание на вопросах охраны здоровья населения, и состояние окружающей среды учитывается в той мере, в какой оно влияет на здоровье людей[2, c. 174].
Гидрометеорологическая сеть Беларуси состоит из 4 гидрометеорологических обсерваторий (Минская - головная; Гомельская, Брестская, Витебская - зональные), которые выполняют широкий комплекс наблюдений и обобщают материалы исследований 41 метеорологической станции (в Минске - 9 станций и по 2-3 станции в других крупных городах), 146 гидрологических станций и постов на 58 участках рек, 10 озерах и 5 водохранилищах.
Санитарно-эпидемиологическая служба имеет 152 стационарных пункта, которые контролируют качество питьевой воды и продуктов питания, осуществляют надзор за соблюдением норм гигиены труда. В наиболее крупных городах небольшое количество постоянных станций мониторинга создается в жилых районах, они дополняют сеть станций, действующих под управлением гидрометеорологической службы. Используются мобильные станции мониторинга для отбора проб.
В связи с принятием Закона «Об охране окружающей среды» (1993 год) общая ответственность за координацию экологического мониторинга возлагается на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Таким образом, государственный экологический мониторинг осуществляется на следующих уровнях: локальном, региональном, государственном.
Локальный (низовой) уровень мониторинга включает посты и станции наблюдения, где происходит первичная обработка информации, обобщаются первичные материалы.
Территориальный (региональный) уровень - это уровень областей, городов и районов, а также ведомственный К уровень. Проводится анализ полученных данных, составляются местные прогнозы и дается оценка состояния природной среды в регионе и ее отдельных компонентов.
Национальный (государственный) мониторинг осуществляет Минприроды. Оно обобщает региональные и ведомственные данные министерств, комитетов, предприятий, учреждений, организаций, составляет прогноз и оценку состояния природной среды и ее отдельных сфер в национальном масштабе.
Для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима их использования ведутся государственные кадастры природных ресурсов (земельный кадастр, водный кадастр, кадастр месторождений полезных ископаемых).
Формирование общегосударственной системы наблюдения и контроля состояния природной среды тесно связано с экономико-статистическим анализом природоохранной деятельности. Созданная отчетность является формой статистического наблюдения, обеспечивающего сбор сведений о наиболее острых проблемах, связанных с воздействием антропогенной деятельности на отдельные элементы окружающей среды[4, c. 121].
Экономико-статистический анализ наряду с характеристикой состояния природно-ресурсного потенциала государства включает следующие направления:
воздействие на природную среду (как положительные, так и отрицательные) различных видов деятельности;
эффективность мер, принимаемых для нейтрализации антропогенного воздействия на среду, и затрат, связанных с их осуществлением;
воздействие измененной среды на самого человека, общественное производство и создаваемые им ценности.
Основой построения показателей качества окружающей среды является норматив предельно допустимых концентраций вредных веществ.
Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) — это максимальная масса вредного вещества в единице объема воздуха (в миллиграммах на метр кубический), воды (на 1 литр) или почвы, грунтов, другой породы (на 1 кг вещества).
Радиационное загрязнение территории Беларуси вследствие аварии на Чернобыльской АЭС выдвинуло проблему разработки стандартов радиоактивности. В относительно короткий срок для различных продуктов питания и воды были установлены предельно допустимые уровни радиационного загрязнения.
Если то или иное вещество Ct на данной территории представлено в единственном виде и не превышает значение ПДК, это свидетельствует о чистоте природной среды:
Однако в воздушном бассейне или в водной среде находится не одно, а несколько вредных веществ, причем многие из них способны образовывать новые соединения. Сумма концентрации веществ в таком случае не должна превышать единицу и рассчитывается по формуле:
где С1, С2, ..., Сп - фактические концентрации загрязняющих
веществ в атмосферном воздухе или воде; ПДК1 ПДК2,..., ПДКп соответствующие величины ПДК этих веществ.
В настоящее время в целях улучшения охраны воздушного бассейна создается система стандартов на предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ (ПДВ).
ПДВ - величина, производная от ПДК, которая позволяет перейти от общего показателя безопасного уровня загрязнения к фактической, гигиенической оценке воздействия на атмосферу конкретного источника выбросов в каждом населенном пункте. Требования об установлении нормативов ПДВ для каждого стационарного источника загрязнения, а также для каждой модели транспортных средств предусмотрены в Законе Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». Значение ПДВ должно определятся для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупные вредные выбросы от всех источников загрязнения в данной зоне не превышали нормативы ПДК.
Санитарная защитная зона - эта территория вокруг предприятий, где возможно превышение ПДК для одного или нескольких загрязняющих веществ. Проживание людей на этой территории не предусматривается. Размер зоны определяется в зависимости от класса (токсичности) загрязнителя, типа промышленного предприятия и его размеров.
Экологический контроль на предприятии. На предприятиях создаются природоохранные службы, которые организуют и координируют деятельность всех служб в области охраны окружающей среды и рационального природопользования[5, c. 380].
С целью информационного обеспечения экологических решений на предприятиях вводятся специальные экологические паспорта, которые позволяют детально проанализировать сложившуюся экологическую ситуацию, определить очередность решаемых задач по ее улучшению.
В паспорте отражаются следующие сведения:
применяемые предприятием технологии;
количественные и качественные характеристики используемых природных ресурсов;
экологическая оценка выпускаемой продукции;
характеристика загрязняющих веществ, сбрасываемых (выбрасываемых) в водоемы и воздушную среду;
результаты сравнения действующих технологий с лучшими отечественными и зарубежными образцами.
В зарубежных странах работу по экологическому контролю на предприятиях выполняют менеджеры. Должность менеджера включена в структуру управления многих концернов мира. На многих предприятиях Западной Европы введена система «экомаркировки» благонадежных для среды продуктов. Особенно хорошо эта система разработана в Дании и Германии. В настоящее время мировой рынок завоевывает только экологически чистая продукция.
Природоохранная деятельность субъектов хозяйствования регулируется в большей степени административными методами. При переводе экономики государства на новые условия хозяйствования, когда роль хозрасчета возрастает и множество предприятий работает в условиях полного хозрасчета, особенно актуальной становится необходимость создания экономических стимулов в той части хозяйственной деятельности предприятий, которая направлена на достижение экологического результата.
Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей (ведомств, предприятий) непосредственной заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.
Экономическое стимулирование может осуществляться методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и как меры ответственности. Экономический механизм природопользования должен не только противодействовать нарушениям установленных правил и норм санкциями и штрафами, но и поощрять предприятия и лица, ведущие борьбу за сохранение природной среды.
Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды