Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:49, курсовая работа
Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья (положительные внешние эффекты).
Введение 4
1. Понятие и виды внешних эффектов, их роль в рыночной экономике 6
1.1 Понятие и виды внешних эффектов 6
1.2 Показатели измерения внешних эффектов 8
2 Отрицательные внешние эффекты и политика охраны окружающей среды …. 10
2.1 Понятие отрицательных внешних эффектов и причины их возникновения 10
2.2 Теорема Коуза и стратегия борьбы с загрязнением окружающей среды 11
3. Особенности государственной политики охраны окружающей среды РБ на современном этапе 14
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложения 32
Введение
Необходимость применения методов позитивной мотивации определяется следующими причинами:
экономические санкции, в лучшем случае, могут обеспечить выполнение нормативов, но не улучшение их и не выявление резервов;
осуществление многих природоохранных мероприятий не является экономически выгодным для хозрасчетных предприятий.
В настоящее время методы позитивной мотивации для природопользования представлены в виде следующих элементов:
освобождение от платы за некоторые виды производственных фондов природоохранного назначения (по очистке водного и воздушного бассейнов);
представление в распоряжение предприятий и организаций независимо от их подчинения и зачисление в фонды экономического стимулирования и материального поощрения части прибыли (в зависимости от величины рентабельности), фактически полученной от реализации товаров и изделий производственно-технического назначения, изготовленных из отходов производства;
отдельных видов премирования работников предприятий за рациональное природопользование и охрану окружающей среды.
Среди методов негативной мотивации наиболее существенны следующие меры воздействия:
штрафные санкции за нарушение природоохранного законодательства;
платежи за потребление природных ресурсов;
платежи за загрязнение окружающей среды;
возмещение нанесенного ущерба государству, другим
Штрафные санкции в условиях централизованной экономики были весьма мало ощутимым средством воздействия на природоохраннную деятельность предприятия: во-первых, потому что применялись в основном к руководящим работникам, а не к виновникам нарушений, во-вторых, суммы их были слишком малы, т.е. менее одной среднемесячной зарплаты и легко компенсировались из премиальных источников[16, c. 321].
Общими недостатками существующей системы административных штрафов являются:
недостаточно четко определен перечень нарушений для привлечения к административной ответственности;
различные виды нарушений и ответственности за них содержатся в нормативных актах по вопросам охраны окружающей среды;
размер штрафов способствует выполнению ими стимулирующей функции (не зависит от вины нарушителя и связан с размерами его дохода).
Материальная ответственность предприятий наступает при нанесении ущерба государству, другим предприятиям, организациям или гражданам при наличии всего набора признаков правонарушения.
Предприятия возмещают нанесенный ущерб по специальным таксам ущерба, по методикам расчета ущерба или в соответствии с общими нормами гражданского законодательства. Тот факт, что возмещение ущерба производится в судебном порядке, не способствует оперативности действия этой санкции. Кроме того, необходимость наличия всех признаков правонарушения приводит к оспариванию исков. В результате около половины предъявляемых исков не удовлетворяется (многие предприятия не оснащены очистными сооружениями и потому снимают с себя ответственность за совершенные нарушения).
Важным направлением экономического стимулирования рационального природопользования в условиях рынка является платность за использование природных ресурсов. В нашей хозяйственной практике начиная с 20-х годов применяется такой вид платежа, как попенная плата в лесном хозяйстве, направленная на компенсацию затрат по воспроизводству. С 1982 г. введена плата за воду для промышленных предприятий и в сельском хозяйстве. Существовал еще ряд платежей (за отвод земель под застройку, за геологоразведочные работы и др.), но в целом же природопользование до последних лет было у нас бесплатным.
Другой аспект платности природопользования - это плата за загрязнение окружающей среды. Речь идет о фиксированных платежах за выбросы отходов производства в природную среду.
В целях дальнейшего совершенствования природоохранной деятельности, экономической заинтересованности государства и природопользователей в декабре 1991 г. в Республике Беларусь был принят Закон «О налоге за пользование природными ресурсами» (экологический налог).
Плательщиками налога в соответствии с Законом «О налоге за пользование природными ресурсами» являются объединения, предприятия, организации и их филиалы, представительства и их отделения и другие обособленные подразделения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от подчиненности и форм собственности.
Плательщиками экологического налога также являются: колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства; подсобные хозяйства предприятий, организаций; межхозяйственные организации, рыбоводные предприятия и др.
Бюджетные учреждения и организации, осуществляющие хозяйственную коммерческую деятельность, являются плательщиками экологического налога только от этой деятельности.
Налогом облагаются объемы добываемых из природной среды ресурсов, а также выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
Налог состоит из платы за добычу природных ресурсов и за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов, а также за сверхлимитные добычу природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ.
На предприятиях доведенные лимиты утверждаются приказами, копии которых направляются в государственные налоговые инспекции и органы Минприроды по месту своего нахождения в 15-дневный срок после утверждения годового лимита райгорисполкомами.
Ставки налога. Правительством Республики ежегодно утверждаются ставки экологического налога, лимита добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу, а также экологический налог за пользование природными ресурсами, (табл. 3.4.)
При расчете налога за нормативно чистую воду, сбрасываемую теплоэлектростанциями, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, применяется коэффициент 0,5.
Порядок исчисления и уплаты налога. Налог за пользование природными ресурсами исчисляется юридическими и физическими лицами, исходя из фактического объема добычи природных ресурсов и выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду ежемесячно. Фактическая сумма налога за добычу природных ресурсов в пределах лимита и сверх лимита определяется, исходя из объема добычи природных ресурсов за каждый истекший месяц и установленной ставки налога (табл. 1, 2).
За добычу природных ресурсов без утвержденных лимитов (объемов) налог взимается в 10- кратном размере за весь объём добычи.
Таблица 1. Ставки налога за пользование природными ресурсами в пределах установленных лимитов (в ценах 1991 г.)
| Ставка налога (рублей) | |
основная | льготная | |
1 | 2 | 3 |
За 1 тонну: |
|
|
песка формовочного, стекольного | 3150 | - |
доломита | 3900 | - |
торфа влажностью 40 процентов | 2150 | - |
сапропелей (в сухом виде) | 660 | - |
нефти | 79280 | - |
мела | 1710 | - |
соли калийной | 12100 | - |
соли поваренной, добываемой: |
|
|
шахтным методом | 43250 | - |
методом подземного растворения. | 21600 | - |
За 1 куб. метр: |
|
|
песка строительного | 1580 | 790 |
песчано-гравийной смеси | 2540 | 1270 |
грунта для возведения земляных |
|
|
сооружений | 340 | - |
глины | 1860 | - |
камня строительного | 12600 | - |
камня облицовочного | 31700 | - |
воды из поверхностных источников | 120* | 60 |
воды из последних источников | 190* | 95 |
минеральной воды | 550 |
|
мореного дуба | 1372800 | - |
За 1 килограмм янтаря | 206000 | - |
За 1 грамм золота | 27450 | - |
Объем добычи природных ресурсов на месяц определяется по первичным бухгалтерским документам, а за год - по годовому балансу.
Таблица 2. Лимиты добычи природных ресурсов на 1998 г.
Фактическая сумма налога за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах лимита и сверх лимита определяется, исходя из количества загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух и количества сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты и подземные горизонты, в накопители, выгреба по основным компонентам (категориям качества) за каждый истекший месяц и установленной ставки налога. За сбросы сточных вод и выбросы загрязняющих веществ без утвержденных лимитов налог взимается в 15-кратном размере (табл. 3.).
Расчеты по налогу за добычу природных ресурсов и выбросы загрязняющих веществ плательщики представляют налоговому органу не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, по установленной форме. Уплата в бюджет экологического налога плательщиками производится ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Таблица 3. - Ставки налога за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов.
Атмосферный воздух(тыс. рублей за 1 т)
| Классы опасности загрязняющих веществ | |||
| I | II | III | IY |
Ставка налога | 116200 | 3480 | 1150 | 570 |
Примечания:
классы опасности загрязняющих веществ, выбрасываемых в окружающую среду, в зависимости от токсичности нормируются органами Министерства здравоохранения согласно утвержденным инструкциям..
при расчете природопользователями сумм налога за выбросы, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, применяется коэффициент 0,5.
при расчете природопользователями сумм налога за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников исходят из фактических объемов этих выбросов с применением коэффициента 0,8.
при расчете природопользователями сумм налога за технологические выбросы природного газа, образующиеся при его транспортировке для нужд республики, и при расчете сумм налога за выбросы загрязняющих веществ природопользователями, имеющими газоперекачивающие агрегаты и работающими на природном газе, применяется коэффициент 0,8.
Таблица 4. Водные ресурсы (рублей за 1 м3)
| Ставка налога за сброс сточных вод по категориям качества | |||
неочищенные | недостаточно очищенные | нормативно очищенные | нормативно чистые | |
Сброс сточных вод в пределах уста- новленных лимитов: |
|
|
|
|
в водоемы | 11500 | 1690-8670* | 590** | 590 |
м реки и ручьи (водотоки) | 7540 | 1190-6970 | 390** | 390*** |
в подземные горизонты | 29000 | 8670 | 260** | 260 |
на поля фильтрации, накопители, выгреба | 390** | (независимо от категории качества сточных вод) |
Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды