Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:49, курсовая работа

Описание

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья (положительные внешние эффекты).

Содержание

Введение 4
1. Понятие и виды внешних эффектов, их роль в рыночной экономике 6
1.1 Понятие и виды внешних эффектов 6
1.2 Показатели измерения внешних эффектов 8
2 Отрицательные внешние эффекты и политика охраны окружающей среды …. 10
2.1 Понятие отрицательных внешних эффектов и причины их возникновения 10
2.2 Теорема Коуза и стратегия борьбы с загрязнением окружающей среды 11
3. Особенности государственной политики охраны окружающей среды РБ на современном этапе 14
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложения 32
Введение

Работа состоит из  1 файл

ГР - внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

Необходимость применения методов позитивной мо­тивации определяется следующими причинами:

     экономические санкции, в лучшем случае, могут обеспечить выполнение нормативов, но не улучшение их и не выявление резервов;

     осуществление многих природоохранных мероприятий не является экономически выгодным для хозрасчетных предприятий.

В настоящее время методы позитивной мотивации для природопользования представлены в виде следующих элементов:

     освобождение от платы за некоторые виды производствен­ных фондов природоохранного назначения (по очистке водного и воздушного бассейнов);

     представление в распоряжение предприятий и организа­ций независимо от их подчинения и зачисление в фонды  экономического стимулирования и материального поощрения части прибыли (в зависимости от величины рен­табельности), фактически полученной от реализации товаров и изделий производственно-технического назначения, изготовленных из отходов производства;

     отдельных видов премирования работников предприятий за рациональное природопользование и охрану окружающей среды.

Среди методов негативной мотивации наиболее су­щественны следующие меры воздействия:

      штрафные санкции за нарушение природоохранного законодательства;

      платежи за потребление природных ресурсов;

      платежи за загрязнение окружающей среды;

     возмещение нанесенного ущерба государству, другим                                 природопользователям.

Штрафные санкции в условиях централизованной экономики были весьма мало ощутимым средством воз­действия на природоохраннную деятельность предприятия: во-первых, потому что применялись в основном к руково­дящим работникам, а не к виновникам нарушений, во-вто­рых, суммы их были слишком малы, т.е. менее одной сред­немесячной зарплаты и легко компенсировались из преми­альных источников[16, c. 321].

Общими недостатками существующей системы адми­нистративных штрафов являются:

     недостаточно четко определен перечень нарушений для привлечения к административной ответственности;

     различные виды нарушений и ответственности за них содержатся в нормативных актах по вопросам охраны окружающей среды;

     размер штрафов способствует выполнению ими стиму­лирующей функции (не зависит от вины нарушителя и связан с размерами его дохода).

Материальная ответственность предприятий насту­пает при нанесении ущерба государству, другим предприя­тиям, организациям или гражданам при наличии всего на­бора признаков правонарушения.

Предприятия возмещают нанесенный ущерб по спе­циальным таксам ущерба, по методикам расчета ущерба или в соответствии с общими нормами гражданского зако­нодательства. Тот факт, что возмещение ущер­ба производится в судебном порядке, не способствует оперативности действия этой санкции. Кроме того, необходи­мость наличия всех признаков правонарушения приводит к оспариванию исков. В результате около половины предъявляемых исков не удовлетворяется (многие предпри­ятия не оснащены очистными сооружениями и потому сни­мают с себя ответственность за совершенные нарушения).

Важным направлением экономического стимулиро­вания рационального природопользования в условиях рын­ка является платность за использование природных ресур­сов. В нашей хозяйственной практике начиная с 20-х годов применяется такой вид платежа, как попенная плата в лес­ном хозяйстве, направленная на компенсацию затрат по воспроизводству. С 1982 г. введена плата за воду для про­мышленных предприятий и в сельском хозяйстве. Суще­ствовал еще ряд платежей (за отвод земель под застройку, за геологоразведочные работы и др.), но в целом же при­родопользование до последних лет было у нас бесплатным.

Другой аспект платности природопользования - это плата за загрязнение окружающей среды. Речь идет о фик­сированных платежах за выбросы отходов производства в природную среду.

В целях дальнейшего совершенствования природо­охранной деятельности, экономической заинтересованнос­ти государства и природопользователей в декабре 1991 г. в Республике Беларусь был принят Закон «О налоге за пользо­вание природными ресурсами» (экологический налог).

Плательщиками налога в соответствии с Законом «О налоге за пользование природными ресурсами» являются объединения, предприятия, организации и их филиалы, представительства и их отделения и другие обособленные подразделения, а также физические лица, осуществляю­щие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от подчиненности и форм собственности.

Плательщиками экологического налога также явля­ются: колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяй­ства; подсобные хозяйства предприятий, организаций; меж­хозяйственные организации, рыбоводные предприятия и др.

Бюджетные учреждения и организации, осуществля­ющие хозяйственную коммерческую деятельность, явля­ются плательщиками экологического налога только от этой деятельности.

Налогом облагаются объемы добываемых из природной среды ресурсов, а так­же выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.

Налог состоит из платы за добычу природных ресур­сов и за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окру­жающую среду в пределах установленных лимитов, а так­же за сверхлимитные добычу природных ресурсов и выб­росы (сбросы) загрязняющих веществ.

На предприятиях доведенные лимиты утверждают­ся приказами, копии которых направляются в государствен­ные налоговые инспекции и органы Минприроды по месту своего нахождения в 15-дневный срок после утверждения годового лимита райгорисполкомами.

Ставки налога. Правительством Республики ежегод­но утверждаются ставки экологического налога, лимита до­бычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбро­сов) загрязняющих веществ в атмосферу, а также экологи­ческий налог за пользование природными ресурсами, (табл. 3.4.)

При расчете налога за нормативно чистую воду, сбра­сываемую теплоэлектростанциями, охлаждение конденса­торов турбин которых осуществляется по прямоточной схе­ме, применяется коэффициент 0,5.

Порядок исчисления и уплаты налога. Налог за пользование природными ресурсами исчисляется юриди­ческими и физическими лицами, исходя из фактического объема добычи природных ресурсов и выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду ежемесячно. Фактическая сумма налога за добычу природных ресурсов в пределах лимита и сверх лимита определяется, исходя из объема добычи природных ресурсов за каждый истек­ший месяц и установленной ставки налога (табл. 1, 2).

За добычу природных ресурсов без утвержденных ли­митов (объемов) налог взимается в 10- кратном размере за весь объём добычи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Ставки налога за пользование природными ресурсами в пределах установленных лимитов (в ценах 1991 г.)

 

 

Ставка налога (рублей)

основная

льготная

1

2

3

За 1 тонну:

 

 

песка формовочного, стекольного

3150

-

доломита

3900

-

торфа влажностью 40 процентов

2150

-

сапропелей (в сухом виде)

660

-

нефти

79280

-

мела

1710

-

соли калийной

12100

-

соли поваренной, добываемой:

 

 

шахтным методом

43250

-

методом подземного растворения.

21600

-

За 1 куб. метр:

 

 

песка строительного

1580

790

песчано-гравийной смеси

2540

1270

грунта для возведения земляных

 

 

сооружений

340

-

глины

1860

-

камня строительного

12600

-

камня облицовочного

31700

-

воды из поверхностных источников

120*

60

воды из последних источников

190*

95

минеральной воды

550

 

мореного дуба

1372800

-

За 1 килограмм янтаря

206000

-

За 1 грамм золота

27450

-

 

Объем добычи природных ресурсов на месяц определяется по первичным бухгалтерским доку­ментам, а за год - по годовому балансу.

Таблица 2. Лимиты добычи природных ресурсов на 1998 г.

Фактическая сумма налога за выбросы (сбросы) заг­рязняющих веществ в окружающую среду в пределах ли­мита и сверх лимита определяется, исходя из количества загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воз­дух и количества сточных вод, сброшенных в поверхност­ные водные объекты и подземные горизонты, в накопители, выгреба по основным компонентам (категориям качества) за каждый истекший месяц и установленной ставки нало­га. За сбросы сточных вод и выбросы загрязняющих ве­ществ без утвержденных лимитов налог взимается в 15-кратном размере (табл. 3.).

Расчеты по налогу за добычу природных ресурсов и выбросы загрязняющих веществ плательщики представ­ляют налоговому органу не позднее 15-го числа месяца, сле­дующего за отчетным, по установленной форме. Уплата в бюджет экологического налога плательщиками производится ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчет­ным.

 

Таблица   3. - Ставки налога за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов.

Атмосферный воздух(тыс. рублей за 1 т)

 

Классы опасности загрязняющих веществ

 

I

II

III

IY

Ставка налога

116200

3480

1150

570

Примечания:

     классы опасности загрязняющих веществ, выбрасываемых в окружающую среду, в зависимости от токсичности нормируют­ся органами Министерства здравоохранения согласно утверж­денным инструкциям..

     при расчете природопользователями сумм налога за выбросы, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, применяется коэффициент 0,5.

     при расчете природопользователями сумм налога за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников исходят из фактических объемов этих выбросов с применением коэф­фициента 0,8.

     при расчете природопользователями сумм налога за техноло­гические выбросы природного газа, образующиеся при его транс­портировке для нужд республики, и при расчете сумм налога за выбросы загрязняющих веществ природопользователями, имеющими газоперекачивающие агрегаты и работающими на природном газе, применяется коэффициент 0,8.

 

Таблица 4.   Водные  ресурсы   (рублей  за   1   м3)

 

 

 

Ставка налога за сброс сточных вод

по категориям качества

неочи­щенные

недостаточно очищенные

нормативно очищенные

нормативно чистые

Сброс   сточных   вод

в   пределах   уста-

новленных   лимитов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в   водоемы

11500

1690-8670*

590**

590

м   реки   и   ручьи (водотоки)

7540

1190-6970

390**

390***

в   подземные   гори­зонты

29000

8670

260**

260

на   поля   фильтрации, накопители,    выгреба

390**

(независимо   от   категории качества   сточных   вод)

Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды