Всемирная торговая организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:14, реферат

Описание

Как известно, переговоры о присоединении России к ВТО ведутся уже второй десяток лет, и все это время не прекращаются дискуссии в общественных, деловых и научных кругах о последствиях более полного включения страны в многостороннюю торговую систему.

Содержание

Введение 2
1. Создание ВТО 4
2. Структура ВТО 8
3. Вступление России в ВТО. 10
4. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО. 13
4.1.Положительные аспекты. 13
4.2.Негативные аспекты. 16
Список литературы 39
Приложения 40

Работа состоит из  1 файл

ВТО.docx

— 88.73 Кб (Скачать документ)

    Указанные особенности позволяют характеризовать  ВТО как многостороннюю торговую систему. Такая система создает  для производства и предпринимательства  атмосферу стабильности и предсказуемости, которая является необходимым условием для развития международной торговли на условиях справедливой конкуренции. Существование международной торговой системы способствует увеличению объёмов  торговли и инвестиций, что связано  с созданием новых рабочих  мест и экономическим развитием  участвующих в ВТО стран.

    Соглашение  об учреждении ВТО предусматривает  создание единой организационной структуры - многосторонней межправительственной организации, обслуживающей все  соглашения и договоренности, входящие в итоговый пакет документов Уругвайского раунда. Схематично ее структура представлена в Приложении 1.

    Межгосударственную  организационную структуру ВТО  возглавляет Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников Торговой организации. Сессии этого  органа собираются как минимум один раз в два года. Конференция  обладает всеми правами ВТО, может  осуществлять все ее функции и  принимать все решения.

    В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который  отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Он делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

    Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и  выполнением соглашений ГАТТ-1994 в  сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В  его составе находятся Комитет  по торговле финансовыми услугами и  Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением  соответствующего соглашения, занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами .

    Еще одним важным органом ВТО является его Секретариат, который базируется в Женеве и имеет около 500 штатных  сотрудников. Возглавляет его Генеральный  директор, назначаемый, в свою очередь  Министерской конференцией. Секретариат  ВТО, в отличие от подобных органов  других международных организаций, не принимает решений, так как  эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности  Секретариата - обеспечивать техническую  поддержку различным советам  и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое  содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

    Бюджет  Организации утверждается Министерской конференцией (Генеральным советом) и формируется из взносов стран-членов. Соглашение об учреждении ВТО устанавливает, что в этой области ВТО будет продолжать практику ГАТТ, где взнос каждой страны был пропорционален ее доле участия в международной торговле. 

    
    1. Вступление  России в ВТО.

    Вопрос  о присоединении России к ВТО  имеет довольно сложную историю. Известно, что с середины 40-х годов  прошлого столетия СССР начал активно  участвовать в формировании политических и экономических основ мира. Представители  СССР участвовали в разработке Бреттон-Вудских  соглашений, в Гаванской конференции ООН по торговле и занятости, из документов которой родилось ГАТТ. Однако обстановка, сложившаяся в мире, не позволила Советскому Союзу стать участником ГАТТ.

    В середине 80-х годов со стороны  Советского Союза была предпринята  попытка стать участником Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, которая была заблокирована США. Тем не менее, в мае 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ. РФ унаследовала этот статус в 1992 г. В этот период был начат процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».

    В июне 1993 г. российская сторона вручила Генеральному директору ГАТТ официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.

    Передача  в Секретариат ГАТТ в феврале  1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.

    В связи с образованием 1 января 1995 г. ВТО, включающей ГАТТ в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. было подано официальное заявление Правительства РФ о присоединении России к ВТО.

    В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. была образована Межведомственная комиссия по ГАТТ. Но позже, в связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО.

    В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ / ВТО за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в этой международной организации.

    По  установленному правилу первый, т.е. «информационный», этап процесса присоединения  проходит в рамках рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в  нашей группе их около 60, включая  всех ведущих торговых партнеров), поэтому  переговоры носят многосторонний характер. В соответствия с установленной  процедурой, Рабочая группа по России была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г.

    Информационный  этап переговоров завершился к началу 1998 г. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющих значение для присоединения к ВТО. В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна была определить конкретные условия своего участия в ВТО.

    Необходимым условием членства в ВТО является также приведение делового законодательства России в соответствие с положениями  документов этой организации, что записано в статье XVI соглашения об ее учреждении. Эта сложная работа, в результатах которой, кстати, заинтересованы российские предприниматели независимо от участия страны в ВТО, успешно ведется нарастающими темпами уже не первый год. Правительство и парламент уделяют ей должное внимание, но большой объем (речь идет, по некоторым оценкам, о 100 законах и примерно тысяче ведомственных инструкций) не позволяет быстро справиться с поставленной задачей.

    К настоящему времени в Государственную  Думу внесены и находятся на разных стадиях рассмотрения практически  все законопроекты, необходимые  для выполнения Россией обязательств по присоединению к ВТО. Наиболее важными среди них являются федеральные  законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и Таможенный кодекс.

    Присоединение состоится, когда все проблемы будут  урегулированы без нанесения  ущерба интересам России. Желательно, однако, чтобы это произошло до окончания ведущихся в рамках ВТО многосторонних торговых переговоров. В ином случае, России придется корректировать ранее согласованные условия и, кроме того, договариваться по новым вопросам, которые будут достигнуты в итоге этих переговоров.

    Членство  России в ВТО не является самоцелью  и не может быть достигнуто любой  ценой. Оно должно отвечать задачам  экономического развития страны, содействовать  успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в ВТО, и оно возможно лишь при том, что:

  • условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;
  • позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению России всеми правами, которыми обладают другие члены ВТО;
  • Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многостороннего механизма разрешения торговых споров.

    Правительство РФ предпринимает конкретные меры по интенсификации переговоров о присоединении  России к ВТО. В тоже время это  не означает, что Россия готова присоединиться к ВТО на любых условиях. Условия  присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынок услуг, обязательства  в области сельского хозяйства, системные вопросы и др.) будут  основываться на реальном положении  российской экономики, обеспечивать необходимую  защиту национальных производителей при  сохранении адекватной конкурентной среды. 

    
    1. Проблемы  и перспективы  вступления России в  ВТО.
      1. Положительные аспекты.

    Вступив в ВТО, Россия может решить следующие  принципиальные задачи:

  1. возможность стать равноправным торговым партнером на мировом рынке и создать условия для своего экспорта. При этом необходимо исходить из того, что в результате присоединения должны быть урегулированы проблемы дискриминационного отношения к Российской Федерации со стороны западных стран, не признающих пока ее страной с рыночной экономикой;
  2. использование существующей в рамках ВТО системы поддержания дисциплины в международной торговле, включая механизм разрешения споров;
  3. перевод торгово-экономических отношений России с другими государствами и их региональными группировками на равноправную, предсказуемую, долгосрочную экономико-правовую основу;
  4. создание дополнительных стимулов для гармонизации российского законодательства и практики его применения в соответствии с международными требованиями.

    Так же участие в ВТО позволит Российской Федерации:

    1. претендовать на режим наибольшего благоприятствования при применении мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли для всех своих товаров и услуг на рынках всех стран-участниц ВТО. Конкретно это означает, что для российских товаров не могут быть установлены более высокие пошлины или введены какие-либо дополнительные ограничения по сравнению с товарами указанных стран. В настоящее время Россия пользуется преференциальными пошлинами в торговле с США, Канадой, Европейским союзом. Однако участие в ВТО гарантирует применение всеми странами-членами этой организации к российским товарам тарифных ставок не выше конвенционных, а так же отказ от произвольного введения количественных и других нетарифных ограничений;
    2. претендовать на национальный режим для российских товаров и услуг, экспортируемых в страны-члены ВТО. После соблюдения таможенных формальностей все правила налогообложения, хранения, транспортировки и реализации товаров должны быть одинаковыми для отечественной и импортной продукции. Налоги, которыми облагают товары при ввозе в страну, так же должны взиматься по тем же ставкам, что и налоги на отечественные товары (правда, в реальной мировой практике сегодня этот принцип нарушается де-факто, поскольку при равной налоговой ставке в базу обложения импортных товаров НДС помимо таможенной стоимости включается величина таможенной пошлины);
    3. претендовать на применение к российской продукции единых, детально разработанных правил ГАТТ по борьбе с демпинговым субсидируемым импортом, а так же защитных мер в целях сохранения национального производства;
    4. добиваться применения к российским товарам за рубежом единых технических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных стандартов, то есть применения к стандартам принципа национального режима, а так же участия в выработке такого порядка применения этих стандартов, который затруднял бы торговлю в минимально возможной степени;
    5. претендовать на защиту интеллектуальной собственности в странах-членах ВТО в соответствии с правилами этой организации (включая национальный режим защиты такой собственности, а так же патентную защиту на 20 лет, защиту интегральных схем на 10 лет, защиту промышленных образцов на 10 лет, защиту аудиовизуальной продукции на 20 лет для СМИ и на 50 лет для исполнителей и продюсеров);
    6. отстаивать свои интересы в случае возникновения споров в органе ВТО по разрешению споров   Апелляционном органе.

Информация о работе Всемирная торговая организация