Всемирная торговая организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:14, реферат

Описание

Как известно, переговоры о присоединении России к ВТО ведутся уже второй десяток лет, и все это время не прекращаются дискуссии в общественных, деловых и научных кругах о последствиях более полного включения страны в многостороннюю торговую систему.

Содержание

Введение 2
1. Создание ВТО 4
2. Структура ВТО 8
3. Вступление России в ВТО. 10
4. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО. 13
4.1.Положительные аспекты. 13
4.2.Негативные аспекты. 16
Список литературы 39
Приложения 40

Работа состоит из  1 файл

ВТО.docx

— 88.73 Кб (Скачать документ)

       В целом присоединение России к  ВТО должно положительно сказаться, прежде всего, на развитии добывающих экспортно-ориентированных отраслей. Однако выгоды от доступа к ВТО будут для России ощутимыми лишь в долгосрочной перспективе. В то же время уже в краткосрочной перспективе на позициях отечественных производителей будет сказываться рост иностранной конкуренции в таких отраслях, как автомобилестроение и фармацевтика.

       В случае с отраслями, испытывающими  острую и среднюю степень конкуренции  со стороны зарубежных производителей, наиболее перспективным представляется продолжение курса на участие  в сети ТНК. Это способствовало бы подъему общего уровня технологической  оснащенности, росту навыков и  инфраструктуры в рамках данных отраслей. Для отраслей же, нуждающихся в поддержке государства для развития экспортного производства (черная металлургия), приоритетом должно стать привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в модернизацию оборудования.

    1. Анализ состояния и перспективы развития сельского хозяйства.

    Общеизвестно, что, несмотря на почти 10-летний катастрофический экономический упадок, который поразил  сельскохозяйственный сектор России, роль его в российской экономике  остается значительной. Сопоставление  с развитыми зарубежными странами показывает, что в них относительная  роль сельскохозяйственного сектора  значительно меньше, чем в России. В этих условиях основной вопрос с  точки зрения процесса присоединения  России к ВТО заключается в  том, каким образом можно будет  преодолеть отставание отечественного сельскохозяйственного производства в условиях открытия продовольственного рынка зарубежной конкуренции.

    В июле 2007 г. постановлением правительства была утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. В ней устанавливались масштабы финансовой поддержки аграрного сектора, механизмы защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей, а также параметры налоговой политики государства. Цели программы - устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, а также конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе модернизации производства, ускоренного роста ряда подотраслей сельского хозяйства, стабильное воспроизводство земельных и других природных ресурсов земледелия.

    Объем финансирования программы из федерального бюджета составлял 551,3 млрд. рублей, из бюджетов субъектов РФ – 544,3 млрд. Кроме того, предусматривается привлечь 311 млрд. руб. из внебюджетных источников. К 2012 г. производство продукции в хозяйствах всех категорий в сопоставимой оценке должно вырасти на 24,1% против 2006 г. Несколько настораживает исчезновение из окончательного текста Программы мер таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования, направленности на импортзамещение, а также отсутствие упоминания о защите интересов отечественных сельхозпроизводителей.

    Производство  растет уже 8 лет подряд. В 2007 г. наблюдался рост АПК на 2,8%, рост производства скота и птицы на убой в живом весе (по всем категориям хозяйств) - на 4,8%. Наиболее высокие темпы прироста достигнуты в производстве птицы - около 15% и свиней – 8,7%. Производство молока выросло на 0,8%, в то время как в 2006 г. наблюдалось падение более чем на 3%. Но самым ободряющим результатом стало повышение на 8,5% продуктивности в молочном животноводстве. Средний надой молока составил 3600 кг в год, тогда как самые высокие показатели в советские годы не превышали 2800 кг. Обнадеживающим является снижение темпов сокращения поголовья крупного рогатого скота - более чем в 5 раз за год.

    Следует, однако, отметить, что возможности  ускоренного развития сельского  хозяйства значительно снижаются  под действием ряда неблагоприятных  факторов. Опережающий рост цен на энергоносители (и промышленную продукцию  в целом) по сравнению с движением  цен на сельскохозяйственные товары подрывает рентабельность производства. А это консервирует техническую  и технологическую отсталость земледелия, препятствует обновлению основных фондов, в первую очередь машинного парка. Относительно низкая заработная плата  ведет к оттоку квалифицированной  рабочей силы в города.

    Далее, как известно, за последние шесть  лет Россия превратилась из импортера  зерна в его экспортера (показатели экспорта и импорта зерна в России в 2005-2007 гг. представлены в Приложении 3). Однако, несмотря на зерновую специализацию сельского хозяйства, Россия, как и раньше, производит мало зерна в расчете на душу населения – 463 кг в год. Значительная, если не преобладающая, часть зерна направляется на потребление населения, излишек экспортируется. Дефицит мясомолочных продуктов покрывается не за счет собственного производства, а за счет ввоза, прежде всего из США, Аргентины, Бразилии и стран ЕС.

    Американские  специалисты из министерства сельского  хозяйства США прямо связывают  экспортный потенциал по зерну российского  сельского хозяйства с наличием или отсутствием ограничений  в стране на импорт мяса и интенсивностью зернового производства. По их расчетам, если ограничений на импорт мяса не будет и произойдет рост продуктивности в зерновом производстве, то Россия станет крупным экспортером зерна (19,6 млн. т). Если при росте продуктивности сельского хозяйства будут введены  ограничения на импорт мяса, то они  окажут стимулирующее воздействие  на местное производство мяса, следствием чего станет сокращение экспорта зерна. При низком росте продуктивности и ограничениях на импорт мяса Россия превратится в малого импортера  зерна (1,2 млн. т), поскольку рост производства мяса увеличит спрос на корма. Отсюда ясно, что рост продуктивности зернового  производства является необходимым  условием подъема сельского хозяйства  страны, если Россия хочет остаться экспортером зерна и увеличить  собственное производство животноводческих продуктов.

    Так механизм оптимизации развития российского  экспорта зерна с функционированием  агропродовольственного рынка должен складываться из баланса следующих  его составляющих: объема пока ещё  растущего импорта животноводческой продукции; объёма производства зерна; роста платежеспособности населения  и увеличения потребления мяса, молока, яиц; прироста производства животноводческой продукции; увеличения внутреннего  потребления зерна; прироста переходящих  запасов зерна; объёма экспорта зерна.

    Также очень важно отметить следующее, при вступлении в ВТО от России требуют сокращения поддержки сельского  хозяйства. Экс-министр сельского  хозяйства России А. Гордеев возражал: по его мнению, без государственной  поддержки даже сельское хозяйство  Европы было бы неконкурентоспособным. Объем прямой поддержки этого сектора достигает там 40 млрд. евро в год. В России он не превышает 1,5 млрд. долл. Поэтому стремление стран Евросоюза диктовать России условия по уровню поддержки АПК, по мнению А. Гордеева, звучит как издевательство. Кроме того, Евросоюз жестко ограничивает ввоз продовольствия, тогда как в России он постоянно возрастает. Около 60% его объема поступает из ЕС, США и Канады, где уровень поддержки сельского хозяйства в расчете на 1 га пашни в 20-40 раз выше, чем в России. Вывод, к которому приходит А. Гордеев, звучит категорически: рынок надо освобождать от импорта, который принял почти угрожающие масштабы. В 2007 г. он составил 21 млрд. долл., почти сравнявшись с объемом внутреннего производства - 23 млрд. долл.

    Россия  все еще недостаточно богата для  соответствующей поддержки своих  сельхозпроизводителей, но по мере роста  ВВП помощь будет увеличиваться  вплоть до договорного предела, предусматриваемого готовящимися соглашениями о вступлении в ВТО в размере 8,5 млрд. долл.

    Шаги, предпринятые Россией для поддержки  отечественного земледелия, все еще  не отвечают требованиям его ускоренного  развития, но результаты, достигнутые  в последние годы, дают определенное основание для оптимизма. Этому  способствуют рыночная рационализация производства, рост капиталовложений и активная государственная поддержка. Только так российское сельское хозяйство  сможет занять достойное место в  мировой агропродовольственной  системе, не только обеспечив внутренние потребности в продовольствии, но и наращивая свой экспортный потенциал.

    Необходимо  также обратить внимание и на внешнеторговые аспекты рыбного хозяйства России. Страна при официальном объеме промысла в последние годы на уровне 3-3,3 млн. т экспортирует 1,1-1,2 млн. т (1,3 млрд. долл.) и импортирует 0,7-0,9 млн. т (0,7-0,9 млрд. долл.). В 2007 г. в экспорте рыбных товаров в натуральном выражении лишь 25% прошло через таможню – 324,8 тыс. т. Поставки непосредственно из районов морского промысла, без захода судов в российские порты и таможенного оформления создают основу для масштабного браконьерства и неконтролируемого экспорта. При этом вывозится сырье, в структуре же импорта, напротив, повышается доля готовой продукции - филе, пресервов, консервов и т.п. Наиболее весомой экспортной позицией является рыба мороженая (в натуральном выражении - 88, в стоимостном – 71,4%). Кроме того, в стоимостном выражении велик экспорт ракообразных (10,34%). В импорте лидируют рыба мороженая (соответственно в натуральном и стоимостном выражении – 65,7 и 31%), а также филе (11,8 и 15,6%).

    Специфика рыбного хозяйства предопределяет особенности его вхождения в  регламенты ВТО и основные направления  повышения его внешнеторгового  потенциала. К рыболовству во многих случаях неприменимы общие торговые нормы ВТО, поскольку воспроизводимые  объекты морского и речного промысла представляют собой ограниченные естественные запасы, истощающиеся при отсутствии должного контроля.

    Как известно, с 1991 г. российская рыбная отрасль находится в затяжном глубоком кризисе, ее позиции в мире существенно ослабли. Поддержка государства недостаточна, по сопоставимым показателям она в три-пять раз меньше, чем в странах Евросоюза, Норвегии, Республике Корея и др. В составе отрасли действуют более 5 тыс. обособленных и конкурирующих между собой приватизированных предприятий. В условиях присоединения России к ВТО низкая конкурентоспособность многих из них создает угрозу продовольственной безопасности страны в части обеспечения населения рыбой и морепродуктами.

    Центральная задача отрасли - техническое перевооружение, развитии обрабатывающих мощностей, особенно для производства филе на экспорт.

    Пока  же анализ внешней торговли России рыбными товарами показывает низкую ее эффективность. Даже вполне конкурентоспособные  пока ещё отечественные производители  по разным причинам не могут реализовать  свой экспортный потенциал. В этой связи  весьма своевременным стало введение государственной монополии на отдельные виды рыбных товаров (осетровых, черной икры и др.).

    Повышение эффективности внешней торговли рыбными товарами и защита экономических  интересов российских рыбопромышленников предполагают решение ряда экономических  и правовых проблем. Во-первых, необходимо дать четкое определение в России понятия «рыбный экспорт», что  будет способствовать введению полного  таможенного контроля рыбной продукции, выловленной в районах морского промысла и больших объёмах реализуемой за границей. В Приложении 4 приведена структура российского экспорта и импорта рыбных товаров в 2007 г. с учетом поставок из районов морского промысла. Во-вторых, необходимо решить вопрос об обязательном таможенном декларировании в портах России всей рыбопродукции, добываемой в нашей исключительной экономической зоне (ИЭЗ), после чего она может свободно вывозиться и реализовываться. Далее, конкурентоспособность рыболовных компаний России серьезно страдает от явной и скрытой внешнеэкономической экспансии иностранцев. Это добыча иностранными судами в ИЭЗ под российским флагом; фактическая предоплата иностранными фирмами рыбопродукции на условиях кредитования; скупка ими рыбы в районах промысла за наличный расчет с последующим перегрузом на зафрахтованные транспортные суда и вывоз её без таможенного оформления; сдача в аренду российских судов; передача иностранным фирмам квот и права на оперативное управление судами в счет долгов; создание совместных предприятий в целях получения льготных квот, либо перекупка квот у российских предприятий под видом целевых кредитов. В последние годы акции российских рыбопромысловых компаний активно скупаются иностранцами, в первую очередь инвесторами из Гонконга и Кореи. Компании Китая, Кореи и Японии контролируют вылов 65% российского минтая (650 тыс. т). Все это осложняет контроль над внешнеторговой деятельностью, учет валютных операций, использование мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли.

    Для повышения конкурентоспособности  российской рыбопродукции на внешнем  рынке необходимо расширение отраслевых НИОКР технологического профиля, выбор  перспективных демонстрационных проектов по рыбообработке и т.д. Кроме  того, российские рыбаки, товаропроизводители  и экспортеры должны быть поставлены в равные экономические условия  со своими конкурентами из Норвегии, Евросоюза, Японии, Республики Корея и др., где  многие годы осуществляется субсидирование на уровне 15-20% стоимости продукции  морского промысла. Рыбное же хозяйство  России является донором экономики. Отношение изъятий в госбюджет  к субсидиям составляло для отрасли  в 2001 и 2002 гг. – 3,1; 2003 г. – 4,0; 2004 г. – 3,9; 2005 г. – 3,2; 2006 г. – 3,9; 2007 г. 3,4. Фактически отечественная рыбная отрасль лишена возможности самостоятельно осуществлять инвестирование, что противоречит принципам рыночной экономики и базовым положениям ВТО.

    Так, в условиях присоединения к ВТО  следует проработать вопросы  субсидирования развития отдельных  секторов рыбного хозяйства с  учетом опыта государственной поддержки, которую получают наши зарубежные конкуренты. Важнейшей же задачей Госкомрыболовства  на сегодняшний день должна стать  организация квотирования экспорта рыбы и морепродуктов.

    C середины 2004 г. эксперты ВТО ведут «секторальные переговоры» по доступу рыбной продукции на рынки несельскохозяйственных товаров. Суть предложений состоит в следующем: развитые страны одновременно отменяют все тарифы на рыбные товары; развивающиеся страны по некоторым позициям снижают таможенные пошлины на рыбные товары до 5%; в течение трехлетнего периода все участники соглашения принимают новые таможенные правила; новые секторальные договоренности должны быть поддержаны странами, обеспечивающими 90% мировой торговли рыбой.

    Можно полагать, что ввиду высоких цен  и увеличивающегося спроса на мировом  рынке такой сценарий приведет к  нежелательному росту вывоза из России морской рыбы. Для насыщения внутреннего  рынка, очевидно, потребуется ужесточить правила экспорта и импорта рыбных товаров, в том числе из районов  морского промысла, в частности, ввести квотирование экспорта, что разрешается  нормами ВТО, касающимся продовольственной  безопасности.

    Таким образом, проблема внешнеторговой либерализации  в области сельского хозяйства, по-прежнему, остается одной из наиболее спорных на сегодняшний день в  мировой экономике. Чтобы подготовиться  сельскому хозяйству России к  вступлению в ВТО должным образом, по разным оценкам, нужно от 7 до 10 лет. Земледелию вступление на данном этапе  не сулит ничего хорошего. Сельское хозяйство является самым слабым звеном российского народного хозяйства, и слишком большие уступки  в ходе переговоров способны его  разрушить.

Информация о работе Всемирная торговая организация