Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 03:48, курсовая работа
Долгий процесс переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) завершен. Итог переговорного процесса был поведен 16 декабря 2011 года в Женеве, когда был подписан протокол о присоединении России к торговой организации. С момента подписания, в течение 220 дней, Россия должна ратифицировать сам протокол и документы, содержащие правила доступа товаров и услуг на российский рынок. Следовательно
Введение 3
1 Членство России в ВТО как фактор конкурентоспособности 5
1.1 Повышение конкурентоспособности - основная цель вступления в ВТО 6
1.2 Переговоры по присоединению к ВТО. Проблемы и решения 14
2 Плюсы и минусы вступления в ВТО 17
2.1 Последствия вступления в ВТО 17
2.2 Рынок образовательных услуг России. Последствия членства в ВТО 20
Заключение 27
Список литературы 28
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт
инженерного
Направление 080500 «Менеджмент»
Кафедра международного менеджмента
РОССИЯ И ВТО
Курсовая работа
Студент гр. О14А90 |
Ю.А. Юрова | |
(подпись) |
||
(дата) |
| |
Руководитель |
С.Л. Еремина | |
доктор эконом. наук, профессор |
(подпись) |
|
(дата) |
||
|
Томск - 2012
Долгий процесс переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) завершен. Итог переговорного процесса был поведен 16 декабря 2011 года в Женеве, когда был подписан протокол о присоединении России к торговой организации. С момента подписания, в течение 220 дней, Россия должна ратифицировать сам протокол и документы, содержащие правила доступа товаров и услуг на российский рынок. Следовательно, вступление России в ВТО может произойти в сентябре 2012 года.
Тема отношений России и ВТО является актуальной уже на протяжении почти 20 лет. Переговоры велись во всех сферах экономики и наиболее острыми в ходе дискуссий оказались вопросы государственной поддержки сельского хозяйства, квот на поставку продовольственной продукции, пошлин на древесину, а также вопрос промышленной сборки автомобилей.
По мнению некоторых экономистов, главной целью упорной борьбы по присоединению к ВТО для России является выход на мировые рынки и, как следствие развитие конкурентоспособности экономики страны. На мой взгляд, вступление в ВТО – это скорее инструмент не повышения конкурентоспособности с его нулевой отметки, а достижения более высокого уровня уже конкурентоспособной продукции. На момент вступления в мировую торговую организацию Россия имеет не по всем отраслям должный для развития уровень конкурентоспособности, его развитее в перспективе должно происходить уже в России–участнике торговой организации. Но действительно ли стоит развивать конкурентоспособность и качество отечественной продукции после вступления или об этом нужно было задуматься еще 18 лет назад, в самом начале переговоров с ВТО? Ответ на этот вопрос попытаемся дать в ходе написания курсовой работы.
Для этого сформулируем гипотезу курсовой работы: вступление России в ВТО сделает экономику страны более конкурентоспособной.
Исходя из гипотезы работы, целью курсовой работы является анализ перспективы развития конкурентоспособности экономики России, как члена ВТО.
Для достижения цели данной работы поставлены следующие задачи:
Работа подготовлена на основе публикаций в периодических изданиях, учебной литературы и интернет-ресурсов.
Главным в международных рыночных отношениях является конкурентоспособность экономик стран участвующих в этих отношениях. Но на протяжении очень долгого периода, начиная еще со времен СССР, в России проблеме конкурентоспособности не уделялось достойного внимания. Это является основной причиной снижения роли России в мировой экономике, утраты ею многих позиций, как на мировых, так и на собственном рынке.
Конкуренция – это процесс соревнования, следовательно, способность успешно вести такое соревнование и побеждать в нем, можно называть конкурентоспособностью.
Применительно к экономической
сфере под
Рассматривая конкурентоспособность, как многозначный термин, можно дать следующие определения:
Исходя из первых двух значений термина, под повышением конкурентоспособности страны подразумевается рост жизненных стандартов и ускорение экономического роста. Поэтому понятие национальной конкурентоспособности тесно связано с такими областями экономической теории, как теория экономического развития и теория экономического роста, а также с интегрирующей обе эти теории теорией капитала. [9]
Основываясь на третьем определении термина, повышение конкурентоспособности экономики страны тесно связано с проведением в стране традиционной промышленной политики в части поддержки конкретных компаний - «национальных чемпионов» или экспортеров - и политики поддержания низкого курса национальной валюты.
Проанализировав данные выше определения термина конкурентоспособности, можно сказать, что национальная конкурентоспособность в первых двух смыслах не предполагает собой необходимость участия страны в международной торговле, по причине того, что бизнес в стране может иметь высокую производительность, но не участвовать в конкурентной торговле с компаниями других стран. В смысле третьего определения конкурентоспособность страны проявляется исключительно на международном рынке.
Следовательно, под конкурентоспособностью, в рамках данной курсовой работы, следует понимать способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.
Всемирная Торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. [2]
На сегодняшний день, пройдя восемнадцатилетний путь переговоров по вступлению во Всемирную торговую организацию, России остался последний шаг - ратификация пакета документов. Главной целью, которую преследует Россия в членстве в ВТО, является развитие конкурентоспособности экономики.
Участие в ВТО будет основным толчком модернизации российской экономики, и поспособствует росту ее конкурентоспособности на мировом рынке. Как результат, увеличатся возможности российских компаний в продвижении своей продукции на мировой рынок. Если Россия будет ориентирована на встраивание в глобальную экономику, используя вступление в ВТО для повышения эффективности производства, то данный процесс может стать началом перестройки экономики России.
Глобализация экономическая и обострение конкуренции на мировых товарных рынках повышают значение процесса унификации и гармонизации национальных стандартов и способствующих его развитию таких международных организаций, как ВТО.
В практическом значении для национальной и мировой экономики эффективной системы государственных, международных стандартов, технических регламентов можно убедиться, рассмотрев уже существующий в этой области мировой опыт. Так, в Германии одна треть экономического роста в период с 1960 по 1990 гг. была обеспечена за счет применения эффективных стандартов. В рамках организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) эффективное использование технического нетарифного регулирования отношений между ее членами позволяет, по оценкам АТЭС, увеличивать долю прибыли в их ВВП в среднем на 0,26%. [3]
В России национальная сертификация, во многих случаях (по многим товарам) является серьезным препятствием для выхода этих товаров на мировые рынки. Технические барьеры, возникающие в международной торговле из-за различий систем национальной сертификации, обусловили создание международных организаций по сертификации и международных систем сертификации отдельных видов продукции.
До 80% мировой торговли осуществляется на основе международных стандартов и технических регламентов. [5]
Для вступления во Всемирную торговую организацию, Россия приняла все нормы и правила ВТО для устранения технических барьеров в торгово-экономических отношениях с другими странами и с целью повышения конкурентоспособности своего производства. Устаревшие государственные стандарты (ГОСТы), которые не соответствуют современным требованиям качества товаров и услуг, технической и технологической модернизации производства, являются одной из основных причин низкой конкурентоспособности большинства отраслей российской экономики. При существующей в РФ системе государственной стандартизации производитель фактически исключен из процесса принятия решений об обновлении стандартов, определяющих качество, технический уровень и, в конечном счете, конкурентоспособность.
Необходимость реформирования, сложившихся еще в СССР в условиях неразвитых торговых отношений, российской системы стандартизации и сертификации появилась из-за низкой конкурентоспособности экономики России в международном рейтинге.
27 декабря 2002 года российский парламент принял федеральный закон «О техническом регулировании», вступивший в силу с 1 июля 2003 года и принципиально изменяющий сложившуюся практику разработки и использования стандартов качества, технических стандартов и процедуры сертификации.
В рамках данного закона федеральные органы исполнительной власти имеют право издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Что касается международных и национальных стандартов, то они могут и должны использоваться (полностью или частично) в качестве основы при разработке проектов технических регламентов. (Ст. 4 и 7 Федерального закона «О техническом регулировании Российской Федерации»). Вместе с тем, учитывается, что согласно «Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле» каждая страна устанавливает обязательные технические регламенты на добровольной основе. В рекомендациях Госстандарта России по разработке технических регламентов указывается, что решение об использовании в технических регламентах международных стандартов может приниматься только после анализа выгод от их использования – для минимизации затрат в бизнесе на внутреннем и мировых рынках.
В соответствии с мировой практикой рыночной конкуренции, реформирование системы стандартизации и сертификации направлено на делегирование основной ответственности за качество и безопасность произведенного товара с государства и государственных ведомств на производителя и продавца.
С этой целью предусмотрен постепенный переход от всеобщей обязательной сертификации продукции на соответствие требованиям государственных стандартов к более либеральной ее форме, отвечающей принципам свободной конкуренции, - декларированию продукции (ее качества, безопасности) самим производителем, а также продавцом. С 2010 г. 60% продукции, поступающей на внутренний рынок, декларируется, 30% выпускается без обязательного соответствия требованиям государственной сертификации и лишь 10% - сертифицируется.
Федеральный закон «О техническом регулировании» предусматривает решение такиих задач:
• устранение чрезмерного ведомственного нормирования и контроля, препятствующего развитию предпринимательской деятельности и рыночной конкуренции;
• снятие административных преград для технического прогресса и технологической модернизации предприятий, до сих пор приводивших к ориентации на устаревшие обязательные стандарты (ГОСТы);
• содействие активному вовлечению предпринимателей в разработку стандартов и норм, отвечающих требованиям общепризнанных международных стандартов качества и безопасности.
Принятый закон ввел «технический регламент» как единственный нормативный документ, определяющий обязательные требования к продукции, услугам, работам. Он принимается федеральным законом, постановлением правительства, указом Президента РФ или по межгосударственным договорам и соглашениям. Министерства имеют право только на разработку рекомендаций в этой сфере. Представители бизнеса получают реальную возможность для участия в разработке технических регламентов.
Система государственной сертификации и стандартизации перестраивается кардинально. До начала реформирования ГОСТов, требования к стандартному качеству в России определяли свыше 20 ведомств и 19 систем обязательной сертификации. Официальные платежи, не считая «неофициальных», за получение сертификатов составляли порядка 1 млрд. долл. в год.
Хотя при этом почти каждая сделка на поставку продукции не гарантировала получение товаров с высокой потребительной стоимостью. Несмотря на то, что свыше 90% продукции имеет сертификат соответствия, порядка 70% ее тем или иным образом фальсифицировано. К тому же приобретение сертификата неофициально является менее дорогостоящим, чем его официальное оформление в органах сертификации.
Существующие до реформирования меры государственного контроля за безопасность продукции на российском рынке сводились только к осуществлению контроля за наличие и содержание копий разрешительных документов (сертификатов соответствия, гигиенических заключений, пожарных сертификатов, решений о ввозе продукции, содержащей озоноразрушающие вещества и т. д.). Из такого формального подхода к осуществлению контроля в купе с высокозатратными процедурами получения необходимой разрешительной документации следуют предпосылки для возникновения коррупционных отношений между представителями торговых организаций и контролирующих органов. В то же время, при выявлении нарушений размер штрафных санкций был существенно ниже потенциального ущерба, который может причинить обществу опасная продукция. Штрафы, как правило, налагались на организацию, торгующую подобной продукцией, а изготовитель или его официальный представитель не подвергались санкциям напрямую. Таким образом, отсутствие точной процедуры обязательного отзыва изготовителем или уполномоченным им поставщиком опасной продукции в случае выявления в ней дефектов, создавало опасность для людей, окружающей среды или имущества. [5]