Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 03:48, курсовая работа
Долгий процесс переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) завершен. Итог переговорного процесса был поведен 16 декабря 2011 года в Женеве, когда был подписан протокол о присоединении России к торговой организации. С момента подписания, в течение 220 дней, Россия должна ратифицировать сам протокол и документы, содержащие правила доступа товаров и услуг на российский рынок. Следовательно
Введение 3
1 Членство России в ВТО как фактор конкурентоспособности 5
1.1 Повышение конкурентоспособности - основная цель вступления в ВТО 6
1.2 Переговоры по присоединению к ВТО. Проблемы и решения 14
2 Плюсы и минусы вступления в ВТО 17
2.1 Последствия вступления в ВТО 17
2.2 Рынок образовательных услуг России. Последствия членства в ВТО 20
Заключение 27
Список литературы 28
21 октября 2011 г. было достигнуто соглашение, предполагающее компенсационный механизм, который заработает, если экспорт европейских автозапчастей в Россию снизится в результате нового инвестиционного режима, действующего в РФ.
Последней преградой на пути России в ВТО стало отсутствие компромисса с Грузией по вопросу таможенно-пограничного контроля на территории Абхазии.
В конце апреля 2008 г. Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению РФ в ВТО, протестуя против распоряжения президента России о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии. После августовского конфликта 2008 г. и признания Россией в одностороннем порядке независимости Абхазии и Южной Осетии Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой.
Переговоры по ВТО между Грузией и Россией были возобновлены в марте 2011 г. при посредничестве Швейцарии.
Грузинская сторона требовала размещения международных наблюдателей на спорных границах Абхазии и Цхинвальского региона, в частности на КПП Гантиади - Адлер и Роки - Верхний Зарамаг, а также внедрения современной системы обмена информацией о перемещении грузов для обеспечения прозрачности торговли.
2 ноября Россия договорилась с Грузией по вопросу мониторинга грузов на границе Абхазии и Южной Осетии. По словам главы российской делегации Максима Медведкова, аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам. [7]
10 ноября 2011 года рабочая группа по присоединению России к ВТО завершила переговоры и опубликовала отчет с подробной информацией об условиях вступления России в организацию. Следующим шагом явилось формальное одобрение данного решения на министерской конференции организации, которая прошла 15-17 декабря 2011 г. На настоящее время остается лишь ратификация пакта документов Россией, которая должна произойти до 15 июня 2012 г. [11]
Таким образом, основываясь на требованиях, выдвигаемых Россией по различным отраслям в ходе всего переговорного процесса о вступлении в ВТО, можно сделать вывод, что, эти условия, которых добивается Россия, не будут способствовать росту внутренней конкуренции, так как государство держит внутренние рынки закрытыми для того, чтобы избежать роспуска неэффективных компаний и сохранить монополистическую структуру рынка. Следствием чего является ограниченный экономический рост и постепенное накопление макроэкономических рисков в будущем.
Участие России во ВТО имеет ряд последствий как положительных для страны, так и отрицательных. Вступление России в ВТО серьёзным образом повлияет на состояние экономики страны, негативно отразится на обеспечении экономической безопасности предприятий и государства, на возможность развития отдельных отраслей и осуществление предпринимательской деятельности.
После вступления РФ в международную торговую организацию возможно уничтожение или резкое сокращение производства в таких отраслях промышленности, как легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопром, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Особенно пострадает агропромышленный комплекс. Исследования показали, что только 10 процентов региональных предприятий (в основном, в сырьевой сфере) позитивно воспринимают идею вступления в ВТО. Остальные 90%, в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта, и особенно изношенных мощностей, которые достигают сегодня до 70%, не выдержат конкуренции.
Также может произойти 40%-ное сокращение рабочих мест в стране и резкий рост безработицы во многих регионах страны. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими. Это Ивановская, Костромская, Курская, Московская, Тульская, Владимирская, Волгоградская, Самарская область и Тольятти. По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых предприятий.
При вступлении России в ВТО возможно уничтожение 460 моногородов, которые зависят от одного завода или производства для предоставления рабочих мест и инфраструктуры.
Также возможна потеря Россией суверенитета и запрет промышленной политики. Меморандум ВТО от 19 марта 2001 постановляет, что национальные законы и регулирование стран можно отменить, если ВТО посчитает их «более обременительными, чем необходимо». Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента или любого правительственного органа любой страны. Именно она решает, является ли тот или иной закон или правило «более обременительными, чем необходимо». Посредством суда ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы, касающиеся, в частности, защиты окружающей среды и социальных стандартов. Таким образом, Россия теряет часть своего суверенитета, поскольку правотворчество и свободное принятие решений будет ограничено.
После вступления во Всемирную торговую организацию Россия станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет практический невозможно.
Также произойдет значительное увеличение оттока капитала и отсутствие дополнительных прямых инвестиций в Россию, так как ни один бизнесмен не будет вкладывать средства в создание производств в стране, в которой из-за неустранимых природных особенностей невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, например, с китайским производителем. В России при прочих равных условиях абсолютно любой продукт труда значительно дороже по затратам на его производство и доставку к мировым рынкам, а потому заранее неконкурентоспособен по соотношению цены к затратам. Исключение составляют только те товары, которые могут быть произведены только в России. Экономически более выгодно производить необходимые товары и торговать ими там, где климат лучше и где есть самое дешёвое, т.е. речное, а в дальнейшем при развитии мореходства ещё более выгодное морское сообщение. Та же Центральная Россия не может конкурировать без помощи со стороны государства с сельхозпроизводителями Восточной Европы. Пока Россия держится за счет импортных ограничений; если их убрать, то дешевый импорт просто оккупирует весь российский рынок.
Увеличится отток квалифицированной рабочей силы, так как в России будет невыгодно создавать не только высокотехнологические производства, но и производства вообще.
Произойдет увеличение тарифов на электричество и другие энергоресурсы, что приблизит их к мировым и поставит на грань разорения большинство промышленных предприятий. Участие в ВТО значит установление цены на энергоресурсы, как в Европе. Но без увеличения при этом оплаты труда.
Вступление в ВТО повлечет за собой отмену льгот по НДС для отдельных категорий продукции и понижение конкурентоспособности многих товаров. Резкое снижение платежеспособного спроса на отечественные и импортные товары среди населения России.
Будет нанесен ущерб информационной и национальной безопасности России, так как не была проведена серьезная инвентаризация российского регулирования оказания юридических услуг и услуг патентных поверенных.
Возможен ущерб налоговой и валютной политики государства, так как, благодаря новым обязательствам России перед ВТО, создаются все условия для того, чтобы налоги платились не в России, а в иностранных государствах.
В связи с тем, что ВТО не признает международные договоры по защите окружающей среды, возможно ослабление экологического законодательства России. Право ВТО ставится выше экологического законодательства, а нарушение международных соглашений по защите природы не карается санкциями. Это приводит к тому, что международные соглашения по защите окружающей среды не имеют фактической силы.
Так как правила ВТО не позволяют запретить ввоз генномодифицированных и злокачественных продуктов, произойдет ослабление защиты потребителей от воздействия таких продуктов. Государства, которые запрещают ввоз злокачественных продуктов, платят большие штрафы. [12]
На ряду всех вышеперечисленных минусов вступления России в ВТО существуют также и положительные последствия участия страны в международной торговой организации.
По результатам исследования экономистов Российской школы экономики (РЭШ) и Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) прирост экономики от присоединения к ВТО составит 0,41% ВВП в первые пару лет после снижения всех тарифов (постепенное снижение тарифов будет происходить в течение 5 лет) и 0,96% через 5-6 лет после окончательного снижения тарифов. Торговый профицит может снизиться на 10%.
В 2011 году ЦЭФИР/РЭШ совместно с бельгийским центром TML и германским ZEW закончил построение новой модели, которая позволяет оценить отраслевые эффекты от вступления России в ВТО. Прогнозы строятся для краткосрочного периода - 1-2 года после снижения всех тарифов (то есть 2018-2019 гг.) и долгосрочного - 5-6 лет после снижения всех тарифов (2022-2023 гг.). Прогнозирование ведется без учета изменений общей экономической среды, но в долгосрочном периоде учитывается эффект от притока прямых иностранных инвестиций в сектор бизнес-услуг.
Расчеты указали на рост благосостояния экономики в краткосрочном периоде на 0.41% в год, а в долгосрочном – на 0.96% в год. При этом сократятся поступления в бюджет в связи с уменьшением таможенных тарифов, и в краткосрочной перспективе возможно очень незначительное снижение темпа роста ВВП. Сальдо торгового баланса претерпит значительные изменения, торговый профицит может снизиться на 10%.
Касательно снижения цен на товары прогнозы экспертов выглядят следующим образом: на 1,5 - 2,5 %% в краткосрочной перспективе и до 3% в долгосрочной перспективе будут снижены цены на пищевые продукты, транспортные средства и оборудование, одежду, изделия из дерева, продукты химической и нефтехимической отраслей. Это приведет к росту потребления от 0,2% до 0,4% в краткосрочной и до 1,5% в долгосрочной перспективах. При этом либерализация сферы услуг является очень важным предположением данных расчетов, обеспечивая примерно половину выигрыша потребителей в долгосрочной перспективе.
В 2004 г. Всемирный банк провел исследование последствий вступления России в ВТО, основанное на оптимистичных предположениях об условиях вступления, которые осуществились далеко не в полной мере. В частности, предполагалось 50%-е снижение всех импортных тарифов и 100%-е снятие всех административных барьеров на пути инвестиций в секторе бизнес-услуг. Суммарный положительный эффект от либерализации тарифов, оцененный в этом исследовании, составил 3,4% ВВП. При этом самый значительный положительный эффект ожидается в металлургии, причем прирост выпуска и занятости в черной металлургии может составить 25%, а в цветной - 15%. Прирост химической и нефтехимической промышленности можно ожидать в пределах 10%, а добычи угля - до 6%. Значительно более скромные оценки потенциального выигрыша России отражают меньшие обязательства в других исследованиях. Результаты ЦЭФИР указывают на то, что предприятия черной металлургии не будут испытывать затруднений после вступления в ВТО, а в долгосрочном сценарии возможен рост производства в пределах 2%. [13]
Таким образом, проанализировав приведенные исследования, мнения экспертов данной области, их положительные и отрицательные оценки, можно сделать вывод, что результат вступления России в ВТО во многом будет зависеть от внутренней экономической политики станы.
Мировой экспорт услуг в настоящее время составляет примерно один триллион долларов, что составляет 20% всего мирового экспорта. Благодаря стремительному развитию информационных технологий международная торговля услугами активно развивается, и ее уровень может превысить уровень торговли товарами уже в ближайшее десятилетие.
ВТО включила образование в список услуг, торговля которыми осуществляется в случае заключения Генерального соглашения по торговле услугами (ГСТУ). Нормы ВТО определяют также международный экспорт и импорт образовательных услуг. Образовательная услуга - товар как любой другой и подвергается обычным правилам торговли, входящих в поле ГСТУ. Учащиеся рассматриваются как заказчики и потребители образовательных услуг, что предполагает формирование в основном экономического механизма их взаимоотношений с образовательным учреждениями (ОУ).
Торговля образовательными услугами рассматривается как поставка услуг путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена ВТО, поставщиком услуг одного члена путем присутствия физических лиц члена на территории любого другого члена. Иными словами, это означает открытие на территории России филиалов и представительств иностранных образовательных учреждений и обучение российских граждан за рубежом. Также Россия получит аналогичные возможности реализации образовательных услуг на рынках стран членов ВТО. [8]
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению многосторонних торговых соглашений. Вступление России в ВТО предполагает принципиальные изменения в сфере образования. В ходе преобразований в этой области важно сохранить лучшие традиции российской образовательной школы, что требует значительного расширения образовательных услуг.
Преимуществами российской системы
образования считаются высокое
качество, фундаментальность и
Однако, вступая в ВТО, многое в системе российского образования придется приводить в соответствие с международной системой, принятой в странах - членах ВТО. В европейской системе образования сам подход к преподаванию иной: студентов больше мотивируют к самостоятельной внеаудиторной работе, а российских - больше заставляют учиться. Кроме того, технологическое обеспечение преподавателя позволяет там лектору, оснащенному последними наработками компьютерного моделирования, дать гораздо больше информации за единицу времени и оперативно контролировать уровень подготовки обучающихся.
Основные условия, выдвигаемые ВТО, по мнению специалистов Института международных образовательных программ, относятся к рынку труда и специалистов, которых готовят вузы России.